Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Классическая риторика в России 18-нач. 19 вв. Академическая риторика в России сер. 19 в.
В XVIII в. развивается академическое красноречие. М.В. Ломоносов (1711-1765) впервые прочитал лекцию на русском языке. Первой риторикой М.В.Ломоносова стало «Краткое руководство к риторике на пользу любителей сладкоречия», однако этот вариант риторики не имел широкой популярности. Наиболее заметный след в развитии теории риторики XVIII в. оставило «Краткое руководство к красноречию» М.В. Ломоносова. Оно предназначалось для нужд просвещения, образования, несколько раз переиздавалось для молодежи, жаждущей знаний. Он понимал значение красноречия в языковой культуре народа и связал риторическую систему со стилями речи, разработал теорию трех стилей (возродил античную традицию). М.В. Ломоносов соединил риторику с русским языком, русской традицией, русской наукой. Первая книга руководства, в которой содержится риторика, «показующая общие правила обоего красноречия, то есть оратории и поэзии», предполагала посвящение собственно риторике. Во второй книге должны были содержаться правила речей в прозе, а в третьей - учение о стихотворстве. Но была написана только первая книга. Текст риторики разбит на параграфы, имеет следующие три части. - «Об изобретении» - содержит учение об изобретении сочинении речей. Согласно этому учению любая тема должна быть охарактеризована с точки зрения шестнадцати признаков, среди которых род, вид, целое, часть, место, время, причина. Здесь же излагаются логические понятия, говорится о суждениях, дается понятие силлогизмам, представляются их типы. Глава «О возбуждении, утолении и изображении страстей» — своеобразные психологические этюды. В них говорится об эмоциональном воздействии речи оратора на слушателя. Автор характеризует страсти, чувства, душевные качества человека. - «Об украшении» - рассматриваются тропы и фигуры, приемы стилистического характера. Здесь же Ломоносов говорит об ударении и типичных речевых ошибках. Автор разрабатывает два основных правила: а) тропы и фигуры должны употребляться соответственно теме речи; б) соблюдение чувства меры. - «О расположении» - рассматриваются вопросы построения текста - композиция текста или устного выступления, т.е. расположение идей в определенном порядке. В этой же части содержится глава «О хрии» - доказательной речи. Кроме того, автор выделяет пять способов («средствий») обучения риторике: - природное дарование: душевное (остроумие и память), телесное (громкий голос, крепкая грудь, дородство); - наука - познание нужных правил; - подражание авторам; - упражнения в сочинении речей; - знание других наук. В период с 1749 по 1764 г. М.В.Ломоносов написал и произнес восемь речей, центральное место в которых занимает тема отечества, прославление государства, тема науки. В своих хвалебных речах автор изображает родную страну как могучую военную державу, во главе которой стоят великие правители - Петр I, Елизавета Петровна. Наиболее известные слова: «О пользе химии», «Слово похвальное Елисавете Петровне», «Слово похвальное Петру Великому». Во второй половине XVIII в. риторика развивается в плане теории словесности. Лучшим курсом по теории словесности и лучшей хрестоматией стал «Письмовник» Н.Г.Курганова, соратника М.В.Ломоносова. Риторику в качестве теории ораторской речи рассматривает Амвросий Серебрянников. Автор выделяет показательные (надгробные, хвалебные, оправдательные, поздравительные) и советовательные речи. Основное внимание уделяет судебному красноречию, подробно останавливается на способах доказательства, детально описывает ход судебного обличения. Конец XVIII - начало XIX в. характеризуются симптомами приближающегося кризиса общественной феодально-крепостнической системы, первыми попытками социальных реформ. Инициатива их проведения обычно связывается с именем М.М. Сперанского (1772-1839). Характерная черта этого времени — нарастающий интерес к конфронтационному красноречию в сферах академической, педагогической, деловой речи. Жизнь властно предъявляет к теоретическому аппарату риторики свои практические требования. Ответом на них служат «Правила высшего красноречия» Сперанского, известные в рукописи, созданной на основе лекционного курса, который он читал в 1792 г. в Главной семинарии при Александро-Невском монастыре в Петербурге. Рукописи, ходившей в списках, но опубликованной только в 1844-м, а затем и 1847 г. Красноречие, по Сперанскому, - это дар потрясать души, переливать в них свои страсти и сообщать им образ своих мыслей. Речь, по мнению автора, должна состоять из трех частей: вступление, доказательство, заключение. Сперанский придавал большое значение экспрессивности, эмоциональности речи. Теоретиком ораторского искусства был И.С. Рижский (1759-1811), первый ректор Харьковского университета, впоследствии академик. Еще в период преподавательской деятельности в Санкт-Петербургском горном училище он пишет свой «Опыт риторики» (1796), многократно переиздаваемый. И.С. Рижский выделяет два рода красноречия: прозаическое и стихотворное. Автор обращает внимание на различные стилистические приемы в грамматике и стилистике. Специальная глава книги отведена учению о слоге. Риторика Рижского — первое пособие по стилистике. Временем расцвета русской риторики считают первую половину XIX в., а ко второй половине XIX в. риторика как самостоятельная дисциплина оказалась утраченной. Научный и общественный интерес к риторике в нашей стране вновь возродился в 1970-х гг. С одной стороны, он был вызван развитием семиотических наук, связанных с усилением информационных процессов и распространением информационных систем, с появлением новых языковедческих дисциплин, например, лингвистики текста, прагматики и др. С другой стороны, возрождение риторики было связано с социальным заказом — необходимостью повышения эффективности устной агитации и пропаганды, особенно лекционной. Усилился интерес к изучению пропагандистского воздействия устного слова. Стали разворачиваться исследовательская работа в области ораторского искусства. Развитие риторической теории в современных условиях происходит на стыке целого ряда наук: философии, логики, психологии, языкознания, теории речевой деятельности, социологии и т.д. Поэтому проблемами ораторского искусства занимаются специалисты разных областей. В Московском университете А.Ф. Мерзляков (1778-1830) написал «Краткую риторику, или Правила, относящиеся ко всем родам сочинений прозаических». Книга эта выдержала несколько изданий, в том числе 3-е дополненное (1821) и 4-е стереотипное (1828). Предмет риторики А.Ф. Мерзляков определяет следующим образом: «Смысл, или чувство и выражение оных служат предметом риторики, которая, впрочем, не простирает своих исследований до мыслей и слов, предоставляя это Логике и Грамматике». Главным содержанием риторики А.Ф. Мерзлякова является описание общих свойств и разновидностей стиля, достоинства и недостатки стиля, фигуры, периоды, благозвучие и произношение. Исключается из курса глава об изобретении, общих местах, хрии, учение о страстях. Таким образом, на данном этапе происходит изменение понимания задач риторики в пользу учения о стилистике. А.Ф. Мерзляков в «Краткой риторике» делит науку о красноречии на две части: общую теорию и пять разделов, которые касаются отдельных родов словесности: - писем; - диалогов; - учебных сочинений; - истории; - ораторских речей. Риторика Мерзлякова является прообразом классической теории словесности. Во второй четверти XIX в. оформляется план теории словесности. Большой вклад в развитие словесной науки сделал Н.И.Греч (1787-1867). «Учебная книга русской словесности» Н.И. Греча представляет собой хрестоматию, перед каждым разделом которой приведена теоретическая статья. По мнению Н.И.Греча, риторика - это искусство прозы. Продолжает формироваться предмет общей и частной риторики в учебниках профессора Царскосельского лицея Н.Ф. Кошанского (1781-1831). У Н.Ф.Кошанского частная риторика получает свой собственный предмет. Ее главным содержанием становится классификация родов и видов прозаической словесности с подробным делением на разновидности, с указанием правил применения в них искусств речи, характера содержания и типа использования. В 1829 г. выходит «Общаяреторика» Н.Ф.Кошанского, а в 1832 г. «Частная реторика». Риторики Кошанского от - личаются ясным и сжатым стилем, определенностью самого жанра учебного руководства. Н.Ф.Кошанский разделяет содержание общей и частной риторики. В общей риторике представлена развернутая система правил образования речи, относящаяся к словесности в целом, описываются композиционные формы стиля, которые получаются из отнесения стилистических средств к видам словесности. Перед правилами риторики располагаются понятия логики. «Общая риторика» состояла из трех традиционных разделов: «Изобретение», «Расположение», «Выражение мыслей». В последнем разделе учебника автор рассматривает «все роды риторических украшений» - тропы (метафора, метампсис, метонимия, синекдоха, ирония, ал - легория, эмфазис, катахрезис) и фигуры. Кошанский предостерегает своих учеников от чрезмерного, излишнего употребления украшений в любых сочинениях.Когда украшения становятся самоцелью, они перестают выполнять свои выразительные функции. Date: 2016-07-22; view: 3360; Нарушение авторских прав |