Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая классификация систем бухгалтерского учёта. Роль международного комитета по разработке стандартов бух. учёта (IASC) в адаптации различных систем бух. учёта.





Многие исследователи отмечают, что в мире не существует и двух стран с идентичными системами учёта.
Однако в странах с похожими социально-экономическими условиями системы учёта имеют много общего.
В связи с этим можно выделить несколько моделей бухгалтерского учёта: британо-американскую, континентальную, южноамериканскую, исламскую, интернациональную. Рассмотрим основные черты каждой из этих моделей.
Основные принципы британо-американской модели разработаны в Великобритании, США и Голландии, поэтому её называют ещё британо-американо-голландской. Для этой модели не характерна жёсткая регламентация учёта. Основная идея - ориентация учёта на информационные запросы инвесторов и кредиторов. В странах, использующих эту модель, как правило, хорошо развиты рынки ценных бумаг, где большинство компаний и находят дополнительные источники финансовых ресурсов.
К странам с британо-американской моделью учёта относятся: Австралия, Багамы, Барбадос, Бенин, Бермуды, Ботсвана, Великобритания, Венесуэла, Гана, Гонконг, Доминиканская Республика, Замбия, Зимбабва, Израиль, Индия, Индонезия, Ирландия, Каймановы острова, Канада, Кения, Кипр, Колумбия, Либерия, Малави, Малайзия, Мексика, Нигерия, Нидерланды, Новая Зеландия, Пакистан, Панама, Папуа-Новая Гвинея, Пуэрто-Рико, Сингапур, США, Танзания, Тринидад и Тобаго, Уганда, Фиджи, Филиппины, центральноамериканские страны, ЮАР, Ямайка.
Континентальная модель характерна для стран Европы. Здесь бизнес имеет тесные связи с банками, с государством, которые в основном и удовлетворяют финансовые запросы компаний. В этой системе бухгалтерский учёт регламентируется законодательно и отличается значительной консервативностью. Учётная практика направлена, прежде всего, на удовлетворение требований правительства, особенно в отношении налогообложения в соответствии с национальным макроэкономическим планом. Ориентация на управленческие запросы кредиторов не является приоритетной задачей учёта.
Следует отметить, что франкоязычные африканские страны в большинстве своём также придерживаются этой системы бухгалтерского учёта. Континентальную модель используют: Австрия, Алжир, Ангола, Бельгия, Буркина-Фасо, Берег Слоновой Кости, Гвинея, Греция, Дания, Египет, Заир, Испания, Италия, Камерун, Люксембург, Мали, Марокко, Норвегия, Португалия, Сенегал, Сьерра-Леоне, Того, Франция, Германия, Швейцария, Швеция, Япония.
Основным отличием южноамериканской модели является перманентная корректировка учётных данных на темпы инфляции. В целом же учёт ориентирован на потребности государственных плановых органов, а методики учёта унифицированы. Информация, необходимая для контроля за исполнением налоговых предписаний, хорошо отражается в учёте и отчётности.
Южноамериканскую модель используют: Аргентина, Боливия, Бразилия, Гайана, Парагвай, Перу, Уругвай, Чили, Эквадор.
Исламская модель развивается под огромным влиянием богословских идей и имеет ряд особенностей. В частности, запрещается получение финансовых дивидендов ради собственно дивидендов. Рыночным ценам отдаётся предпочтение при оценке активов и обязательств компаний.
Необходимость развития интернациональной модели вытекает из потребности в международной согласованности учёта, прежде всего в интересах иностранных участников международных валютных рынков.
Общее понятие национальной системы бухгалтерского учёта вытекает из определения учётной системы и конкретизируется рядом критериев:
• историческое место учётной системы;
• методы учёта и оценки производственных запасов (стоимость приобретения, реализационная и средневзвешенная стоимость, плановая себестоимость, методы ЛИФО, ФИФО и т.п.);
• используемые методы начисления амортизации и её отображение в учёте;
• отчётные формы и показатели, их регламентация;
• внешние формы контроля деятельности фирм.
Количество классификаций зависит от того, какой признак положен в основу классификационного группирования.
Отдельно выделяют также следующие национальные бухгалтерские системы:
• стран Восточной Европы - единая бухгалтерия, затратная база плана счетов, цель учётной системы - снижение себестоимости;
• стран Европейского Сообщества - две бухгалтерии (общая и аналитическая), прибыльная база плана счетов, цель учётной системы - увеличение прибыли;
• французская - две бухгалтерии, производственная база плана счетов, цель бухгалтерии - увеличение дохода;
• Организации Объединённых наций - две бухгалтерии, производственная база плана счетов, цель учётной системы - увеличение дохода.
В последнее время в литературе также встречается выделение такой системы учёта, как исламская, которая приобрела широкое распространение в странах Ближнего Востока. Основная суть модели находится под значительным влиянием религиозных идей и имеет следующие особенности:
• запрещается получать дивиденды как прибыль;
• при оценке активов и обязательств компании преимущественно используются рыночные цены.
Почти двадцать лет назад указывалось, что важным фактором формирования экономической системы стран является культурное влияние. Ховстед Г. одним из первых предложил деление мира на десять культурных регионов на основе общественных черт: индивидуализм или коллективизм в деятельности, расстояние, неуверенность и избежание, мужество и женственность. Исходя из этого, были выделены следующие регионы:
• романские высокоразвитые страны (Бельгия, Франция, Аргентина, Бразилия, Испания, Италия);
• романские слаборазвитые страны (Колумбия, Эквадор, Мексика, Венесуэла, Коста-Рика, Чили, Гватемала, Панама, Перу, Португалия, Сальвадор, Уругвай);
• азиатские высокоразвитые страны (Япония);
• африканские страны (Восточная и Западная Африка);
• азиатские слаборазвитые страны (Индонезия, Пакистан, Тайвань, Индия, Малайзия, Филиппины);
• страны Ближнего Востока (арабские страны, Греция, Иран, Турция, Югославия);
• азиатские колониальные страны (Гонконг, Сингапур);
• германоязычные страны (Австрия, Германия, Швейцария; к этому региону относится также Израиль);
• англоязычные страны (Австралия, Канада, Ирландия, Новая Зеландия, Великобритания, США, ЮАР);
• скандинавские страны (Дания, Финляндия, Норвегия, Швеция; к этому региону относится также Нидерланды).
Предложенные Г. Хофстедом ценности, характеризующие общество, стали базой дальнейших исследований, которые привели к определению С. Дж. Грэем общих черт субкультуры бухгалтерского учёта. Грэй предложил тестирование четырёх атрибутов бухгалтерского учёта в исследуемых странах:
• профессионализм или правовое регулирование - отдаёт предпочтение деятельности самоуправления и профессиональных обществ, находящихся в оппозиции относительно правового регулирования;
• длительность или изменчивость принципов - отдаёт предпочтение поддержанию неизменности на практике бухгалтерского учёта между предприятиями, находящимися в оппозиции относительно изменчивости, обусловленной окружением отдельных предприятий;
• консерватизм или оптимизм - отдаёт предпочтение соблюдению осторожности в деятельности, преодолению неуверенности в будущем для отважной, оптимистической и полной риска деятельности;
• деликатность и открытость - отдаёт предпочтение раскрытию информации, касающейся деятельности только администрации и правительства, которые официально требуют финансовую информацию для открытого, общего и общественного расчёта.
Эти атрибуты разрешают достаточно чётко описать бухгалтерский учёт в системном подходе. Общественные черты отдельных стран определяют формы и черты установленных или предусмотренных законодательством норм бухгалтерского учёта как субкультуры.
С точки зрения стабильности практики учёта, отдельные группы стран объединены в четыре региона, которые характеризуются:
• правовым регулированием и длительностью принципов бухгалтерского учёта;
• недостаточным правовым регулированием и длительностью принципов бухгалтерского учёта;
• недостаточным правовым регулированием и эластичностью принципов бухгалтерского учёта, которые используются субъектами хозяйствования;
• правовым регулированием и эластичностью принципов бухгалтерского учёта, применяющихся субъектами хозяйствования.
Другой способ классификации системы счетоводства - на основе размера и сферы раскрытия информации - Грэй представил на Европейском Конгрессе Счетоводства в 1992 г. Согласно его подходам национальную систему бухгалтерского учёта можно разделить на дискретно-консервативную и оптимистически открытую.
Польский учёный Дитер Кортум выделяет три большие модели бухгалтерского учёта: англосаксонскую, германскую и латинскую (табл. 1).
Исходя из трактовки учёта и разнообразия национальных систем учёта и отчётности, выделяют четыре основных варианта трактовки учёта, которые могут объяснить существующие системы учёта и отчётности: макроэкономический, микроэкономический, независимый, однообразный. Не смотря на то, что ни одна из существующих систем не развивается в соответствии с каким-то одним вариантом учёта, макроэкономическая трактовка особенно чётко проявляется в Швеции; микроэкономическая находит отображение в нескольких многонациональных корпорациях в Нидерландах; американская и британская модели отображают независимый подход к трактовке учёта; французская и немецкая системы учёта служат примером единого подхода.



1. Классификация моделей систем бухгалтерского учёта

Исходя из общей экономической ситуации в стране, выделяют 10 разновидностей национальных моделей. Примерами стран с указанными типами являются:
1. США, Канада, Нидерланды.
2. Страны Британского Содружества, за исключением Канады.
3. Германия, Япония.
4. Страны континентальной Европы, за исключением Германии, Нидерландов и стран Скандинавии.
5. Страны Скандинавии.
6. Израиль и Мексика.
7. Страны Южной Америки.
8. Развивающиеся страны Ближнего и Дальнего Востока.
9. Страны Африки, за исключением стран Южной Африки.
10. Страны посткоммунистического блока.
В соответствии со «сферами влияния» на систему учёта «стран-матерей» выделяют три сферы:
1. Британская модель, влияющая на развитие учёта в Австралии и Индии.
2. Американская модель, распространённая в Мексике и в ряде латиноамериканских стран, Израиле и Японии.
3. Французская модель, существующая в Южной Европе, районах Средиземноморья и тех южноамериканских странах, коммерческое законодательство которых составлено по образцу Кодекса Наполеона.
Американская бухгалтерская ассоциация выделяет восемь классификационных признаков: политическая и экономическая системы, уровень экономического развития, цели финансовой отчётности, авторство учётных стандартов, принципы и уровень профессиональной подготовки и сертификации, система контроля выполнения профессиональных и этических стандартов, пользователи учётной информации.
Большая часть исследователей отмечает, что классификация стран в соответствии с их системами учёта непостоянная, а сферы их влияния не могут рассматриваться как стабильные и взаимозамкнутые.
Комитет по международным бухгалтерским стандартам и бухгалтерскому образованию Американской ассоциации аудиторов предложил классификацию систем бухгалтерского учёта и отчётности, основанную на количестве регионов в стране. Также была предложена и субъективная схема классификации на основании пяти зон влияния: британской, франко-испанско-португальской, германо-голландской, американской, коммунистической.
На практике каждая страна при создании системы бухгалтерского учёта и отчётности так или иначе опирается на законодательные акты. Между странами могут существовать значительные отличия относительно привлечения представителей частного сектора к установлению стандартов. Общий уровень бухгалтерского регулирования может быть разным, даже если сравнивать только страны Европейского сообщества, достигших определённой степени гармонизации систем бухгалтерского учёта и отчётности после издания 4-й Директивы относительно бухгалтерских отчётов компаний. Тем не менее, есть примеры противоположных традиций бухгалтерского дела, существующие в Великобритании, Франции и Германии. Например:
• контраст между английской системой общего права и системой гражданских кодексов, определяющих континентальную юриспруденцию, где значительное внимание уделяется описанию деталей;
• разные финансовые системы (с учётом 3000 британских, зарегистрированных на фондовых биржах, компаний против 900 французских и 500 немецких) с тенденцией осуществления контроля деятельности банками, правительством и семьями, которая проявляется во Франции и Германии. Поэтому можно объяснить стремление Великобритании к «справедливому» предоставлению данных;
• Франция и Германия при разработке системы бухгалтерского учёта и отчётности в первую очередь исходят из налоговых законов.
Одним из существенных расхождений в бухгалтерском учёте стран ЕС является наличие или отсутствие законодательного характера системы бухгалтерского учёта, определяющего в некоторой степени уровень её консерватизма. В первом случае учётные процедуры достаточно детализированы и регламентированы. Во втором случае учёт является более гибким, может сравнительно легко реагировать на новации, обусловленные изменением экономической политики.
Второе фундаментальное отличие - роль бухгалтерского учёта в обществе. Учёт в Нидерландах, Великобритании и Ирландии ориентирован на обеспечение инвесторов и кредиторов информацией, необходимой для принятия управленческих решений. Расчёт показателей рентабельности, характеризующих эффективность работы управленческого персонала, является одной из основных задач учёта. Учёт в Германии, Люксембурге и Бельгии более консервативен и предназначен, прежде всего, для защиты интересов банков. Во Франции используется единая унифицированная система учёта, ориентированная на информационное обеспечение государственных органов.
При рассмотрении вопроса организации бухгалтерского учёта в зарубежных странах две доминирующие модели учёта:
• англо-американская модель, которая практикуется большинством американских, английских, японских, канадских и голландских предприятий и является, безусловно, доминирующей в мире;
• французская модель (учёные называют её франко-немецкой), которая широко распространена в Европе.
Некоторые иностранные эксперты выделяют «смешанную» модель, соединяющую в себе две доминирующие модели.
Разнообразие классификации систем бухгалтерского учёта порождает актуальный на сегодня вопрос - проблему гармонизации учёта.
Прежде всего это связано с активным развитием международных хозяйственных и финансовых связей, кредитованием и инвестированием деятельности. Не являются исключением и Украина, Россия, Республика Беларусь, стоящие на пути реформирования экономики, в том числе и бухгалтерского учёта. Бывшая система учёта была предназначена для обслуживания требований командной экономики, единого пользователя - государства. Сегодня ситуация изменилась и, несмотря на то, что самостоятельным путём мы идём уже более десяти лет, происходит это довольно болезненно и будет темой обсуждения научных работников и практиков ещё не один год.
Однако на пути перестройки системы учёта нельзя ошибочно считать, что для решения всех проблем нужно отвергнуть всё прошлое и скопировать систему учёта, сложившуюся в западных странах. В настоящее время ни одна из стран мира не может развиваться в полной изоляции.


Современный уровень экономической интеграции стран выдвигает, как одно из средств международного общения - бухгалтерский учет На сегодня большинство крупных корпораций является совместными предприятиями Это становится обыч ичайним явлением для современного бизнеса инвестиционный поток стирает все границы Хотя есть определенные трудности об особенностях и адекватности отображения информации в определенных странаїнах.

Каждая страна имеет совой историю, язык, религию, приобретенные знания и опыт, свои ценности, политическую систему и т.д. Каждая страна шла своим путем становления, развития, преодолевала кризиса тоже по-разному при этом м в процессе развития хозяйственных отношения в каждой стране формировались определенные национальные особенности ведения бухгалтерского учета и обобщения информации Однако имеет место определенное сходство внешн их факторов (экономических, политических и т.д.) разных стран, что обусловливает наличие многих общих черт систем бухгалтерского учета этих краеаїн.

Бухгалтерский учет, как идеология не имеет границ Учетные технологии экспортируются и импортируются, это доказывает, что системы учета различных стран имеют много общего Особенно наблюдается сходство между странами, которые тесно связаны исторически, экономически, политически, географически Практически все страны-колонии Великобритании в прошлом, сегодня ведут учет по британской системамою.

За последнее десятилетие странами Европейского Экономического Сообщества проводилась мощная работа связана с унификацией учета Имея целью общие экономические интересы страны сие применяют конкретные и меры направлены на гармонизацию и сближение национальных учетных систем на базе нормативно-правового обеспеченияя.

Если обратиться к понятию гармонизации, то можно дать следующее определение гармонизация учета - это процесс направленного сближения мировых учетных систем путем согласования и дополнения действующих оте чественные стандартов бухгалтерского учета, финансовой отчетности, налоговое законодательство с целью выхода на мировые рынки капитал.

Гармонизацию бухгалтерского учета и финансовой отчетности целесообразно определять по следующим составляющим:

o теоретико-методологическая база, включающая гармонизацию принципов и методологических положений (стандартов)

o практический инструментарий по гармонизации практики ведения бухгалтерского учета

Это способствует лучшему пониманию экономической природы основных направлений сближения бухгалтерского учета и отчетности, позволяет разработать эффективные меры гармонизации национальной системы бухгалтерского о учета и отчетности по международным стандартам.

Анализируя данное направление, а именно гармонизацию международных стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности, следует подчеркнуть, что она прошла определенные исторические этапы, которые можно было бы выделить и отразить в виде таблицы (табл. 122).

Таблица 12 ЭТАПЫ гармонизации МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ

Этап Название этапа Период Толкование
       
І Возникновение 1959 - 1978 pp вынесения вопросам регулирования бухгалтерского учета на международный общественность, причем создана Специальная группа при ЕС по вопросам бухгалтерского учета, Объединенную канадскую международную группу, Комитет по между Международном стандартов бухгалтерского учета, экспертная группа при ООН, Международной федерации бухгалтеров
II Становление 1979 - 1989 pp налаживания конструктивных связей между международными организациями, которые занимаются разработкой и толкованием острых вопросов учета и выделение двух доминирующих систем бухгалтерского учета - М МСФО и GAA
III Расцвет 1990 p и сих пор постепенное признание МСФО правительствами стран ЕС, Китая, Австралии, такими международными организациями как COT, Международный валютный фонд (МВФ), Международная организация комиссий по ценным бумагам (IOSCO), Организа ация экономического сотрудничества и развития (OESD), фондовыми биржами и подписания Норволкськои соглашения между Совет по международным стандартам финансовой отчетности (IASB) и Совет по стандартам финансового учета дергает (FASB) по конвергенции между МСФО т GAAP

Сравнивая понятия \"национальная система бухгалтерского учета\" и \"система бухгалтерского учета\", модная определить такие выводы, а именно бухгалтерский учет является подсистемой управления на каждом отдельном моем предприятии и представляет собой открытую систему, ее составляющие зависят от влияния внешних факторов Одним из основных таких факторов является регламентация бухгалтерского учета, которая представляет собой элемент системы, не выступает частью системы учета, но изменения в котором могут вызвать изменения в состоянии системы Собственно учетная система также влияет на окружающую среду, есть другие системще, тобто інші системи.

Таким образом, учет - это информационная система управления, которая постоянно приспосабливается к растущих потребностей общества Общество является сложным и динамичным средой, поэтому к учету все время выдвигаю ются новые требования, которые формируются в виде государственной регламентации, основой которой является законодательное и нормативно-методическое обеспечениея.

Итак, национальная система бухгалтерского учета позволяет решать определенные тактические и стратегические задачи развития экономики страны путем принятия соответствующих законодательных актов, регулирующих ь учетную систему, отразим это на рис 1.2.

рис 12 Структура национальной системы бухгалтерского учета

Как уже отмечалось, что на формирование системы бухгалтерского учета влияют определенные факторы Распределим их на внутренние и внешние факторы, к которым отнесены следующие:

o общую экономическую ситуацию;

o законодательное регулирование вопросов учета;

o открытость финансовой информации;

o налоговый учет как подсистему бухгалтерского учета;

o систему налогообложения;

o методы оценки статей баланса;

o источники финансирования;

o международные отношения (рис 13)

рис 13 Группировка факторов влияния на формирование систем бухгалтерского учета

Общая экономическая ситуация может рассматриваться в плоскости лидеров и тех, которые таковыми не являются Проведенный анализ применения моделей экономического роста по национальному признаку и в зависимости от ров вня экономического развития страны позволил выделить достигнутые преимущества и неудачи их экономической политики и систематизировать факторы, обеспечившие повышение уровня эффективности экономического роста и международной конкурентоспособности этих стран Так, ускоренное экономическое развитие демонстрируют те страны, которые обеспечивают системную реализацию единой стратегии через инструменты экономической полити ки, использование которых корректируется в зависимости от текущей ситуации Типологию моделей экономического роста указано в табл 1. 1.3.

Таблица 13 ТИПОЛОГИЯ МОДЕЛЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

Классификационные признаки Виды моделей Характерные признаки
     
По уровню экономического развития Содержание лидерства Достаточное содержание темпов роста на уровне 1-2,5%
догоняющего роста Достижение роста, в 1,5 раза превышает темпы роста развитых стран
опережающий рост Достижение роста, в 2-3 раза превышает темпы роста развитых стран
По национальному признаку Американская o высокий уровень производительности труда и трудосберегающих методы производства; o новая экономика; o научно-технический прогресс; o развитый кредитный рынок; o человеческий капитал
Японская o научно-технический прогресс; o догоняющая индустриализация; o высокие национальные сбережения; o имитационная политика на начальном этапе; o образование; o традиции и культура; o политика кредитования; o человеческий капитал
  Польская o быстрое реформирования экономики; o инвестиции; o государственные преференции аграрному сектору; o открытость экономики
Немецкая o либерализация; o развитие малого и среднего бизнеса; o социальная политика; o привлечение внутренних финансовых ресурсов через инвестиционные фонды предприятий; o человеческий капитал
Китайская o централизованная система управления; o образование; o сельскохозяйственная реформа; o экспортная ориентация производства; o человеческий капитал

В настоящее время модель удержания лидерства характерна для таких стран, как США, высоко развитые страны Евросоюза и Япония В связи с высоким уровнем ВВП на душу населения в этих странах достаточным возд ния темпов роста на уровне 1-2,5% Лидирующая позиция во многих сферах народного хозяйства, финансовые ресурсы позволяют вкладывать значительные средства в разработку новых сфер производства, научно-технического ный прогресс, обеспечивает развитие экономики странни.

Модель догоняющего роста базируется преимущественно на внешних стимулах, ускоренной индустриализации развития, заимствовании технологий, разработанных развитыми странами Характерно достижения вы исоких темпов роста, в 1,5-2 раза превышают этот показатель в развитых странах.

Путь догоняющего развития прошли Япония и Китай Характерной особенностью модели опережающего экономического роста является достижение темпов роста, в 2-3 раза выше по сравнению с развитыми странам ми.

Экономический прорыв достигается на основе внедрения новейших, неосвоенных другими странами технологий и, как следствие, выхода на мировой рынок с новыми, уникальными ресурсами и услугами При этом опре значальна роль отводится государству, которое должно способствовать реализации конкурентных преимуществ национального производства и обеспечивать защиту его интересев.

В конце XIX века эти принципы лежали в основе реформ экономики Германии Известный мировой опыт использования отдельных элементов этой модели (Япония, Индия, Китай)

Анализ национальных моделей роста свидетельствует, что при проведении эффективной экономической политики низкое значение уровня инфляции, валютного курса и бюджетного дефицита не являются определяющими факторами На течение ускоренного развития большинство стран сталкивались с этими явлениями, но темпы роста ВВП были достаточно высокими (табл. 14.4).

Перечисленные факторы позволяют определить типичные модели развития бухгалтерского учета, методы и концепции учета в разных странах

Все страны в зависимости от особенностей систем учета обобщают и классифицируют на 28 групп или моделей Наиболее распространенными являются следующие пять классификаций:

1 Британская, американская, континентально-европейская;

2 британских, франко-испано-португальская, голландско-немецкий, американская;

3 британская, латиноамериканская, континентально-европейская, американская;

4 Британо-американская, континентальная, южноамериканская, исламская, интернациональная;

5 Англо-американская, европейская, голландский, латиноамериканская, постсоциалистическая, МСФО.

Но для изучения данного курса на наш взгляд целесообразно остановиться на следующих моделях:

Таблица 14 сдерживающим фактором роста в стране, достигли высоких показателей РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

Показатель Страны
Бюджетный дефицит Япония, Южная Корея, Италия
Инфляция Франция, Италия
Низкие запасы природных ресурсов Сингапур, Япония, Южная Корея, Гонконг
Дорога рабочая сила, высокий уровень социальных гарантий Германия, Швеция, Япония
Жестко централизованная система управления Китай
Сильные профсоюзы Германия, Япония

I Британо-американская модель Основные принципы этой модели разработаны в Великобритании, США и Голландии, поэтому ее называют еще британо-американо-голландской Для этой модели не характерна жесткая регламе ентация учета Основная идея - ориентация учета на информационные запросы инвесторов и кредиторов В странах, использующих эту модель, как правило, хорошо развитые рынки ценных бумаг, где большинство комп аний и находят дополнительные источники финансовых ресурсерсів.

К странам с британо-американской модели учета относятся: Австралия, Багамы, Барбадос, Бенин, Бермуды, Ботсвана, Великобритания, Венесуэла, Гана, Гонконг, Доминиканская Республика, Замбия, Зимбабве ве, Израиль, Индия, Индонезия, Ирландия, Каймановы острова, Канада, Кения, Кипр, Колумбия, Либерия, Малави, Малайзия, Мексика, Нигерия, Нидерланды, Новая Зеландия, Пакистан, Панама, Папуа-Новая Гвинея Пуэрто-Рико, Сингапур, США, Танзания, Тринидад и Тобаго, Уганда, Фиджи, Филиппины, центральноамериканские страны, ЮАР, Ямайка.

II Континентальная модель Эта модель характерна для стран Европы Здесь бизнес имеет тесные связи с банками, с государством, что в основном и удовлетворяют финансовые запросы компаний В этой системе бухгалтерски ый учет регламентируется законодательно и отличается значительной консервативностью Учетная практика направлена??прежде всего на удовлетворение требований правительства, особенно в отношении налогообложения согласно на национальные макроэкономического плана Ориентация на управленческие запросы кредиторов не является приоритетной задачей учетбліку.

Следует отметить, что франкоязычные африканские страны зачастую также придерживаются этой системы бухгалтерского учета Континентальную модель используют: Австрия, Алжир, Ангола, Бельгия, Буркина Фасо Берег Слоновой Кости, Гвинея, Греция, Дания, Египет, Заир, Испания, Италия, Камерун, Люксембург, Мали, Марокко, Норвегия, Португалия, Сенегал, Сьерра-Леоне, Того, Франция, Германия, Швейцария, Швеция, япония.

III Южноамериканская модель Основным отличием этой модели является перманентное корректировки учетных данных на темпы инфляции В целом же учет ориентирован на потребности государственных плановых органов, а методики учета унифицированные Информация, необходимая для контроля за исполнением налоговых предписаний, хорошо отражает в учете и отчетностисті.

Южноамериканская модель используют: Аргентина, Боливия, Бразилия, Гайана, Парагвай, Перу, Уругвай, Чили, Эквадор

IV Исламская модель Эта модель развивается под огромным влиянием богословских идей и имеет ряд особенностей частности, запрещается получение финансовых дивидендов ради собственно дивидендов Рыночным ценам м отдается предпочтение при оценке активов и обязательств компаниній.

V Интернациональная модель Необходимость развития этой модели вытекает из потребности в международной согласованности учета, прежде всего в интересах МНК и иностранных участников международных валютных рынков

VI МСФО Эта модель функционирует на международном уровне Особенностью данной модели является то, что она включает одновременно и концептуальные основы и стандарты финансовой отчетности, и интерпретации к ним рекомендательное ный характер, носящие стандарты соответствуют требованиям рыночной экономикміки.

Следует заметить, что параллельно с процессом трансформации национальных учетных систем происходит процесс создания международной системы бухгалтерского учета и интеграция региональных учетных систе ем в единую систему учета и отчетности Это связано с тем, что инвесторы и кредиторы выбирают объекты вложения своих денег, основываясь на информации финансовой отчетностиі.

Согласно решению Европейского парламента консолидированную финансовую отчетность всех компаний, акции которых котируются на Европейском рынке, должны соответствовать МСФО не позднее 31 декабря 2005 (соотв но с Постановлением (ЕС) № 1606/2002 Европейского парламента и Совета от 19 июля 2002 о применении Международных стандартов бухгалтерского учетаку.

В соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности цель финансовой отчетности состоит в предоставлении информации о финансовом положении, результатах деятельности и изменениях в финансовом положении организации, полезной широкому кругу пользователей при принятии экономических решений.

Несмотря на многообразие рассматриваемых объектов и проблем, Международные стандарты финансовой отчетности формируются по единой структуре, включающей справочную информацию (дата принятия, изменений, интерпретации) введения (цели стандарта), определения стандарта, основной подход в признании элементов отчетности, альтернативный подход в признании элементов отчетности, раскрытие в пояснениях к отчетности, переходные положения, дата первого применения стандарта, приложения.

Финансовая отчетность предприятий различных стран имеет опре­деленные отличия, которые обусловлены социальными, экономическими и политическими факторами. Эти отличия значительно затрудняют анализ информации и принятие решений в условиях развития международной торговли, глобализации финансовых рынков.

Для обеспечения гармонизации финансовой отчетности 29.06.73 г. создан Комитет по международным стандартам бухгалтерского учета (КМСБУ).

Раскрывая цели создания, организационную структуру и деятельность Комитета по международным стандартам бухгалтерского учета, целесообразно рассмотреть исторический аспект координации бухгалтерского учета в мировом масштабе. Международная координация учета ведется уже более 90 лет.

Одним из самых важных для координации учета событий тех лет было создание КМСБУ. Комитет был основан в 1973 г. по соглаше­нию между профессиональными организациями бухгалтеров Ав­стралии, Канады, Франции, Германии, Японии, Мексики, Нидер­ландов, Ирландии, Великобритании. В состав КМСБУ входят все профессиональные организации бухгалтеров, которые являются членами Международной федерации бухгалтеров (МФБ). Федерация не издает учетных стандартов. Ее роль в процессе стандартиза­ции весьма значительна, во-первых, МФБ проводит конгрессы бухгалтеров и, во-вторых, вносит существенный вклад в доходную часть бюджета Комитета по международным стандартам бухгалтерского учета.

В 1993 г. между КМСБУ и МОКЦБ подписано соглашение, в со­ответствии с, которым компании, желающие получить котировку на фондовой бирже, должны составлять отчетность в соответствии с меж­дународными стандартами учета.

В настоящее время стандартизацией учета, помимо КМСБУ, за­нимается также Межправительственная рабочая группа экспертов по международным стандартам области учета и отчетности при ООН и рабочая группа по учетным стандартам Организации экономического сотрудничества и развития. Однако общепризнано, что ведущая роль в этом процессе принадлежит КМСБУ. Его целью являет­ся формирование, издание и усовершенствование стандартов бух­галтерского учета для негосударственного (частного) сектора.

Работа КМСБУ финансируется за счет взносов профессиональ­ных объединений бухгалтеров, различных компаний, финансовых организаций, а также за счет прибыли от публикации стандартов. В 1999 г. бюджет КМСБУ составил около 3 млн долл.

Структура Комитета состоит из 5 уровней:

1. Правление Комитета (IACS Board).

2. Консультативная группа (Consultative Group).

3. Консультативный Совет по стандартам (Advisory Council).

4. Постоянный Комитет по интерпретациям (Standing Interpretations Committee).

5. Рабочая группа по вопросам стратегии (Strategy Working Party).

Правление КМСБУ — это главный орган управления Комитетом и представления международных стандартов бухгалтерского учета. Правление включает представителей бухгалтерских организаций из 13 стран, (или одновременно из нескольких стран), которые назначаются Международной федерацией бухгалтеров (International Federation of Accountatnts, IFAS). Сотрудничество федерации и КМСБУ началось в 1983 г. и в настоящее время в состав Комитета входят все организации — члены IFAS. Помимо представителей стран, Правление назначает в свой состав до 4 организаций, занимающихся проблемами составления финансовых отчетов. Каждый из членов Правления может быть представлен одним или двумя представителями и одним техническим советником. Обычно делегация состоит из представителя промышленной организации и представителя организации, занимающейся разработкой национальных стандартов. По состоянию на апрель 2000 г. Правление состояло из 16 членов. Это бухгалтерские организации из стран: Австралия. Канада, Франция, Германия, Индия и Шри-Ланка, Япония, Малайзия, Мексика, Голландия, Северная федерация общественных бухгалтеров, Южная Африка и Зимбабве, Великобритания. США; а также представители организаций: Международный совет инвестиционных ассоциаций, Федерация промышленных холдинговых компаний Швейцарии и Международная ассоциация институтом финансовых управляющих. Статус наблюдателей в Правлении (т. е. без права голоса) имеют: Европейская Комиссия, Совет по разработке финансовых учетных стандартов США, Международная организация комиссий по ценным бумагам и Китай.







Date: 2016-07-22; view: 1540; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.03 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию