Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Назовите основные этапы процесса речепорождения, составляющие их действия и операции модели порождения речевого высказывания А.А. Леонтьева.
1.Этапы порождения речевого высказывания по А.А. Леонтьеву. Теория порождения и восприятия речевого высказывания является основным предметом исследований ПЛ. Ученые разных стран занимаются изучением этого вопроса. Всего создано несколько десятков «моделей» процесса порождения РВ. Научный обзор этих моделей сделан А.А. Леонтьевым и Т.В.Ахутиной. Наиболее открытой, базовой, относительно простой, наглядной и структурной является модель, предложенная Леонтьевым (по мнению Ахутиной). 1 этап - МОТИВ Иногда мотив очевиден: не пишет ручка. Иногда не очевиден и не ясен самому автору. Торопимся сказать свое мнение, потом жалеем. ü Анекдот: разговаривают подруги. - мой муж закуривает обычно только после хорошего обеда. - ну, 2-3 сигареты в год ему не повредят. Даже если мотив не осознается, он становится пусковым толчком к началу любой речи. Этот этап характеризуется тем, что на этом этапе происходит настрой на ту или иную коммуникативную ситуацию (комплимент или ссора). Складывается образец результата. 2 этап – ЗАМЫСЕЛ По А.Р. Лурия на этом этапе впервые происходит выделение темы (предмета высказывания) и ремы (что именно надо сказать об этом предмете). Иначе говоря, происходит формирование семантического наполнения высказывания. Здесь еще нет элементов национального языка. В невербальном коде образов и схем появляется общий замысел будущего высказывания. Говорящий знает, о чем будет говорить, но не знает как. 3 этап – ЭТАП ВНУТРЕННЕГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ Происходит неосознаваемое построение некоторой схемы, на основе которой в дальнейшем происходит дальнейшее построение высказывания. Совершается 2 типа программирования: · Программирование высказывания в целом (как текста), где определяется смысловая последовательность (начало, середина, конец) · Программирование каждого предложения в отдельности. Осуществляется следующими операциями: · Операция определения основных смысловых звеньев · Операция определения главного и второстепенного · Операция определения исходной предикативной пары (субъект – предикат, предикат - объект) Результатом программирования является система предикативных высказываний в коде внутренней речи. Это так называемая «первичная запись» будущего высказывания. Она носит характер предельно сжатого конспекта, состоящего из ключевых слов, ядерных фраз и обрывков предложений. Этот сжатый вариант будущего высказывания отличается 2 особенностями: · Несет в себе выраженный личностный смысл · Не имеет еще грамматического оформления. На этом этапе происходит не только развертывание смыслового содержания, но и одновременное свертывание, что необходимо для сличения результатов речевого акта с первоначальным замыслом. В этом важная роль принадлежит памяти (забыл, что хотел сказать…).
4 этап – ЭТАП ЛЕКСИЧЕСКОГО РАЗВЕРТЫВАНИЯ И ГРАММАТИЧЕСКОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ Выделяют нелинейный и линейный подэтапы. Нелинейный подэтап – это переход от внутренней программы к набору опорных единиц. Основная операция нелинейного этапа - отбор слов. Поиск нужного слова происходит в семантическом поле, которое всплывает как ассоциативный ряд, и идет по 2 основным признакам: семантический и акустический. Они ограничивают широкий семантический класс. При этом активизируются определенные пласты лексики (семантические поля). Устанавливается вероятностная иерархия (лук – оружие, битва, меч, колчан…), какое слово в большей, а какое в меньшей мере соответствует исходному замыслу (поэтому нелинейный подэтап). - вероятностное всплывание нужного слова. В результате создается набор языковых единиц: Девочка \ кушать \ яблоко \ красный. Линейный подэтап – это создание грамматической конструкции предложений, где каждая единица «соответствует» другой по грамматическим правилам данного языка (как конструктор). Операции: · Выбор грамматических конструкций из имеющихся «эталонов» · Установление порядка между элементами (определение места субъекта и объекта) · Выполнение «грамматических обязательств» главных стержневых слов в словосочетании или предложении (красная ягода, спрятался в овраге). Каждая лексема получает следующие характеристики: · Место в общей синтаксической схеме высказывания · Полный набор семантических признаков · Полный набор акустико-артикуляционных признаков (или графических) · «грамматические обязательства», т.е. грамматические признаки. Завершается 4 этап операцией сличения по следующим параметрам: · С изначальной программой · С общим контекстом речи (как данное РВ вписывается во всю речевую деятельность) · С ситуацией речевого общения. После сличения принимается решение о переходе к внешней реализации РВ. Возможно 3 варианта: 1. РВ соответствует внутренней программе – «озвучивание» высказывания во внешней речи; 2. Внесение «корректив»; 3. Решение об отмене речевого действия. Например, в диалоге говорящий желает что-то спросить, но вдруг получает недостающую информацию и РВ уточняющего характера становится излишним. 5 этап – ВНЕШНЯЯ РЕЧЬ На предыдущем этапе были обозначены ориентиры для создания двигательной программы, которая складывается на основе артикуляционных признаков. Из речедвигательной памяти извлекаются «шаблоны» слов (реже слогов). И далее реализуется двигательная программа с помощью операций внешнего оформления речи. Используются голосовые, темпо-ритмические, артикуляционно-фонетические и просодические средства. Date: 2016-07-25; view: 2616; Нарушение авторских прав |