Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
е) природные факторы: солнце, воздух, вода. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Методы: упражнение, беседа, игра, создание проблемных ситуаций, анализ физических и нравственных качеств и др. Формы: утр.гимнастика, подвижные игры, физич.упражнения на прогулке, праздники, дни здоровья и др.
Требования к содержанию культурно-гигиенических навыков, которые должны воспитывать у детей детский сад и семья, можно разделить на следующие основные группы: а) Гигиенические навыки по соблюдению чистоты тела: мытье рук и умывание лица, чистка зубов, полоскание рта, сохранение в чистоте носа и правильное пользование носовым платком, уход за волосами. Культурное пользование уборной. б) Навыки культурной еды: спокойно вести себя за столом, правильно пользоваться столовым прибором, салфеткой, хорошо прожевывать пищу и есть с закрытым ртом, не крошить и не разливать пищи, не мешать товарищу, не нарушать порядка за столом, не допускать капризов, необоснованных требований, благодарить за оказанную услугу. в) Навыки аккуратного и бережного обращения с вещами личного пользования и умение самостоятельно пользоваться ими (одежда, обувь, игрушки, книжки). Умение сохранять культурный внешний вид (одежда, обувь, прическа). г) Навык поддержания порядка в окружающей обстановке и восстановление его при нарушении: порядок в групповой ком нате, в зале, раздевальной, на участке, дома. д) Навык культурных взаимоотношений детей друг с другом, с младшими и старшими. В этой примерной программе воспитания навыков содержатся и требования к результату, потому что наличие этих навыков у детей является результатом воспитания и одним из признаков общей культуры. В основном содержание культурно-гигиенических навыков для всех трех групп детского сада остается общим, изменяется лишь характер руководства воспитателя, степень самостоятельности Основой воспитания культурно-гигиенических навыков является практическое обучение детей в процессе выполнения ими тех или иных гигиенических процедур или требований режима. В воспитании культурно-гигиенических навыков большое значение имеют упражнения. Суть упражнений заключается в том, что одно и то же действие многократно повторяется при одних и тех же условиях. В воспитании культурно-гигиенических навыков педагог использует интерес детей и создает у них активное заинтересованное отношение к выполнению тех или иных гигиенических процедур. В воспитании культурно-гигиенических навыков огромная роль принадлежит тем требованиям, которые предъявляет воспитатель детям. Требования подкрепляют навык, организуют детей, мобилизуют их внимание В воспитании культурно-гигиенических навыков огромную роль играет словесная оценка отдельных поступков и поведения детей. В оценке должно быть раскрыто, за что хвалит или порицает воспитатель детей. Такая оценка становится критерием оценки поведения и самими детьми, критерием самооценки. Вместе с оценкой педагог указывает пути изменения поступков или поведения и тем самым упражняет детей в выполнении того или иного правила. Таким образом педагог детского сада, организуя культурно-гигиеническую обстановку, четкий режим жизни детей, применяя разнообразные средства и методы воспитания в их взаимосвязи, опираясь на активность, интерес и постепенно развивающуюся в процессе воспитания и обучения самостоятельность детей, предъявляя понятные детям требования и давая словесную оценку их поведения, добивается того, что дети усваивают к-г навыки.
Движения играют большую роль в жизни человека, они приводят в действие не только в физическом воспитании мышцы, но и весь организм: усиливают дыхание, кровообращение, обмен веществ, улучшают общее самочувствие. Движения составляют основу каждой деятельности, и от осмысленности их, силы, ловкости, координации и красоты движений зависит успех работы и результат ее. Совершенствование движений имеет огромное значение не только для физического, но и для психического развития. Великие физиологи И. М. Сеченов и И. П. Павлов неоднократно писали о роли мышечных движений и двигательного анализатора в развитии мозга, в познании окружающей действительности, в процессе труда. Обучение детей основным движениям составляет одну из задач детского сада. Под основными движениями понимаются те движения, которые жизненно необходимы. К основным движениям относятся ходьба, бег, прыжки, метание, лазание. Необходимо воспитывать у детей привычку к целесообразным движениям, к умению тормозить их, когда это нужно. Научные исследования в этой области, особенно специальные исследования Е. Г. Леви-Гориневской ', (1 Е. Г. Л е в и - Г о р и н е в с к а я, Развитие основных движений у детей дошкольного возраста, изд. АПН РСФСР, 1955.) доказали, что совершенствование основных движений нельзя рассматривать как результат развития унаследованного «биологического фонда». Движения эти вырабатывались в процессе эволюции человека, в результате взаимодействия его с окружающей внешней средой, в процессе разнообразной деятельности. Развитие движений детей связано с анатомо-физиологическими особенностями детского организма. Исследования Н. И. Красногорского и Е. Г. Леви-Гориневской показывают, что к началу дошкольного возраста у ребенка уже имеются необходимые предпосылки для развития движений. Однако улучшение функциональной деятельности коры больших полушарий, необходимой для образования правильных и прочно усвоенных двигательных навыков, совершается на протяжении всего дошкольного возраста и в более поздних возрастах. Установленная исследованиями И. П. Павлова и его учениками, Н. И. Красногорским и А. Г. Ивановым-Смоленским, «тренируе-мость» нервной системы дает полное основание полагать, что при помощи соответствующим образом организованного обучения, упражнений и игр можно влиять на развитие нервных процессов, возбуждение и торможение в их взаимосвязи. Физиологический эффект движений очень велик, потому что в движениях одновременно участвует большое количество мышц, что способствует обмену веществ в организме, усилению функциональной деятельности внутренних органов. Велик и воспитательный эффект, потому что в подвижных играх, занятиях гимнастикой, в труде воспитываются у детей ценные качества: ориентировка в пространстве, быстрота, точность, ловкость движений, коллективные взаимоотношения детей. Развитие движений нельзя осуществлять в отрыве от развития всего организма и психики ребенка, поэтому, планируя работу по развитию движений, необходимо исходить из следующих общих положений: а) при подборе упражнений, игр, трудовых заданий необходимо отдавать преимущество упражнениям, играм, трудовым действиям, имеющим общее физическое воздействие на организм, требующим осознанного их выполнения детьми, вовлекающим б) выбирать игры и упражнения, вызывающие у детей интерес и вместе с тем ставящие перед ними ту или иную доступную им задачу; в) при помощи игр и упражнений содействовать развитию таких движений, как бег, ходьба, метание, прыжки, лазанье, и формированию правильных навыков их выполнения; г) укреплять физиологически слабые группы мышц, способствовать воспитанию правильной осанки; д) воспитывать умение коллективно действовать и двигаться.
Основными средствами развития движений у детей дошкольного возраста являются подвижные игры, занятия гимнастикой и подвижными играми, утренняя гимнастика, спортивные развлечения, труд. В «Руководстве для воспитателя» по каждой возрастной группе указаны игры, специально подобранные для развития движений. Игры, рекомендуемые для детей младшего возраста, содержат в основном простые движения в их различных сочетаниях (ходьба, бег, подпрыгивание) и доступные детям 3—4 лет правила игры. Участие детей в играх доставляет им большую радость, а радость является благоприятным фактором воспитания. В играх для старших детей содержание, характер движений и правила игры сложнее. От старших детей требуется понимание условий игры, точность как в движениях, так и в выполнении правил. Воспитатель содействует тому, чтобы старшие дети проявляли в игре находчивость, инициативу, умение ориентироваться в обстановке и сдерживаться или проявлять смелость. Подвижные игры проводятся ежедневно на прогулке и входят составной частью в занятия. И целях обучения детей правильным движениям в детском саду систематически (один раз в неделю) проводятся специальные занятия. Обучение движениям на. занятиях направлено на то, чтобы каждый ребенок в группе овладел всеми основными движениями, чтобы в результате упражнений приобрел навык выполнять движения легко, свободно, без напряжения. Обучение детей основным движениям на занятиях опирается на общие дидактические положения и вместе с тем отличается своеобразием. Это своеобразие заключается в тесной связи обучения с игрой, широком применении игровых приемов, наглядных пособий. В младшей группе продолжительность занятий 10—15 минут, в средней 15—20 минут и в старшей 20—25 минут. Движения, усвоенные детьми на занятиях, входят в состав утренней гимнастики, которая проводится ежедневно и в процессе которой движения детей совершенствуются. Утренняя гимнастика продолжается 5—7 минут и в нее входят разнообразные движения: ходьба, построение, упражнения для отдельных групп мышц, бег, прыжки. Утренняя гимнастика важна как для развития движений, так и для организации детей, создания у них бодрого настроения. Для развития движений детей воспитатель широко использует прогулки, во время которых дети бегают, прыгают, лазают, играют с мячом, скакалками, серсо, обручами и др. На прогулках дети приучаются к длительной ходьбе, упражняются в переходе через канавки, в подъеме на горку, перелезании через невысокую изгородь. Воспитательница должна следить, чтобы дети не переутомились, не устали. Большое значение в развитии движений детей дошкольного возраста имеют спортивные развлечения: катанье на санках, коньках, лыжах, езда на велосипеде. При развитии движений нужен индивидуальный подход к каждому ребенку: учет состояния здоровья, личных качеств (робость, застенчивость, порывистость). Большое значение в развитии движений имеет труд детей. Трудовые действия способствуют точности и координации, целесообразности и красоте движений. Труд в быту, в природе, ручной труд, применяемый в изготовлении игрушек,— всегда целесообразный труд, направленный на изменение материала. Такой труд придает движениям детей характер осознанных действий. Подметая дорожку, поливая цветы, конструируя игрушку, дети не только производят движения и состоящие из них действия, но и выполняют работу. Научные исследования и практика убеждают в том, что качественные и количественные показатели развития движений выше в тех детских садах, где проводится целенаправленная работа по физическому воспитанию, построенная с учетом особенностей детей, состояния их здоровья.
Ответственность за организацию работы по физическому воспитанию, как и за всю воспитательную работу, несет заведующая детским садом, которая обеспечивает создание материальной обстановки, отвечающей гигиеническим и педагогическим требованиям. Заведующая детским садом приспосабливает к местным условиям типовой режим жизни и контролирует его выполнение. Она проверяет работу воспитателей и оказывает им помощь в осуществлении задач физического воспитания. Непосредственную работу с детьми проводит воспитатель и он несет персональную ответственность за жизнь и здоровье детей, за полноценное физическое развитие их. Работа заведующей и воспитателя проходит в тесном контакте с врачом или медицинской сестрой. Воспитатель, постоянно общаясь с детьми, наблюдая их, обращает внимание врача на те или иные особенности детского организма, консультируется с ним по вопросам применения тех или иных оздоровительных процедур (солнечные и воздушные ванны и др.). Врач в свою очередь, внимательно изучая организм ребенка, дает указания воспитателю, предупреждает о возможных реакциях ребенка, просит пронаблюдать за действием тех или иных лечебно-профилактических средств. Врач следит за здоровьем детей, санитарно-гигиеническим состоянием детского сада, участка. Ежегодно врач проводит профилактические мероприятия: проверку на глисты, санацию зубов, профилактические прививки, направляет отдельных детей к врачам-специалистам. Врач систематически следит за весом, проводит антропометрические измерения в целях контроля за развитием детей. Медицинская сестра осуществляет общее наблюдение за санитарно-гигиеническим состоянием детского сада, измеряет температуру детям, выполняет назначения врача, оказывает первую помощь детям. Воспитателю принадлежит большая роль в пропаганде методов физического воспитания среди родителей и населения. На физическое воспитание в семье существуют еще неправильные взгляды: родители боятся простуды, недооценивают роли закаливания, режима детской жизни. Разъяснение этих вопросов требует активной, настойчивой, умелой пропаганды. Пропаганда убедительна, если она подкрепляется конкретными показателями улучшения здоровья детей, их физического развития.
Д/з: к 1 семинару 1) Из учебника Дош.пед-ка Козловой, Куликовой со с.97 выписать табл. «Задачи физического воспитания дошкольников». 2) Из программы под ред Комаровой, Гербовой выписать задачи физического воспитания и режим дня дошкольников. 3) Составить таблицу (по учебнику Дош.пед-ка Козловой, Куликовойс.96-102)
Ко 2 семинару 1) Составить конспект занятия по ознакомлению детей с известными спортсменами. Включить в занятие комплекс упражнений на развитие основных движений (ходьба, бег, прыжки, лазание, метание). Быть готовыми представить свои конспекты.
Лк написана по учебн. Дошкольная педагогика А.И.Сорокиной, М., 1958 Дошкольная педагогика Козлова С.А. и др. М., 2006
|