Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема: Лексическое значение слова, его структура.





Вопросы:

1. Слово как центральная единица языка. Основные признаки слова.

2. Лексическое значение слова. Структура лексического значения, понятие о семе. Семный анализ слов.

3. Иерархия сем (по Э.В. Кузнецовой).

4. Типы лексического значения: а) по функции слова, б) по соотнесенности с предметом, в) по степени мотивированности, г) по характеру лексической сочетаемости, д) по наличию или отсутствию коннотативных сем.

1. В чем своеобразие ЛЗ местоимений, междометий, модальных слов, собственных имен, служебных слов?

2. Способы толкования ЛЗ слова.

Практическое задание

1. Выделите архисему, объединяющую данные слова. Какие более частные группы можно выделить среди них? Назовите архисему каждой подгруппы. По каким дифференциальным семам можно противопоставить эти слова?

Дом, изба, отель, прихожая, кухня, спальня, нора, берлога, птичник, кемпинг, телятник, барак, хлев, амбар, конюшня, мезонин, баня, ресторан, кубрик, каюта, диспетчерская, дворец, чулан, подвал, свинарник, псарня, сарай, веранда, хибара, слоновник, скворечник, голубятня.

2. Определить лексическое значение выделенных слов, охарактеризовать его по схеме: 1) основное/неосновное значение, 2) прямое первичное / прямое вторичное (тип переноса) /переносное (тип переноса), 3) мотивированное/ немотивированное, 4) свободное/ несвободное (тип несвободного значения), 5) коннотативно окрашенное/ коннотативно неокрашенное.

Между деревьями мелькнула лиса. У нее пальто с лисой. Он такая лиса! У него в шкафу много хрусталя и бронзы. У девочки карие глаза и каштановые волосы. Кисель я был, недоросль балованный. Нить жемчуга украшала ее шею.

3. Выполнить семный анализ подчеркнутых слов.

а) Он сжился с этим образом неудачника и уже ни о чем не мечтал. б) «Наивный я человек, - подумал Швейцер. – Вот уж действительно шляпа».

4. Определите способ толкования ЛЗ указанных слов.

Кислород – газ, химический элемент, входящий в состав воздуха и необходимый для дыхания

Задумать. См. задумывать

Изысканный – утонченный, изящный.

Смелость – признак по прилагательному смелый.

Невзначай – неожиданно, случайно.

Орел – крупная, очень сильная, с изогнутым клювом птица из семейства соколиных, живущая преимущественно в горных и степных местностях.

5. Составьте с данными словами предложения так, чтобы показать разные типы ЛЗ: высокий, заклятый, брать.

Литература

  1. Виноградов В.В. Основные типы лексических значений слов // Виноградов В.В. Избранные труды. Лексикология и лексикография. М., 1977.
  2. Фомина М.И. Современный русский язык. Лексика. М., 1990.

3. Шмелев Д.Н. Современный русский язык: Лексика. М., 1977, с. 49-65.

  1. Кузнецова Э.В. Лексикология русского языка. М., 1989.
  2. Кузнецов А.М. От компонентного анализа к компонентному синтезу. М., 1986, с. 17-62.
  3. Новиков Л.А. Семантика русского языка. М., 1982.

Конспектировать: Арбатский Д.И. Основные способы толкования значений слов// РЯШ, 1970, № 3. Качаева Л.А. Об основных типах ЛЗ слов // Филологические науки. – 1978. - № 6.

 

Задание № 2.

Date: 2016-07-22; view: 995; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию