Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Василий Васильевич Розанов (1856-1919).





Один из самых оригинальных русских мыслителей, писатель и публицист. Родился в 1836 г. в бедной семье в маленьком городишке Ветлуга Костромской губернии. Детство Розанова было тяжелым – нищета, сложные взаимоотношения в семье. После окончания местной гимназии Розанов поступает в Московский университет на историко-филологический факультет, по окончании которого получает место учителя истории и географии сначала в Брянской» а затем в Вельской и Елецкой прогимназиях. Эти годы были сопряжены с постоянной нехваткой» средств, к тому же преподавательская работа сильно Розанова тяготила.

Примерно в этот период им была написана первая, серьезная работа – «О понимании. Опыт исследования природы, границ и внутреннего строения науки как цельного знания». Однако она прошла почти незамеченной, что подтолкнуло Розанова к занятиям публицистикой. Журналистская деятельность на долгие годы стала основным занятием Розанова, благо, он, по мнению выдающегося русского философа Н. О. Лосского, «обладал большим литературным дарованием и был в высшей степени оригинальным мыслителем и наблюдателем жизни». «Его произведения, – замечает далее Лососий, – не носили систематического или даже последовательного характера, но в них часто обнаруживались искры гения». Вскоре одна из его статей, посвященная злободневной теме – серьезным недостаткам в учебном деле России, – вызвала широкий резонанс в российском обществе и репрессии против писателя. В конце концов, благодаря хлопотам Н. Н. Страхова Розанов смог перебраться в Петербург, где поступил на службу в департамент по акцизам и налогам - Служебную деятельность он продолжал совмещать с публицистикой, а в 1899 г. вышел в отставку и стал штатным сотрудником газеты консервативного направления «Новое время».

Дальнейшая литературно-философская судьба Розанова полна взлетов и падений, сиен точек зрения и убеждений, а иногда и крайностей. Скончался Розанов в тяжелейшее для страны время, в апокалиптических условиях гражданской войны. Перед смертью он успел не только причаститься и исповедаться, но и попросить прощения у всех, кого, как ему казалось, он так или иначе обидел в своей жизни.

Основные работы: «О понимании»» «Сумерки просвещения», «Религия и культура», «В мире неясного и нерешенного», «Около церковных стен», «Темный лик: Метафизика христианства», «Опавшие листья», «Уединенное», «Апокалипсис нашего времени».

«О понимании». Это едва ли не единственное сочинение Розанова, целиком посвященное чисто философским вопросам. Книга эта представляет собой попытку исследовать науку как цельное знание о мире, природе и человеке. Пафос ее направлен против позитивизма как крайности в деле исследования тайн бытия. Розанов старается снять противоречия между философским и научным способами познания. В целом, книга не удалась как с философской, так и с литературной точки зрения. По оценке того же Лосского, она «написана скучным, бесцветным стилем и резко отличается от других произведений Розанова, в которых ясно обнаружились его литературный дар и оригинальность».

Розанов о «семейном вопросе». Одной из основных тем публицистики и философии Розанова является т. н. «семенным вопрос». Именно семью, со всеми се маленькими радостями и глубоко интимным внутренним миром, Розанов понимал как основное звено любого цивилизованного общества. Зачем искать правды и спасения во внешних идеях и теориях, во всех этих социалистических и коммунистических системах, спрашивает Розанов», если можно опереться на любящую семью. Социальное здание, общественный идеал можно построить на семенной любви, убежден Розанов, ибо семья гораздо выше по своему значению любых государственных учреждении.

Но семейный вопрос тесно связан с проблемой пола и половой жизни. Пол для Розанова священен, чист, благороден. Пол есть прямое отображение божественности всего человечества, глубинная мистическая тайна соединения двух человеческих начал в едином теле индивидуума. Как говорит он сам, «пол и есть наша душа... Лишь там, где есть пол, возникает лицо...» Благодаря наличию пола человек имеет возможность соприкоснуться с природой и, следовательно, с божественным началом. Сам процесс зачатия и рождения человека есть высочайший, священнейший акт божественного творения, вечный принцип вечного мироздания.

Розанов о приоритете индивидуального над общественным. По своему мировоззрению Розанов ярко выраженный индивидуалист. Ценность индивидуального начала, личных переживаний, единоличного внутреннего мира для него бесспорны. Отдельный, частный человек гораздо выше любых внешних искусственных проектов, морально-нравственных ограничении и общепринятых социальных норм, сковывающих свободу индивида. Его спасение – в семье, в «Тихом, уютном, любящем домашнем очаге, не знающем социально -политических потрясении окружающего мира. «Что делать?» спрашивает пылкий юноша. «Как, что делать?! – отвечает Розанов. – Летом собирать и лесу ягоды и варить из них варенье, а зимой пить чай с этим вареньем».

Огромное внимание в своем творчестве уделяет Розанов и теме христианства, причем в большей степени его критике. Историческое христианство не устраивает Розанова своим, по его мнению, тягостным, безрадостным настроением. Суровый аскетизм, самоистязание, безбрачие, изнурительные посты – вот печальный итог двухтысячелетней истории развития учения Христа. Согласно убеждению Розанова, христианство считает прекрасными лишь страдание, смирением достойную кончину ради вечной жизни на небе, пренебрегая земной жизнью и даже отвергая ее. Розанову гораздо ближе мир Ветхого Завета, нежели Евангелия, ибо ветхозаветная религия, по его мнению, выгодно отличается oт христианства своей заботой о человеке, о его личных проблемах, любовью и тяготением к семейной жизни.

 







Date: 2016-07-25; view: 256; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию