Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные пути и направления развития предприятия
Формирование в экономике развитой конкурентной среды обусловило необходимость повышения экономической самостоятельности предприятий, переориентации производства на требования и запросы потребителя, придания производственным структурам высокой степени гибкости, что тесно связано с выявлением и реализацией резервов эффективного развития предприятия.
Классификация факторов, определяющих экономические категории и показатели, является основой классификации резервов. В экономике различают два понятия резервов: резервные запасы (например, сырья, материалов), наличие которых необходимо для непрерывного планомерного развития хозяйства; резервы как еще не использованные возможности роста производства, улучшения его качественных показателей. Орудиями вскрытия и использования резервов производства являются изучение и анализ экономики.
В экономической литературе под резервами часто подразумевают снижение потерь в использовании ресурсов. Правильнее под резервами понимать неиспользованные возможности снижения текущих и авансируемых затрат материальных, трудовых и финансовых ресурсов при данном уровне развития производительных сил и производственных отношений. Устранение всякого рода потерь и нерациональных задач - один из путей использования резервов. Другой путь связан с большими возможностями ускорения научно-технического прогресса как главного рычага повышения интенсификации и эффективности производства. Таким образом, резервы в полном объеме можно измерить разрывом между достигнутым уровнем использования ресурсов и возможным уровнем, исходя из накопленного производственного потенциала предприятия.
Классификация резервов возможна по разным признакам, но любая классификация должна облегчать поиск резервов. Рассмотрим важнейшие принципы классификации резервов.
Основной признак классификации производственных резервов - по источникам повышения эффективности производства, которые сводятся к трем основным группам (простым моментам процесса труда): целесообразная деятельность или живой труд, предмет труда и средства труда. Значит, в процессе производства следует различать материальные факторы или средства производства и личный фактор или рабочую силу.
Научно обоснованная организация производственного процесса требует пропорционального наличия и использования материальных (средств труда и предметов труда) и трудовых ресурсов. Объем производства лимитируется теми факторами или ресурсами, наличие которых минимально. Здесь речь идет и о потребляемых, и о применяемых ресурсах.
Под производственным потенциалом предприятия понимается максимально возможный выпуск продукции по качеству и количеству в условиях наиболее эффективного использования всех средств производства и труда, имеющихся в распоряжении предприятия. Максимально возможный - это значит при достигнутом и намеченном уровне техники, технологии, полном использовании оборудования, передовых формах организации производства, труда, хозяйствования. В отличие от производственной мощности производственный потенциал предприятия характеризуется оптимальным в данных условиях научно-технического прогресса использованием всех производственных ресурсов, как применяемых, так и потребляемых. Совокупный резерв повышения эффективности производства на предприятиях, следовательно, определяется разницей между производственным потенциалом и достигнутым уровнем выпуска продукции.
С позиций предприятия и в зависимости от источников образования различают внешние и внутрипроизводственные резервы. Под внешними резервами понимают общие народнохозяйственные, а также отраслевые и региональные резервы. Использование внешних резервов складывается на уровне экономических показателей предприятия, но главным источником экономии на предприятиях, как правило, являются внутрипроизводственные резервы.
Использование производственных и финансовых ресурсов предприятия может быть экстенсивным или интенсивным. Экстенсивное использование ресурсов и экстенсивное развитие ориентируются на вовлечение в производство дополнительных ресурсов. Интенсификация экономики состоит прежде всего в том, чтобы, вовлекая в производство сравнительно меньше ресурсов, добиться больших результатов. База интенсивного развития - научно-технический прогресс.
Классифицируют резервы также по конечным результатам, на которые эти резервы воздействуют: резервы повышения объема продукции, совершенствования структуры и ассортимента изделий, улучшения качества, снижения себестоимости продукции по элементам затрат, или по статьям затрат, или по центрам ответственности; резервы повышения прибыльности продукции, укрепления финансового положения и повышения уровня рентабельности. При сводном подсчете резервов важно исключить дублирование и двойной счет, для чего следует строго соблюдать определенные принципы классификации резервов. Например, резервы увеличения объема и повышения качества продукции, а также резервы снижения себестоимости одновременно являются резервами повышения прибыли и уровня рентабельности хозяйствования.
Для рациональной организации поиска резервов важное значение имеет их группировка по стадиям процесса воспроизводства (снабжение, производство и сбыт продукции), а также по стадиям создания и эксплуатации изделий (предпроизводственная стадия - конструкторская и технологическая подготовка производства; производственная стадия - освоение новых изделий и новых технологий в производстве; эксплуатационная стадия - потребление изделия).
В связи с переходом к рыночной экономике в корне меняются задачи и характер управленческой деятельности предприятий. На первый план выходит цель максимизации прибыли, увеличения рыночной стоимости предприятий в интересах их владельцев. Приспособление предприятия к рыночным условиям требует как изменения выполняемых функций, так и внутренней организационной перестройки, прежде всего дополнения организационной структуры новыми звеньями, пересмотра всей системы распределения прав, полномочий и ответственности.
Оценка реальных потребностей рынка и собственных (наличных и потенциальных) возможностей, ориентация на рыночный спрос - краеугольный камень выработки стратегии предприятия и создания обеспечивающих ее организационных механизмов.
Реформирование предприятий с целью приспособления к рынку должно начинаться с перехода к таким видам деятельности, как стратегическое планирование, изучение сложившихся на рынке цен, потенциальной емкости и насыщения рынка, выявление конкурентов, их сильных и слабых сторон, анализ эффективности систем сбыта и снабжения, финансовое управление, анализ издержек предприятия, их структуры и динамики.
Рыночная специализация трансформируется в специализацию производственную, что, в свою очередь, требует внесения соответствующих уточнений в организацию исследовательских, конструкторско-технологических служб, подразделений технического контроля продукции. Не менее важно организационно обеспечить нормальное функционирование системы гарантийного и иного обслуживания продукции предприятия, а также поддержания бесперебойности работы производственного аппарата. Практически новым видом деятельности и соответственно структурной ячейкой является реклама продукции и услуг предприятия, последовательное и целеустремленное завоевание новых рынков сбыта и покупателей. Наряду с этим принципиальную важность приобретает обеспечение собственников, акционеров, инвесторов и кредиторов достоверной информацией о финансовом положении предприятия. Каждому предприятию в рамках реструктуризации предстоит перейти на международные стандарты бухгалтерского учета, создать организационные условия для существенной перестройки деятельности финансовых служб, в задачи которых входит контроль над финансовым состоянием предприятия и разработка общей финансовой стратегии.
|
ВЫВОДЫ
2015 год завершен предприятием «Гроднооблсоюзпечати» с положительными результатами. Достигнуты запланированные объемы розничного товарооборота, выручки и прибыли от реализации. На конец отчетного года предприятием сохранена положительная структура баланса, коэффициенты ликвидности и обеспеченности собственными оборотными средствами находятся в пределах нормативных значений.
В 2016 году основной задачей УП «Гроднооблосоюзпечати» будет оптимизация мест расположения существующих киосков, замена их на киоски и павильона с большей площадью и лучшими возможностями для выкладки товаров и обслуживания покупателей, сохранение динамики роста товарооборота, доходности предприятия, экономия материальных ресурсов, создание стимулов для эффективности деятельности коллектива.
План развития предприятия разработан исходя из условий, сложившихся в базовом 2015 году, динамики за предшествующие три года с учетом изменений в условиях хозяйствования, параметров прогноза социально-экономического развития отрасли на 2016 год:
- темп роста розничного товарооборота 103,5%
- темп роста выручки от реализации на одного среднесписочного работника 102,0%
-соотношение темпов роста выручки на одного работника и средней заработной платы – 1,008.
С учетом сложившихся условий работы объем розничного товарооборота в 2016 году планируется в сумме 158 000 млн. рублей. Прибыль от реализации планируется в сумме 1610 млн.рублей, рентабельность продаж – 1,00%, рентабельность реализованной продукции -1,20%. Вложения в основные фонды планируются в сумме 710 млн. рублей за счет собственных средств.
Для выполнения прогнозных показателей в 2016 году предприятию необходимо увеличить долю периодики в розничном товарообороте, оптимизировать товарные запасы, проводить взвешенную маркетинговую политику, позволяющую наиболее полно использовать преимущества разветвленной торговой сети, повышать качество обслуживания покупателей.
Непосредственная работа с издателями периодических изданий позволит более оперативно реагировать на изменение спроса на газеты и журналы, добиться увеличения удельного веса печатной продукции в розничном товарообороте, расширить ассортимент периодики.
Изуче6ние конъюнктуры рынка, соотношения спроса и предложения по отдельным группам товаров, совершенствование форм и методов торговли позволит сохранить финансовое положение предприятия на достаточно высоком уровне. Увеличение товарооборота обеспечит планируемый уровень производительности труда, роста средней заработной платы.
Инвестиционная политика предприятия будет направлена на вложения в здания и сооружения, модернизацию оборудования, что позволит оптимизировать размещение и состав торговой сети УП «Грооблсоюзпечать», улучшить условия труда работников. Планируется замена в течение 2016 года двух киосков небольшого размера павильонами с торговым залом.
Для дальнейшей автоматизации бухгалтерского учета и учета движения товаров будет проводиться обновление программного обеспечения и развитие локальной компьютерной сети предприятия.
Кадровая политика предприятия, как и прежде, будет направлена на создание условий для повышения уровня квалификации работников, закрепление в коллективе молодых специалистов.
ПРИЛОЖЕНИЕ
|