Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ГЛАВА 2. Коммуникативные универсальные учебные действия
Психологическое содержание и условия развития Период для развития коммуникативных способностей, общения и сотрудничества между детьми в основной школе исключительно благоприятный. В культурно-исторической традиции отечественной психологии коммуникативная деятельность и общение определяются как взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата (М. И. Лисина, 1986). Содержательным ядром в развитии коммуникативной деятельности служит способность к согласованным действиям с учётом позиции другого. Формирование этой способности у детей — длительный процесс, начинающийся ещё в младенчестве и раннем детстве и активно протекающий на протяжении всего школьного периода. Развитие коммуникативной деятельности приводит к формированию коммуникативной компетентности. В своей развитой форме коммуникативная компетентность — это умение ставить и решать многообразные коммуникативные задачи: способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, удовлетворительное владение нормами и «техникой» общения, умение определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации, готовность к гибкой регуляции собственного речевого поведения и т. д. Стоит заметить, что, определяя приоритетные цели образования на современном этапе развития общества в виде «шести ключевых умений», ведущие отечественные и зарубежные педагоги и психологи сходятся в том, что два из них непосредственно относятся к сфере коммуникативных действий: 1) общение и взаимодействие, т. е. умение представлять и сообщать в письменной и устной форме, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; 2) работа в группе, т. е. совместная деятельность, умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Здесь теория «шести ключевых умений», по сути, согласуется с концепцией универсальных учебных действий (А. Г. Асмолов и др., 2007). Представим далее более подробно конкретный состав коммуникативных действий, осваиваемых детьми и подростками на протяжении периода школьного обучения. 1. Общение и взаимодействие с партнёрами по совместной деятельности или обмену информацией — это умение: — слушать и слышать друг друга; — с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; а) — адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; — представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме; — спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать своё; — вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. 2. Способность действовать с учётом позиции другого — понимание возможности различных точек зрения, не совпадающих с собственной; — готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции; — умение устанавливать и сравнивать разные точки — умение аргументировать свою точку зрения, спорить и 3. Организация и планирование учебного сотрудничества — определение цели и функций участников, способов взаимодействия; — планирование общих способов работы; — обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; — способность брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство); — способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию (познавательная инициативность); — разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; — управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка действий партнёра, умение убеждать. 4. Работа в группе (включая ситуации учебного сотруд — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; — интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; — обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе; — переводить конфликтную ситуацию в логический план и разрешать её как задачу через анализ её условий. 5. Следование морально-этическим и психологическим — уважительное отношение к партнёрам, внимание к личности другого; — адекватное межличностное восприятие; — готовность адекватно реагировать на нужды других; в частности, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности; — стремление устанавливать доверительные отношения 6. Речевые действия как средства регуляции собственной — использование адекватных языковых средств для ото ? лей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира; — речевое отображение (описание, объяснение) учеником Подростковый возраст считается особо благоприятным периодом развития коммуникативной компетентности, в связи с тем что общение здесь выходит на уровень ведущей деятельности (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин). Интерес к сверстнику становится очень высоким, происходит интенсивное установление дружеских контактов и разнообразных форм совместной деятельности сверстников. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей является одной из важнейших задач развития на этом этапе, от успешного решения которой во многом зависит благополучие личностного развития подростка. В то же время формирование основ теоретического мышления также влияет на коммуникативную компетентность подростков: умение рассуждать, делать обобщения и выводы, вскрывать причинно-следственные связи, строить доказательства, спорить, самостоятельно творчески активно мыслить и З1 управлять своей речемыслительной деятельностью — всё это основные линии качественного изменения в коммуникативной деятельности личности подростка (И. А. Зимняя). Именно в подростковом возрасте усиливается ориентация на способы осуществления коммуникативной деятельности (В. В. Давыдов, А. К. Маркова), а формирующиеся функции саморегуляции делают речь подростка контролируемой и управляемой. В этом возрасте складывается индивидуальный стиль речи, усложняется её структура, в речи появляются специальные термины, абстрактные и метафоричные выражения. В контексте школьного обучения представляется продуктивным рассматривать коммуникативное развитие с точки зрения умения ставить и решать коммуникативные речевые задачи (И. А.3имняя, 1998, 2002). Как и всякая иная задача, коммуникативная задача имеет цель, предмет, условия, средства и способ решения, продукт и результат. К основным группам задач относят описание, объяснение, доказательство и убеждение, освоение которых школьниками растянуто во времени. Например, задачи описания наиболее привычны и доступны для младших школьников. Однако, несмотря на кажущуюся простоту описания, у многих школьников возникают немалые затруднения: ребёнок передаёт в тексте меньше информации, чем фактически замечает, пропускает даже очевидные детали и др. Ещё большую сложность для младших школьников представляют задачи объяснения и тем более доказательства. Объяснения характеризуются большим количеством логических ошибок, строятся индуктивным способом и носят эгоцентрический характер. Особые трудности младшие школьники испытывают при построении причинных объяснений, хотя им уже доступны показ, ссылка на наглядную очевидность, авторитет, аналогию, заученное и усвоенное в школе доказательство и доказательство через пример. Различие между описанием и объяснением, а также доказательством и убеждением ими ещё не осознаётся. В основной школе происходит формирование таких базовых умений и качеств, как умение слушать и слышать, учёт особенностей собеседника, открытость и способность к самораскрытию, умение договариваться и сотрудничать. Это происходит по мере обретения опыта общения, совместной деятельности, учебного сотрудничества и дружеских отношений. Подростки научаются весьма успешно учитывать и даже заранее предвидеть разные возможные мнения других людей, нередко связанные с различиями в их потребностях и интересах. В контексте сравнения они также учатся обосновы- ^ ватъ и доказывать собственное мнение. В итоге к началу средней ступени обучения коммуникативные действия, направленные на учёт позиции собеседника (или партнёра по деятельности), приобретают существенно более глубокий характер: учащиеся способны понимать возможность разных оснований (у разных людей) для оценки одного и того же предмета. Таким образом, они приближаются к пониманию относительности оценок или выбора, совершаемого людьми. Вместе с преодолением эгоцентризма дети начинают лучше понимать мысли, чувства, стремления и желания окружающих, их внутренний мир в целом. Зарождаясь в дошкольном детстве, способность к согласованию усилий интенсивно развивается на протяжении всего периода обучения ребёнка в школе. Вначале речь идёт только о его общей готовности обсуждать и договариваться по поводу конкретной ситуации, вместо того чтобы просто настаивать на своём, навязывая своё мнение или решение либо покорно, но без внутреннего согласия подчиняясь авторитету партнёра. Такая готовность является необходимым (хотя и недостаточным) условием для способности детей сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей заинтересованности, но и нередко в возникающих на практике ситуациях конфликта интересов. Для понимания развития коммуникативной деятельности школьников необходимо учитывать два основных подхода к построению общения: монологический («манипулятивный») и диалогический. Диалогические отношения — это отношения между «равноправными и равнозначными сознаниями», тогда как монолог строится на «отрицании равноправности» (М. М. Бахтин, 1963). Задачам межличностного общения адекватен именно диалог, что не значит, конечно, отрицания важной роли монолога. Диалогу соответствует отношение к собеседнику как к самостоятельной, равноправной личности, тогда как в монологе реализуется отношение к собеседнику как объекту воздействия. Предпочтение учащимися межличностного диалога объясняется тем, что он предполагает взаимное уважение, доверие, естественность и открытость, сочувствие, доброжелательность и терпимость. В отличие от него межличностный монолог приводит к игнорированию собеседника, безразличию, недоверию, закрытости. Диалог является высшим, собственно личностным уровнем общения, создающим наиболее благоприятные условия для проявления и развития личности. Именно готовность и способность к диалогу по праву считаются высшим уров- нем развития коммуникативной компетентности и должны быть приняты в качестве одной из приоритетных целей образования. В психологии и педагогике имеется успешный опыт создания программ обучения на основе принципов учебного диалога (С. Ю. Курганов, И. М. Соломадин, 1986). Каковы же условия формирования коммуникативных действий? В основной школе формы и виды сотрудничества детей весьма многообразны и нередко выходят за рамки школы. Однако по-прежнему большие возможности предоставляет организация совместной деятельности школьников на уроке, поскольку она предполагает умение ставить общие цели, определять способы совместного выполнения заданий, учитывать позиции участников и др. Работа учеников в группе помогает созданию учебной мотивации, пробуждению в учениках познавательного интереса, стремления к успеху и одобрению, способности к самостоятельной оценке своей работы, формированию умения общаться и взаимодействовать с другими детьми. Для организации групповой работы класс делится при выполнении задания на микрогруппы, например по 3—6 человек, чаще всего по 4 человека. Задание предлагается группе, а не отдельному ученику. При этом занятия могут проходить в форме соревнования команд, что усиливает мотивацию и интерес к выполняемой деятельности. Во время работы учеников по группам учитель может быть как руководителем группы, так и одним из участников группы или экспертом, отслеживающим и оценивающим ход и результаты групповой работы, а также наблюдателем. Обычно наблюдаются следующие фазы совместной деятельности преподавателя с учениками: 1) введение в деятельность; 2) разделённое действие; 3) имитируемое действие; 4) поддержанное действие; 5) саморегулируемое действие; 6) партнёрство (В. Я. Ляудис, 1994). Вначале учитель обеспечивает включённость ученика в совместное выполнение задания в группе. Он объясняет, что такое групповая работа, как следует располагаться детям в каждой группе и группам в классной комнате; даёт инструктаж о последовательности работы, распределении заданий внутри группы, функциях (ролях), которые могут выполнять дети в группе; обращает внимание на необходимость обсуждения индивидуальных результатов работы в группе. Учитель сообщает учащимся приёмы, связанные с восприятием деятельности каждого члена группы его партнёрами: вниматель- но выслушать ответ товарища, обратить внимание на логику ■ изложения материала, иллюстрацию ответа конкретными; примерами, обоснование оценки ответа. Учитель также объясняет, как важно, чтобы каждый ученик ясно и чётко излагал собственную точку зрения, подбирал и аргументировал все за и против при обсуждении идей других участников. На начальном этапе совместного выполнения группой задания действия членов группы согласовывает учитель. При этом педагог максимально регулирует весь процесс выполнения задания. Потом учитель предлагает ученикам попробовать совместно найти путь решения задачи, выдвигая свои варианты. Учитель сам оценивает работу учеников, объясняя им, что у них получилось правильно, а что не удалось. Далее учащиеся сами не только предлагают способы решения данной задачи, но и проявляют инициативу в контроле, оценке процесса и полученного результата. Участие педагога на этом этапе групповой работы ограничивается в основном поощрением и помощью в некоторых операциях контроля, совместно с учеником учитель оценивает результаты его работы. На следующем этапе работы группы помощь учителя становится минимальной. Учащиеся, получив задание, с учётом выполняемых каждым из них функций (ролей) сами регулируют взаимодействие с партнёрами на всех этапах учебной работы. От утверждения своей собственной позиции в решении задачи участники переходят к обсуждению оптимальных путей совместного выполнения работы. По мере овладения навыками самоорганизации совместной работы дети переходят к качественно новым отношениям с учителем и сверстниками — к партнёрским отношениям. Практика организации совместной учебной работы школьников в группе показывает следующие её преимущества: возрастает объём и глубина понимания усваиваемого материала; на формирование знаний, умений, навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении; снижается школьная тревожность; возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся; возрастает сплочённость класса; меняется характер взаимоотношений между детьми, они начинают лучше понимать друг друга и самих себя; растёт самокритичность; ребёнок, имеющий опыт совместной работы со сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует; помогающие своим товарищам с большим пониманием относятся к труду учителя, приобретают умение строить своё поведение с учётом позиции других людей, становятся более ответственными. В) Весьма эффективным является не только сотрудничество в классе, т. е. среди сверстников, но и разновозрастное сотрудничество. Оно способствует развитию у маленьких учителей умения понимать и учитывать интеллектуальную и эмоциональную позицию другого человека. В частности, пятиклассники начинают по-новому видеть труд собственных учителей, вклад сверстников (или младших по возрасту учащихся) в общую деятельность. Разновозрастное учебное сотрудничество можно организовать, предоставив, например, младшим подросткам роль учителя детей 1—2 классов. Развитие коммуникативных способностей невозможно без систематического использования такой формы учебного сотрудничества, как разнообразные дискуссии. Именно дискуссия помогает ребёнку сформировать свою точку зрения, отличить её от других точек зрения, а также скоординировать разные точки зрения для достижения общей цели. Естественны и органичны дискуссии между учениками в контексте проектных форм деятельности, направленных на решение конкретной проблемы (задачи) или создание определённого продукта. Для них характерно совместное планирование деятельности учителем и учащимися. Существенно то, что необходимые для решения задачи или создания продукта конкретные сведения или знания должны быть найдены самими учащимися. При этом изменяется роль учителя — из простого транслятора знаний он становится действительным организатором совместной работы с учениками, способствуя переходу к реальному сотрудничеству в ходе овладения знаниями. Огромное достоинство проектного метода связано с тем, что школьник выступает в качестве активного субъекта деятельности, что мобилизует потенциал всех его способностей. Это не только обмен информацией и организация совместных действий, но и ориентировка в эмоционально-психологических потребностях партнёров по совместной деятельности. Совместная деятельность требует широкого спектра умений: — оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели; — обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе; — устанавливать с людьми тёплые отношения взаимопонимания; — устраивать эффективные групповые обсуждения; — обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия продуктивных совместных решений; — чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей; — адекватно реагировать на нужды других. Общая работа учащихся над проектом позволяет им подготовить и поставить оригинальный опыт, проявить собственное творческое видение процесса и результата работы, создать проектный продукт, которым смогут воспользоваться другие (новый учебный материал, пособие по трудной теме, видеофильм, творческий вечер, спектакль и т. п.). Для учащихся самым важным (и на первых порах и самым трудным!) является постановка цели своей работы. Учебные проекты готовятся и защищаются в рамках школьных предметов, их тематика привязана к темам, изучаемым в ходе учебных курсов. Роль учителя здесь весьма значительна, хотя основную работу всё же учащийся выполняет самостоятельно. Помощь взрослого необходима главным образом на этапе осмысления проблемы и постановки цели. Постоянно выполняя учебные проекты в 5—7 классах, к 8 классу учащиеся приобретают достаточный опыт, чтобы перейти к работе над самостоятельными (персональными) проектами. Персональный проект — это самостоятельная работа, осуществляемая учащимся на протяжении длительного периода, возможно, в течение всего учебного года. Приступая к такой работе, автор проекта самостоятельно или с небольшой помощью педагога составляет план предстоящей работы. Научиться планировать и работать по плану — это один из важнейших не только учебных, но и социальных навыков, которым должен овладеть школьник. Учитель может здесь выступать в роли консультанта, источника информации, вдохновителя. Работая над персональным проектом, подростки имеют возможность в полной мере реализовать познавательный мотив, выбирая темы, связанные со своими увлечениями, а иногда и с личными проблемами. Примерно 20% учащихся 8—9 классов в качестве тем персональных проектов выбирают лично-стно окрашенные темы (например, «Как решать конфликты с родителями», «Как преодолеть барьеры в общении» и др.). Установлено, что у учащихся, занимающихся проектной деятельностью, учебная мотивация учения в целом выражена выше. Кроме того, с помощью проектной деятельности можно добиться существенного снижения школьной тревожности. Дело в том, что вовлечение в проектную деятельность снижает напряжение и стресс в обучении, т. е. это здоровье-сберегающая технология (М. А. Ступницкая, А. В. Белов,
В. А. Родионов, 2003). Опыт некоторых школ показывает, что проектная деятельность может многому научить детей (М. А. Ступницкая, 2004). Речь идёт об умении: — добывать информацию, критически оценивать её, ранжировать по значимости, ограничивать по объёму, использовать различные источники информации, в том числе и людей: — распознавать проблему и преобразовывать её в цель собственной деятельности; — ставить стратегическую цель (отдалённую по времени, но значимую) и разбивать её на тактические шаги;; — оценивать имеющиеся ресурсы, в том числе собственные силы и время, распределять их; | — выполнив работу, оценивать её результат, сравнивать ] его с тем, что было заявлено в качестве цели работы; \ — видеть ошибки и не допускать их в будущем. ] действиями становится хорошей основой для формирования у учащихся организаторских качеств: инициативности, уме-. ния налаживать контакты и предлагать план общего действия, находить разумные компромиссы, решать конфликтные ситуации, проявляя самокритичность, дружелюбие и уверенность в своих силах. В целом проектную деятельность можно рассматривать как один из немногих видов школьной работы, позволяющих преобразовывать академические знания в реальный жизненный и даже житейский опыт учащихся. Немалую роль в развитии коммуникативной деятельности учащихся играет и характер сотрудничества с учителем. Выделяются авторитарный (директивный), демократический и либеральный (попустительский) стили общения педагога с учащимися. Демократический стиль соответствует партнёрской позиции педагога, которая признаётся наиболее эффективной и адекватной возрастно-психологическим особенностям подростка, в том числе задачам развития, связанным с формированием у них самосознания и чувства взрослости. В подростковом возрасте на первое место в общении со сверстниками выходит желание (мотив) занять определённое! место в коллективе. На уроках во время групповой работы появляется возможность занять это место в малой группе (4—6 человек), а также подумать о своём «Я» для того, чтобы сравнить свои притязания с реальными возможностями. Групповая форма обучения убеждает в ценности взаимопомощи, укрепляет дружбу в классе, даёт возможность разрешать межличностные конфликты, прививает умение слушать, становиться на точку зрения других, сообща достигать общих целей. 1^. Наиболее эффективным методом психологической коррекции когнитивных и эмоционально-личностных компонентов рефлексивных способностей служат разные формы тренингов коммуникативных навыков для подростков (А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых, Г. А. Цукерман, Б. М. Мастеров, М. Р. Битя-нова, С. В. Кривцова, Е. А. Мухаматулина, А. Г. Лидере и др.). Разработанные программы позволяют комплексно и разносторонне развивать общение, достигая следующих целей: развития навыков позитивного взаимодействия в группе, освоения вербальных и невербальных средств общения, умения вести себя в конфликтных ситуациях и предотвратить их, а также сформировать чувство уверенности в себе и др. Групповая игра и другие виды совместной деятельности в ходе тренинга вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права. В тренинге создаётся специфический вид эмоционального контакта, способствующий осознанию групповой принадлежности, а солидарность и взаимопомощь дают подростку чувство эмоционального благополучия и устойчивости. В ходе тренингов коммуникативной компетентности подростков необходимо также уделять внимание вопросам культуры общения и выработке элементарных правил вежливости — повседневному этикету. Очень важно, чтобы современные подростки осознавали, что культура поведения является неотъемлемой частью системы межличностного общения. Ролевое проигрывание позволяет им успешно отрабатывать и усваивать навыки культуры общения. В заключение следует ещё раз подчеркнуть, что коммуникативная компетентность учащихся складывается из многих составляющих, а её формирование требует активного введения самых разных форм сотрудничества и общения в контекст как собственно учебной деятельности, так и внеучебных занятий. Типовые задачи Формирование коммуникативных действий учёта позиции собеседника (партнёра) в процессе учебной деятельности на уроках Задание «Кто прав?» Цель: диагностика уровня сформированности коммуникативных действий, помогающих пониманию позиции собесед- З1 ника (партнёра), и анализ оснований для того или иного мнения партнёров по общению (коммуникативная рефлексия). Возраст: 10—15 лет. Учебные дисциплины: гуманитарные (литература, история и др.) и естественно-научные (математика, физика и др.). Форма выполнения задания: работа в парах и в группах. Описание задания: ученикам раздаются карточки с заданием и вопросами. Задание строится как столкновение двух (или более) разных точек зрения по одному вопросу (или несовпадающих оценок). Материал: карточки с текстом задания. Инструкция: учащимся предлагается прочитать текст небольшого рассказа и выработать общий ответ на вопросы. Задание А. Пятиклассник Петя нарисовал Годзиллу и показал рисунок друзьям. Володя сказал: «Вот здорово!» А Саша не согласился: «Фу, какое страшилище!» Как вы думаете, кто из них прав? Почему так сказал Саша? А Володя? Что бы вы ответили на месте Саши и Володи? Почему поспорили мальчики? Задание Б. Воскресенье три подруги решили провести вместе. «Давайте пойдём в кино», — предложила Наташа. «Нет, лучше погулять в парке», — возразила Катя. «А вот и нет, давайте останемся дома, поиграем в компьютерные игры», — сказала Ира. Как вы думаете, кто из них прав? Почему? Почему у них возник спор? Как могла бы объяснить свой выбор каждая из девочек? Как им нужно поступить? Критерии оценивания: • понимание возможности различных позиций и точек зрения (преодоление эгоцентризма), ориентация на позиции других людей, отличные от собственной; • понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимание относительности оценок или подходов к выбору; • учёт разных мнений и умение обосновать собственное; • учёт разных потребностей и интересов. Заданно «Общее мнение» Цель: формирование коммуникативных действий, связанных с умением слушать и слышать собеседника, понимать возможность разных оснований для оценки одного и того же предмета, учитывать разные мнения и уметь обосновывать собственное. Возраст: 11—15 лет. Учебные дисциплины: литература, история, физика, биология, география и др. Форма выполнения задания: работа в парах или в группах по 3—4 человека. Описание задания: учащимся, сидящим парами (или за двумя соседними столами), предлагается выработать, а затем представить и обосновать общее мнение по заданному вопросу, например: почему надо выполнять обещание? Критерии оценивания: • продуктивность совместной деятельности оценивается по полноте и обоснованности общего ответа; • умение договариваться, приходить к общему решению, убеждать, аргументировать и т. д.; • отношение к выработке общей точки зрения: позитивное (обсуждают вопрос с интересом к мнению друг друга), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, конфликтуют). После выполнения задания заслушиваются ответы разных пар. Ответы сравниваются по полноте и обоснованности аргументации. Обсуждаются разные точки зрения и аргументы, вырабатывается общее мнение. В заключение учащиеся делятся впечатлениями о том, что дала им дискуссия, легко ли было договариваться, изменилось ли их первоначальное мнение и т. д. Задание «Дискуссия» Цель: освоение правил и навыков ведения дискуссий. Возраст: 10—15 лет. Учебные дисциплины: литература, история, физика, биология, география и др. Форма выполнения задания: работа учащихся в классе. Описание задания: под руководством учителя проводится сравнение спора и дискуссии. Выясняется, чем они различаются. 1. В споре цель — доказать правоту, в дискуссии — найти истину, решение задачи, выход из ситуации. 2. Спор направлен на результат, дискуссия — это процесс, нередко длительный и изменяющийся под влиянием новой информации, аргументов и т. д. 3. Предмет спора обычно конкретный, а дискуссия возникает вокруг глобальных и значительных вопросов. Т Date: 2016-07-22; view: 336; Нарушение авторских прав |