Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Искусство красноречия в России 10-18 вв.





Основной формой красноречия в Древней Руси являлось духовное и торжественное. Древнерусские книжники усвоили систему красноречия других народов и внесли свой вклад в развитие ораторского искусства.

Многие рассуждения христианских писателей, переведенные на древнерусский язык, рекомендовали определенный образ оратора, тип речевого поведения, общения с аудиторией.

Особенности красноречия в Древней Руси можно свести к следующему:

- призыв к добру;

- уважение к книжному слову, к мудрости;

- высокая эмоциональность, образность;

- кротость и смирение в речи.

Наиболее развитыми жанрами были слова, поучения, беседы. В XI - XII вв. стали популярными светское и духовное красноречие. Самыми известными памятниками древнерусского красноречия являются «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, сочинения К. Туровского. При составлении речей использовались следующие приемы:

1) стремление к художественному абстрагированию. В окружающей жизни авторы пытались увидеть божественное, духовное начало, символы вечного; изложение жизни святых сопровождалось аналогами и цитатами из священного писания;

2) повышенная экспрессивность, эмоциональность;

3) ритмически организованная речь. Ключевые слова повторяются несколько раз;

4) усиление сопоставления и противопоставления;

5) широкое использование метафор, символов, сравнений, стилистическая симметрия.

В XI - XIII вв. риторическое искусство достигло особой «высоты. Об этом свидетельствуют памятники: «Золотое слово» Святослава («Слово о полку Игореве»), «Моление» Даниила Заточника, «Поучение» Владимира Мономаха и др. Эти традиции были продолжены в произведениях последующих поколений («Житие Сергия Радонежского», переписка князя А.Курбского и Иоанна Грозного).

Выдающимся оратором XVI в. является Максим Грек (ок. 1475 —1556). Это грек, приехавший в Москву, занимавшийся педагогической и просветительской деятельностью. Максим Грек — остроумный полемист, он использовал форму диалога для создания полемического характера.

Отечественная риторика проходит период становления в XVII - XVIII вв.

Значительный вклад в развитие теории красноречия внесли русские ученые. В XVII в. уже известны несколько трудов по ораторскому искусству, среди которых надо отметить учебник М. Усачева «Риторика» (1699 г.). Но в этой и других работах еще сильно влияние богословско-церковной риторики. Подлинное же искусство светского публичного слова в России связано с развитием университетского красноречия. Это объясняется тем, что Россия была лишена парламентских форм демократии, ставших обычными в западноевропейских странах. Именно в университетской аудитории живое слово имело возможности свободно развиваться и совершенствоваться.

Решительный шаг на этом пути сделал создатель Московского университета и Академии наук М.В. Ломоносов (1711-1765). Именно он предпринял труднейшую реформу русского языка, заложил основы современной литературной русской речи. Ломоносов положил начало русской риторике, написав «Краткое руководство к красноречию». В этой книге, не потерявшей своей актуальности и сегодня, была заложена программа дальнейшего развития русского ораторского искусства. Теория ораторского искусства рассматривается М.В. Ломоносовым в трудах «Краткое руководство к риторике на пользу любителей сладкоречия» и «Российская грамматика». Он дает яркое и образное определение красноречия, перечисляет условия успеха публичного выступления.

Но во второй половине XIX века начинается постепенный упадок риторики как науки. В системе образования появляется новый предмет - теория словесности. Под этим названием выходили школьные нормативные руководства с 70-х годов XIХ века до 20-х годов XХ века. Содержание этих руководств показывает, что обучение филологии в школе все больше ориентируется на изучение фольклора и художественной литературы.

И лишь в 70-е - 80-е годы вновь возродился интерес к риторике как науке и учебному предмету, появляются работы Е. А. Ножина, А. Е. Михневича, Г. 3. Апресяна, А. В. Толмачева и других. Наряду с книгами зарубежных авторов (таких, как П. Сопер, Д. Карнеги, П. Мицич, О. Эрнст) они составляют основной круг учебных пособий для тех, кто хочет овладеть мастерством оратора.

Возрождение риторики было связано с социальным заказом - необходимостью повышения устной агитации и пропаганды, особенно лекционной, - и появлением новых учебных дисциплин - лингвистики текста, прагматики и др.

Однако единого подхода к определению предмета и содержания современной риторики как научной дисциплины и учебного предмета в настоящее время не существует.







Date: 2016-07-22; view: 659; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию