Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Подробное описание средневековых шахмат





Шахматы, как вид спорта и искусства.

Из Истории

Подробное описание средневековых шахмат

  1. Правила хода фигур
  1. Доски для игры
  1. Менталитет, закон и нравы
  1. Большие шахматы (шахматы с курьером)
  1. Шахматы «Четыре времени года»
  1. Другие формы шахмат
  1. Литература

 

ШАХМАТЫ – древняя интеллектуальная игра, имеющая многовековую историю. Сейчас – одна из наиболее распространенных настольных игр. Сочетает в себе элементы спорта, науки и искусства. Имеет воспитательное значение: способствует становлению личности, учит логически мыслить и планировать свои действия, развивает концентрацию внимания и усидчивость. При игре в шахматы проявляются многие особенности человеческой личности, поэтому они иногда используются в качестве модели научных исследований в психологии и педагогике. Использовались они и для выявления возможностей ЭВМ при решении задач так называемого переборного типа, когда из возможных элементов решения нужно выбрать наилучший.

В разных странах эта игра имеет свое название: в Англии – чесс (chess), в Испании – ахедрес (el axedres), в Германии – шах (Schach), во Франции – эшек (echecs). Русское название происходит от персидского «шах мат» – властитель побежден.

Из Истории

Хотя считается что шахматы были изобретены в Персии и Индии, в Европу Шахматы «пришли» из арабских стран. Это был т.н. Шатранж, или Шатранжи (shatranj / shatranji), пошаговая игра для двух игроков на поле 8х8 квадратов.

Впервые шахматы упоминаются в IX-м веке на латинском языке (schachis и schachorum ludo). Шахматы путешествовали вместе с купцами по торговым путям по всей Европе.

Шахматы того времени были похожи на то что мы знаем сейчас, но были и существенные отличия в правилах, фигурах и поле.

Во-первых, те правила, которые мы знаем сейчас были приняты около 1500 г. До этого времени игра была более медленной (т.к. часть фигур получила более сильные возможности в XVI веке). Так же в средние века люди много экспериментировали с правилами, фигурами и размером досок. В книге Альфонса X рассматриваются многие формы шахмат. Упоминаются шахматы на квадратных досках с 12, 10, 8, 6, 4 и даже 1-м квадратом по одной стороне (в последнем случае этот квадрат должен быть как-то разделен на 8 частей).

Во-вторых, исламская культура (Сунниты), откуда в Европу «прибыли» шахматы, запрещала изображение живых существ – фигуры были в основном абстрактные и простые, а поле не было раскрашено в разные цвета.

Самый ранний набор шахмат из арабских стран — находка Нишапура (Nishapur), датируемая 750-800 г. н.э. Часть фигур сделана из глины, но большая часть из натуральной и подкрашенной в зелень слоновой кости. Вообще же шахматы известны примерно с VI века.

Стоит запомнить, что абстрактный дизайн арабских шахмат – это основополагающий дизайн шахмат средневековья. Подобные фигуры часто встречаются по всей Европе, особенно в IX-XIII веках. Сделаны они были из глины, стекла, поливной керамики, дерева, слоновой кости, черного дерева, кварца. Так же упоминаются шахматы из драгоценных камней. Резьба и сложность изготовления фигурок, а так же их размер (обыденные были довольно маленькими) увеличивался и усложнялся по ходу времени (часть находок уже XIII века представляет собой очень утонченную резьбу по кости).

Рис. 1.1. Цветная фотография Нишапурской находки

Рис. 1.2. Современная реконструкция Шартранжа из Нишапура

Рис. 1.3. Фигуры из кварца рыцаря Арно XI века

Рис. 1.4. Шахматный набор, кость оленя, конец XI — начало XII веков

Рис. 1.5. Скандинавские костяные фигуры, XI век

Рис. 1.6. Набор фигур (Оснабрук) из кварца X-XII века

Рис. 1.7. Конь, кость моржового клыка, Англия XIII век

Рис. 1.8. Сидящая фигура Церкви, моржовый клык, Северная Германия или Скандинавия

Рис. 1.9. Фигура епископа XII века, выполненная из зуба нарвала, Скандинавия

Рис. 1.10. Фигура коня, Испания XII в., слоновая кость

Рис. 1.11. Фигура королевы, Германия, XIII в., кость

Рис. 1.12. Шахматы Карла Великого IX-XI, реконструкция

Рис. 1.13. Шахматы Карла Великого IX-XI, слоновая кость

Рис. 1.14. Реконструкция шахмат из Лейпцига, оригинал – слоновая кость. XIV в., Германия

Рис. 1.15. Реконструкция шахмат из Лейпцига, оригинал – слоновая кость. XIV в., Германия

Стоит отметить еще одну интересную тенденцию по шахматным фигурам и их виду:

1. Король практически не потерпел изменений ни в правилах хода, ни во внешнем виде.


2. Ферзь (советник, визирь) примерно уже в первом европейском источнике (Versus de scachis, X в) преобразуется в королеву. Это более сообразно устройству общества в то время, женщина набирает власть и находится рядом со своим королем. Впоследствии она получит еще большую власть на поле (см. правила ниже). Интересный факт – по некоторым правилам пешка не могла стать королевой пока на доске есть фигура королевы того же цвета, «У короля не может быть 2-х жен» (но это скорее исключение, в большинстве источников упоминаются фигуры с одинаковым правилами хода, но с разными названиями, к примеру regina и ferzia). В другие фигуры пешки не превращались.

3. Слон преобразуется в епископа. Важную фигуру того времени. Епископы зачастую были не просто церковными иерархами, но к духовной власти прикладывалась власть светская. Вспомнить хотя бы архиепископов Кёльнских – носитель этого титула был одновременно и правителем большой области (в его подчинении был даже герцог Вестфальский), обладал большой церковной властью, но и являлся одним из 7-ми курфюрстов, тех, кто выбирал нового короля, а затем и императора. В немецком регионе эта фигура (в абстрактном варианте) могла выглядеть по-разному. В основном имела 2 рога наверху. На немецком языке эта фигура значится ‘l?ufer’, что значит «бегун».

4. Конь так же потерпел мало измений. На востоке конь считался более слабым животным, чем слон (животное), поэтому стоял за ним, а в европейской традиции конь становится рыцарем. Кстати, фигура епископа так же могла быть на коне.

5. Ладья – викарий короля, часто изображался со скипетрами, или в виде башни, или в виде буквы М, где два рога обозначают голову всадника и лошади на колеснице. Довольно сильная фигура, учитывая «ослабленные» по сравнению с современными ферзя и епископа. В арабском мире ладья изображалась кораблем, позже колесницей, а в средневековье превратилась в башню. По книге Альфонса X ладья – это шеренга солдат.

6. Пешка внешне имеет сильные различия. От пограничных камней до простых пеших воинов.

 

Подробное описание средневековых шахмат

Правила хода фигур

Изначально я основывал свои знания на исследовании г-на Карола Гамилла (Carol Hamill). В своей статье он приводит ссылки на Versus de Scachis немецкого монаха 997г и текст Carmina Burana 1210 г. Но мне не удалось найти переводы с латыни этих текстов (и даже частей, где говорится о шахматах). Самостоятельный перевод и исследование этих источников не дало положительного результата в понимании правил хода фигур (в основном у меня вызывает сомнение утверждение г-на Керола относительно слона, который ходит на 3 клетки, в отличие от других источников, где слон прыгает на 2 клетки). В Carmina Burana в 210 поэме говорится о шахматах, и слово Alficus там встречается только 2 раза(за весь источник) и только в 210 поэме, из перевода я не нашел в этих местах правил хода этой фигуры.

Поэтому я привожу правила хода фигур по «Книге игр» Альфонса X (XIII в).

Король. Может двигаться на 1 клетку в любую сторону. Правило рокировки не действует.
Королева. Может ходить только на 1 клетку по диагонали. Так же в свой первый ход эта фигура может прыгнуть на 2 клетки вперед или по диагонали.
Епископ. Может прыгать на 2 клетки в любую сторону по диагонали. При этом может встать всего в 8 клетках поля, включая ту на которой начинает.
Конь. Ходит как современная фигура: Г – образно. То есть 2 клетки по горизонтали \ вертикали + 1 клетка по вертикали \ горизонтали.
Ладья. Ходит как современная фигура, по вертикали или горизонтали на сколько угодно клеток до конца доски или др. препятствия.
Пешка. Ходит как современная пешка. Захватывает чужие фигуры по диагонали вперед. При достижении противоположного конца поля становится королевой (ферзем). Пешка так же может сделать первый ход на 2 клетки, если они пустые (впереди и следующая). Так же упоминаются «некотрые люди», которые играют так, что пешка может делать двойной шаг пока не захватит кого-нибудь.

 


В книге игр Альфонса 10 (XIII век) шахматы 8*8 представлены как основные, самые играемые и любимые по всему миру. Так же предлагается вариант игры – с игральной костью.

Игральная кость убыстряет ход игры, т.е. вы можете ходить только фигурой согласно выпавшему номеру. На поле 8*8 клеток это 6-гранный кубик. Соответствие выпавшему числу: 6 – король, 5 – ферзь, 4 – ладья, 3 – конь, 2 – слон, 1 – пешка. Если выпавшая фигура ходить не может или ее нет – ход переходит к сопернику. Вполнее реальнее играть с 2-3 кубиками.

 

Доски для игры

Были сделаны так же из разных материалов, но в основном это были не складные варианты из дерева. Исключение составляли доски-книги, т.к. духовному званию было особо запрещено играть в шахматы, доски маскировались под книги (я так полагаю, поле было внутри, в отличие от современных складных досок). Могли быть как раскрашенные доски (при этом в совершенно разные цвета: красно-белые, черно-белые, красно-синие и др.), так и нет.

 







Date: 2016-07-05; view: 491; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию