Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Биологические предпосылки очеловечивания обезьян





Перечислим основные особенности приматов, отличающие их от других млекопитающих. При этом уделим основное внимание тем особенностям, которые, согласно современным взглядам, явились биологическими предпосылками возникновения человека.

1) Большой относительный объем головного мозга, особенно новой коры.

У некоторых млекопитающих из китообразных, вследствие большого размера тела, головной мозг также велик, но кора головного мозга развита у них значительно слабее, чем у обезьян. Относительный объем головного мозга человека - 1:43, шимпанзе - 1:61, орангутана - 1:183, гориллы - 1:220, гиббона - 1:73. Нормальная масса мозга современного человека составляет около 1300 г, шимпанзе - 345 г, гориллы - 420 г, орангутанга - 400 г, гиббона - 130 г. У понгид масса мозга может значительно варьировать, достигая у гориллы 750 г.

Кора головного мозга человека и человекообразных обезьян имеет большое количество промежуточных нейронов. Чем выше уровень развития центральной нервной системы животного, тем большую роль играют промежуточные нейроны в его высшей нервной деятельности, поскольку они обеспечивают многообразие нервных связей. Считается, что число промежуточных нейронов в каком-либо нервном центре связано прямо пропорциональной зависимостью со способностью данного нервного центра к переработке информации. Некоторые области коры головного мозга человека почти целиком состоят из промежуточных нейронов.

Речевая функция человека одновременно связана с такими сенсорными функциями, как слух и зрение, а так же с двигательными функциями рук. Центры, ответственные за эти функции, находятся, в основном, в лобной, затылочной и височной долях мозга. У человека и у человекообразных обезьян эти отделы мозга развиты значительно лучше, чем у остальных млекопитающих. В коре головного мозга приматов (и человека, в частности) есть сенсорные, моторные и ассоциативные зоны. Сенсорные зоны получают информацию от зрительных, слуховых, кинестетических и, в меньшей мере, от других рецепторов. Моторные зоны посылают команды, управляющие движениями. Большую же часть коры головного мозга человека занимают ассоциативные зоны, не имеющие какой-либо явной специализации, но функционально ответственные за объединение и переработку информации. Ассоциативные зоны коры головного мозга очень важны для обеспечения таких высших психических процессов, как память, научение, мышление и речь.

2) Хорошее развитие зрения, слуха и кинестетического чувства и редукция (ослабление) обоняния.

Большинство млекопитающих получают информацию об окружающем мире посредством обоняния. Также у большинства млекопитающих зона обонятельной чувствительности мозга доминирует среди остальных сенсорных (чувствительных) зон. Иная картина наблюдается у приматов. У человекообразных обезьян и людей обонятельная зона головного мозга редуцирована до двух маленьких участков – обонятельных луковиц. По сравнению с прочими млекопитающими, пучки осязательных волос на лице понгид редуцированы; у людей этих чувствительных образований нет вовсе. Всё это значит, что сенсорное взаимодействие приматов с окружающей средой происходит, в основном, на основе зрения и слуха.

Зрение и слух стали особенно важны тогда, когда предки современных обезьян перешли от обитания в лесах к обитанию на открытых участках африканских саванн.

В коре больших полушарий приматов, как в сенсорной, так и в моторной зоне в виде проекции представлены все части тела. Эту функциональную особенность метафорически представляют в виде так называемого «мозгового гомункулюса» – схемы, которую изображают в виде маленького человечка с головой, направленной вниз, и пальцами ног, направленными вверх. Пропорции головы и туловища этого «мозгового гомункулюса» отличаются от таковых пропорций настоящего тела человека, отражая тем самым отличия в неврологическом соответствии различных соматических органов. Площадь поверхности «гомункулюса» пропорциональна сложности управления соответствующими группами мышц настоящего тела человека. Данная метафора показывает, что величина проекций сенсорных и моторных волокон в коре головного мозга несоразмерна с величиной тех участков тела, от которых эти волокна отходят. В головном мозге человека (и человекообразных обезьян) максимальная проекция представлена кистью правой руки (для правшей) и лицевой частью головы. Таким образом, мимика, а также подвижность и чувствительность кистей рук значительно отличают человекообразных обезьян и человека от остальных млекопитающих.


Хорошо развитая мимика необходима приматам для обеспечения коммуникативного взаимодействия, передние конечности обеспечивают функции манипулирования и, в конечном итоге, адаптивную функцию преобразования среды обитания.

3) Особое строение передних конечностей. Для обеспечения «предпосылок» трудовой деятельности приматов важны их следующие морфологические особенности: а) пятипалая хватательная конечность с противопоставленным первым пальцем; б) эволюционная замена когтей ногтями; в) способность верхних конечностей к вращательным движениям в локтевом суставе; г) значительный объем движений плеча. Эти морфологические признаки обезьян способствовали становлению рук человека как «трудового органа». Однако, характеризуя функционально-морфологические предпосылки трудовой деятельности, «унаследованные» человеком от обезьян, следует помнить, что главной предпосылкой трудовой деятельности человека является не строение его рук или коры головного мозга, а социально-психологический статус личности, выросшей в человеческом обществе. Под социально-психологическим статусом в данном случае понимаются такие характеристики человека, как идеалы, сформировавшиеся в ряду исторических поколений, воля, ментальность (интеллект, мыслительные механизмы), «творческая жилка», социальная самоидентификация, -- свойства, благодаря которым люди испытывают потребность трудиться, а также перенимают у предыдущих поколений и развивают трудовые навыки и социально нормированные способы трудовых взаимодействий.

4) Длинный период детства приматов и рождение, как правило, одного детеныша за одну беременность.

У шимпанзе первая беременность наступает обычно на десятом году жизни, кормление детеныша занимает около 2-3 лет, около матери детеныш держится до 6-8 лет. Удлинение детства увеличивает период формирования адекватного поведения, удлиняет период научения, игр, овладения «нормами жизни» в организованных сообществах биосоциального типа, время освоения «предкультурного» поведения. Под «предкультурным» поведением человекообразных обезьян этологи понимают передачу от поколения к поколению новых приемов поведения, навыков, привычек, традиций, и даже примитивных орудий и умений обращаться с ними. С другой стороны, рождение у приматов одного детеныша за одну беременность является предпосылкой лучшего ухода за ним и его обучения со стороны матери.

Детство – это такой период жизни млекопитающего, во время которого он находится под опекой родителей, поэтому добывание пищи и защита от опасности не являются доминантами его поведения в той мере, в которой они присутствуют у взрослых особей. Длительный период детства способствует передаче потомству не только инстинктивного, но также приобретенного (так называемого «выученного») поведения.

Зоопсихологи различают облигатное и факультативное научение. Первое представляет собой обязательный минимум, а второе – дополнительное. Было выяснено, что, чем длиннее по времени длится детство у какого-либо вида животных, тем большая доля факультативного научения наблюдается в его поведении. Кроме того, детство – это период игр. Также зоопсихологам известна следующая закономерность: чем «умнее» животное, то есть чем выше у него доля рассудочного поведения, тем больше это животное играет, причем не только в детстве. Играют почти все виды млекопитающих, а среди птиц играют представители группы врановых, являющиеся в этом отряде самыми «сообразительными». В своих играх животные как бы «отшлифовывают» взрослое поведение. Игры способствуют развитию образного мышления даже у животных.


У человека, по сравнению с животными, значение игр неизмеримо возрастает. Кроме «естественных» игр, у ребенка появляются социальные игры, имитирующие общественную деятельность взрослых. Кроме практических следствий тренировки какой-либо деятельности, наблюдающейся у животных, игровая способность человека развивает его умственные и социальные навыки. Сюда относится умение распознавать общий контекст событий, происходящих на арене социальных взаимоотношений, и, самое главное, обеспечивает поведенческую динамику подобных событий, быструю смену ведущих контекстов, необходимую для формирования социальной гибкости личности.

5) Утрата сезонности размножения.

Способность к социально организованному труду, по мнению многих авторов, является следствием высокой энергетики функционирования тела человека при одновременно высокой экономии энергии на цели размножения. Предпосылки для экономии имеются и у большинства приматов, а именно – утрата сезонности размножения и «приобретение» способности к полицикличности деторождения. Благодаря полицикличности размножения высшие приматы освобождены от власти «половой доминанты». При этом человек, в течение своей взрослой жизни, потребляет значительно больше энергии на единицу массы тела, чем другие млекопитающие. Эту энергию, сэкономив на размножении, человек способен направить на трудовую деятельность.

6) Стадный или групповой образ жизни.

Все ныне живущие приматы обладают сложной системой социальной организации. Они живут группами, в которых строго определены как иерархический ранг особи, так и система доминирования. Как правило, доминантом стада обезьян является самец, обладающий сильным и подвижным типом нервной системы. Особь - доминант является образцом для подражания прочих особей. При опасности особи более низкого ранга ориентируют свое поведение на поведение доминанта. Если доминант ведет себя спокойно, значит, опасности нет. Генетические характеристики доминанта передаются по наследсту, поскольку доминант обезьяньего стада имеет преимущества при спаривании, не позволяя самцам более низких рангов приближаться к самкам. Общим свойством любых зоологических иерархий является периодическая смена доминанта, что вызывает «перемешивание» генофонда группы. Интересно, что чаще всего агрессия доминанта направлена на особь - субдоминанта (вторую по рангу). Эти животные находятся в постоянном стрессовом состоянии, а при «смене власти» доминантом в стаде становится не субдоминант, а какая-либо другая особь.


Групповой образ жизни животных обеспечивает лучшую защиту от врагов, передачу прогрессивных приобретенных форм поведения, способствует развитию подражательного поведения и коммуникативных навыков, обеспечивает выживание детенышей при гибели биологических родителей, способствует функциональному разделению стада и т.д.

7) Высокий уровень развития высшей нервной деятельности, исследовательской и манипулятивной активности.

Шимпанзе широко используют природные предметы, такие, как палки, ветки, камни для добывания пищи и при угрозе и нападении. Свои орудия они могут хранить в специальных местах. Лабораторные исследования над шимпанзе показали, что для них характерна даже элементарная способность к анализу устойчивых причинных связей между явлениями. Некоторые, наиболее сообразительные, обезьяны узнают свой образ при отражении его в зеркале. Шимпанзе обладают образной памятью, элементами абстрактного мышления (они способны к выбору предмета по образцу, к выбору «третьего лишнего» предмета из образцов, предоставленных зоопсихологами), в ходе лабораторного обучения они даже приобретают познавательные навыки. В природных условиях для поведения шимпанзе отмечены кооперативные действия (нападение, защита, помощь и взаимопомощь), они способны организовать коллективную охоту. Также хорошо развиты у шимпанзе способности к подражанию, наблюдению, скрытому научению. Шимпанзе умеют быстро перенимать друг у друга новые приемы поведения, изобретенные ими впервые или увиденные у человека.

11) Сложная внутривидовая коммуникация.

Обезьяны, обитая, в основном, в стадах или семейных группах, что встречается значительно реже, обладают сложной мимикой, основное назначение которой – общение с сородичами. С помощью мимики, жестов и специальных положений тела они передают сородичам сигналы о своих намерениях и эмоциональном состоянии.

Звуки, издаваемые обезьянами, также служат целям коммуникации внутри стада, широко используются при общении матери и детеныша, половых партнеров. Для них характерно разделение ролей при совместной охоте, в ходе миграции при передвижении стада, при воспитании детенышей и т. д.

12) Функциональная асимметрия тела.

Для обезьян, как и для большинства из людей, характерна ориентация и передвижение преимущественно в правую сторону, а также преимущественная праворукость, наблюдаемая в процессе манипуляции. Этот признак обезьян, по-видимому, присутствовал в поведении ископаемых антропоидов и гоминид. Он мог сыграть чрезвычайно значительную роль в ходе формирования функциональной асимметрии коры головного мозга современного человека, складывающейся в его индивидуальном развитии – онтогенезе.







Date: 2016-07-22; view: 769; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию