Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






О проведении районного праздника «Ныл брага».





ПОЛОЖЕНИЕ

«Ныл брага» – осенний молодежный праздник, стародавний удмуртский обычай знакомства девушек и юношей. Проводили по завершении сбора урожая. Праздник длился сутки, но начинался задолго до намеченного дня. Так молодые влюблялись, знакомились, создавали семьи. Жители одной деревни приглашали молодежь из других сел, угощали, веселились, приглянувшихся провожали домой.

В намеченный день девушки собирались в одном доме для встречи гостей из оповещенных деревень. Прибывших усаживали за стол, угощали только чаем. В это время специально выбранная молодая пара («жених» и «невеста») с музыкальным инструментом в руках ходила по домам и песней созывала на праздник парней. Девушки встречали их вопросами о том, как они добрались, не потеряли ли кого-либо по дороге. За стол садились в одинаковых одеждах: девушки в белых вышитых блузах и черных юбках. После ритуальной трапезы все, кроме «молодых», вставали из-за стола. Девушки убирали еду, сворачивали скатерть и уносили ее обязательно через головы молодой пары. Только после этого парень и девушка могли встать из-за стола. Начиналось веселье, во время которого продолжалось знакомство приглянувшихся друг другу парней и девушек. В полночь девушки переодевались в обязательные для ситуации сменные разноцветные платья. Ближе к утру девушки еще раз переодевались, но так, чтобы парень не узнал свою избранницу: надевали чужую одежду, лица накрывали платками. Выстраивались в ряд, и парни по облику должны были найти понравившихся им девушек. Тех, кто пытался тайком уйти с праздника, чтобы отоспаться в другой избе (одиноких девушек или сложившиеся пары), обливали водой или вымазывали сажей, мотивируя свои действия их обязательным присутствием на празднике. Ближе к обеду или после обеда гости начинали расходиться по домам.

Одним из основных моментов обряда является переодевание. Смысл этого игрового момента кроется, по-видимому, в представлениях о переходе девушек в иной статус (быдэ вуэм – девушка на выданье, невеста). Временные рамки переодевания (полночь – конец/начало суток) также усиливают символику действия, выходит за рамки просто игры. Это один из способов «обезличивания» девушек в качестве будущих невест, которые в этом статусе переходны, связаны с представлениями о нездешнем/потустороннем мире.

Более сложными в плане семантики являются действия с мечением сажей и обливанием водой. Поскольку обряд реконструируется по поздним записям, верить однозначному объяснению по поводу мотивировки действия («чтобы не сбегали») явно не приходится. По-видимому, метить и обливать должны были по окончании обряда всех девушек. Его главный смысл заключается в обыгрывании ситуации «временной смерти» и «возрождения», знаками которых были сажа и вода. Аналогичный праздник ныл-брага известен и у бесермян. Зафиксирован он и у других финно-угорских народов: «девичий дом пива» у эрзян, «девичий пир»/ «девичье пиво» у марийцев».

Общие положения:

Районный праздник «Ныл брага» (далее – Праздник) проводится в рамках празднования Дня молодежи.

 

Цель:

- возрождение, сохранение, развитие и популяризация нематериального культурного наследия (традиций, обрядов, праздников) для возобновления интереса у молодёжи к историческим и культурным корням.

 

Задачи:

- создание самобытного культурного пространства;

- организация досуга сельской работающей молодежи;

- объединение молодежи окрестных сел и деревень;

- укрепление доверия, взаимопонимания и дружбы молодежи;

- создание условий для реализации творческих способностей молодежи.

Организаторы праздника:

МБУК «Центр развития культуры и народного творчества МО «Балезинский район»

Соорганизаторы праздника: Балезинский СДК, Юндинский СДК, Пыбьинский ЦСДК, Кестымский ЦСДК

Дата и место проведения:

23 июля 2016 года в селе Балезино. Заезд с 13:00 до 13:30 часов у сельского Дома культуры. В 13:30 общий сбор команд, в 14:00 – открытие праздника.

Date: 2016-07-22; view: 280; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию