Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Регулирование деятельности субъектов естественных монополий





Необходимость государственного регулирования предприятий-субъектов естественных монополий обусловлена рядом моментов:

-режим конкуренции обладает более высоким потенциалом повышения эффективности, более предпочтителен с т.зр. интересов развития экономики и общества, чем монополия;

-монополия (в т.ч. естественная) содержит в себе потенциальную возможность злоупотреблений ею против интересов общества.

Однако производство и реализация определенных групп товаров имеют более высокую совокупную эффективность под государственным контролем. В процессе регулирования монополистических образований у гос-ва ф-ии:

-координация интересов общества и хоз.субъектов, обладающих монополией;

-защита потребителей от возможных злоупотреблений монопольным положением и ущемления их интересов;

-развитие конкуренции, ограничение сферы действия монополий и их устранение в тех отраслях и производствах, где это целесообразно.

При регулировании естественных монополий гос-во выступает и как выразитель собственных национальных гос-ых интересов.

Объектами реализации экономических интересов здесь выступают: ресурсы (природные, трудовые, финансовые); результаты хоз.деят-ти предприятий, социально-экономическая ситуация в стране, уровень жизни населения, социальная сфера, уровень занятости трудоспособного населения.

В связи с тем, что потребителем услуг естественных монополий помимо населения и коммерческих и общественных организаций является гос-во, существует несколько ключевых факторов, обусловливающих необходимость гос.регулирования деят-ти субъектов естественных монополий:

-необходимость установления цен на продукцию естественных монополий на уровне, доступном для потребителей;

-жизненная необходимость услуг отраслей инфраструктуры;

-наличие положительных и отрицательных внешних эффектов, возникающих в процессе функ-ия предприятия отраслей инфраструктуры;

-системообразующая роль естественных монополий в жизнедеятельности страны;

-необходимость обеспечения эффективности предоставления услуг.

Согласно Конституции РФ, федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь находятся в исключительном ведении РФ.

ФЗ №147-ФЗ от 17.08.1995 (ред. 2012 года) «О естественных монополиях» содержит широкий спектр методов воздействия: ценовое регулирование и выявление потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и/или установление минимального уровня их обеспечения. Приоритет - ценовое регулирование деят-ти субъектов естественных монополий, направленное на прекращение или сдерживание роста цен (тарифов) на их продукцию (услуги) на внутреннем рынке.

Методы регулирования цены:

-назначение фиксированной абсолютной величины;

-назначение цены с учетом нормативной текущей рентабельности;

-назначение цены, исходя из нормальной рентабельности вложенного капитала.

Государственное регулирование цен может быть заменено регулированием доходности хоз.субъекта в естественной монополии.

Эффективность гос.регулирования естественных монополий определяется наличием адекватной информации, уровнем трансакционных издержек, административными и политическими факторами, влияющими на механизмы регулирования, и т.д. Специфику имеет и уровень технического, технологического функционирования каждой из «естественных» отраслей, характерных для разных стран. Так, в США естественные монополии характерны для локальных рынков (в лучшем случае – весь штат), где гос.регулирование данных монополий базируется на судебных разбирательствах прецедентных случаев и на обобщении такой практики.

Однако на современном этапе, если на рынке действует единственный производитель, то конкуренция может быть инициирована уже на начальном этапе, при организации торгов за получение франшизы на естественную монополию. Критерий отбора победителя поставки услуг – цена единицы.

Другой подход к организации инфраструктурной сферы естественных монополий предполагает изменение институтов, определяющих взаимоотношения экономических агентов в области поставки товаров и услуг по инфраструктурным сетям, в частности, организационное разделение этих сетей и операций по их эксплуатации. Так, образуется несколько функционально различных компаний, одна из которых – собственник единой инфраструктурной сети, осуществляет техническое обслуживание, модернизацию и расширение мощностей. А за право эксплуатации того или иного участка сети и предоставление услуг конечному потребителю на торгах борются компании, претендующие на статус операторов. По итогам заключается договор лизинга с победителем на ограниченный срок, затем все заново.


В странах Запада в течение последних десятилетий газовая, электроэнергетическая, железнодорожная, телекоммуникационная, водоснабжение и др., неотъемлемой частью которых являются естественные монополии, претерпели крупные изменения. Здесь прошли процессы дерегулирования, демонополизации, внедрения механизмов конкуренции, модернизации функций и методов гос.регулирования.

 

25. Социальная политика государства: сущность, субъекты и объекты. Социальная политика государства в современных условиях

Сущность социальной политики государства заключается в поддержании отношений, как между социальными группами, так и внутри них, обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создании социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве. При этом надо отметить, что социальная политика государства, выступающая как составная часть мероприятий, проводимых государством в целях регулирования условий общественного производства в целом, тесно увязана с общеэкономической ситуацией в стране.

Объектом социальной политики выступает все самодеятельное население, отдель­ные граждане, социальные общности определенного уровня, объединенные конкретными связями и отношениями

Субъектами являются законодательные, исполни­тельные, судебные органы власти, определяющие при общест­венном участии цели, задачи, приоритеты, нормативно-право­вую базу социальной политики государства и проводящие не­посредственную практическую работу по ее реализации.

Социальная политика государства в современных условиях: направлена на решение насущных социально-экономических проблем, связанных, главным образом, с поддержкой достойного уровня жизни населения и доходов, обеспечением занятости, развитием отраслей социальной сферы, регулированием трудовых отношений, социальной защитой, смягчением «провалов» рынка, предотвращением социальных конфликтов. В связи с тем, что достижение целей государственной социальной политики обусловливает динамическую устойчивость экономической системы, а именно: рост общественного производства и благосостояния населения, – вопросы социальной политики постоянно находятся в центре внимания не только ученых и политиков, но и рядовых граждан современных цивилизованных обществ.







Date: 2016-07-22; view: 331; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию