Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Практические задания
1. Если спрос является линейным, а предельные издержки действующих в отрасли фирм постоянны, то как изменится общественное благосостояние в случае образования картеля, следствиями которого станут сокращение объема продаж на 120 тыс. единиц продукции и рост цены на 3 руб. за единицу? а) сократится на 360 тыс. руб.; б) сократится на 180 тыс. руб.; в) сократится на 90 тыс. руб.; г) увеличится на 360 тыс. руб.; д) сократится на 120 тыс. руб.
2.Две фирмы контролируют рынок цитрусовых. Продавая апельсины по 2000 руб. за ящик, они реализуют 40 ящиков апельсинов в день. Каким будет равновесное предложение фирм при конкуренции по Бертрану, если средние издержки каждой фирмы равны 1000 руб. и остаются неизменными для любого объема выпуска? а) 60 ящиков; б) 70 ящиков; в) 80 ящиков; г) 90 ящиков; д) 110 ящиков.
3.Фирмы действуют в условиях дуополии Курно. Рыночный спрос задается функцией Q = 300 - Р. Если предельные издержки производства у фирм одинаковы и равны 10, то при достижении рыночного равновесия: а) каждая фирма будет продавать по 145 единиц продукта; б) каждая фирма будет продавать по 110 единиц продукта; в) всего будет произведено 220 единиц продукта; г) верно б) и в); д) нет верного ответа.
4.Спрос в отрасли описывается функцией Qd = 450 - ЗР. В отрасли действуют две фирмы, которые конкурируют по Курно. Предельные издержки фирм равны нулю. Определите объем выпуска каждой фирмы и цену для равновесия Курно: a) q - 300; р - 50; б) q - 150; р = 50; B)q = 200;p=150; г) q - 50; р = 100.
5. Совершенно конкурентный рынок с равновесным объемом продукции 100 тыс. единиц в год захватили две фирмы. Каким будет выпуск каждой из них в случае получения ими нулевой экономической прибыли при условии равенства средних и предельных издержек для любого объема выпуска? а) 75 и 25 тыс. единиц; б) 25 и 75 тыс. единиц; в) 25 и 50 тыс. единиц; г) 50 и 25 тыс. единиц; д) 50 и 50 тыс. единиц.
Вопросы для самоконтроля 1.Опишите особенности олигополистического рынка. Что является главным барьером на пути проникновения в олигополистическую отрасль? 2.Опишите состояние равновесия на олигополистическом рынке в соответствии с моделью Курно. Всегда ли оно достигается? 3.Перечислите основные разновидности олигополии. 4.Каково поведение фирм в случае нескоординированной олигополии? 5.Почему утрата гибкости цен в силу олигополизации рынка оказывает большое влияние на экономику? Какая трактовка этого феномена (марксистская или маржиналистская) кажется вам более реалистичной? 6.Какой уровень цен, объема выпуска продукции и прибыли складывается в условиях господства картелей? 7.Что такое синдикаты? Опишите роль картельных соглашений в царской России и в современных условиях в нашей стране. 8.Опишите системы «лидерства в ценах» и «издержки плюс». Наблюдались ли они в СССР и имеют ли распространение в современной России? 9.Каковы позитивные и негативные последствия олигополизации рынка? 10. Следует ли российскому государству препятствовать олигополистическим процессам в отечественном хозяйстве?
Тесты 1. Определяющей особенностью олигополистического рынка является: а) наличие монопольной власти у одного из участников; б) отсутствие дифференциации продукции; в) наличие непреодолимых отраслевых барьеров; г) реагирование фирм на поведение друг друга; д) все перечисленное.
2.Стратегическое поведение фирмы – это: а) принятие решений с учетом реагирования конкурентов; б) проведение неизменной ценовой политики в долгосрочном периоде; в) координация целей краткосрочного и долгосрочного периодов; г) стремление к сохранению доли рынка; д) все перечисленное.
3. Какой из перечисленных отраслевых рынков следует отнести к чистой олигополии? а) рынок сахара; б) рынок пассажирских самолетов; в) рынок сырой нефти; г) рынок обуви; д) все перечисленное.
4. Реализуемые при олигополистическом взаимодействии кооперативные стратегии отличаются от некооперативных стратегий тем, что: а) фирмы координируют свою деятельность посредством неконкурентных способов; б) фирмы координируют свою деятельность посредством соглашения в отношении рыночных цен и объема выпуска; в)фирмы совместно используют имеющиеся у них производственные мощности и разрабатывают новые технологии и продукты; г) верно а) и б); д) верно б) и в).
5. Если действующие на олигополистическом рынке фирмы реализуют стратегию блокирующего ценообразования, то можно утверждать, что они: а) будут получать максимальные прибыли; б)будут продавать по ценам, близким к средним издержкам производства; в) будут снижать степень дифференциации продукта; г) установят самые высокие цены на свой продукт; д) будут активно проводить ценовую дискриминацию.
6. Если отрасль характеризуется наличием доминирующей фирмы, то это свидетельствует о том, что: а) отраслевая цена будет выше цены совершенно конкурентного рынка; б) фирмы-аутсайдеры не смогут получать прибыль; в)цены фирм-аутсайдеров будут сопоставимы с ценой доминирующей фирмы; г) только у доминирующей фирмы прибыль будет максимизирована; д) на рынке возникнет «ценовая война».
7. Принципиальной особенностью модели дуополии Курно является: а) равенство предельных издержек фирм; б) однородность продукции фирм; в) заданность выпуска конкурента; г) заданность цены конкурента; д) заданность подведения конкурентов.
8. В соответствии с моделью Курно фирмы с одинаковыми и постоянными предельными издержками: а) делят рынок пополам; б) снижают цену до уровня предельных издержек; в)увеличивают выпуск до уровня совершенной конкуренции; г)образуют картель, сокращая выпуск до монопольного уровня; д)верно а) и г).
9. Если фирмы стратегически взаимодействуют между собой, то результатом такого взаимодействия будет: а) максимизация отраслевой прибыли; б) усиление однородности продукции; в) прекращение конкуренции; г) снижение издержек производства; д) усиление конкуренции.
10. Если картель сформирован, то при прочих равных условиях причиной его разрушения в будущем может стать: а) стремление участников картеля к максимизации прибыли; б) наличие различий в издержках производства; в) наличие различий в качественных параметрах продукта; г) наличие различий в контролируемых долях рынка; д) наличие несговорчивых фирм.
11. Вероятность сохранения картеля будет тем выше, чем: а) более активно фирмы внедряют достижения научно-технического прогресса; б) более эластичным является рыночный спрос; в) более ограниченным является число мест отгрузки продукции; г) менее эффективными являются способы обнаружения нарушения соглашения; д) жестче санкции за нарушение антимонопольного законодательства.
12. Вероятность образования картеля будет тем выше, чем: а) более разнообразной является продукция фирм; б) более близкими являются их издержки производства; в) более высокими темпами растет спрос; г) верно б) и в); д) все перечисленное верно.
13. Что из перечисленного представляет собой барьер для проникновения на отраслевой рынок новых фирм? а) патентное законодательство; б) лояльность торговой марке; в) эффект масштаба; г)проведение фирмами согласованной ценовой полити- ки; д) все перечисленное.
Список рекомендуемой литературы
1. Курс экономической теории: общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: учебное пособие/ под ред. проф. А.В. Сидоровича. - М..: «Дело и сервис», 2001, Гл. 18. 2. Курс экономической теории: учебник/ под общ. ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. – Киров: «АСА», 2004, Гл. 7, § 6. 3. Микроэкономика: теория и российская практика: учебник / под. ред. А.В. Грязновой. – М.: КНОРУС, 2004, Тема 9. 4. Михайлушкин, А. И. Экономика: учебник для технических вузов/ А. И. Михайлушкин, П.Д. Шимко. – М.: «Высшая школа», 2001. Гл. 2, § 2.9. 5. Носова, С.С. Экономическая теория: учебник для вузов / С.С. Носова. – М.: ВЛАДОС, 2003, Гл. 15. 6. Нуреев, Р.М. Курс экономической теории: учебник для вузов/ Р.М. Нуреев. – М.: НОРМА, 2001, Гл. 8, § 8.1. 7. Экономика: учебник/ под ред. А.С. Булатова. – М.: ЮРИСТЪ, 2001, Гл. 12 § 1. 8. Экономическая теория: учебник для вузов/под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. – СПб.: ПИТЕР, 2002, Гл. 7. 9. Экономическая теория: учебник / под общ. ред. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л. С. Тарасевича. – М.: ИНФРА-М, 2002, Гл. 15, § 2.
Date: 2016-07-22; view: 1485; Нарушение авторских прав |