Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
К суицидомании М. Горького
(дополнительные материалы1) Д-ра И. Б. Галанта (Москва) Из многих рассказов Горького, содержащих автобиографические данные к многострадальческой жизни Максима Горького, “Рассказ Филиппа Васильевича” (1905), героем которого является Платон Багров, заслуживает особенное внимание. В этом рассказе повествуется о самоубийстве Платона Багрова и о причинах этого самоубийства, мотив очень часто повторяющийся в произведениях Горького. Нетрудно догадаться, что Горький часто рисовал самоубийство, находясь под неимоверно сильным впечатлением совершенною им самим на девятнадцатом году жизни покушения на самоубийство, от которого он чуть не погиб. После этого покушения на самоубийство начался метаморфоз Пешкова в Максима Горького. Понятно, что это событие, которое может быть названо “воскресением к новой лучшей жизни” превратилось в аффективно сильно окрашенный комплекс, который часто осаждал Горького, так что он невольно возвращался к описанию самоубийства, копаясь в тех душевных переживаниях, которые вели его к этому столь пагубному шагу и разбирая различные вопросы этики и житейской мудрости в связи с самоубийством. Горький до того часто говорит в своих рассказах о самоубийстве и заставляет так часто своих героев покушаться на самоубийство, или кончать самоубийством, что можно говорить о “литературной суицидомании” Горького. “Макар Чудра”, “Скуки ради”, “Трое”, “Коновалов”, “Хан и его сын”, “Исповедь”, “Жизнь ненужного человека”, “Жизнь Матвея Кожемякина” и т. д., и т. д. — в этих и многих других больших и малых рассказах Горького один или несколько из действующих лиц рассказа кончают самоубийством по различнейшим причинам, разбирать которые для нас в данном случае не представляет никакого интереса. Интересно лишь отметить самый факт, что ни один писатель может быть не описывал так много самоубийц, как Горький, факт объяснения которого мы уже дали. Из рассказов Горького, основной мотив которых самоубийство героя, особенный интерес представляют те рассказы, в которых мы можем проглядеть историю покушения на самоубийство самого Горького. На один из таких рассказов, на “Случай из жизни Макара”, указывает нам Горький сам в “Моих университетах”, а про другой, про “Рассказ Филиппа Васильевича” он совершенно умалчивает, несмотря на то, что идентичность героя этого рассказа, Платона Багрова, с Максимом Горьким более чем очевидна. Платон Багров, юноша 19 лет, будучи дворником у профессора, влюбился в дочь этого профессора, в Лидию Алексеевну. Лидия Алексеевна не принимала Платона всерьез всячески над ним шутила и Платон не вытерпев горечи безнадежной любви, застрелился. Отметим, что когда Алексей Пешков (Горький) покушался на самоубийство ему было тоже приблизительно девятнадцать лет. Эта деталь в сходстве героя “Рассказа Филиппа Васильевича” и Алексея Пешкора была бы, конечно, бесценна если не другие более существенные моменты, служащие доказательством того, что Горький рисовал Платона с модели покушавшегося на свою жизнь А. Пешкова. Как наружность, так и весь духовный склад Платона напоминает нам юношу Пешкова: “Высокий и костлявый, он был угловат в движениях. Его темные короткие волосы немного вились, глаза смотрели вдумчиво, спокойно, и в скуластом лице было что то значительное”.' Что касается личности Платона Багрова, то это был, как и Алексей Пешков, полуинтеллигент из народа, потерявший связь с естественной своей средой и ищущий пока что напрасно “смычки" как мы теперь сказали бы, с интеллигенцией. Платон Багров, как Алексей Пешков, читает книги, пишет стихи, не плохие, как говорит Филипп Васильевич; — Прощай! Душа —тоской полна... Я вновь, как прежде, одинок, И снова жизнь моя темна..... Прощай мой ясный Огонек! Прощай! и так далее. Оторванность от своей естественной среды, невозможность проникнуть в круги интеллигенции заставляют Платона Багрова томиться в очень опасном для его чувствительной души одиночестве. Платон страдает под гнетом своего одиночества, ибо, хотя он от природы боязлив и застенчив, жилка общественности в нем довольно сильно развита, чтобы одиночество становилось для него тяжелой, угнетающей, нестерпимой пыткой. Дворовые люди высмеивают Платона за то, что он не пьет водки, читает книжки, не грызет подсолнухи и т. д. “ Прислуга дома считает Платона глупым за то, что он не ухаживает за горничными, не:идит у ворот, истребляя семена подсолнухов, и читает книжки. Его поведение в пазах кухарки и горничных было не свойственно дворнику, говорил он много непонятно, — все это раздражало пюдей кухни”. Интеллигенция же со своей стороны отзывается о Платоне устами Лидии Алексеевны: — “Чудак он. —Такой смешной длинный... и все философствует там в кухне... а над ним смеются за это”... Или устами Филиппа Васильевича; — “Он слишком самонадеян... считает себя исключительной личностью, и способен забрать себе в голову бог знает, что!” Между такой Сциллой и Харибдой жил и Алексей Пешков перед покушением на самоубийство. Вспомним, как описывал Горький в “Случае из жизни Макара” одиночество Макара, непонятого ни народом, ни интеллигенцией, и томящегося этим одиночеством до того, что он временами терял самообладание, и его разум совершенно затемнялся... Когда Платон Багров влюбился и любовь его была отвергнута под шутливыми насмешками, то муки его одиночества и чувство заброшенности и отвержения его всеми обострились до того, что жизнь его в этих условиях не могла дальше держаться, не имея никаких положительных, питающих ее элементов. Платон Багров застрелился и положил этим конец тем мукам жизни, с которыми бороться было ему не по силам. Так поступил и Алексей Пешков, но с совершенно другим успехом. Пешков застрелился не на смерть и вылечился от своей раны. Но не в этом дело. Горький, рассказывая о последних моментах жизни Макара, перед покушением его на самоубийство (в “Случае из жизни Макара”), отмечает между прочим, что Макар был влюблен не то в Настю, не то в ее подругу и одно ласковое слово женщины могло бы вернуть ему интерес к жизни и спасти его может быть раз навсегда от рокового шага. Рассказывает Горький о любви Макара между прочим и в таком иронизирующе-юмористическом тоне, что приходится заключить, что Горький этому моменту в сущности придавал очень мало значения на общий ход событий. В рассказе же “Филиппа Васильевича” Горький, рисующий Платона Багрова “с натуры” по Алексею Пешкову “вздул горой факт любви Пешкова к Насте, и у Багрова одна лишь несчастная любовь служит основным мотивом самоубийства. Это обстоятельство позволяет нам думать, что вопреки насмешливому отношению Горького к любовным чувствам юноши Пешкова, чувства эти были довольно серьезные, и сами по себе были способны к тому, чтобы вызвать в юноше тяжелое отчаяние; раз они не встречали взаимности. Вот почему “Рассказ Филишп Васильевича” имеет большое автобиографическое значение. Он льет много света на любовную жизнь Максима Горького вообще и на роль любовных чувств Пешкова в его решении покончить самоубийством, роль неясно и даже несколько искаженно представленная в “Случае из жизни Макара”. Примечания: 1 Смотрите мою-статью ”О суицидомании М.Горького // Клинический архив гениальностии одаренности. Т. I, вып. 3, 1925 г.
Date: 2016-07-22; view: 348; Нарушение авторских прав |