Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стереотипы спасательства





Оценка состояния клиента

· Когда и как проявляется данный тип поведения?

· Насколько часто?

· Как долго он длится?

· Каковы его последствия в краткосрочной и в долгосрочной перспективе?

· При этом в поведенческой терапии принимается во внимание лишь то, что может быть наблюдаемо. Например, вместо того, чтобы говорить о страхе, который он испытывает, пациент должен рассказать о конкретных ощущениях, связанных со страхом (сердцебиение, нарушения дыхания, и т. д.)

Составление плана терапии

· Тяжесть проблемы, то есть то, насколько большой ущерб данная проблема приносит пациенту (например, препятствует его профессиональной деятельности) или представляет опасность для пациента (например, тяжелая алкогольная зависимость);

· То, что вызывает наиболее неприятные ощущения (например, панические атаки);

· «Центральность» проблемы. Этот критерий учитывает, насколько решение данной проблемы поможет решению прочих проблем пациента.

11. Позиция консультанта и цели работы в когнитивно-поведенческом направлении.

Цели К.-п. п. представляются следующим образом:
1) проведение функционального поведенческого анализа;
2) изменение представлений о себе;
3) коррекция дезадаптивных форм поведения и иррациональных установок;
4) развитие компетентности в социальном функционировании.

12. Основные методы работы в поведенческом направлении.

Методы отучивания.

При явном поведении избежания поведенческая терапия хотя и ослабляет влияние, однако проводятся изменения, которые увеличивают вероятность успеха. К отрицательному поведению, например, злоупотреблению алкоголем, подключают аверсивний раздражитель, например запах, который вызывает рвоту.

Методы устранения должны отстранять неадекватное поведение. Один из основных методов — систематическая десенсибилизация для разложения невротической реакции страха с помощью трех шагов: тренировки глубокого мышечного расслабления, составления списка страхов, чередование расслабления и раздражения из списка страхов в нарастающей последовательности.

Методы конфронтации используют форсированные контакты с пусковыми стимулами страха относительно центральных или периферических фобий при психических расстройствах. Основной метод — флудинг (штурм раздражителями с использованием твердых приемов; Й. Маркс). При этом клиента подвергают интенсивному или непосредственному (англ. flooding-in-vivo) мысленному (англ. flooding-in-imagination) влиянию стимулов страха.

Методы когнитивной терапии используют в тренировке когнитивного научения. Основной метод — рационально-эмоциональная поведенческая терапия (А. Эллис) [2]. На начальном этапе устанавливают нерациональные мысли (напр., чрезмерные ожидания относительно других людей), потом выясняют причины всей этой нерациональной «системы убеждений» (англ. belief-system) и после определения цели происходит приближение к ней.

Общие методы тренинга, как правило, — стратегии решения проблем [3]. Основной метод — тренировка обратной биологической связи (англ. biofeedback) [4] применяют преимущественно для устранения последствий стресса. Происходит аппаратурное изучение состояния мышечного расслабления и акустически или оптически осуществляется обратная связь. Мышечное расслабление с обратной связью (в крайних случаях даже симулированное как упреждающий тренинг (англ. feed-forward-training) положительно подкрепляется и ведет к автоматическому самоуспокоению.

13. Основные теоретические принципы контакта с клиентом в гуманистическом направлении.

Позиция психотерапевта отмечается пониманием клиента в семантике его собственного внутреннего мира, образа «Я» и действительности. Главное внимание уделяется текущему моменту жизни клиента и его актуальным переживанием, как отмечает А. Ф. Бондаренко [9]. Сложность позиции психотерапевта заключается в том, что психолог должен уметь сочетать свое понимание клиента со способностью к конфронтации с тем, что называется «ограниченным существованием» в клиенте.

К. Роджерс в центр своей психотерапевтической практики поставил личность клиента, которая чувствует свою беспомощность, закрытость для истинного общения и т.п.. Основной гипотезой К.Роджерса стало то, что отношения между клиентом и психотерапевтом является катализатором, условием позитивных личностных изменений [9]. Роджерс определяет главную цель психологической помощи как обеспечение становления «полностью действующей личности», помощь личностному росту, благодаря которому человек сам решает свои проблемы, а второстепенная цель — создать соответствующий «психологический климат», терапевтические отношения. Внимание концентрируется не на проблемах человека, а на его личности.

14. Позиция консультанта и цели работы в гуманистическом направлении.

Основное требование к психотерапевту при этом — отказаться от проигрывания любых ролей и стараться быть самим собой.

Главной целью экзистенциальной психотерапии является помощь клиенту в поиске смысла жизни, осознании своей личностной свободы и ответственности и в раскрытии своих потенций как личности в полноценном общении. Одновременно задачей экзистенциальной психотерапии выступает безусловное признание личности клиента и его судьбы важнейшим, уникальным явлением, существование которого является самоценным

15. Основные методы работы в гуманистическом направлении.

Структура психотерапевтического процесса состоит из семи этапов:

1) заблокированность внутренней коммуникации, отрицание имеющихся проблем, отсутствие желания изменений;

2) самовыражение, когда клиент в атмосфере принятия начинает понемногу открывать свои проблемы, чувства;

3) развивается самораскрытие и принятие себя клиентом во всей своей сложности и противоречивости, ограниченности и незавершенности;

4) развивается процесс отношения к собственному феноменологическому миру как к своему, т.е. преодолевается отчужденность от собственного «Я» и, как следствие, возрастает потребность быть самим собой;

5) развитие конгруэнтности, самопринятия и ответственности, установление внутренней коммуникации, поведение и самоощущение «Я» становятся органичными, спонтанными. Происходит интегрирование личностного опыта в единое целое;

6) личностные изменения, открытость себе и миру, клиент становится конгруэнтным с миром и собой, открытый собственному опыту

16. Стадии консультационного процесса.

Структурирование процесса консультирования начинается с планирования встречи с клиентом. Подготовка к ней состоит из ряда стадий:

1. Составление предварительного представления о клиенте и его проблеме. Сведения, полученные консультантом перед началом работы с клиентом, помогут реализовать следующие этапы подготовки к консультации.

2. Систематизация знаний по имеющейся проблеме. На данном этапе консультант может просмотреть литературу по данной проблеме; проконсультироваться с коллегами; ознакомиться с новыми исследованиями.

3. Разработка плана проведения консультации. Следует учесть, что наличие плана может иметь положительную и отрицательную стороны. Консультанту необходимо уметь изменять намеченный план в зависимости от ситуации, иначе можно упустить важные для клиента моменты, главные направления дальнейшей работы.

4. Подбор психодиагностических средств.

Следование данному алгоритму позволит, особенно начинающим консультантам, чувствовать себя уверенно в процессе работы.

Процесс консультирования также возможно представить в виде последовательно сменяющих друг друга этапов. Ученые предлагают различные модели консультирования.

Большинством специалистов на практике используется пятиэтапная методика консультирования:

I этап. Установление и закрепление доверительных взаимоотношений с клиентом (поддержание консультантом доверительных отношений с клиентом должно осуществляться на протяжении всего процесса консультирования). Консультант поддерживает клиента, создает для него условия психологической безопасности и вызывает у клиента доверие к себе как к профессионалу.

II этап. "Исповедь" клиента консультанту (субъективное эмоциональное словесное изложение клиентом его психологических и социально-психологических проблем). У консультанта возникает общее представление о внутренних и внешних причинах психосоциальных проблем клиента, и появляются первые рабочие гипотезы - предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений. Благодаря консультативным гипотезам консультант может сформулировать тот ряд психосоциальных проблем, с которыми пришел к нему клиент. Специалист начинает формулировать предварительное профессиональное консультативное заключение.

III этап. Анализ (осмысление, обдумывание) социально-психологической проблематики клиента; проверка генеральной рабочей консультативной гипотезы.

IV этап. Всесторонняя профессиональная проработка консультантом значимых проблем клиента, поиски осуществление консультантом вместе с клиентом оптимальных решений проблем клиента и нахождение ресурсов (с целью разрешения социально-психологических сложностей клиента и выхода из его трудной жизненной ситуации).

[AD]

V этап. Рекомендации клиенту и завершение консультативного процесса, краткое обобщение консультантом того, что происходило в течение всего процесса консультирования, повторное "проговаривание" (для клиента) выбранных совместно с клиентом вариантов решения проблемы.

В завершающей части процесса консультирования также обговаривается, если это необходимо, последующее общение (профессиональное взаимодействие) консультанта с клиентом.

17. Особенности проведения стадии установления контакта в консультировании.

18. Особенности проведения стадии первичного запроса.

19. Технологии изучения проблемного пространства.

специфические реакции – реакции, которые в принципе могут привести к решению задачи;

операции – специфические реакции, которые в отдельности или вместе с другими служат для разрешения задачи;

метод – отдельные операции в соответствии с их функцией при выполнении задачи.

рутинная актуализация средств. Это самая простая ситуация. Решение задачи находится в памяти в уже готовом виде. Например, отвечая на экзамене по географии на вопрос о том, какие города находятся на Волге, вы просто воспроизводите тот список городов, который представлен в учебнике;

репродуктивная абстракция средств. Это более сложная ситуация решения задачи. В этом случае в памяти может не иметься готового решения. Например, на экзамене задача может быть сформулирована преподавателем не так, как она обозначена в учебнике. Здесь необходимо воспользоваться теми способами нахождения решения, которые хранятся в долговременной памяти;

ценностные сочетания воздействий. В этом случае мы имеем ситуацию, которая скорее относится к продуктивному, или творческому, мышлению. Поэтому теория комплексов Зельца дает лишь общие рекомендации к тому, как такого рода ситуации могут быть разрешены в реальной практике мышления. В качестве примера Зельц приводит теорию социал-дарвинизма Мальтуса, которая заимствовала некоторые положения теории естественного отбора и борьбы биологических видов за существование Ч. Дарвина, чтобы объяснить процессы развития человеческого общества.

20. Определение блоков для работы с проблемным пространством на стадии «ориентация в позиции клиента».

1. Деловая ориентация, существующая в двух основных видах:

а) адекватная — клиент искренне заинтересован в решении проблемы ("Вы сделаете все возможное,.." и "Я сам готов делать все, что вы мне скажете");

б) неадекватная — клиент преувеличивает возможности консультанта ("Я уверен, что только вы могли бы мне помочь... Вы — маг...").

2. Рентная ориентация также может быть разделена на два вида:

а) "обаятельный рантье"— клиент считает, что его откровенность, его страдание, его обаяние и доверие к консультанту — тот капитал, с которого он неизбежно получит процент в виде переложения ответственности на плечи консультанта ("Ну, теперь вы все знаете и скажете мне, что делать дальше");

б) "требовательный рантье" — клиент хочет получить процент уже с самой позиции посетителя консультации ("Ну вот, теперь вы все знаете, и теперь это ваша забота — вам за это деньги платят").

3. Игровая ориентация. В этом случае возникает впечатление, что клиент обратился лишь для того, чтобы вступить в определенные отношения с консультантом. Например, клиент дает понять, что он не профан в психологии, как бы предлагая консультанту пройти у него аттестацию. ("Посмотрим, такой ли вы специалист..."). Доказательства компетентности клиент принимает с оживлением и тут же выдвигает новые "экзаменационные вопросы".

21. Каковы особенности стадии выявления вторичного запроса.

Рабочий запрос принимается специалистом (поскольку соответствует его профессиональной позиции) и определяет направление консультативной работы. Остается обсудить ряд формальных условий: частоту встреч, время каждой сессии, финансовые вопросы, место и т. п. Рабочий запрос или вторичный запрос относится к третьему шагу процесса построения отношений в психологическом консультировании. При рабочем запросе так же формулируется цель, происходит более точная формулировка проблемы и построении гипотезы.

 

22. Определение понятия контракта, его содержание.

23. перечислите и раскройте требования к психологическому контракту

Когда есть разделяемое представление о психологической проблеме клиента, определена цель дальнейшего взаимодействия (для чего?), прояснены вопросы о том, какова роль каждого из участников, и сформулированы условия, можно сказать, что заключен договор. Такой договор мы называем контрактом. Однако контрактом мы называем не только сформулированные положения, т. е. результат, но и этап процесса взаимодействия между клиентом и консультантом, который к этому приводит.

Психологический контракт:

1. Организационные условия (как часто, место консультирования, время)

2. Этическая составляющая (конфиденциальность, уважение)

3. Распределение ответственности (за результат, за процесс)

Контракты должны быть открыты для пересмотра обеими сторонами. Консультант не может обязать клиента заключить контракт. Некоторые проблемы клиента могут не слишком подходить для контрактной системы. Контрактный способ работы с проблемами сосредоточивается на внешнем поведении. Даже если выполненная работа идеально соответствует условиям контракта, клиент может не достичь проникновения в суть проблемы или не изменить восприятие. Наконец, начальная привлекательность контракта ограничена. Клиентам, которые заинтересованы в изменении и которые находят идею контракта свежей и привлекательной, со временем может надоесть подобная система.

24. Опишите стадию выхода из контакта, ее цель, приемы консультанта.

На этой стадии происходит обобщение консультантом результатов взаимодействия с клиентом по поводу проблемы, намечается переход от обсуждения к действию. Важным также является выход из контакта с клиентом. Как показывает опыт, полный консультативный цикл может пройти и в течение одной встречи консультанта и клиента (в течение одного телефонного разговора или при обмене парой писем при переписке, если речь идет о дистантном консультировании).

Время одного консультативного цикла различно. Так, например, продолжительность одной консультативной беседы на Телефоне Доверия колебалась от 5 минут до 6 часов. В среднем оптимальным временем одной очной консультации можно считать 1 - 1,5 часа. Как правило, за это время консультирование проходит все 4 стадии. Хотя иногда возможны и повторные консультации. Это происходит в нескольких случаях:

а) На первой консультации были пройдены только 1,2 стадии консультативного процесса (а то и только первая!)

б) Оказалось, что клиент первоначально говорил не о тех проблемах, которые его волнуют на самом деле и начал открываться только на 2 - 3-ей консультации.

в) Стадия перебора гипотез потребовала длительных раздумий, а иногда и консультации с другими специалистами (сексологом, невропатологом, юристом и т.п.).

Существуют и иные причины ряда повторных консультаций:

а) Клиент упорно «сопротивляется»;

б) Начинает «играть» с консультантом, а последний втягивается в «игру», не замечая этого;

в) Развивается положительный перенос (часто эротический). Клиент «липнет» к консультанту;

г) Клиент является «пограничным» (или настоящим «психотиком»), а консультант питает иллюзии о том, что сможет ему помочь как адекватной личности. Последние случаи требуют супервизорского вмешательства.

Как конкретно подвести итог консультированию?

Единого рецепта, набора стандартных фраз не существует. Мы считаем, что целесообразно резюмировать, то есть кратко повторить к чему, к какому решению пришел клиент. Иногда стоит сказать (написать) и несколько поддерживающих, ободряющих фраз: «Я уверен, что Вы с этим справитесь...» и т.п.

Некоторые американские психотерапевты, прощаясь с клиентом, дарят ему видеокассету, на которой был заснят весь сеанс психотерапии. Но вряд ли наши консультанты могут себе это позволить, исходя из чисто финансовых соображений, не говоря уже о профессиональной стороне дела. Гораздо проще сказать клиенту: «До свидания», - и проводить его до дверей кабинета, но вряд ли стоит идти с ним дальше. В киберпространстве происходит то же самое. Однако чаще сказав «До свидания», мы не получим ничего в ответ.

Несколько серьезных вопросов связаны с тем, что может происходить, после того как консультирование окончено, и клиент расстался с консультантом.

1. Возвращение к консультанту с благодарностью, подарками.

2. Возвращение с негативными чувствами, обвинениями в адрес консультанта.

3. Случайная встреча (клиент избегает консультанта, так как боится нарушить конфиденциальность ситуации или снова начинает консультироваться прямо на улице и др.)

4. Получение обратной связи (например, телефонный звонок, письмо и т.п.).

И все же более распространенным является случай, когда клиент никаким образом не возратился к консультанту, не дал о себе знать.

Для думающего и рефлексирующего консультанта вполне закономерен вопрос: "А помогла ли клиенту проведенная консультация?" Некоторые зарубежные авторы указывают на то, что они просят своих клиентов позвонить им или звонят сами. Бывают и случаи спонтанной посылки клиентами открыток или писем в адрес консультанта, где они сообщают о том, как протекает их дальнейшая жизнь.

25. Проблемы стадии завершения консультации.

26. Технология совета в консультировании.

27. Понятие «треугольник спасательства», опишите входящие в него роли, особенности их взаимосвязей.

Одним из примеров, объясняющих попадание в ловушку, является схема «Драматический треугольник», она была предложена Стефаном Карпманом. С. Карпман показал, что все многообразие ролей, лежащее в основе «игр, в которые играют люди», может быть сведено к трем основным — Спасателя, Преследователя и Жертвы. Треугольник, в который объединяются эти роли, символизирует их связь, постоянную смену и блестяще иллюстрирует то, как, двигаясь по этому заколдованному кругу, люди попадают в ловушку вечной игры.

28. Раскройте стереотипы «спасательства».

Стереотипы спасательства

- Чувство, что Вы должны исправить чувства другого

человека или решить его проблему.

- Желание облегчить его задачу.

- Страх ответной реакции и попытка заставить другого

человека чувствовать себя лучше (т.е. избегание

интенсивности переживаний или конфликта).

- Вы думаете, что должны убедить другого человека

сделать правильный выбор.

- Чувство вины за действия другого человека.

- Быстро переключаетесь на решение проблемы, чтобы

обуздать неприемлемую для Вас интенсивность.

Date: 2016-07-22; view: 615; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию