Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Університетські та спеціальні бібліотеки Росії XVIII ст.





Актуальность темы. Осмысление особенностей развития высшего исторического образования в дореволюционный период, понимание его сущностных характеристик приобретает особую актуальность в современных условиях, когда со всей очевидностью возникла необходимость повышения роли университетского образования, в том числе исторического, в связи с происходящими процессами его модернизации. Эта ситуация актуализирует осмысление пути, пройденного российской высшей школой, и изучение практического опыта, накопленного профессорско-преподавательским составом университетов и правительством России в XIX - начале XX вв. в деле подготовки историков, Подготовка историков в университетах Российской империи в XIX — начале XX вв. составляла неотъемлемую часть университетской образовательной системы, представляя важнейшую отрасль университетского образования ввиду особой роли, которая отводилась правительством России истории, как науке, в деле защиты устоев Российской империи и соответствующего идейного воспитания общества.

Проблема данного исследования актуальна в контексте современных тенденций отечественной историографии, одной из которых является изучение истории науки. Становление исторического образования в российских университетах неотделимо от развития исторической науки в стране.

Таким образом, обращение к теме истории университетского образования, в том числе и исторического, представляется своевременным в эпоху гуманитаризации и гуманизации образования. Характерной чертой, обусловившей устойчивость классических университетов как неотъемлемой части европейской культуры, является сочетание функций научно-исследовательской деятельности, обучения и воспитания; в них транслируются не только знания, но и прививаются общечеловеческие ценности; многогранное образование сочетается с воспитанием личности.

Объектом исследования является историческое образование в университетах России во второй половине XVIII — начале XX вв., как неотъемлемый компонент образовательной системы.

Предметом исследования выступают эволюция государственной политики в области университетского образования, в том числе историко-филологического; пути организационного оформления исторического образования в университетах Российской империи на протяжении XIX - начала XX вв.

Хронологические рамки исследования охватывают период от основания первого российского университета в Москве в 1755 г. до 1917 г. Именно в это время историческое образование в университетах России прошло период становления и оформилось в стройную систему. В результате революционных потрясений 1917 г. система университетского образования, в том числе и исторического, подверглась коренным изменениям на новых принципах, в соответствии с иными целями и задачами.

Территориальные границы исследования включают города Российской империи XIX - начале XX вв., которые являлись значимыми научными и культурными центрами того времени, где сформировались классические университеты. Среди них - Москва, Дерпт, Казань, Харьков, Петербург, Киев, Одесса, Варшава.

Научная новизна исследования исторического образования в университетах России в дореволюционный период, по мнению автора, заключается в следующем:

- выявлены культурно-исторические предпосылки становления и развития высшего исторического образования в России;

- с позиций современного состояния исторической науки оценивается характер взаимодействия правительства и университетских корпораций в вопросах развития высшего образования, в том числе исторического, в деле подготовки научно-педагогических кадров;

- становление исторической науки и образования в университетах Российской империи рассматриваются в исследовании как единый процесс развития и передачи исторического знания.

Практическая значимость. Обращение к опыту развития исторического образования в дореволюционной России и усвоение его традиций может быть полезно для организаторских и управленческих образовательных структур. Материалы и результаты исследования могут быть затребованы учеными на современном этапе реформирования системы исторического образования. Выводы и заключения представленной работы можно использовать в преподавании соответствующих разделов Отечественной истории, при подготовке специальных курсов; при написании обобщающих работ и учебников, курсов лекций и методических пособий.

Степень изученности проблемы.

Изучение истории высшей школы в России имеет основательную историографическую традицию, создававшуюся трудами многих поколений исследователей. В развитии изучения истории университетов можно выделить три основных этапа.

К первому этапу относятся труды по истории университетов Российской империи, вышедшие в дореволюционный период. Данная тема стала осмысливаться с конца 50-х гг. XIX в., когда началась подготовка нового университетского устава. Впервые краткий исторический обзор университетского образования был дан в работе знаменитого врача и педагога Н.И. Пирогова «Университетский вопрос». Пирогов отвергал чисто утилитарный взгляд на университеты как на средство «подготовки для государства людей с дипломами, званиями и правом на чины». Он писал, что «основанные передовыми людьми своего времени, они (университеты) были настоящими и единственными представителями современной науки. Не было различия между академией и университетом. Кто двигал науку, тот и учил» (1).

В 1855 г. к столетию первого российского университета в Москве специальной комиссией под руководством профессора словесности этого университета С.П. Шевырева была подготовлена «История Московского университета» (2). Эта «История» представляла собой систематическое изложение событий и законодательных актов по истории университета за сто лет, расположенных по царствованиям. Данному труду, как и любому юбилейному изданию, была свойственна идеализация, особенного последнего царствования. Однако, наряду с перечислением «монарших милостей», содержатся и тщательно подобранные документы, причем не только опубликованные, но и рукописные. Опираясь на эти документы, С.П. Шевыревымпредставлены данные о предметах университетского курса, о числе обучающихся, сообщаются сведения по годам о докторах, кандидатах и магистрах университетов, охарактеризованы некоторые из воспитанников. Данная книга положила начало серии капитальных публикаций по отдельным университетам.

60 - 70-е гг. XIX в. явились периодом расцвета «государственной школы» в русской историографии. Важное место в работах русских ученых, относящихся к этому времени, занимает проблема взаимоотношений между университетскими корпорациями и государством. В этом отношении большой интерес для исследования представляют труды В.И. Герье, К.Д. Кавелина, Е. Феоктистова (3). Этими исследователями впервые был рассмотрен вопрос о зависимости университетской автономии от исторических особенностей той или другой страны. В размышлениях о высшем образовании этих авторов сочетались позиции последовательных государственников со сторонниками либеральных свобод. Последнее проявило себя в рассуждениях по поводу университетских учебных традиций, стойкости профессорской корпорации по отношению к внешнему воздействию.

В 1870-е гг., в связи с началом очередного обсуждения университетского вопроса в России вышли работы профессора B.C. Иконникова, представляющие несомненный интерес для нашего исследования (4). Эти труды отличает широта постановки проблемы университетского образования на общем фоне духовной жизни России. Исследования этого ученого ценны большим фактическим материалом, причем значительная его часть посвящена предыстории создания системы российских университетов.

Разработка общих критериев оценки университетского образования в России последней трети XIX - начала XX в. шла параллельно с трудоемкой работой по истории отдельных университетов. В этой связи определенный научный интерес представляют труды Н.И. Булича, Д.И. Багалея, М.Ф. Владимирского-Буданова, В.В. Григорьева, А.И. Маркевича, Е.В. Петухова (5). Тщательно изучив историю своего учебного заведения, авторы детально выяснили процесс возникновения университетов, представили сведения об организации учебного процесса, предметных кафедр, вспомогательных учебных учреждений. Они проанализировали методику преподавания в данных вузах, в том числе и на историко-филологических факультетах.

В ряде статей общественных деятелей и профессоров российских университетов освещаются изменения в организации исторического образования в последней трети XIX в. В работах В.И. Владиславлева, А.И. Георгиевского, П. Никитина, И.В. Помяловского прослеживается острая полемика по вопросам усиления преподавания классических дисциплин в российских университетах в 80-х гг. XIX в. (6)

Вместе с общим развитием исторической науки, переживавшей значительный подъем в конце XIX - начале XX в., история российских университетов стала в большей степени изучаться как поступательный процесс, имевший свои закономерности.

Date: 2016-07-22; view: 223; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию