Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Діяльність Національної комісії з питань повернення в Україну книжкових цінностей, вивезених під час Другої світової війни. ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Едва да не Наибольший общественный резонанс в контексте украинско-немецкого реституционного диалога вызвали обсуждение вопроса о возврате Германии в 2001 г. «Архива Баха» - уникального собрания рукописей европейских композиторов ХVI-Хих вв. из коллекций Берлинской певческой академии (Zing-Akademie), которая насчитывала всего 5173 единицы хранения (более 1 млн. нотных листов). Среди них - автографы и инкунабулы произведений членов семьи И.С. Баха - Вильгельма Фридеман Баха и Карла Филиппа Эммануэля Баха, а также Дж.Перголези, В.А. Моцарта, А.Вивальды, Г.Ф.Телеманна, Гайдна, Ф. Генделя, Бетховена, Ф.Мендельсона, украинского композитора Д.Бортнянского и многих других. Это собрание попало в Украину при невыясненных обстоятельствах. Считается, что его привезли в Киев советские танкисты, Которые нашли коллекцию во время боевых действий в Силезии (ныне Польша), куда нацисты эвакуировало собрание Берлинской певческой академии. Сначала она хранилась в Киевской консерватории вместе с другими нотнымы собраниями. В 1973 г. сборник передали на хранение в фонды Центрального державного архива-музея литературы и искусства (ЦГАМЛЫ), где для специалистов и музыкантов она была в свободном пользовании (ф. 441). В 1999 г. коллекцию исследовавшему американский музыковед из Гарвардского университета Кристофер Вольф, Который идентифицировал ее с частью утраченных в годы войны собраний Берлинской певческой академии, о чем и сделал публичное заявление. Судьбу и обстоятельства перемещения ЭТИХ собраний из Берлина изучала известная американская Исследовательница П.К. Гримстед. Она установила, что в августе 1943 г. 90 пакетов с материалами фондов академии, помещенных в 14 больших ящиков, нацисты эвакуировало в замок Уллерсдорф, Расположенный в предместье Бреслау - современного польского Вроцлава. Со временем следы коллекции были утеряны. И именно ее в 1999 г. идентифицировалы как Утраченные фонды Берлинской певческой академии. Во время встречи президента Украины Л.Кучмы с канцлером ФРГ Г. Шредер (в Лейпциге в 2000 году) впервые на официальном уровне речь зашла о пребывания на территории Украины этого собрания и обсуждалась его дальнейшая судьба. В ходе новой встречи с Шредер, в январе 2001 г., Л.Кучма передал ему несколько страниц партитуры И.С. Баха из коллекции архива. Следующим шагом стало Подписание Межгосударственний соглашения в решении вопроса Относительно возврата «Архива Баха» Германии в трехмесячный срок. 18 сентября 2001 г. Кабинет министров Украины Принял соответствующее постановление. 30 ноября того же года газета «Урядовый курьер» сообщила о официальное передаче Германии 5119 единиц хранения из «Архива Баха» и подписания соответствующего Межгосударственний акта. Немецкая сторона согласилась, чтоб часть архива, в частности произведения Д.Бортнянского, М.Березовского и ряда других композиторов из славянских стран, осталась в Украине. Кроме того, переданная Германии часть архива была скопирована для ЦГАМЛЫ. Изготовленные по счет немецкой стороны копии материалов собрания и Оставленная в Украине значительная его часть, касающаяся творчества славянских композиторов, являются, вне сомнения, положительным опытом в компромиссном решении судьбы этой коллекции. В целом события, связанные с возвратом немецких культурных ценностей, имели тогда неоднозначную общественную оценку в Украине, вызвали широкие дискуссии в политических кругах и среди экспертов. Расхождение во взглядах на этот акт реституции касались как целесообразности и правовых оснований шага украинской власти, так и самой процедуры принятия решений и их эффективности с точки зрения общего переговорного процесса с Германией Относительно судьбы утраченных и перемещенных в годы Второй мировой войны культурных ценностей. Однако вопреки всем дискуссии, очевидно главное - это был безоговорочный акт доброй воли со стороны Украины Относительно Германии и Берлинской певческой академии как исторического владельца утраченной в годы Второй мировой войны Нотное коллекции. Этот шаг подтвердил декларации Украины в готовности к сотрудничеству с заинтересованнымы сторонами в решении сложных вопросов возврата и реституции культурных ценностей. По всем параметрам «Архив Баха» стал самым значительным и масштабным комплексом культурных ценностей, Которые за годы независимости Украины были возвращены ею Германии. Итак, его можно считать определенными символом украинско-немецкого сотрудничества в этой сфере на том историческом этапе. Однако с того времени процесс двустороннего возврата и реституции культурных ценностей между Украиной и Германией притормозился, наступила продолжительная пауза. Ее причины можно искать в разных взглядах, Которые к последнего времени доминировалы на официальном уровне обоих государств на проблему реституции культурных ценностей и Относительно статуса утраченных или перемещенных вследствие войны культурных ценностей. Но после определенного перерыва снова появились положительные сигналы в возможности возобновить в данной сфере продуктивный диалог между Украиной и Германией, начаты в первые годы независимости Украины и продолжавшийся в течение 90-х годов ХХ в. и в начале 2000-х. Например, в январе 2009 г. Украинские чиновники предоставили официальное разрешение на вывоз и возврат Дрезденской кабинету гравюр с рисунка Георга Фридриха Августа Лукаса. Со временем немецким экспертам были переданы списки 248 изданий из библиотеки «Розариум» города Зангерхаузен, Которые после войны попали в библиотеки национального Ботанического сада им. Н.Гришко. Вместе с тем в официальное гос электронной базе утраченных культурных ценностей (Магдебург) в Германии были размещены данные о более 10 тысячах утраченных в годы войны памятников из украинских музеев. В декабре 2010 г. в Киеве Состоялось VИИИ Заседание смешанной украинско-немецкой комиссии по вопросам возврата и реституции утраченных и незаконно перемещенных во время и вследствие Второй мировой войны культурных ценностей. А 11 апреля 2011 г. в национально музее украинского народно-декоративного искусства состоялась торжественная церемония передачи Украине правительством ФРГ произведений народного искусства (210 писанок и одного керамического блюда), которые в войны принадлежали Всеукраинский историческому музею им. Т.Шевченко, а осенью 1943 г. были вывезены нацистами и со временем найдены немецкими специалистами в региональном музее г. Гохштадт-на-Дунае (Бавария). Начатые диалог вполне имеет шанс продолжиться уже в ближайшее время. И в центре внимания снова могут оказаться «трофейный» немецкие нотные собрания, Которые после войны попали в Украину. «Трофейный» ноты из Дрездена Как выяснилось в ходе исследований процессов перемещения культурных ценностей после Второй мировой войны, «Архив Баха» оказался НЕ Единственным нотным собранием, попавшим в Украину в Послевоенные годы с территории Германии. В библиотеке рабочих комплектов нот известного в Украине и далеко за ее пределами национального ансамбля солистов Украины «Киевская камерата» среди других хранится и много нотных изданий, пляж на в середине ХIХ - начале ХХ в. авторитетнымы немецкими издательство, а также в Великобритании и Италии. При содействие художественного руководителя и главного дирижера «Киевской камераты» народного артиста Украины, лауреата национальной премии Украины им. Т.Шевченко Валерия Матюхина и одного из ведущих музыкантов ансамбля Алексея Алексеева удалось провести Предварительное их исследование и выяснить происхождение. По приблизительным оценкам (к сожалению, еще не все в имеющиеся фонды изучены), в библиотеке «Киевской камераты» насчитывается свыше ста комплектов нотных изданий, напечатанных в Германии в Второй мировой войны. Практически все они принадлежали городской библиотеке Дрездена, в частности ее части - музыкальной библиотеке. Об этом свидетельствует Соответствующий штамп - Städtische Bücherei * Dresden, Musikbücherei. Интересно, что раньше большинство ЭТИХ изданий принадлежало Дрезденской консерватории, о чем свидетельствует другой штамп - Bibliothek. Kgl. Conservatoriums f.Musiku. Theaterz. Dresden («Библиотека королевской консерватории музыки и театра Дрездена»), перечеркнутый надписью Ungültig (Недействительно). Некоторые издания обозначены вторым штампом - Städt. Bücherei u. Lesehalle * Dresden («Городская библиотека-читальня Дрездена»). Все обнаруженные ноты оправлены в твердые Переплеты, на Некоторых - золотое тиснение. Переплетные работы музыкальная библиотека заказывала, очевидно, отдельно (кое-где сохранились штампы переплетное мастерской). Основу этого собрания составляет первое полное печатное собрание сочинений Иоганна Себастьяна Баха, которое в середине XIX в. начали издав в Лейпциге. Процесс продолжался беспрерывно в течение нескольких десятилетий. Это была колоссальная работа, к которой привлеклы лучших специалистов. К сожалению, на части томов отсутствуют начальные бумажные обложки, где указан год издания каждого отдельного тома. Так что на первом и втором томах отсутствует дата их выхода в свет. Третий том датирован 1853 годом. Вообще среди обследованных нотных изданий удалось обнаружить 50 томов (это общее количество, в порядке нумерации есть пробелы отсутствующих томов). Последний из имеющихся томов серии издан в 1896 г. (т. XLVI). Среди обследованных нотных комплектов есть и другие издания произведений И.С.Баха, а также Анны Магдалины Бах, Л. ван Бетховена, И.Брамса, Р. Вагнера, Г.Вольфа, Гайдна, Э.Григ, В.А.Моцарта, Р.Штрауса достойной известных композиторов. Очень интересен с исторической стороны и прекрасно оформлен полиграфического сборник музыкальных произведений принца Луи Фердинанда (Фридриха Людвига Христиана Прусского, 1772-1806). Почти все Упомянутые издания также датируются второй половиной Хих века. Во многих нотных комплектах сохранились библиотечный листья пользования ими. Это не только интересный источник для исследователей, но и самостоятельные памятники прошлого. Согласно им, некоторые ноты активно использовались по декабрь 1943 г. включительно. После этой даты записи отсутствуют. Можно предположить, что фонды библиотеки было перемещены в хранилища.Происхождение этой коллекции еще нуждается в исследовании. Сейчас известно, что в библиотеку «Киевской камераты» она вместе с другими нотнымы изданиями попала из библиотеки Союза композиторов Украины в первые годы независимости. А как они оказались в библиотеке Союза, пока что не известно. Здесь Возможны две версии - в согласовании с двумя волнами поступления в Украину «трофейных» произведений искусства, архивных документов и печатных изданий, Которые имели место в 1945 и 1946-1947 годах. В частности, именно в 1945 г., когда на территории Германии еще действовавшего так называемые трофейный бригады украинских фронтов, в фонды Киевского музея западного и восточного искусства поступили более 500 картин и значительное количество рисунков и гравюр (в исследованиях фигурируют 102200 единиц), в том числе из Дрезденской картинной галереи. В этот музей попали также рукописи и рисунки, связанные с именем выдающегося немецкого поэта И.В. Гете из музея в Веймаре. Картины и гравюры (в меньшем количестве) оказались также в фондах Киевского державного исторического музея и Киевского художественного института (16 произведений). Музейные предметы (20 изделий из мейсенского фарфора из довоенных фондов Дрезденской картинной галереи) в 1945 г. попали в Государственный музей украинского искусства в Киеве. Археологический сборник материалов со стоянки древних германцев Каблов оказался в фондах Института археологии АН Украины. Считается, что именно в 1945 г. попал в Киев и «Архив Баха».В 1946 г. по 14 областям Украины были распределены 213 581 единица привезенных из Германии книг. В 1947 г. Академия архитектуры Украины дополнительно получила 11 тонн трофейной немецкой литературы, преимущественно технического характера. Однако среди ЭТИХ книг - как «пособия по строительству и архитектуре» - обнаружились альбомы гравюр ХVИИИ в., Продолжительной время хранившиеся без использования в опломбированных шкафах в помещениях академии, а потом, по просьбе ее администрации, были переданы Киевскому музея западного и восточного искусства.Так что, на наш взгляд, выяснение обстоятельств, при которых Нотная коллекция из Дрездена очутилась в Киеве, нужно начинать прежде всего с поиска материалов именно за эти годы.Понятно, что проблема перемещенных культурных ценностей очень сложная и Многогранная. Кроме сугубо моральных качеств, это и сфера «большой политики», и межгосударственных отношений. Но самым важным и Наиболее актуальным считаем решение вопроса об открытости и свободном доступе к перемещенными культурным ценностям. Потому что искусство должно служит как культуре и науке, так и обществу в целом. Мы убеждены, что здесь вполне возможно взаимопонимание и разные формы сотрудничества: на уровне государств, на уровне конкретных музеев, библиотек и других заведений и учреждений разных стран. Дискуссии о статусе и реституции культурных ценностей Должны вестись отдельно от вопросов о их открытости. А открытие прежде засекреченных «закрытых фондов» перемещенных коллекций Должны поддержать все участники диалога, чтобы не Вызвать в будущем взаимных подозрений и напряженности во взаимоотношениях.Дальнейшую судьбу коллекции нот из Дрездена, сегодня трудно предугадать. Очевидно, она будет решена в рамках украинско-немецких консультаций и переговоров. Это понимают и сегодняшние владельцы коллекции, НЕ отрицающие возможности ее возвращения Германии. По этому поводу художественный руководитель и главный дирижер «Киевской камераты» Валерий Матюхин сказал: «Безусловно, дальнейшая судьба ЭТИХ нотных изданий будет решаться на официальном Межгосударственний уровне. Но как музыкант и человек я считаю, что они вполне могут быть возвращены в Дрезден, где окажутся в собрании исторически сформированной музыкальной коллекции. Для нас важно, чтоб мы как музыканты могли взаимообразно Получить для работы Хлебцы нотные комплекты современного издания». Какой будет позиция политиков и дипломатов обоих государств, очевидно, мы сможем узнать уже в недалеком будущем. Date: 2016-07-22; view: 291; Нарушение авторских прав |