Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Главенствующей фигурой научной школы, ее стержнем является ее лидер.
Наличие лидера является обязательным условием существования научной школы. В документах и литературе используются различные трактовки понятий «крупный ученый», «лидер группы», «доктор наук», поскольку понятия «доктор наук» и «крупный ученый» не всегда могут быть синонимами. Лидер занимает несколько функциональных позиций. Во-первых, он является «проектировщиком-организатором» школы, что обеспечивает рефлексивные позиции членов коллектива по отношению к своей деятельности. Во-вторых, лидер одновременно проявляет себя в двух ипостасях – наставник и коллега. Каждый четвертый руководитель научной школы – это директор научной организации. Как правило, это наиболее компетентные ученые: доктора наук, академики и члены-корреспонденты Российской академии наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии образования и др., организующие и обеспечивающие весьма интенсивную научную деятельность руководимых ими коллективов. (Левин А. С., начальник отдела поддержки ведущих научных школ и грантов Президента Российской Федерации. Соображения к концепции развития программы // http://informika.ru/text/magaz/newpaper/messedu/cour0010/1800.html) Существенным признаком научной школы является то, что она одновременно реализует функции инициатора научных идей, их распространения и защиты, подготовки молодых ученых. Иными словами, основными характеристиками научной школы могут быть: известность в научном сообществе; высокий уровень исследований, их оригинальность; научная репутация; научные традиции; преемственность поколений. Научная школа выполняет все функции научной деятельности: производство знаний (исследование), их распространение (коммуникацию) и воспроизводство как знаний, так и самого научного сообщества. Научная школа, как правило, обладает такими основными признаками: минимальный цикл, позволяющий фиксировать существование школы, – это три поколения исследователей (основатель, последователь-преемник, ученики преемника); наличие лидера – крупного ученого, обладающего педагогическим мастерством и личным авторитетом; сохранение в научной школе атмосферы творчества, общей программы исследований и подхода к изучаемым проблемам; формирование и постоянное пополнение группы последователей лидера, поддерживающих с ним контакты, разделяющих ценности и традиции школы, способных к самостоятельному поиску. Научную школу можно рассматривать как неформальное творческое содружество исследователей разных поколений, сплоченных общим стилем исследовательской деятельности и добившихся значительных научных результатов.
6. Научная школа, ее признаки. Научные школы в МГТУ «СТАНКИН».
МГТУ «Станкин» сегодня — это не только один из ведущих вузов России, готовящий специалистов широко го профиля для станкостроения и машиностроения, но и крупный научный центр соответствующих областей знаний. Основу научно-образовательного потенциала Станкина на протяжении всей 80-летней истории его существования составляют научные школы. Под определением «научная школа» принято понимать исто- рически сложившуюся в России форму совместной научной де- ятельности коллектива исследователей разного возраста и ква- лификации. К главным признакам научной школы относятся: • наличие нескольких поколений в связках «учитель — ученик», объединяемых общим, ярко выраженным лидером, ав- торитет которого признан научным сообществом; • общность научных интересов, определяемых эффективной программой исследований; • единый, оригинальный исследовательский подход, отличаю- щийся от других, принятых в данной области; • постоянный рост квалификации участников школы и воспи- тание в процессе проведения исследований самостоятельно и критически мыслящих ученых; • постоянное поддержание и расширение интереса к теорети- ко-методологическим проблемам данного направления на- уки (публикации, семинары, конференции); • признание научной школы как у нас в стране, так и за рубежом.
Процесс развития научной школы включает в себя несколько стадий: собственно формирование такой школы, когда только разрабатывается методология научного поиска, зарождается новая идея (концепция). Далее наступает период подтвержде- ния и обоснования последней. И лишь затем можно говорить о доведении полученного нового знания до той стадии, когда оно будет признано научным сообществом. На создание и функционирование научной школы большое влияние оказывают социально-экономические, политические факторы развития общества. При этом необходимо учитывать, что для характеристики научной школы особенно важны такие сферы деятельности, как производство, наука и образование. Именно в научных школах шло соединение достижений произ- водства и науки в целях передачи этой информации средствами образовательного процесса студентам, аспирантам и производс- твенникам, повышающим свою квалификацию. В далеком 1930 году основу для формирования Станкина за- ложили два первых факультета — станочный и инструменталь- ный, которыми руководили выдающиеся ученые Н.С. Ачеркан и И.И. Семенченко. Впоследствии роль и авторитет Станки- на в образовательной, научной и производственной сферах во многом определили крупные ученые-педагоги, вырастившие целую плеяду известных ученых и изобретателей, среди кото- рых В.А. Аршинов, А.С. Ахматов, Б.С. Балакшин, Ю.А.Геллер, И.Е.Городецкий, В.А. Кривоухов, И.П. Третьяков, И.В. Хари- зоменов, Ю.М. Соломенцев и многие другие. В результате плодотворной деятельности научно-педаго- гических коллективов самой высокой квалификации Станкин (впоследствии Московский государственный технологический университет «Станкин») за свою 80-летнюю историю подгото- вил более 42 000 специалистов, свыше 3000 докторов и кандида- тов наук, которые внесли огромный вклад в становление и раз- витие отечественного машиностроения. Научные школы Станкина с момента своего основания и все последующие годы активно ведут сотрудничество с заводами, где изготовляются станки, кузнечнопрессовые машины и технологическая оснастка для них, включая режущий и мерительный инструмент, приспособления для закрепления деталей. Продукцию этих заводов использовали предприятия тяжелого и энергетического машиностроения, металлургического машиностроения, оборонные предприятия, заводы автотракторного и сельскохозяйственного машиностроения. Плановый характер Традиции и инновации 9 экономики в СССР связывал воедино задачи производства, науки и образования, создавая предпосылки для возникновения долгосрочных и в то же время ориентированных на решение актуальных практических задач научных школ: • конструирования и расчета металлорежущих станков; • инструментального производства; • конструирования кузнечнопрессового оборудования; • разработки средств метрологического обеспечения взаимозаменяемости в машиностроении. Огромную роль в формировании школ сыграла их теснейшая связь с отраслевой наукой. Достаточно привести пример, когда заведующий кафедрой инструментального производства, профессор И.И. Семенченко был одновременно заместителем директора по научной работе Всесоюзного НИИИнструмент. Научно-исследовательские и проектно-конструкторские ра- боты по крупнейшим государственным проектам выполнялись в Станкине совместно с ЭНИМС, ЭНИКМАШ, Бюро взаимозаменяемости, КБ и отраслевыми лабораториями крупных машиностроительных и станкостроительных заводов. Важно под- черкнуть, что в этих работах вырабатывалась ответственность за результаты научных исследований, возникала атмосфера серьезных оценок этих работ в области станкоинструментального производства. В настоящее время в университете успешно функционирует целый ряд как признанных ведущих научных школ, так и сравнительно молодых, формирующихся школ, но уже достигших серьезных результатов. Среди них школа конструкторско-технологической информатики под руководством члена-корреспондента РАН Ю.М. Соломенцева, школа инструментальной техники под руководством профессора В.А. Гречишникова, школа робототехники и мехатроники под руководством профессора Ю.В. Подураева, школа метрологии под руководством профессора В.И. Телешевского, школа высокоэффективных технологий обработки под руководством профессора С.Н. Григорьева, школа прикладной математики под руководством профессора Л.А.Уваровой, школа металлорежущих станков под руководством профессора В.В. Бушуева, школа инженерной экологии под руководством профессора Л.Э. Шварцбурга и ряд других. Две научные школы — под руководством Ю.М. Соломенцева и С.Н. Григорьева являются победителями наиболее престижного отечественного научного конкурса — на соискание грантов Научные школы Мгту «Станкин» Президента Российской Федерации для государственной поддержки ведущих научных школ страны. По результатам фундаментальных исследований и прикладных разработок творческих коллективов научных школ в Станкине только в последние годы было защищено более 300 диссертаций, получено свыше 40 патентов Российской Федерации, США и стран Европы, опубликовано более 250 моно- графий, учебников и учебных пособий. Использование огромного опыта научно-преподавательской и исследовательской деятельности коллективов научных школ МГТУ «Станкин», опирающихся на традиции взаимодействия с другими научно-исследовательскими организациями и промышленными предприятиями России и зарубежья, в сочетании с развивающимися инновационными идеями и подходами к осуществлению научной деятельности позволяет с оптимизмом смотреть в будущее и способствует дальнейшему процветанию университета.
Ректор С.Н. Григорьев
Date: 2016-07-22; view: 1671; Нарушение авторских прав |