Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Либеральная теология XIX—XX вековСтр 1 из 3Следующая ⇒
Протестантизм в странах Запада в ХХ в.– начале XXI в.: основные религиозные направления, протестантские объединения, участие в политических процессах. Подготовила Первакова О.Н. Фундаментализм Фундаментализм (fundamentals — основы) — межконфессиональное движение среди консервативных евангеликалов конца XIX — начала XX века, возникшее как реакция на распространение христианского модернизма и либерального богословия. Название «фундаментализм» произошло от издаваемой в 1910—1915 гг. представителями этого движения серии брошюр «Основы: свидетельство истины» (The Fundamentals: A Testimony To The Truth)[7][8]. Основные положения фундаментализма сформулированы во время работы Ниагарских библейских конференций (1878—1897) и Генеральной ассамблеи пресвитерианской церкви (1910)[9] и изложены в виде пяти принципов: 1. Богодухновенность и непогрешимость Библии. 2. Божественная природа и непорочное зачатие Иисуса Христа. 3. Смерть Иисуса на кресте за грехи людей. 4. Физическое воскресение Иисуса после смерти. 5. Возвращение Иисуса Христа во плоти в будущем. Для фундаментализма характерно понимание библейского повествования о сотворении мира с позиций диспенсационализма, то есть буквального истолкования там, где это возможно, неприятие обновленческих и секуляризационных тенденций в теологии, а также взглядов эволюционной теории. В связи с этим известность получил так называемый «Обезьяний процесс» (1925) в Даутоне (Теннесси), после проведения которого фундаменталистам удалось добиться официального запрета преподаваниятеории Дарвина в нескольких штатах[8]. 1919 г. — создание Всемирной христианской фундаменталистской ассоциации. 1942 г. — учреждение Национальной ассоциации евангелистов, обеспечившей подъём популярности движения после некоторого спада в 1930-е годы[8]. Наиболее известные представители фундаменталистского направления: Джон Мейчен (англ.)русск., Рубен Торрей (англ.)русск., Льюис Сперри Чафер (англ.)русск. (основавший Далласскую богословскую семинарию), а также Чарльз Фуллер (англ.)русск. (основатель Фуллеровской семинарии). Либеральная теология XIX—XX веков Либеральной называют теологию, возникшую в XIX — начале ХХ вв., стремящуюся в момент своего зарождения изменить христианство, сделав его более современным, соответствующим уровню науки[10] и способным стать инструментом для решения «земных» моральных и политических вопросов. Особое внимание при этом уделялось доказательствам разумности и общественной полезности учения Христа, а также вере в то, что люди способны преодолеть свою греховность своими же силами[11]. Данная теология возникла в среде немецких лютеран, некоторые из которых предложили пересмотреть традиционные христианские богословские взгляды и предпочли рассматривать Библию в качестве искажённого повествования о естественных исторических событиях, а христианское богословие — как обычную придуманную людьми теорию. Библейское понимание Бога при этом заменялось идеей Творца, не вмешивающегося в дела мира[12]. Основные тезисы либеральной теологии[13]: 1. Богопознание невозможно. Приблизиться к «высшей реальности» можно лишь на уровне человеческих эмоций и путём следования нравственным доктринам. 2. Возникновение христианства аналогично возникновению прочих религий и вызвано обычными историческими и социальными процессами. 3. Бог не открывал себя людям. 4. Иисус был идеалом нравственного человека, который, тем не менее, не закладывал вероучительных доктрин. 5. Современное богословие должно изучать историю возникновения христианства не принимая к рассмотрению категории сверхъестественного. Либеральные теологи отвергли классическое христианское учение о триединстве, идею воплощения Бога, божественность Иисуса Христа, непорочное зачатие, смерть Иисуса на кресте во искупление человеческих грехов, его телесное воскресение, реальность чуда Пятидесятницы и других чудес, а также учение о сотворении Богом мира и человека, грехопадении и первородном грехе, создав образ «либерального» исторического Иисуса[12]. Взгляды либерального протестантизма способствовали отказу от личности Иисуса Христа как реального человека[14][15], формированию движения «немецкие христиане», объявивших Иисуса арийцем[13], одобрению ими нацистских расовых законов, «нового немецкого порядка» и сотрудничеству с Гитлером[16]. Либеральный протестантизм не смог стать позитивной культурной силой в обществе[17]. С точки зрения некоторых бывших представителей самого либерального богословия[18], либеральная теология — это новая форма идолопоклонства[13], и что в действительности «Слово Божье воспринимается во всей глубине только верой, которая пробуждается в человеке Богом»[18]. К числу достижений данного направления протестантизма относят развитие методов библейской критики, в частности, текстуальной, литературной и исторической. Богословами либеральной протестантской школы являлись: Ф. Шлейермахер, Э. Трёльч, А. Гарнак, историком — Т.Кольде. Диалектическая теология Диалектическая теология, или теология кризиса — одно из направлений теологии протестантизма, возникшее в Европе в 20—30-х гг. ХХ века. Основоположником данной школы является швейцарский пастор Карл Барт, высказавший в своей книге «Толкование на послание апостола Павла к римлянам» (2 изд., 1922) резкий протест в отношении либеральной традиции толкования Библии, бывшей на тот момент общепринятой[19]. Богословские взгляды при этом излагались как противопоставление несоизмеримых по своей величине понятий, например, Бога и человека, вечности и времени, веры и религии и др., в результате чего данная теология получила название диалектической. В исторической плане диалектическая теология является определённым возвратом к идеям Реформации[20], откуда произошло ещё одно её название — «неоортодоксия». Основные тезисы диалектической теологии: 1. Между Богом и человеком существует глубокий разрыв, Бог находится вне возможности Его познания человеком самостоятельно с помощью рационального суждения[21]. 2. Христианство не являет собою мораль, культовый ритуал, совокупность идей социальной справедливости и не требует приспособления к потребностям современной цивилизации[22]. 3. Несмотря на то, что человек не может самостоятельно познать Бога, Бог Сам открывается человеку[23]. 4. «Иисус Христос есть единое Слово Бога» и единственная цель, смысл и содержание христианской теологии. Только доверившись Иисусу Христу человек может избежать греха, заблуждения и вседозволенности перед лицом Бога[22]. 5. Библия является нормой и критерием истины для церковной проповеди. Слово Божие существует не только в проповедуемой вести, но проповедь также указывает на письменное Слово, то есть Библию[19]. В рамках диалектической теологии существовали как консервативные фундаменталистские, так и либерально-теологические тенденции, что в дальнейшем привело к её распаду. Так, развивая идею, согласно которой истина содержится только лишь в вести Христовой, в откровении Божьего слова, но не у греховного по своей природе человека и не у впадающей в политические игры церкви, немецкий протестантский теолог Бультман предложил отделить от Евангелия то, что, по его предположению, внесено в него людьми. Он разработал программу «демифологизации» Нового Завета, согласно которой в тексте Евангелий выделял фрагменты, рассматриваемые им как мифология, а затем соответствующим образом их интерпретировал (при этом Бультман не считал, что мифологию следует удалить, она должна быть истолкована в соответствии со своей первоначальной целью, при этом собственно мифическое отойдет в сторону)[19]. Полагая, что Бога можно познать не только через Слово, но и другими способами, Бультман и некоторые другие богословы диалектической школы предположили, что философия способна помочь прояснить Слово Божье, тем самым, фактически, вернувшись к идеям отвергнутой ими ранее либеральной теологии[22], что, в свою очередь, вызвало резкую критику консервативных богословов. На распад диалектической теологии повлияли и политические события: Барт и Тиллих осудили фашистскую идеологию[24], в то время как Гогартен и Бультмансближаются с пронацистскими «Немецкими христианами». Идеи консервативного направления в форме «неоортодоксии»[22] получили своё развитие в США, но позиции неоортодоксии в США были ослаблены влиянием более консервативного фундаментализма. Богословами диалектической протестантской школы являлись: Карл Барт, Пауль Тиллих, Рудольф Бультман, Фридрих Гогартен. Современное протестантское богословие В зависимости от богословских взглядов последователей, теологию протестантизма разделяют на классическую, либеральную, фундаменталистскую и постмодернистскую[2]. Date: 2016-07-22; view: 872; Нарушение авторских прав |