Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дайте общую характеристику процесса речевосприятия. Укажите уровни и составляющие их операции.





 

Восприятие речи – сложный активный процесс обработки и переработки акустического сигнала, лексических характеристик высказывания, его грамматических и семантических структур.

В результате этого процесса устанавливается смысл высказывания. До настоящего времени процессы восприятия речи недостаточно изучены. Существует несколько теорий.

Восприятие речи характеризуется следующими особенностями:

1. Это активный процесс. Слушающий не пассивно фиксирует поступающую информацию, а производит активное преобразование речевого сигнала в определенный смысл.

2. Двухступенчатый процесс. Это рецепция слышимых элементов языка и понимание речевого высказывания.

3. Это перцептивно-мыслительно-мнемическая деятельность (в памяти хранятся речевые эталоны языка).

4. Отличается эвристическим характером. Первоначально происходит смысловое прогнозирование того, что мы предполагаем услышать, так называемое «встречное моделирование», которое зависит от ситуации, интонации, контекста. Несовершенство слухового восприятия неизбежно приводит к появлению смысловой догадки.

5. Единицей восприятия является слово, однако, при восприятии незнакомых слов оно осуществляется пофонемно или послогово. При восприятии объемных текстов единицей восприятия становятся синтагмы или фразы, передающие единицу смысла.

6. Вариативность восприятия. Осмысление услышанного зависит от речевого опыта, от ситуации общения, от контекста.

7. Обладает свойствами любой другой деятельности: трехчленным строением (программирование, реализация, контроль) и в качестве единиц выступают операции и действия.

8. Запоминание высказывания происходит в терминах смыслов, т.е. мы запоминаем определенные слова из высказывания, в которых заключен весь смысл. Это объясняет, почему говорящий, пересказывая сообщение, обычно передает лишь его общий смысл, иногда искаженный в силу того, что говорящий и слушающий одно значение могут опосредовать различным смыслом.

Современная психолингвистика пока не может предложить универсальную модель речевосприятия по следующим причинам:

-стратегия восприятия отдельного высказывания и целого текста значительно отличаются

-механизм восприятия значительно зависит от индивидуального опыта реципиента

-в механизме восприятия особенно сказывается эвристический принцип.

Человеческое восприятие всегда сугубо индивидуально. Восприятие речевого высказывания яркое тому подтверждение. Результатом восприятия речевого высказывания является понимание. Благодаря восприятию и пониманию речи окружающих возможно общение. Довольно часто приходится наблюдать, когда несколько слушателей из одновременно услышанного высказывания получают для себя несколько различную информацию. Каждый из них несколько иначе, чем другие слушатели, понимают говорящего.

Особенно ярко индивидуальность восприятия речевого высказывания проявляется в детском возрасте. Не редко случается, что дети слушают объявление учителя все вместе, а потом начинают спорить, о чем же им было сказано. Одни дети могут дольше полноценно воспринимать речевое высказывание, другие теряют нить рассуждения довольно быстро и бывают не в состоянии понять, о чем говорит взрослый. Наиболее уязвимым восприятие речевого высказывания бывает у детей с различными нарушениями речи. Восприятие речевого высказывания для любого человека будет неполноценным, если слушатель сталкивается с определенным количеством слов, ранее ему незнакомых, и не может по смыслу высказывания догадаться об их значении. Восприятие речи притупляется при снижении мотивации к получаемой информации, при утомлении, при плохом самочувствии. Взрослым достаточно вспомнить свои ощущения на долгих неинтересных совещаниях или собраниях. Восприятие речи у любого ребенка снижается на уроках, когда сам ребенок бывает пассивным слушателем, а говорит в основном один учитель или ученик. Уроки-лекции в этом отношении имеют самую низкую эффективность в начальной школе.

Речевое высказывание воспринимается лучше, когда: оно четко, разборчиво, выразительно, эмоционально; доступно для осмысления, понимания, анализа, слова понятны, а синтаксические конструкции просты; не растянуто, емко; слушатель имеет возможность выразить свое отношение к услышанному; восприятию речи помогает зрительное восприятие, тактильные ощущения, двигательное, жестовое сопровождение и др.







Date: 2016-07-25; view: 1226; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию