Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Денежно-кредитная система ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Денежная система – это исторически сложившаяся форма организации денежного обращения, установленная государством в определенной стране. Элементы денежной системы: - Национальная денежная единица - Масштаб цен - Форма наличных денег - Порядок эмиссии денег - Регламентация безналичного оборота - Государственные органы, осуществляют регулирование денежного обращения 25.Финансовая система. Государственный бюджет. Финансы представлены денежными средствами и экономическими отношениями по их формированию, распределению и использованию в обществе. Финансовая система представляет собой 4-блочную систему: -общегосударственные финансы; -территориальные финансы; -финансы хозяйствующих субъектов; -финансы граждан. Финансовые отношения возникают: -между государством и предприятиями при уплате налогов в бюджетную систему и финансировании расходов; -между государством и гражданами при внесении ими налогов и добровольных платежей; -между предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продукции и услуг; -между отдельными звеньями бюджетной системы и т.д. .Сущность финансов проявляется в следующих основных функциях: -воспроизводственная — мобилизация и предоставление денежных средств (финансовых ресурсов) пользователям для обслуживания потребностей воспроизводства на принципах финансирования. -распределительная. С помощью финансов происходит распределение и перераспределение национального дохода, ВВП. Денежные средства, необходимые для производства общественных благ, социального обеспечения и т.п., аккумулируются в специальные фонды; -контролирующая. С помощью этой функции осуществляется контроль за доходами и расходами. -регулирующая. Посредством финансов государство проводит мероприятия, направленные на развитие хозяйствующих субъектов, осуществление целенаправленной структурной политики, способствует внедрению новых технологий, решению социальных проблем и др. Далее необходимо понять, что основным финансовым планом страны является государственный бюджет, который является годовым сводом доходов и расходов государства, требующий законодательного утверждения. ГБ – это осн.фин.план гос-ва, представляющий собой баланс доходов и расходов за опред.период (за год). Материальная основа ГБ: финн.рес-сы, которые образуются в рез-те распределения и перераспределения нац. дохода. Являясь главным фин.планом страны ГБ занимает доминирующее место в системе всех ориентированных планов. 26.. Налоги и их виды. Фискальная политика: цели и виды. Кривая Лаффера. Налоги представляют собой обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц с целью удовлетворения общественных потребностей. Все налоги подразделяются на несколько видов: 1) подоходный налог (включающий в себя и налог на доходы домохозяйств, и налог на прибыль корпораций); 2) косвенные налоги и прямые(в первую очередь, налог на добавленную стоимость); 3) пособия по безработице; 4) пособия по бедности. Фискальная политика – это система регулирования, связанная с правительственными расходами и налогами. Цели фискальнойполитики:-Сглаживание колебаний экономического цикла. -Повышение темпов экономического роста. -Достижение высокого уровня занятости. -Снижение темпов инфляции до минимального уровня. Типы фискальнойполитики: Дискреционная фискальнаяполитика(активная) – это сознательное манипулирование государственными расходами, изменение трансфертных платежей и сознательное манипулирование налогами. Автоматическая фискальнаяполитика(политикавстроенных стабилизаторов). Она осуществляется без прямого вмешательства государства при помощи автоматических стабилизаторов. Бюджетно-налоговая или фискальнаяполитика – это совокупность мер правительства по регулированию государственных расходов и налогообложения, направленных на обеспечение полной занятости и производства равновесного ВНП.
27..Бюджетный дефицит и государственный долг. Гл. звеном фин-вой сис-мы явл госбюджет— годовой фин план расходов гос-ва и источников их покрытия. Сбалансированный госбюджет предполаг соответствие, равенство его доходов и расходов и отвечает требованию жить по ср-твам. 1. реализация макроэк задач, 2. реализ социал ф-ции, 3. финансир фундамент исследов, 4. содержание гос-ного аппарата, 5. поддержан обороноспособн страны. Расходная часть гос бюджета предполаг обеспечение затрат гос-ва на соц. нужды (не менее 50 % всех расходов), на поддержание обороноспособности страны (примерно 20 %), обслуживание гос-ного долга, затраты на дотации предприятиям гос.о сектора и развитие инфраструктурры. Причины бюджет дефицита м.б. различными. Он возможен, когда Гос-во расходует деньги, надеясь получить их и компенсировать расходы по мере налоговых поступлений. Но если налог. платежи поступают в меньших раз-рах по сравнению с надеждами правит-ва, то в стране образуется бюдж. дефицит и гос. долг. Покрытия дефицита с наимень потерями для эк-ки: 1. Сокращение расходов госбюджета. 2. Увеличение налогов бремени. Это приведет к уменьш инвестиций и потребления (снижает емкость рынка след снижает рост ВНП). 3. Превращение дефицита бюджета в гос-ный долг.а) обращ гос-ва за кредитом к нац. банка, б)превращения кредита во внешний долг при получении его иностранных гос-тв; в)выпуска гос. ц.бумаг — облигаций, к-ые представляют обязательства гос-ва выплатить сумму заимствований денег у насел с %-ами.. 4.Выплата гос-ного долга за счет увеличения предложения денег на основе их эмиссии. Это самый опасн путь погашения бюдж. дефицита, т.к ведет к лавинообразному течению инфляции. К такому способу покрытия бюджет дефицита гос-ва прибегают в случае невозможности или неумения использовать иные источники. Если доход часть превыш расход набюд – профицит. Госдолг – накопленная сумма бюджетных дефицитов, поэтому причины его сущ-ия теже самые. Бывает: 1- внутренним – задолженность гос-вом своим гражданам. Оценивается неоднозначно, т.к.: а) наличие госдолга и управление им м/быть полезным эк-ке, т.к. бюджетный дефицит стимулирует ее развитие; б) продажа гос-вом ценных бумаг, облегчает населению возможность инвестирования; в) в расчете на одного чел-а госдолг невелик. 2- внешним – задолженность гражданам других стран. Связан с оттоком ценностей из страны, поэтому считается «абсолютным злом». Недостатки госдолга: выплата %-ов по госдолгу составляет значит-ую часть госбюджета; наличие большого размера гос-долга обостряет проблему его сокращения, что ведет к инфляции; госдолг косвенным образом ложится на будущее поколение; ведет к сокращению чистого импорта. Управление госдолгом: эффективное исп-ие ср-в заимствования; поиск ср-в для выплаты долга; нейтрализация негативных последствий госдолга. Гос долг - это та сумма, на которую в данном году расходы бюджета превышают его доходы. Он м/быть вызван след. причинами: необходимостью осуществления крупных государственных программ развития экономики; милитаризацией страны; войнами и стихийными бедствиями; экономическими кризисами и т.д. Во всех этих случаях резко возрастают расходы государства, превышая его доходы. 28. Денежно-кредитная политика: цели, виды, инструменты. Под денежно-кредитной политикой понимают совокупность мероприятий, предпринимаемых правительством в денежно-кредитной сфере с целью регулирования экономики. Она является частью общей макроэкономической политики. Основные конечные цели денежно-кредитнойполитики: устойчивые темпы роста национального производства, стабильные цены, высокий уровень занятости населения, равновесие платежного баланса — стабилизацию общего уровня цен. Осуществляет денежно-кредитную политику центральный банк страны. Процесс денежно-кредитного регулирования можно разделить на два этапа. На первом этапе центральный банк воздействует на предложение денег, уровень процентных ставок, объем кредитов и т.д. На втором — изменения в данных факторах передаются в сферу производства, способствуя достижению конечных целей. Инструменты денежно-кредитнойполитики. Эффективность денежно-кредитной политики в значительной мере зависит от выбора инструментов (методов) денежно-кредитного регулирования. Их можно разделить на общие и селективные. Основными общими инструментами денежно-кредитной политики являются изменения учетной ставки и норм обязательных резервов, операции на открытом рынке. Это косвенные методы регулирования. Типы денежно-кредитнойполитики. Различают два основных типа денежно-кредитной политики, каждый из которых характеризуется определенными целями и набором инструментов регулирования. В условиях инфляции проводится политика "дорогих денег" (политика кредитной рестрикции). Она направлена на ужесточение условий и ограничение объема кредитных операций коммерческих банков, т.е. на сокращение предложения денег. Центральный банк, проводя рестрикционную политику, предпринимает следующие действия: продает государственные ценные бумаги на открытом рынке; увеличивает норму обязательных резервов; повышает учетную ставку. Если эти меры оказываются недостаточно эффективными, центральный банк использует административные ограничения: понижает потолок предоставляемых кредитов, лимитирует депозиты, сокращает объем потребительского кредита и т.д. Политика "дорогих денег" является основным методом антиинфляционного регулирования. В периоды спада производства для стимулирования деловой активности проводится политика "дешевых денег" (экспансионистская денежно-кредитная политика). Она заключается в расширении масштабов кредитования, ослаблении контроля над приростом денежной массы, увеличении предложения денег. Для этого центральный банк покупает государственные ценные бумаги; снижает резервную норму и учетную ставку. Создаются более льготные условия для предоставления кредитов экономическим субъектам.
29.. Содержание, показатели, типы и факторы экономического роста. ЭР – долгосрочная тенденция, характерезующая развитие соц-эконом системы, подтверждаемая положительными темпами роста ВВП (ВНП). В совр. ЭТ под эк. ростом обычно понимаются не кратковременные взлеты и падения реального объема произв-ва относительно естественного значения, а долговременные изменения естественного уровня реального объема произв-ва, связанные с развитием производит. сил на долгосрочном временном интервале.Сущность реального эк. роста сост. в разрешении и воспроизведении на новом уровне осн. противоречия эк-ки: м/у огранич. рес. и безгранич. потребностей. Разрешаться это противоречие может двумя осн. способами: 1, за счет увел. производств. возможностей, 2, за счет наиболее эффективного исп. имеющихся производств. возможностей и развития обществ. потребностей. Однако на этом процесс не завершается: на каждом новом этапе развития при расширении производств. возможностей опять не все обществ. потребности удовлетворяются. Развитие производств. возможностей обусловливается не только и не столько кол-нным ростом обществ. потребностей, сколько изм. их структуры, повышением в структуре потребит. предпочтений доли одних потребностей и уменьш. доли др. Производственные рес. и структура выпуска, как правило, не могут изменяться столь же быстро, как структура потребностей. Отсюда следует, что стремление осн. субъектов эк-ки к эк. росту существует всегда независимо от того, какой уровень развития достигнут в обществе. Однако реальные усл. произв. далеко не всегда позволяют реализоваться потенциалу роста. В этих усл. наступает депрессия, или эк. спад, кот. может быть обусловлен как внутр. эк. факторами, так и внеш. В ЭТ сложились 2 осн. подхода к трактовке форм проявления эк. роста. Наиболее распростр. явл. понимание эк. роста как итоговой хар-стики развития нац. эк-ки за опр. период, измеряемый либо темпами роста реального объема ВНП (НД), либо темпами увел. этих показателей в расчете на душу населения. В настоящее время в теориях роста превалирует 2-й способ измерения. Под эк. ростом подразумевается такое развитие нац. эк-ки, при кот. темпы увеличения реального нац. дохода превышают темпы роста населения. Могут быть выделены 2 осн. типа эк. роста: При экстенсивном типе эк. роста расширение объема мат. благ и усл. достигается за счет исп. большого кол-ва работников, средств труда, земли, сырья, топливно-энерг. рес. и т.д. Сохраняются постоянные пропорции м/у темпами роста реального объема произв-ва и совокупных издержек на его создание. Интенсивный тип, напротив, хар-ется тем, что расширение произв-ва обеспеч за счет качественного совершенствования: применения прогрессивных технологий, исп. рабочей силы, имеющей большую квалификацию и более высокую производит труда, и т.д. В этом случае темпы роста реальных объемов произв-ва будут превышать темпы изм-ния реальных совокупных издержек. Факторами эк. роста наз. те явл. и процессы, кот. определяют масштабы увеличения реального объема произв-ва, возможности повышения эффективности и качества роста. По способу воздействия на эк. рост различают прямые и косвенные факторы. Прямыми наз. те, кот. непосредственно определяют физ. способность к эк. росту. Косвенные факторы влияют на возможность превращения этой способности в действительность. В состав прямых входят 5 осн. факторов, непосредственно определяющих динамику совокупного произв-ва и предложения: • увел. численности и повышение качества трудовых рес.; • рост объема и улучш. качественного состава осн. капитала; • совершенствование технологии и организации произв-ва; • повышение кол-ва и качества вовлекаемых в хоз. оборот прир. рес.; • рост предприним. способностей в обществе. В сост. косвенных входят такие факторы предложения, как снижение степени монополизации рынков, уменьшение цен на производств. рес., снижение налогов на прибыль, расширение возможности получения кредитов и т. п., а также факторы спроса и распределения.
30. Социальная политика: понятие, цели, функции. Уровень и качество жизни Социальная политика –представляет собой комплекс мер, направленных на обеспечение условий для удовлетворения потребностей, повышение благосостояния и создание системы социальных гарантий. Цели социальнойполитики:1) обеспечение условий повышения уровня жизни населения;2) поддержание социальной справедливости в обществе;3) нейтрализация негативных последствий функционирования рыночной экономики;4) создание системы социальной защиты населения. Основными принципами социальной политики являются равенство и социальная справедливость. Социальное равенство означает одинаковое положение людей в обществе, общие исходные условия экономической деятельности людей. Социальная справедливость предполагает соответствие благ, получаемых человеком или социальной группой в обществе пропорционально их заслугам и вкладу в общее благосостоянием. Основными принципами проведения социальной политики являются: 1) защита уровня жизни путем введения разных форм компенсации при повышении цен и проведение индексации; 2) обеспечение помощи самым бедным семьям; 3) выдача помощи на случай безработицы; 4) обеспечение политики социального страхования, установление минимальнойзаработной платы; 5) развитие образования, охрана здоровья, окружающей среды в основном за счет государства; 6) проведение активной политики, направленной на обеспечение квалификации. Социальнаяполитикагосударства осуществляется по нескольким направлениям: 1. направление предполагает, что часть доходов, получаемых населением, зависит от количества и качества труда. Со стороны государства необходимо учитывать тенденции в области занятости, связанные с сокращением общей численности занятых в стране, перераспределением занятых между государственным и негосударственными секторами экономики, усилением процессов трудовой миграции. 2. направление связано с регулированием доходов, приостановлением социального расслоения, снижения уровня жизни, бедности. Это определяет приоритеты в социальной политике, связанные со стабилизацией уровня жизни, борьбой с малообеспеченностью. 3.Особенностью третьего направления является то, что проводимые социальные выплаты неимущим слоям населения не имеют связи с трудом данного работника. Здесь важное значение приобретает проблема определения категорий населения, которые имеют право на социальную помощь.
|