Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Денежно-кредитная система





Денежная система – это исторически сложившаяся форма организации денежного обращения, установленная государством в определенной стране.

Элементы денежной системы:

- Национальная денежная единица

- Масштаб цен

- Форма наличных денег

- Порядок эмиссии денег

- Регламентация безналичного оборота

- Государственные органы, осуществляют регулирование денежного обращения

25.Финансовая система. Государственный бюджет.

Финансы представлены денежными средствами и экономическими отношениями по их формированию, распределению и использованию в обществе.

Финансовая система представляет собой 4-блочную систему:

-общегосударственные финансы;

-территориальные финансы;

-финансы хозяйствующих субъектов;

-финансы граждан.

Финансовые отношения возникают:

-между государством и предприятиями при уплате налогов в бюджетную систему и финансировании расходов;

-между государством и гражданами при внесении ими налогов и добровольных платежей;

-между предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продукции и услуг;

-между отдельными звеньями бюджетной системы и т.д.

.Сущность финансов проявляется в следующих основных функциях:

-воспроизводственная — мобилизация и предоставление денежных средств (финансовых ресурсов) пользователям для обслуживания потребностей воспроизводства на принципах финансирования.

-распределительная. С помощью финансов происходит распределение и перераспределение национального дохода, ВВП. Денежные средства, необходимые для производства общественных благ, социального обеспечения и т.п., аккумулируются в специальные фонды;

-контролирующая. С помощью этой функции осуществляется контроль за доходами и расходами.

-регулирующая. Посредством финансов государство проводит мероприятия, направленные на развитие хозяйствующих субъектов, осуществление целенаправленной структурной политики, способствует внедрению новых технологий, решению социальных проблем и др.

Далее необходимо понять, что основным финансовым планом страны является государственный бюджет, который является годовым сводом доходов и расходов государства, требующий законодательного утверждения.

ГБ – это осн.фин.план гос-ва, представляющий собой баланс доходов и расходов за опред.период (за год).

Материальная основа

ГБ: финн.рес-сы, которые образуются в рез-те распределения и перераспределения нац. дохода.

Являясь главным фин.планом страны ГБ занимает доминирующее место в системе всех ориентированных планов.

26.. Налоги и их виды. Фискальная политика: цели и виды. Кривая Лаффера.

Налоги представляют собой обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц с целью удовлетворения общественных потребностей.

Все налоги подразделяются на несколько видов: 1) подоходный налог (включающий в себя и налог на доходы домохозяйств, и налог на прибыль корпораций); 2) косвенные налоги и прямые(в первую очередь, налог на добавленную стоимость); 3) пособия по безработице; 4) пособия по бедности.

Фискальная политика – это система регулирования, связанная с правительственными расходами и налогами.

Цели фискальнойполитики:-Сглаживание колебаний экономического цикла.

-Повышение темпов экономического роста. -Достижение высокого уровня занятости.

-Снижение темпов инфляции до минимального уровня.

Типы фискальнойполитики:

Дискреционная фискальнаяполитика(активная) – это сознательное манипулирование государственными расходами, изменение трансфертных платежей и сознательное манипулирование налогами.

Автоматическая фискальнаяполитика(политикавстроенных стабилизаторов). Она осуществляется без прямого вмешательства государства при помощи автоматических стабилизаторов.

Бюджетно-налоговая или фискальнаяполитика – это совокупность мер правительства по регулированию государственных расходов и налогообложения, направленных на обеспечение полной занятости и производства равновесного ВНП.

 

27..Бюджетный дефицит и государственный долг.

Гл. звеном фин-вой сис-мы явл госбюджет— годовой фин план расходов гос-ва и источников их покрытия. Сбалансированный госбюджет предполаг соответствие, равенство его доходов и расходов и отвечает требованию жить по ср-твам.

1. реализация макроэк задач,

2. реализ социал ф-ции,

3. финансир фундамент исследов,

4. содержание гос-ного аппарата,

5. поддержан обороноспособн страны.

Расходная часть гос бюджета предполаг обеспечение затрат гос-ва на соц. нужды (не менее 50 % всех расходов), на поддержание обороноспособности страны (примерно 20 %), обслуживание гос-ного долга, затраты на дотации предприятиям гос.о сектора и развитие инфраструктурры.

Причины бюджет дефицита м.б. различными. Он возможен, когда Гос-во расходует деньги, надеясь получить их и компенсировать расходы по мере налоговых поступлений. Но если налог. платежи поступают в меньших раз-рах по сравнению с надеждами правит-ва, то в стране образуется бюдж. дефицит и гос. долг.

Покрытия дефицита с наимень потерями для эк-ки:

1. Сокращение расходов госбюджета.

2. Увеличение налогов бремени. Это приведет к уменьш инвестиций и потребления (снижает емкость рынка след снижает рост ВНП).

3. Превращение дефицита бюджета в гос-ный долг.а) обращ гос-ва за кредитом к нац. банка, б)превращения кредита во внешний долг при получении его иностранных гос-тв; в)выпуска гос. ц.бумаг — облигаций, к-ые представляют обязательства гос-ва выплатить сумму заимствований денег у насел с %-ами..

4.Выплата гос-ного долга за счет увеличения предложения денег на основе их эмиссии. Это самый опасн путь погашения бюдж. дефицита, т.к ведет к лавинообразному течению инфляции. К такому способу покрытия бюджет дефицита гос-ва прибегают в случае невозможности или неумения использовать иные источники.

Если доход часть превыш расход набюд – профицит.

Госдолг – накопленная сумма бюджетных дефицитов, поэтому причины его сущ-ия теже самые. Бывает:

1- внутренним – задолженность гос-вом своим гражданам. Оценивается неоднозначно, т.к.:

а) наличие госдолга и управление им м/быть полезным эк-ке, т.к. бюджетный дефицит стимулирует ее развитие;

б) продажа гос-вом ценных бумаг, облегчает населению возможность инвестирования;

в) в расчете на одного чел-а госдолг невелик.

2- внешним – задолженность гражданам других стран. Связан с оттоком ценностей из страны, поэтому считается «абсолютным злом».

Недостатки госдолга:

выплата %-ов по госдолгу составляет значит-ую часть госбюджета;

наличие большого размера гос-долга обостряет проблему его сокращения, что ведет к инфляции;

госдолг косвенным образом ложится на будущее поколение;

ведет к сокращению чистого импорта.

Управление госдолгом:

эффективное исп-ие ср-в заимствования;

поиск ср-в для выплаты долга;

нейтрализация негативных последствий госдолга.

Гос долг - это та сумма, на которую в данном году расходы бюджета превышают его доходы. Он м/быть вызван след. причинами: необходимостью осуществления крупных государственных программ развития экономики; милитаризацией страны; войнами и стихийными бедствиями; экономическими кризисами и т.д. Во всех этих случаях резко возрастают расходы государства, превышая его доходы.

28. Денежно-кредитная политика: цели, виды, инструменты.

Под денежно-кредитной политикой понимают совокупность мероприятий, предпринимаемых правительством в денежно-кредитной сфере с целью регулирования экономики. Она является частью общей макроэкономической политики.

Основные конечные цели денежно-кредитнойполитики: устойчивые темпы роста национального производства, стабильные цены, высокий уровень занятости населения, равновесие платежного баланса — стабилизацию общего уровня цен.

Осуществляет денежно-кредитную политику центральный банк страны. Процесс денежно-кредитного регулирования можно разделить на два этапа. На первом этапе центральный банк воздействует на предложение денег, уровень процентных ставок, объем кредитов и т.д. На втором — изменения в данных факторах передаются в сферу производства, способствуя достижению конечных целей.

Инструменты денежно-кредитнойполитики. Эффективность денежно-кредитной политики в значительной мере зависит от выбора инструментов (методов) денежно-кредитного регулирования. Их можно разделить на общие и селективные. Основными общими инструментами денежно-кредитной политики являются изменения учетной ставки и норм обязательных резервов, операции на открытом рынке. Это косвенные методы регулирования.

Типы денежно-кредитнойполитики. Различают два основных типа денежно-кредитной политики, каждый из которых характеризуется определенными целями и набором инструментов регулирования. В условиях инфляции проводится политика "дорогих денег" (политика кредитной рестрикции). Она направлена на ужесточение условий и ограничение объема кредитных операций коммерческих банков, т.е. на сокращение предложения денег. Центральный банк, проводя рестрикционную политику, предпринимает следующие действия: продает государственные ценные бумаги на открытом рынке; увеличивает норму обязательных резервов; повышает учетную ставку. Если эти меры оказываются недостаточно эффективными, центральный банк использует административные ограничения: понижает потолок предоставляемых кредитов, лимитирует депозиты, сокращает объем потребительского кредита и т.д. Политика "дорогих денег" является основным методом антиинфляционного регулирования.

В периоды спада производства для стимулирования деловой активности проводится политика "дешевых денег" (экспансионистская денежно-кредитная политика). Она заключается в расширении масштабов кредитования, ослаблении контроля над приростом денежной массы, увеличении предложения денег. Для этого центральный банк покупает государственные ценные бумаги; снижает резервную норму и учетную ставку. Создаются более льготные условия для предоставления кредитов экономическим субъектам.

 

29.. Содержание, показатели, типы и факторы экономического роста.

ЭР – долгосрочная тенденция, характерезующая развитие соц-эконом системы, подтверждаемая положительными темпами роста ВВП (ВНП).

В совр. ЭТ под эк. ростом обычно понимаются не кратковременные взлеты и падения реального объема произв-ва относительно естественного значения, а долговременные изменения естественного уровня реального объема произв-ва, связанные с развитием производит. сил на долгосрочном временном интервале.Сущность реального эк. роста сост. в разрешении и воспроизведении на новом уровне осн. противоречия эк-ки: м/у огранич. рес. и безгранич. потребностей. Разрешаться это противоречие может двумя осн. способами: 1, за счет увел. производств. возможностей, 2, за счет наиболее эффективного исп. имеющихся производств. возможностей и развития обществ. потребностей. Однако на этом процесс не завершается: на каждом новом этапе развития при расширении производств. возможностей опять не все обществ. потребности удовлетворяются. Развитие производств. возможностей обусловливается не только и не столько кол-нным ростом обществ. потребностей, сколько изм. их структуры, повышением в структуре потребит. предпочтений доли одних потребностей и уменьш. доли др.

Производственные рес. и структура выпуска, как правило, не могут изменяться столь же быстро, как структура потребностей.

Отсюда следует, что стремление осн. субъектов эк-ки к эк. росту существует всегда независимо от того, какой уровень развития достигнут в обществе. Однако реальные усл. произв. далеко не всегда позволяют реализоваться потенциалу роста. В этих усл. наступает депрессия, или эк. спад, кот. может быть обусловлен как внутр. эк. факторами, так и внеш.

В ЭТ сложились 2 осн. подхода к трактовке форм проявления эк. роста. Наиболее распростр. явл. понимание эк. роста как итоговой хар-стики развития нац. эк-ки за опр. период, измеряемый либо темпами роста реального объема ВНП (НД), либо темпами увел. этих показателей в расчете на душу населения. В настоящее время в теориях роста превалирует 2-й способ измерения. Под эк. ростом подразумевается такое развитие нац. эк-ки, при кот. темпы увеличения реального нац. дохода превышают темпы роста населения.

Могут быть выделены 2 осн. типа эк. роста:

При экстенсивном типе эк. роста расширение объема мат. благ и усл. достигается за счет исп. большого кол-ва работников, средств труда, земли, сырья, топливно-энерг. рес. и т.д. Сохраняются постоянные пропорции м/у темпами роста реального объема произв-ва и совокупных издержек на его создание.

Интенсивный тип, напротив, хар-ется тем, что расширение произв-ва обеспеч за счет качественного совершенствования: применения прогрессивных технологий, исп. рабочей силы, имеющей большую квалификацию и более высокую производит труда, и т.д. В этом случае темпы роста реальных объемов произв-ва будут превышать темпы изм-ния реальных совокупных издержек.

Факторами эк. роста наз. те явл. и процессы, кот. определяют масштабы увеличения реального объема произв-ва, возможности повышения эффективности и качества роста.

По способу воздействия на эк. рост различают прямые и косвенные факторы. Прямыми наз. те, кот. непосредственно определяют физ. способность к эк. росту. Косвенные факторы влияют на возможность превращения этой способности в действительность.

В состав прямых входят 5 осн. факторов, непосредственно определяющих динамику совокупного произв-ва и предложения:

• увел. численности и повышение качества трудовых рес.;

• рост объема и улучш. качественного состава осн. капитала;

• совершенствование технологии и организации произв-ва;

• повышение кол-ва и качества вовлекаемых в хоз. оборот прир. рес.;

• рост предприним. способностей в обществе.

В сост. косвенных входят такие факторы предложения, как снижение степени монополизации рынков, уменьшение цен на производств. рес., снижение налогов на прибыль, расширение возможности получения кредитов и т. п., а также факторы спроса и распределения.

 

30. Социальная политика: понятие, цели, функции. Уровень и качество жизни

Социальная политика –представляет собой комплекс мер, направленных на обеспечение условий для удовлетворения потребностей, повышение благосостояния и создание системы социальных гарантий.

Цели социальнойполитики:1) обеспечение условий повышения уровня жизни населения;2) поддержание социальной справедливости в обществе;3) нейтрализация негативных последствий функционирования рыночной экономики;4) создание системы социальной защиты населения.

Основными принципами социальной политики являются равенство и социальная справедливость. Социальное равенство означает одинаковое положение людей в обществе, общие исходные условия экономической деятельности людей. Социальная справедливость предполагает соответствие благ, получаемых человеком или социальной группой в обществе пропорционально их заслугам и вкладу в общее благосостоянием.

Основными принципами проведения социальной политики являются:

1) защита уровня жизни путем введения разных форм компенсации при повышении цен и проведение индексации;

2) обеспечение помощи самым бедным семьям;

3) выдача помощи на случай безработицы;

4) обеспечение политики социального страхования, установление минимальнойзаработной платы;

5) развитие образования, охрана здоровья, окружающей среды в основном за счет государства;

6) проведение активной политики, направленной на обеспечение квалификации.

Социальнаяполитикагосударства осуществляется по нескольким направлениям:

1. направление предполагает, что часть доходов, получаемых населением, зависит от количества и качества труда. Со стороны государства необходимо учитывать тенденции в области занятости, связанные с сокращением общей численности занятых в стране, перераспределением занятых между государственным и негосударственными секторами экономики, усилением процессов трудовой миграции.

2. направление связано с регулированием доходов, приостановлением социального расслоения, снижения уровня жизни, бедности. Это определяет приоритеты в социальной политике, связанные со стабилизацией уровня жизни, борьбой с малообеспеченностью.

3.Особенностью третьего направления является то, что проводимые социальные выплаты неимущим слоям населения не имеют связи с трудом данного работника. Здесь важное значение приобретает проблема определения категорий населения, которые имеют право на социальную помощь.

 

Date: 2016-07-22; view: 165; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию