Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сердце — источник любви и жизни





С давних времён «сердце» было важнейшим символом в человеческой мысли. Латинское слово сог - сердце, со­ставляет корень английского слова соге, которое обознача­ет центральную часть объекта. Взаимозаменяемость таких слов как "сердце" и "центр" является очевидной в таких повседневных выражениях как, например, "в самом сердце событии". Большинство людей считают сердце корнем сво­его существования. Так, когда мы говорим о ком-то, что "он повернул своё сердце в другом направлении", мы имеем в виду, что изменяется вся жизненная позиция этого человека. Сердце символизирует не только эмоциональный центр человека, но также его духовный центр. Множество людей верят в то, что оно является источником жизни. Один из еврейский мистиков говорил: "Знай, что сердце является источником жизни и находится в центре тела как Святая Святых". Многие из нас верят, что Бог является источни­ком жизни, и что Бог живёт в сердце. Так, например, в Упанишадах говорится: "Войди в лотос сердца и медитируй там о сущности Брахмана". Согласно христианскому теоло­гу Джорджу А. Махоунн, "сердце в библейском языке яв­ляется средоточием человеческой жизни, всего, что поучает нас в глубине нашей личности... Это в нашем сердце мы встречаем Бога в отношениях Я - Ты". Брат Дэвид Стэйндл-Рэст склоняется к тому, что, "когда мы на самом деле открываем собственное сердце, мы открываем область, в которой мы соединены с душой, с другими, а также с Богом". Упанишады также помещают душу в сердце, в са­мый центр духовности: "В самом деле, душа является серд­цем... Кто об этом знает, каждый день уноси гея в небесные сферы". Хотя эти выражения имеют метафорический, философский, духовный характер, должна существовать какая-то физическая основа, которая позволяет придать человеческому сердцу роль источника жизни. Эта осно­ва — характер работы сердца, та ритмичная пульсация, которая распространяет по всему телу питающую жизнь кровь. Это важнейшее проявление жизненной силы в человечес­ком организме. Ритмическая пульсация характеризует все живые организмы, весь материальный мир, и, в конце концов, всю Вселенную.

Хотя в нашей культуре связь между сердцем и любовью всем известна, кардиологи и большинство деятелей науки относятся к пен как к символу. В песнях мы часто слышим: "он украл моё сердце", или "он отдал своё сердце". Но кто на самом деле верит, что можно отдать кому-то сердце или проснуться и увидеть, что его украли? Однако, если мы будем рассуждать о таких выражениях в функциональных терминах, они приобретут значение того, что "кто-то отдаёт своё сердце", вступая в столь глубокую связь с другим человеком, что кажется, что его собственное сердце перестаёт ему принадлежать. Всякий раз, когда он вспоминает о любимом человеке, возникает чувство радости или печали, так интимно связанные с его личностью, что создаётся впечатление, что любимый полностью забрал его сердце.

Чувства — это не полёт фантазии. Они относятся к реальным телесным процессам. Когда мы чувствуем лёг­кость или тяжесть на сердце, когда наше сердце "холодно как лёд" или "воспламенено любовью", на физическом уров­не происходят реальные физиологические процессы, вызы­вающие такие ощущения. Лучше всего описать это как на­растание или спад телесного возбуждения. При возбуждении мы чувствуем легкость, без него мы тяжеловесны и печаль­ны. Когда возбуждение вызывается любовью, мы ощущаем его непосредственно в сердце. Присутствие любимого человека и даже воспоминание о нём делают сердце лёгким и ускоряет его пульсацию. Пока существует жнзнь, каждая клетка, будь то одноклеточный организм или такой сложный организм как человеческий, находится в состоянии возбуждения. Это возбуждение может увеличиваться или снижаться, но оно всегда есть. Наиболее интенсивно оно у молодых людей и наименее — у стариков Когда мы старе­ем, огонь жизни постепенно угасает в нас. Ребёнок может достичь такого сильного возбуждения, что буквально прыгает от радости. С подобной реакцией у стариков, тело которых уже менее эластично, мы встречаемся редко В минуту смерти потенциал телесного возбуждения исчерпывается.

Состояние возбуждения человека всегда можно опреде­лить, наблюдая за телом. При высокой степени возбужде­ния к поверхности тела притекает больше крови, глаза бле­стят, кожа становится эластичнее, движения более спонтанны, теплеют ладони, активизируется мозг, а сердце бьётся чаще. В минуту смерти глаза становятся матовыми и стеклянными, тело перестаёт двигаться, кожа бледнеет и остывает.


Рис.1. Реакция организма на среду, сближение сопутствующее удовольствию или отход в результате боли.

 

Боль или страх вызывают спазм результатом чего является снижение проявленного энергетического заряда на поверхности. Удовольствие вызывает движение организма вов­не, активирую состояние поверэности кожи, кожи глаз, эрогенных зон.

Состояния негативного возбуждения вызывают обрат­ный эффект. Когда в результате паники тело становится излишне активным, а движения хаотичными и некоордини­рованными, то возбуждение концентрируется в основном в мышцах и сердце, которое в этот момент может стучать как бешеное. Если страх необычайно силён, человек может умереть в следствие паралича мышечной системы и оста­новки сердца. Другим случаем негативного возбуждения является интенсивная боль, которая вызывает судороги и спазмы в теле. И ещё один случай — ярость, которая, в противоположность гневу, оказывает на тело негативное влияние. В состоянии гнева тело тёплое, из глаз могут "сыпаться искры", в ярости пли безумии тело становится холодным, а глаза матовыми.

Позитивное возбуждение проявляется в приятных ситу­ациях. На поверхности тела появляется сильное возбужде­ние и заряд. При негативном возбуждении, в результате страха н угрозы, тело находится в состоянии напряжения, так как энергия перемещается от периферии к центру. Ды­хание в этих двух состояниях также очень сильно отлича­ется. Удовольствие вызывает у человека углубление дыха­ния, которое течёт плавно и без усилий. В случае страха или боли дыхание поверхностное, частое, напряжённое.

Чувство любви оказывает на тело спасительное влия­ние. Влюбленный человек излучает радость. Блеск в его глазах и увлажнение кожи связаны не только с сильным притоком крови к поверхности тела, но также и с волной возбуждения, активизирующей ткани.

"Блеск" и "сияние" влюблённого человека — не метафо­рические понятия, их можно наблюдать. Это результат воз­буждения и усиленной пульсации каждой клеточки тела. Хотя каждая клетка тела и каждый орган имеют своп соб­ственный ритм, он координирован и зависим от пульсации сердца. Когда нам легко на сердце — все органы функцио­нируют лучше; когда мы ощущаем на сердце тяжесть — функция внутренних органов тормозится. В состоянии удо­вольствия, как я уже упоминал, кровь приливает к поверхности тела, в то время как в состоянии боли она приливает вовнутрь. Под влиянием паники или страха человек может реагировать мобилизацией мышечной системы, поддающей­ся волевому контролю, стараясь преодолеть опасность по­средством борьбы или бегства. Мышцы наполняются кро­вью, подготавливаясь к деятельности. Переживание человеком гнева или страха в ответ на эти реакции зависит от того, является ли реакция движением к окружающему миру для возвращения гармонии и удовольствия, или же бегством от опасности.

Движение крови и её питательных элементов от поверх­ности тела является реакцией организма человека на окру­жающую среду. Если среда благоприятная, позитивная и пригодная для жизни, кровь притекает к поверхности, и человек делает шаг навстречу с целью установления с ней контакта. Возникает чувство удовольствия, или, если воз­буждение более интенсивно — любви и радости. Мы лю­бим то, что приятно. Любовь, однако, не всегда приносит приятные ощущения, но очень часто вызывает боль. Лю­бовь побуждает к близости с любимым человеком, но если он нас отвергнет или бросит, удовольствие быстро превра­щается в боль. Интенсивность боли прямо пропорциональ­на интенсивности любви. Когда любовь ребёнка к родите­лям отвергается, вызванная этим боль может быть описана как чувство "разбитого сердца". Как и каждая боль, она приводит к оттоку крови с поверхности тела к центру и вызывает чувство тяжести и безнадёжности. Полученный в детстве опыт "разбитого сердца" может иметь следствием избегание любви, когда человек станет взрослым. Это не означает, что он не будет желать любви, но его импульс к выходу за пределы своей личности будет полным колеба­ний, он не будет идти от всего сердца. Если воспоминания о боли живут в бессознательном человека, страх сдерживает его от выхода за свои пределы, а без этого переживание любви невозможно. Организм остается под контролем трав­матического опыта, тормозящего отток крови к поверхно­сти тела. Уровень возбуждения зависит от близости влюб­лённых. Чем ближе находится любимый, тем больше возрастает возбуждение, достигая кульминации в контакте, полном любви.


Каждый интимный контакт двух тел вызывает позитив­ные чувства. Объятия друзей во время встречи являются выражением сердечности, которая укрепляет их связь. Даже через рукопожатие, если оно не чисто формальное, можно выразить много тепла. Отдёргивание руки при встрече или расставании воспринимается как выражение холода и враж­дебности. Если родители обделяют детей проявлением фи­зической сердечности — это задевает их за живое. Многие мои пациенты жаловались, что их редко целовали и прижи­мали к себе их родители, хотя последние утверждали, что очень их любят. Они могли и в самом деле любить их, но не выражали любовь таким образом, чтобы дети могли её почувствовать.

Нельзя, однако, не отметить, что существует множество наполненных любовью контактов без прикосновения к телу. Такую силу имеет голос. Ребёнок успокаивается и радует­ся под влиянием маминой колыбельной песни. Произнесён­ные слова могут иметь такое же влияние, не столько благо­даря их содержанию, сколько тону голоса. Тёплый тон голоса выражает любовь, холодный, суровый — враждебность. Чувства можно также выразить взглядом. Мы смотрим на кого-то тепло и сердечно или холодно и враждебно. О силе глаз свидетельствует выражение, что можно "убить взглядом". По топ же причине взгляд, полный участия, согревает наши сердца.

Для того чтобы звук вызвал эмоциональный отклик, он должен быть услышан; взгляд — замечен. Зрительный кон­такт - это не механическое явление с предвидимыми ре­зультатами. Два человека могут смотреть друг на друга и не установить контакт, так как между ними ничего не про­исходит. Однако когда их глаза встречаются по - настоя­щему, они излучают что-то, что проникает через простран-С1во и достигает глаз и сердце другого человека, заканчиваясь подлинным контактом. Многие из нас испы­тали такой зрительный контакт и знают, насколько он пора­зителен. Иногда он даёт начало "любви с первого взгляда".


Я точно помню, что влюбился в свою жену, когда увидел в её глазах "сверкающие звёзды". Её взгляд поразил меня прямо в сердце и пленил меня. Контакт может начаться взглядом и закончиться объятием или более интимно.

В нормальной ситуации телесный контакт наиболее ин­тенсивен в тех местах, где кровь максимально приближает­ся к поверхности кожи. Эти участки мы называем эроген­ными зонами. К ним относятся половые органы, губы, грудь. Алый цвет губ — проявление более интенсивного кровоснабжения, что можно наблюдать через тонкую обо­лочку кожи. Когда губы встречаются в поцелуе, кровь каж­дого из любовников разделена только тоненькой кожной мембраной, что вызывает сильное возбуждение. Рот вместе с языком и губами является эрогенной зоной, так как она очень богато иннервирована. Когда человек находится в подходящем настроении, контакт с эро­генной зоной или её стимуляция дей­ствуют возбуждающе. Когда эроген­ные зоны встречаются, как это имеет место во время полового акта, возбуж­дение может достичь очень высокого уровня.

Рисунок 2 иллюстрирует движение крови вверх (по восходящей аорте) вниз (по нисходящей аорте). Любое удовольствие вызывает очень сильное насыщение кровью поверхности тела, а во время эротического наслаждения — эрогенных зон. По этой причине кровь считается носителем Эроса.

Любовь не ограничивается сексуаль­ной любовью между мужчиной и жен­щиной. Она существует везде, где есть удовольствие и стремление к близости

Рис.2

Ребёнок, который любит своего мишку, прижимает его к себе так, как если бы он был живым существом, потому что этот контакт приносит ему удовольствие и хорошее самочувствие. Мы любим наших друзей, так как в их окру­жении получаем удовольствие. Любовь к животному раз­вивается на той же основе: стремление к близости и кон­такту связано с возбуждением и чувством удовольствия в процессе контакта. Любить - значит чувствовать связь не абстрактную, но физическую — через близость и контакт.

Как мы знаем, наибольшее возбуждение и удовольствие приносит генитальный контакт между мужчиной и женщи­ной. Возбуждение и удовольствие зависят от набухания и наполнения кровью половых органов. Когда мы их стиму­лируем, они ритмично пульсируют, реагируя на ритм сердца, поэтому мы считаем сердце местонахождением Эроса.

Мы уже говорили о поразительном явлении любви с первого взгляда. Не подлежит сомнению, что такая любовь случается. Временами, однако, происходит другое чудо: два человека, которые уже знали друг друга продолжительное время, неожиданно изменяют свой взгляд или переживают контакт, который разжигает в них чувство любви. Един­ственным рациональным объяснением этого явления явля­ется тот факт, что сердце каждого из них было зажжено взглядом или поцелуем, распространяя волну возбуждения и тепла по всему телу. Тут чувство (можно назвать его любовью) приводит к деятельности. Возбуждается стрем­ление быть как можно ближе к любимому объекту. Физи­ческий контакт увеличивает возбуждение, но также прино­сит возможность частичной разрядки напряжения, вызванного половым влечением Максимальное расслабле­ние приносит, конечно, половой акт, но объятия или поце­луй также действуют расслабляюще.

Соединению любовников в сексуальном объятии не все­гда сопутствует удовольствие. Многие пары начинают с интенсивной влюблённости, а заканчивают фрустрацией и разочарованием. Для большинства людей более легким яв­ляется достижение возбуждения, чем преобразование его в удовольствие и наслаждение, являющиеся результатом пол­ного расслабления после предшествующего возбуждения.

Для очень многих людей какой-либо сексуальный контакт с любимым человеком является неосознанным табу. Причи­на этого кроется в детских переживаниях эдиповой фазы, а результатом является расщепление личности, отделение чувств (сердце) от сексуального влечения (половые орга­ны). Хотя расщепление никогда не является полным, это блокирует самореализацию в любви.

Мы должны уяснить себе разницу между возбуждением в любви и удовлетворением в любви. Есть люди, которые не испытывали счастья экстатического возбуждения, свя­занного с влюблённостью, когда сердце неожиданно и пол­ностью открывается другому человеку. Но ни одно сердце не является навсегда закрытым для любви. Оно может быть как бы спящей принцессой, находящейся, на первый взгляд, за непреодолимой стеноп, но может случиться, что какой-то принц продерётся сквозь тернии и разбудит спя­щее сердце. Когда это происходит, случается чудо. Как одни человек может вызвать у другого такую сильную реакцию? Он пробуждает уже известное, но подавленное в подсознании чувство возбуждения и удовольствия. Все мы познали рай и утратили его. Этим раем было лоно, которое удовлетворяло все наши потребности, в котором мы ни за что не должны были бороться. Для большинства из нас это райское состояние продолжалось ещё некоторое время после рождения, когда мать, как добрая земля, заботилась и охраняла нас. Каждый младенец, в топ или иной степени, пережил возбуждение, которое даёт полный любви контакт с матерью и её телом. Каждый младенец всем сердцем любит свою мать и реагирует возбуждением и удовлетворением, когда она входит с ним в контакт. Рано или поздно это состояние блаженства прерывается, но тоска по нему остаётся в наших сердцах. Влюблённость - это состояние, в котором нам сопутствует впечатление, что мы нашли утраченный рай. Если любовь не будет принята пли будет отвергнута - она превращается в ад. Дети имеют два объекта любви - отца и мать. В контакте с ними они познают радость, которая возможна, когда мы любим и любят нас. Однако радость младенчества и детства не продолжается долго. У детей, к которым плохо относятся родители, что нередко встречается в нашей культуре, эго состояние блаженства грубо прерывается. Любовь уничтожается, но мечта о ней не по­гибает, так как без неё жизнь была бы безрадостной и пустой. Эта надежда отыскать рай даёт смысл нашей жизни. Когда встречается кто-то, каким-то образом напоминающий нам утраченного любимого человека из нашего детства, происходит определённого рода чудо: мечта становится реальностью. В большинстве случаев это состояние лопается как мыльный пузырь. То, что казалось реальностью, оказывается иллюзией. Откуда этот ужасный обман? Что случилось?

Проблемой, которая встречается в каждой дискуссии о любви, является тот факт, что это слово описывает два разных чувства. Одно из них — тоска, возникающая из-за недостатка близости. Другое — рождённая из полноты чувств потребность в близости любимого человека. Пер­вый вид любви - это чувство на самом деле подлинное, но инфантильное, детское. Оно имеет в себе что-то деструк­тивное, так как его цель — пленение другого человека. Когда возникает привязанность, человек, который вызвал зависимость, не позволит другому быть независимым. Это пленение включает также и эротические связи. Они прино­сят только частичное удовлетворение. В то же время лю­бовь, возникающая из глубины сердца, — зрелое чувство. Оно не пленяет любимого человека. Человек, который любит так, является свободным и даёт свободу.

Нередко в любви человек доходит до абсурда. Поводом для этого являются моральные запреты, которым мы учим­ся в детстве и которые касаются обязанности любить своих родителей или ближних. Во время терапии пациент может сказать: "Я люблю свою мать", - даже если она к нему плохо относилась. После интенсивной аналитической рабо­ты обычно оказывается, что пациент испытывает злость, связанную с таким поведением матери. Более того — он чувствует по отношению к ней ненависть, но одновременно испытывает вину, таким образом, злость и ненависть подав­ляются. Если в процессе психотерапии человек осознает и примет в себе это неприятное чувство, в его сердце останется место для любви к матери, так как, кроме прочего, она

дала ему жизнь и была первичным источником хорошего самочувствия. Можно утверждать, что интенсивность люб­ви отражается на состоянии сердечной мышцы, особенно если мы принимаем на веру такие характеристики сердца как "горячее, холодное, мягкое, твердое". Сердце — это мышца, и как у всякой другой мышцы, её состояние зави­сит от степени ее релаксации. С возрастом мышечная ткань становится жёсткой. Молодое, мягкое сердце способно к достижению большего возбуждения, оно получает более интенсивное чувство, чем старое сердце, более холодное и жёсткое. Но что происходит, когда сердце становится холодным и жёстким? Ответ на этот вопрос надлежит искать в близкой связи между любовью и ненавистью. Ненависть можно определить как остывшую любовь. Этот процесс не происходит внезапно. Для того чтобы любовь остыла, требуется много разочарований.

Чтобы это понять, мы должны заняться импульсом, лежа­щим в сердце жизни — потребностью в сближении. Если он игнорируется — мы реагируем злостью. В состоянии злости кровь наполняет мышечную систему, так как любовь вызывает лучшее кровенаполнение кожи. Динамику этого процесса иллюстрирует рисунок 3.

Если проявление злое ш сможет вернуть состояние на­полненного любовью контакта, возбуждение в мышечной системе разряжается. Мышцы возвращаются в состояние релаксации и мягкости, что делает возможным появиться на поверхности тела импульсам любви. Однако, если выра­жение злости встречает враждебную реакцию, человек не имеет другого выхода, как прекратить отношения, посколь­ку такая реакция нарушает его право на удовлетворение собственных потребностей.

Это не значит, что мы обязаны соглашаться с каждым случаем злости, но если отношения наполнены настоящей любовью, мы не можем отказать любимому человеку в его праве выразить злость. К сожалению, родители часто отка­зывают ребенку в таком праве, поскольку относятся к про­явлению его злости как к подрыву своего авторитета. Ис­пользование силы или авторитета в отношениях, опирающихся на любовь, равносильно его предательству. Ребенок в следствие своей зависимости не может выйти из таких отношений. Таким образом, он остается в них, и его любовь перерождается, в конце концов, в ненависть. Это значит, что импульс к сближению "замораживается". Мы должны знать, что мышцы, участвующие в открытии рук навстречу другому человеку, те же, что и в ударе, хотя в первом случае мы имеем дело с мягким движением, а в другом — с жёстким и резким. Подавление импульса к удару в состоянии злости блокирует оба рода движения, оставляя человека в состоянии спазма.

Неспособность к выражению злости вызывает в мыш­цах напряжение и спазм. Со временем они становятся жес­ткими и твердыми. В сердце еще может жить любовь, но импульс к сближению не может пробиться через барьер напряженных мышц. Таким образом, поверхность остается холодной (выражением такого состояния является пого­ворка: "горячее сердце," холодные руки"). Если бы этот барьер был абсолютно непроницаем, человек бы умер, так как нельзя жить хотя бы без капли любви. Даже наиболее закостенелые в ненависти гитлеровцы имели какие-то по­зитивные контакты с другими людьми и испытывали лю­бовь. Но за пределам» ограниченного проявления любви они имели в себе огромное количество ненависти. Динами­ка блокирования любви злостью представлена на рисун­ке 4.

Рис.4. БЛОКИРОВАНИЕ ЛЮБВИ. ИМПУЛЬС ЛЮБ­ВИ, ВЫХОДЯЩИЙ ИЗ СЕРДЦА, БЛОКИРУЕТСЯ НА­ПРЯЖЁННОЙ И СПАЗМИРОВАННОЙ ПОВЕРХНО­СТЬЮ МЫШЕЧНОЙ СИСТЕМЫ.

Человек не осознает ни этой динамики, ни того, что испытываемая им ненависть связана с предательством от­звучавшей любви. Поэтому он также не понимает, что часть этой любви, далее настолько редуцированная, до сих пор жива в его сердце. Можно устранить ненависть и оживить любовь, мобилизуя злость, застывшую в напряженных мышцах тела. Напряжение в мышцах рук и верхней части спины "замораживают" злость, которую можно разрядить посредством ударов. Напряжение в мышцах челюсти — это тоже застывшая злость. Ее можно выразить кусанием, импульс к которому ощущают многие младенцы и дети, реагируя на фрустрирующего родителя. Злость, вызванная родителем, который бесцеремонно обходился с нижней по­ловиной тела ребёнка во время гигиенических процедур, может помещаться в ногах и изживаться "ляганием".

Один из аспектов этой проблемы требует выяснения. Садист ранит любимого не из злости, а из любви. Многие из тех, кто пережил ужасы гитлеризма, описывали Вильгель­му Райху выражение лиц своих преследователей. Это выражение можно охарактеризовать как мольбу о любви и понимании. Казалось, что эти садисты сами были мучимыми людьми, которые пытались освободится от собственных мук посредством насилия над другими Для описывающих эти сцены наблюдать их было хуже, чем пытки, которые к ним применялись.

 

а) импульс к любви

б) отреагирование энергии в садистическом поведении сильно заряженная мы­шечная система, созда­ющая барьеры и подав­ляющая импульс

 

Рис.5. ПРЕВРАЩЕНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В ЛЮБВИ В НЕНАВИСТЬ И САДИЗМ.

Благодаря анализу изменяющихся путей любви мы мо­жем понять следующий случай, иллюстрирующий стресс и непонимание, к которым можно прийти в семье, на первый взгляд, благополучной и устойчивой.

Мужчина в возрасте пятидесяти лет по имени Джон пришёл на консультацию по поводу эмоционального потря­сения. В течение тридцати лет его сексуальные контакты с женой постепенно ухудшались и, хотя до сих пор они дели­ли постель, сексуальные отношения у них были не чаще, чем один раз в месяц. В течение тридцати лет Джон очень тяжело работал для того, чтобы создать хороший успеш­ный бизнес п в настоящее время был финансово незави­сим У них с женой было много приятелей, и они по-своему любили друг друга. Он говорил, что хотел бы продолжать их связь в её настоящем состоянии, хотя признал, что в такой жизни не было ничего замечательного. Однако в определенный момент судьба послала ему подарок в виде молодой женщины, с которой он вступил в связь. Эти от­ношения изменили его жизнь.

Как он утверждал, его притягивала эта женщина. Он любил разговаривать с ней по телефону и с нетерпением ждал каждой встречи. Обычно он с трудом поддерживал беседу при встречах со своими товарищами и знакомыми, но со своей подругой мог разговаривать часами Был ли он в нее влюблён? Он не был уверен, но думал, что это так.

Он верил в её любовь к себе. Его сексуальные пережива­ния были сильнее, чем когда-либо в отношениях с женой. Он пришёл ко мне, так как чувствовал себя разодранным на части. Он хотел жениться на любовнице, но в то же время говорил, что любит свою жену и боится причинить ей боль. Он приводил также другие доводы своей неспо­собности к этому' шагу: знакомые отвернутся от него, в зрелом возрасте он не должен заводить новую семью, так как его подруга имела двух малолетних детей. Он не был уверен, что их связь окажется длительной и устойчивой, что его избранница переживет его старение, и будет ли он в состоянии сексуально удовлетворять свою новую жену.

Я сомневался, что какие-то доводы окажутся настолько сильными, чтобы удержать Джона от союза с женщиной, которую он хотел. В процессе дальнейших бесед выясни­лось, что он всегда боялся своей жены, и в их семье она играла доминирующую роль. Одним из обстоятельств, ко­торые привели к распаду их семью, была склонность жены к его публичному унижению. В доме его детства мать так­же была доминирующей, и он боялся её. Он сказал, что не хотел травмировать этих женщин и испытывал чувство вины каждый раз, когда причинял им боль. Он также признал, что жена смотрела на него свысока, чего не позволяла себе его любовница. Кроме того, он был не в состоянии сделать решающий шаг.

Кого из этих двух женщин он любил? А может действи­тельно обеих? Я не сомневался в том, что его чувства в новой связи были любовью. Его сердце билось быстрее, когда он думал о женщине, которая пробудила в нем его сексуальность. Если любовь — это стремление быть рядом с другим человеком, он как раз это и переживал. Жена не вызывала в нем такого рода реакций, хотя и было правдой то, что у него были по отношению к ней какие-то чувства. Но когда он говорил, что любит её, это не звучало для меня достаточно убедительно. Одновременно я был уверен, что когда эти слова имели отношение к его любовнице, в нем просыпались глубокие чувства. Однако как мы можем вы­яснить факт, что он не обманывался, говоря о том, что любит свою жену? Если мы стремимся понять причины заболеваний сердца, то должны сначала понять, насколько сложными бывают чувства.

Психиатры используют термин "амбивалентность", опи­сывая состояние человека, одновременно переживающего два противоположных чувства. Именно эго Джон чувство­вал по отношению к своей жене. Он одновременно стре­мился и бросить её, и остаться с ней. Результатом такой амбивалентности является паралич деятельности. Невоз­можно сделать шаг, если человек мечется в противоположных направлениях. Чем дольше длится такое состояние, тем более выражено проявляется эмоциональный стресс, представляющий опасность для сердца.

Как можно находиться в ловушке отношений, характери­зующихся одновременно и любовью, и ненавистью? Когда в любовной связи появляется (как это время от времени бывает) горечь, здоровой реакцией является расставание. Но эта реакция блокируется, когда в игру вступает чувство вины. В случае Джона оно было связано с желанием бросить жену ради другой женщины. Мысль о том, чго он может причинить ей боль, делала невозможной какую-либо деятельность. Ему легче было отбросить мысль вступить в связь с другой женщиной, чем признать, что он испытывав! злость по отношению к своей жене за её доминирующую роль, унижение его и то, что она уделяет ему мало внимания в постели. Подавляя злость, он открывал путь перерожде­нию любви в ненависть. А поскольку он не мог признать, что ненавидит свою жену и испытывает по отношению к ней злость, его чувство вины росло. Оно возникает обычно из-за подавления чувств, которые Супер-эго считает неприемле­мыми. Это основа всех состоянии амбивалентности, которая делает невозможным разрешение многих ситуации.

Психиатры находят чувство вины у каждого пациента Каждое состояние напряжения в теле каким-то образом связано с этим чувством. Если бы не оно, мы все восприни­мались бы как достойные любви, несмотря на то, приемлемо наше поведение или нет. Мы могли бы сказать: "Я являюсь только таким, каков я есгь. Я принимаю себя таким, какой я есть". Чувство вины рождается из допущения, что мы недостойны любви, пока не заслужим ее хорошими поступ­ками. Тот факт, что мы ощущаем злость по отношению к тем, кто причинил нам боль, и ненавидим тех, кто предал нашу любовь, не делает нас плохими людьми. Такие реакции биологически естественны, поэтому к ним надо относиться как к морально приемлемым. Однако детей, которые зависят от родителей и других взрослых, можно легко убедить, что на самом деле всё по-другому Ребёнок, который чувствует, что его не любят, думает, что произошла какая-то ошибка, так как в его сознании не умещается мысль, что мать и отец, давшие ему жизнь, могли бы его не любить. Если он начнет сомневаться в них, родителям нетрудно убедить его, что это "плохо", когда он ощущает по отношению к ним злость или ненависть. Если "хорошее поведение" гарантирует емлг любовь, ребенок сделает всё, что в его силах, чтобы быть "хорошим", вместе с подавлением "плохих" чувств. Таким образом, чувство вины программирует его поведение на всю жизнь, запрещая ему негативные чувства по отношению к тел:, кого надо любить. Это вызывает состояние хроническою мышечного напряжения, особенно в верхней части спины.

Другим проявлением чувства вины в случае с Джоном было его отношение к сексуальным проблемам. Джон ис­пытывал чувство вины в связи со своими сексуальными контактами с молодой женщиной. Воспитанный в убежде­нии, что супружеская неверность является грехом, он не сумел полностью принять сексуальность как проявление любви Сексуальное возбуждение, если человек умеет лю­бить, пронизывает все его тело и волнует сердце. Эротичес­кое сближение двух любящих людей может привести к оргазмическому единению, имеющему в себе элемент экстаза.

К сожалению, это встречается редко. Для большинства мужчин оргазм ограничивается эякуляцией. У многих жен­щин он не возникает вообще. В современном мире бизнеса голова является более важной, чем сердце. Мы не погружа­емся полностью в работу, если она не волнует наше сердце. Когда работа заключалась в интенсивной физической деятельности, в неё включалась большая часть нашего су­щества. Включиться эмоционально в бизнес это верный способ проиграть. В результате мы изолировали три основных сегмента нашего тела и нашей личности. Голова и по­ловые органы не имеют связи с сердцем и не контактируют между собой. Голова служит для добывания денег, поло­вые органы — для развлечения, а сердце — несчастное сердце — утратило связь с миром, так как осталось изолированным от головы и секса.

Напряжение в мышечной системе зависит от нашей воли, контролируемой эго, которая часто действует вопреки же­ланиям сердца. Боясь отвержения, мы отдёргиваем руку, которая хотела до кого-то дотронуться и кого-то обнять; губы, которые хотели бы целовать пли сосать (как бывает у младенцев); или отводим глаза, которые хотели бы смот­реть. Эти движения ограничены или заторможены мышеч­ным напряжением в руках, в шее, в челюсти. Напряжение в руках, как мы увидели, возникает из потребности подавле­ния импульса к удару в состоянии злости или ярости. Сжа­тый рот и узкие губы свидетельствуют о недостатке дове­рия и сердечности. Стиснутая челюсть означает неподатливость тоске по любви и близости, вызванную стра­хом разочарования или отвержения.

 

голова (мышление)

напряжение шеи

грудная клетка и сердце (чувства)

напряжение талии живот и таз (сексуальность)

Это функциональное расщепление единства тела (рис.6.) отделяет разум (голова) и её функции от чувств (сердце), и от сексуальности (половые органы). Отделение этих трёх аспектов личности происходит путём сокращений и спазмов мышц в соединяющих их путях шеи, связывающей голову с грудной клеткой, и талии, сочленяющей грудную клетку с тазом.

Результатом этих расщеплений является изоляция серд­ца. Оно замкнуто в грудной клетке, находясь как бы под надзором. Никто не имеет к нему доступа, и в то же время никто не может его ранить. Сердце, отделенное таким обра­зом, теряет свою жизненность. Такое положение вещей может иметь очень серьёзные последствия для здоровья.

Пульсация сердца и артерий является одной из сил, слу­жащих объединению тела на неосознаваемом уровне. Та­кую функцию на сознательном уровне выполняет дыхание, которое также является разновидностью пульсации. Дыха­тельные упражнения создают волну, которая проходит че­рез тело. Вдох начинается в нижней части живота и подни­мается вверх до самой головы, в то время как направление выдоха обратное. Когда эти волны не подавляются кольца­ми напряжения в теле, мы чувствуем себя от головы до кончиков пальцев ног. Несмотря на то, что наиболее уча­ствующей в процессе дыхания мышцей является диафрагма, на самом деле мы дышим всем телом. В нормальных условиях такое дыхание является глубоким, полным и лёгким. Однако мышечное напряжение, описанное выше, ограничивает дыхание одним или двумя сегментами тела. У многих людей грудная клетка и живот принимают участие в дыхании только в небольшой степени. Такое дыхание поверхностно. Некоторые люди дышат грудной клеткой, их живот напря­жённый и плоский. Во время вдоха и выдоха у них возни­кают только небольшие дыхательные движения. Другие дышат диафрагмой и животом, а их грудь остаётся жёсткой и неподвижной. Эти паттерны часто появляются в состоянии стресса, вызывая неприятные ощущения. Как мы увидим позже, такое дыхание может оказывать различное влияние на сердце.

 

 

Раздел 2

Секс и сердце

Сексуальная активность оказывает огромное влияние на сердце. Большинство людей в момент оргазма ощущают сильное сердцебиение. Мастере и Джонсон отмечают, что частота сердечных сокращений может доходить в этот мо­мент до 130 в минуту. Можно было бы подумать, что такая интенсивная работа сердца связана с истощающей физической активностью во время сексуального контакта, но в любви нет ничего истощающего. Обычно это не конфликтная ситуация, поэтому она должна быть свободна от стресса. Высокая частота сердцебиений связана с высоким уровнем возбуждения, которое возникает перед и в момент оргазма. Так как высокий уровень эмоционального возбуждения всегда вызывает сердцебиение, эта реакция абсолютно нормальна. Если частота сердцебиений во время оргазма не увеличивается, это говорит о том, что уровень возбуждения во время разрядки был низким и ограничивался половыми органами. Конечно, если человек не достигает оргазма во время полового сношения, сердце не реагирует описанным выше образом. Исследования показали, что неспособность к достижению оргазма н эмоционального удовлетворения в сексуальном акте может оказывать вредное влияние на сердце.

В одном из исследований сравнивались ощущения ста женщин в возрасте от сорока до шестидесяти лет, госпита­лизированных с инфарктом миокарда, с ощущениями дру­гой группы женщин такого же размера в том же возрасте, госпитализированных по поводу других заболеваний. У 65°о пациенток с больным сердцем была обнаружена фригид­ность и сексуальная неудовлетворенность. В другой группе только 24% женщин имели подобные неприятности с сексом. Это результаты статистики, и они указывают на тот факт, что недостаток сексуального удовлетворения должен считаться фактором риска по сердечным заболеваниям у женщин. Абрамов определил фригидность как "частичную или полную неспособность к достижению оргазма". Он считал женщин фригидными, если: они никогда не получали удов­летворения во время полового акта; получали удовлетво­рение, но не испытывали оргазма, что вызывало разочаро­вание и эмоциональную неудовлетворённость; достигали оргазма в прошлом, но в последнее время не получали удовлетворения в половом акте и не достигали оргазма в результате импотенции или заболевания мужа.

Если у женщин существует непосредственная связь между сексом и сердцем, относится ли то же самое к мужчинам? Стоит признать, что здесь проблема заключается в другом: случаи инфаркта миокарда значительно более часты у муж­чин, в то время как неспособность к достижению оргазма у них достаточно редка. Однако у мужчин тоже проявляют­ся сексуальные дисфункции. Часто они принимают вид им­потенции, что означает неспособность к возникновению пли удержанию эрекции во время полового акта. Так же как фригидность затрудняет достижение сексуального удовлет­ворения женщиной, так импотенция ограничивает сексуаль­ное удовлетворение у мужчин. Здесь может быть задан вопрос: имеет ли импотенция какую-либо связь с заболева­ниями сердца?

Из исследований мужской сексуальной дисфункции (131 мужчина в возрасте от 31 года до 76 лет, госпитализирован­ные в результате сердечного приступа), проведенных Ахрером. Авторы некоторых исследований сообщают, что 64% исследованных страдали импотенцией, 28% сообщило о значительном снижении (до 50%) частоты половых контак­тов, а у 8% выявлена преждевременная эякуляция. Импо­тенцию диагностировали в результате не одной или двух неудач, но на основании недель пли месяцев безрезультат­ных попыток. Преждевременную эякуляцию определяли на основании утверждения пациента, что он достигал оргазма слишком рано, прежде, чем получал удовлетворение или давал его партнёрше. Несмотря на то, что данных на тему частоты мужских сексуальных дисфункции недостаточно, авторы считают результаты своих исследований достаточно информативными.

Если, как указывают результаты этих исследований, су­ществует связь между сексуальными дисфункциями и ко­ронарной болезнью, можно ли считать их непосредственным причинным фактором? Нет сомнений, что сексуальная дисфункция снижает самооценку мужчины и вызывает у него стресс. Одна из женщин утверждала, что её муж в результате такого "неуспеха", был "очень нервным, прокли­нал всё на све1е, метался по комнате, его лицо стало красным, он бил кулаками мебель и несколько раз сбил горшок с цветами". Однако многие мужчины просто уходят в сторону и винят самих себя. Подвергают ли они своп сердца опасности? Я уверен, что это так, как и то, что полная разрядка приносит здоровье

Эти рассуждения могут пролить свет на использование понятия эмоциональной удовлетворённости, а не просто способности к эякуляции, как критерия здоровья мужчины. Конечно, не все мужчины в результате эякуляции и оргазма получают это удовлетворение. Мужчины, у которых происходит эякуляция сразу же перед, или сразу же после пенетрации, часто ощущают недостаток удовлетворения, другие, даже если им удаётся поддерживать некоторое время эрекцию, утверждают, что эякуляция не приносит особых ощущений. Маловероятно, что такая реакция даёт им эмоциональное удовлетворение.

Но даже эмоциональное удовлетворение не является идеальным критерием здорового секса. Многие женщины утверждали, что получали чувство тепла и удовлетворения уже в результате объятия с мужчиной. Секс является для них способом установления контакта и близости, удовлет­воряющих потребности, которые возникли еще в раннем детстве. Для этих женщин сам половой акт менее важен, чем то чувство безопасности, которое ирпносш интимность. Мужчины также пользуются сексом не только для того, чтобы проявить любовь, но и в других целях, например, трактуя сексуальный контакт как подтверждение их муже­ственности, зачастую не обращая внимания на качество своих переживаний Для некоторых женщин половой контакт также может являться подтверждением их сексапильности. Когда секс используется для целей эго, сердце остается холодным и не вовлеченным. Половой контакт в этом слу­чае является не проявлением любви, а реагированием раз­личных чувств на противоположный пол, часто с опреде­ленной долей садизма и презрения

В каждом половом акте существует частичка любви. Половые органы не возбуждались бы и не набухали, если бы к ним не притекала кровь от сердца — органа любви. Однако, если сердце отделено от половых органов, его участие в сексуальном акте может быть чисто механичес­ким. Человек в этом случае не переживает глубокой любви, которая должна сопутствовать половому акту. Сексуаль­ное возбуждение будет приглушенным, а оргазм, даже если он случится, будет тусклым

В предыдущем разделе мы видели, что у многих людей голова, сердце и половые органы не взаимодействуют. Хотя это расщепление влияет на разные аспекты личности чело­века, наиболее ярко они проявляются в сексе. Если уважа­емый и компетентный бизнесмен ведет себя на приёме, вы­пив лишнего, как маленький мальчик, окружающие люди усмехаются и объясняют это потребностью в расслабле­нии. Однако, когда этот мужчина бывает импотентен по отношению к собственной жене, которая доминирует над ним, как его мать, а другие молодые женщины сексуально возбуждают его, ситуация достаточно серьезна. Надежда получить любовь, связанная с женитьбой, превращается в фрустрацию и горечь, которые могут закончиться серьез­ной болезнью. Многие женщины находятся в подобной си­туации. Хотя на уровне эго они действуют как компетент­ные работницы или бизнесменшн и способны управлять подчиненными, в постели они нуждаются в поддержке и не могут достичь настоящего оргазма. К сожатению, в таких нарушенных семейных отношениях дети страдают еще боль­ше, чем взрослые и, в конце концов, подвергаются тому же самому расщеплению на голову, сердце и половые органы.

Для того чтобы взрослый человек достиг удовлетворе­ния, всё его существо — сердце, голова, половые органы — должны быть вовлечены в связь с другим человеком. Чув­ство такого единения наиболее живо переживается в оргаз­ме. Эту концепцию оргазмического удовлетворения пред­ложил Вильгельм Райх в 1924 году. Он увидел, что среди его пациентов, подвергнутых анализу, те, которые получа­ли полную оргазмическую разрядку, избавлялись от невротических симптомов. В то же время пациенты, которые не достигали полной самоотдачи в половом контакте, стали невротиками. Райх утверждал также, что эта способность характеризовала эмоциональное здоровье личности. В то время, когда он формулировал свою концепцию, Райх был выдающимся членом аналитической группы, сплоченной вокруг Фрейда. Однако его трактовка полного оргазма как критерия психического и эмоционального здоровья была отвергнута коллегами психоаналитиками. Как могут быть использованы такие критерии, спрашивали они, когда мы знаем очень многих невротичных пациентов, которые не жалуются на свою сексуальную жизнь и регулярно пережи­вают оргазм? Райху стало ясно, что он и его коллеги определяли переживание оргазма совершенно по-разному.

Аналитики классифицировали каждое удовлетворение у женщин, независимо от его глубины, и каждую эякуляцию у мужчин, даже если ей сопутствовал минимум чувств, как оргазм. Сейчас многие люди говорят об оргазме таким же образом, а многие сексологи поддерживают их позицию. Райх, говоря об оргазме, подразумевал такую реакцию, которая охватывает всё тело волной приятных конвуль­сии. На вершине оргазма эго приглушается потоком ощу­щений и чувств. После эгого наступает глубокое чувство удовлетворения, человек засыпает, а утром чувствует себя помолодевшим и более энергичным.

Во время полного оргазмического переживания созна­ние исчезает в единении с объектом любви. Таким образом, любовь достигает своей последней цели — единения проти­воположностей. Во многих случаях появляется чувство единения с пульсирующей Вселенной. Это подтверждает идею Райха, о том, что во время оргазма человек идентифи­цируется с космическими процессами. Одна женщина сказала, например, что чувствует себя "каплей в океане". Один из мужчин описал своп ощущения как "движение среди звёзд".

Мой пациент рассказал о своих переживаниях в тот день, когда его подруга сообщила, что хочет разорвать их связь, на что он разразился рыданиями и признался ей в любви. Она отреагировала пониманием, и они занялись сексом. Во время оргазма его дыхание стало более частым и глубоким, а таз двигался в ритм дыханию и волн эякуляции. Тело пронизывали волны приятной разрядки. Он ощущал единство со своей любовницей и с миром. Когда все было закончено, он пережил глубокий покой и удовлетворение. На следующий день мои пациент отметил, что его сердце стало таким открытым, что он стал чувствовать, как бьются сердца других люден. Опыт был таким восхитительным, что он стремился его повторить. До сих пор ему это не удалось, но он не расстался со своей подругой.

Я считаю этот рассказ необычным. Пациент сказал, что до этого случая он был влюблён в девушку, по его любовь была подавлена страхом утраты. Защищаясь от поражения, он не хотел отдать своё тело и душу. Эго удивительно, но тот же самый страх потери сломал его защитные механиз­мы, освобождая тоску и боль. Когда случилось то, чего он больше всего опасался, ему уже нечего было терять, и он смог полностью отдаться любви. Это случается не так уж редко. Как же часто люди ощущают глубину любви только после утраты любимого человека! Когда ломается невроти­ческая структура — сердце открывается любви. В сексу­альной самоотдаче сердце получает любовное удовлетворе­ние и открывается жизни.

Для этого пациента, как и для очень многих людей, имеющих подобные переживания, сексуальное удовлетворе­ние выходит за пределы самого оргазма. Все мы мечтаем об экстазе и удовлетворении в любви. Как жаль, что это случается с нами так редко, а с некоторыми из нас никогда. Паши сердца тоскуют по любви, но физическая самоотдача в любви является чем-то поразительным. Мы не отважива­емся отдаться божественному безумию, поскольку наше эго говорит нам, что мы не чувствуем себя в достаточной безопасности, чтобы отбросить всяческий контроль. Этот контроль является нашей защитой от душевных гравм. Мы осуществляем его посредством напряжения мышц, особен­но находящихся в области сердца мышц грудной клетки. Такой "панцирь", как называл его Райх, отделяет нас от мира п уменьшает интенсивность наших контактов с ним.

Мы поставили знак равенства между сердцем и любо­вью и утверждаем, что оно является «жилищем» Эроса. Стремление к эротическому контакту у нас в крови, являю­щейся носителем Эроса. Как мы знаем, эрогенные зоны характеризуются богатым кровоснабжением. Когда две та­ких зоны соединяются в поцелуе пли эротических ласках, сексуальное возбуждение очень интенсивно. Однако сам по­целуй не приводит к оргазму. Его функцией является увели­чение, а не разрядка напряжения. Разрядка — функция дви­жения. В сексуальном акте движение имеет две фазы.

Первая фаза охватывает период от пенетрации до нача­ла оргазма. В этот период половые органы возбуждаются в результате увеличивающегося кровенаполнения, но тело ещё не готово к разрядке. Партнёры увеличивают взаимное возбуждение фрикциями, благодаря которым член возбуж­дает малые половые губы. Когда таз мужчины движется вперёд, таз женщины прогибается, чтобы его принять. Половые губы всасывают половой член. В этой фазе движения произвольные и контролируемые, дыхание — глубокое и регулярное. Возбуждение в области таза и половых органов нарастает до момента, когда его уже невозможно сдержать. В этот момент начинается другая фаза, приводящая к оргазму. Во время разрядки наступает глубокое расслабление, котором)7 часто сопутствуют глубокие вздохи или плач, когда мощная волна на выдохе пронизывает всё тело. В этой фазе таз спонтанно движется вперёд и человек близок к оргазму Таз может выполнять неконтролируемые движения, временами резкие, временами спокойные в соответствии с ритмом дыхания. У мужчин в этот момент происходит эякуляция, являющаяся частью разрядки. Для мужчин старшего возраста, у которых задерживается процесс выделения спермы, эякуляция очень ограничена и содержит немного семенной жидкости, но оргазмические реакции остаются неизменными.

Удовлетворение, получаемое от секса, связано не с про­извольными движениями, а с непроизвольными. Для того чтобы они возникли, надо отбросить контроль. Эякуляция, так как она непроизвольна, приносит мужчине расслабле­ние. Женщина может испытать подобный оргазм благодаря неконтролируемому спазму малых половых губ. Хотя эти движения важны, вызываемая ими реакция охватывает толь­ко половые органы. Когда непроизвольные движения ох­ватывают также таз, возникает наиболее глубокое чувство удовольствия. Когда в этом участвует все тело — пережи­вается полный оргазм. Однако если непроизвольные дви­жения тормозятся, полное расслабление невозможно. Такие торможения происходят на неосознанном уровне.

Анализ структуры тела показывает, что мышцы спины, ягодиц и ног ответственны за движения и поддержание вертикальной позы тела. Непроизвольные движения появ­ляются, когда энергетический заряд перемещается по спине вверх — по направлению к голове, или вниз — по направлению к тазу и ногам. Таз подается вперед в сексу­альном акте, когда энергетический заряд движется по спине вниз. Этот заряд или возбуждение я назвал агрессией. В противоположность ему перемещение возбуждения из сердца, которое я назвал печалью, ощущается как волна, протекающая по передней стороне тела (рис.7).

движение вдоль спины: агрессия (моторный им­пульс к сближению, уда­рению, движению "к" или "от").

движение по передней по­верхности тела: печаль (стремление к контакту)

рис.7. ДВИЖЕНИЕ ВОЗБУЖДЕНИЯ И ЧУВСТВ В ТЕЛЕ.

Она может проявляться вытягиванием губ, таким обра­зом, как это делает младенец, жаждущий достичь груди матери. Это чувство интенсифицируется, если одновременно вытягиваются руки. Движение вниз или агрессия напоми­нает "захватывание духа" во время опускания лифта. Оно появляется во время сексуального контакта, когда возбуждение перемещается вниз к половым органам, вызы­вая чувство тепла внизу живота.

Поток возбуждения, направленный вверх спины, пережи­вается как волна гнева. Если он достаточно силен, он достигает макушки, глаз и щек. В этот момент зубы стиски­ваются, а глаза искрятся гневом. Это вызывает выпячива­ние таза вперед.

Оба этих компонента играют роль в сексуальной актив­ности. Мы ощущаем стремление к близости, эротическому контакту и инстинкт к овладению партнером, единению с ним. Стремление к эротическому контакту наполнено чув­ственностью. Чувственность усиливает возбуждение, а ин­стинкт агрессии стремится его разрядить. Этот инстинкт не имеет в себе ничего садистического. Без него не было бы разрядки. В тоже время без чувственности секс был бы лишён своей глубины и силы возбуждения.

У расщепленной личности чувственность объединяется с «внутренним ребенком», агрессивный инстинкт - с взрос­лым эго. Такой человек может переживать чувственность или агрессию, но оба эти чувства одновременно — никогда. Когда детские аспекты берут верх — человек может быть чувственным, впечатлительным, но не проявлять никакого или почти никакого инстинкта к достижению разрядки и удовлетворения. Оргазм, насколько он проявляется, приятен, но лишён экстаза. Ему может даже сопутствовать печаль, так как он наступает после желанной близости. Для таких людей контакт более важен, чем разрядка. В некоторых случаях секс используется длительное время просто для поддержания контакта, который заканчивается малоинтенсивным оргазмом. Связь двух таких партнеров наполнена любовью, по она детская. Если, наоборот, у человека и в его поведении доминирует аспект взрослости, Инстинкт к овладению партнером и разрядке настолько силен, что для чувственности остается мало места. Такой секс не дает настоящего удовлетворения.

Чувственность — это функция нежности. Жесткая нарциссическая личность, которая действует по собственной воле, физически неспособна чувствовать другого человека. Сексуальное возбуждение перемещается в её теле и достигает половых органов, вызывая сильное напряжение, которое она старается как можно быстрее разрядить. У мужчин разрядку дает эякуляция, которая вызывает прият­ные ощущения, как любая разрядка состояния боли или напряжения. Однако поскольку настоящее удовольствие и удовлетворение не достигаются, чувства по отношению к партнеру остаются прохладными. Основной проблемой здесь является страх мужчины перед полной отдачей женщине. Хотя он не осознаётся, его легко определить по жесткости тела, которая вызывает блокирование естественных оргазмических движений.

Страх отдачи себя женщине наиболее характерен для мужчин, которые идентифицируют собственную мужествен­ность с сексуальной потенцией. Райх заметил: "серьезные нарушения генитальных функций характеризуют мужчин, которые очень шумно похваляются своими сексуальными победами и тем, сколько раз в течение ночи они могли достичь оргазма. Нет сомнений, что они одарены сильной сексуальной потенцией, но их эякуляции сопутствует толь­ко небольшое удовольствие, или даже неприятные ощуще­ния и отвращение".

Другие мужчины занимают мазохистскую позицию, кото­рая также влияет на их сексуальные и оргазмнческие реакции. Они видят свою роль в сексе как роль помощников в достижении оргазма партнершей. Как сказал один из мужчин: "Я удовлетворен, когда женщина достигает оргазма". Его собственный оргазм был достаточно тусклым и слабым. Независимо от того, какое возбуждение он ощущал вначале, оно исчерпывалось торможением разрядки для того, чтобы он "мог заняться женщиной".

Страх мужчины перед самоотдачей женщине имеет своп корни в его ранних связях с матерью. Его податливость желаниям женщин, делают его настолько же чувствительным к отвержению, как в те далёкие времена, когда он был маленьким ребенком. Его защита основывается на сдер­живании чувств и обеспечении себе чувства безопасности посредством запретов и их жесткостью. Он может позво­лить появиться сильным генитальным ощущениям только в то время, когда они отщеплены от его сердца. Секс без любви дает ему чувство силы, которое позволяет ему пода­вить свой страх перед женщиной, но секс без любви не дает удовлетворения.

Сексуальные проблемы женщин являются с разных то­чек зрения противоположностью проблемам мужчин, но оказывают то же самое влияние на способность к оргазму. Оргазмическая реакция женщины, полная и целостная, яв­ляется такой же, как и у мужчины, в смысле достижения конвульсивных движении для разрядки напряжения и по­лучения приятных чувств удовлетворения и релаксации. Такого рода реакция зависит от способности женщины к полной самоотдаче в любви. Она почти невозможна или очень трудна, когда в женщине живут подавленные чувства злости по отношению к мужчинам, исток которых коренится в её ранних связях с отцом. Мария Рубенсон сообщила, что осознание и разрядка этих подавленных чувств гнева позволили многим "фригидным" женщинам достичь оргазма.

Одна из моих пациенток в сексуальной жизни всегда поддавалась желанию мужа, без оглядки на собственные чувства. Когда эта проблема была высказана во время те­рапевтической сессии, я поощрил её к выражению собствен­ных чувств. Через некоторое время она пришла ко мне и сказала: "Впервые я сказала мужу «нет». На следующий день я с удивлением отметила, что ощущаю сильное желание сексуальной близости, и когда она произошла, я испытала оргазм".

Мужчины редко переживают сексуальный акт как само­отдачу. Они сопротивляются самоотдаче, демонстрируя свою власть или контролируя себя, это служит им защитой от травм и бессилия. Однако, отрицая эти чувства, они отрица­ют свои страх быть отвергнутыми. Конечно, эта игра во власть не может продолжаться долго, поскольку такая игра подтачивает их связь и заканчивается утратой любви, хотя как раз этого они сильно опасались. В таких ситуациях проявляется их бессилие и ранимость, а фасад силы и влас­ти оказывается иллюзией.

В то же время отдать себя в любви означает поддаться не другому человеку, а скорее своей собственной душе, сердцу и стремлению к любви. Это включает все наши чувства. Наше эго должно ослабить свою роль контроля тела и чувств. Мы должны осознать свой страх быть отвер­гнутыми, потенциальную боль связанную с утратой любви, и злость в результате возможной измены. Мы должны также принять свое бессилие по отношению к различным случаям жизни: рождению, любви, болезням и смерти. К счастью, у нас есть методы против этого бессилия. Мы имеем способность к самоизлечению. Когда мы травмированы — мы можем плакать; когда нас предают - мы можем реагировать злостью; когда мы находимся в угрожающей ситуации — мы можем бороться или убегать. Эти реакции гарантируют нашу интеграцию, мы можем справляться с изменяющимися жизненными ситуациями. Только если они блокируются, мы чувствуем обиду. Такие блокировки появляются в детстве и они вызваны теми же людьми, от которых мы ждали защиты и опеки в критические годы нашей зависимости. В конце концов, желая продержаться и выстоять в жизни, мы должны поддаться этой обиде. Как мы проследили во втором разделе, защита обретает форму хронических мышечных напряжений в области груди и таза, которые уменьшают способность к движению и реагированию тела.

Эти напряжения, если они возникают в. области таза, вызывают у мужчин "пик оргазма" слишком быстро, а у женщин — слишком медленно, что делает невозможным чудесное единение, которое проявляется, когда партнеры переживают оргазм одновременно. Это напряжение и спаз­мы в нижней части спины обездвиживают таз и не позволя­ют появиться спонтанным движениям во время оргазма. Папряжение в мышцах бедер, особенно в четырехглавой мышце бедра, также ограничивает способность таза к дви­жению. Все это вызывает ограничение сексуальных чувств, но не всегда редуцирует возбуждение в половых органах, являясь только малой частью сексуальной реакции челове­ка. В результате половой акт становится только актом ос­вобождения от напряжения, а не проявления любви.

Напряжение в области таза, в противоположность напря­жению в груди, связано не со страхом отвержения, а с травмой ранних сексуальных чувств ребенка. Они развиваются между третьим и шестым годом жизни. Ребенок переживает в это время сильное сексуальное возбуждение по отношению к родителям противоположного пола. Оно является целостной реакцией тела (иными словами, настоящим сексуальным чувством) с очень малым участием половых органов и не приводит к генитальной активности. Обычно возраст от трех до шести, называемый эдиповой фазой, являются периодом конфликта с родителем того же пола, который ревнует, если другой родитель уделяет ребенку слишком много внимания. Это случается часто, так как родители пользуются детьми во взаимной борьбе за власть и для удовлетворения своих нарциссическпх потребностей. Именно поэтому многие отцы испытывают возбуждение вследствие сексуальной заинтересованности своей маленькой дочери. Она воспринимается как дополнительная компенсация недостатка внимания со стороны жены. Часто возбуждение отца имеет сексуальный оттенок, который маленькая девочка чувствует и который интенсифицирует возникающий между ними заряд. Некоторые мамы ведут себя похожим образом по отношению к маленьким сыновьям. Хотя пословица "Мальчик для тебя, а девочка для меня" звучит шутливо, она не лишена буквального смысла. Родители часто, помимо воли, ведут себя соблазнительно по отношению к своим детям, втягивая их в словесную и физическую интимность, в которой их сексуальные чувства едва прикрыты. Достаточно часто случается открытая сексуальная активность между родителями и детьми.

Исследуем подробнее, что происходит, когда мать делает сына своим фаворитом и допускает его к определенной интимности. Мальчик реагирует на это углублением жела­ний и чувств, что приводит к отчуждению по отношению к отцу, сердечности и опеки, которого он требует. Его незре­лое эго верит, что он является лучшим, чем его отец; если бы было иначе, почему мать посвящает больше времени именно ему? Позиция мальчика вызывает у отца злость. Он настраивается против сына и делает его ответственным за возникшую ситуацию. Мать не может предохранить ре­бенка от враждебности отца, так как это только углубило бы конфликт. Кроме того, она борется с собственным нео­сознанным чувством вины, возникающим из-за поведения по отношению к мальчику. Поставленный в такую ситуа­цию мальчик желает смерти отца и одновременно охвачен ужасной фантазией о том, что отец мог бы его убить. Фрейд описывал эту ситуацию, как эдипов комплекс, так как она аналогична легенде о царе Эдипе, который не зная того, что он делает, убил своего отца и женился на собственной матери. Для ребенка ситуация является слишком ужасной, чтобы можно было подставить голову опасности. В целях самообороны он должен изолировать сексуальные чувства по отношению к матери для того, чтобы избежать конфрон­тации с отцом.

Это редуцирует оргазмнческую потенцию мальчика и равнозначно психической кастрации. Изоляция собствен­ных чувств приводит не только к исключению определен­ных мыслей из сознания, происходит трансформация в теле, в котором укоренены чувства. Для того чтобы изолировать чувства, надо частично обездвижить тело. Полная обездвиженность -- это смерть. Как мы заметили раньше, напряже­ние нижней части спины, бёдер и таза служат подавлению сексуальных чувств.

Ситуация идентична в случае маленьких девочек, кото­рые вовлекаются в сексуальную связь с собственными отца­ми, независимо от того, является ли эта вовлечённость реа­лизованной в поведении. Между дочерью, отцом и матерью возникает треугольник. Мать и дочь являются соперницами, и каждая неосознанно стремится убрать другую с собствен­ной дороги. Но девочка, несмотря на свою привилегирован­ную позицию, не может рассчитывать на помощь отца, так как эго увеличило бы ревность матери. В то же время отец обездвижен чувством вины, которое связанно с отношением к дочери, окрашенным сексом. Для того чтобы защитить себя, маленькая девочка должна изолировать свои чувства по отношению к отцу, что достигается частичной обездвиженностью, но кроме прочего — созданием кольца напряжения в талии. Такое кольцо, прерывающее связь между двумя половинами тела, является типично женской реакцией на эту проблему, в противоположность жесткости, которая характе­ризует реакцию мужчин.

Когда ребенок разрешает эдипов конфликт посредством изоляции сексуальных чувств по отношению к родителю противоположного пола - это неизбежно приводит к рас­щеплению личности. В сознании ребенка возникает табу но отношению к сексуальной вовлеченности в связь с наибо­лее любимыми людьми. Когда ребенок становится взрос­лым, ему трудно любить сердцем и телом сексуального партнера, так как эту любовь он идентифицирует с родите­лем, являющимся предметом табу.

Многие семьи переживают на этой почве кризис. Случа­ется, что мужчина импотентен только по этой причине по отношению к властной жене, но имеет возможность к сексу­альным отношениям с другими женщинами. Некоторые мужчины могут любить своих собственных жен, но этот акт лишён страстности, а, следовательно — полной любви. Любовь к жене постепенно принимает форму обязанности, что со временем приводит к импотенции.

Ранее мы разбирали случай с Джоном — женатым муж­чиной, отцом взрослых детей, который влюбился в молодую женщину и открыл, что то что, он считал связанной с возрастом импотенцией, прошло в течение одной ночи, усту­пая место страсти к половой партнерше. Как мы помним, Джон утверждал, что он продолжает любить свою жену, но она напоминает ему его мать. Нам не надо







Date: 2016-07-22; view: 340; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.05 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию