Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Возраст и личностные свойства
От детства к зрелости. Описания изменений в эмоциональной, мотивационной и мировоззренческой сферах, происходящие по мере взросления индивида, составляют большую часть содержания стандартных учебников по психологии детства и подросткового возраста. Социальные психологи также изучают возникновение и развитие мировоззрения, социальных стереотипов, самосознания и различных аспектов межличностных отношений в детстве (ср., напр., 50; 52, гл. 9 и 10; 72). Обзор большого количества исследований по развитию личности в детстве можно найти у Джерсилда (42). Важная исследовательская работа, охватывающая все время человеческой жизни, было опубликована в недавно вышедшей книге Пресси и Кулена (71). Особого интереса с эволюционной точки зрения заслуживает монография Шаттлворса (83), в которой собраны многочисленные исследования по физическому и психологическому развитию. Хотя данная монография посвящена изучению подросткового периода, многие графики охватывают, с одной стороны, период детства, а с другой стороны, взрослые годы. Если рассматривать графики в монографии Шаттлворса, то можно найти множество иллюстраций к тем данным, которые были получены в процессе данных исследований. Например, различные измерения внушаемости совпадают в том, что
1 Детальный анализ ложных факторов, влияющих на такие данные, см. «Обзор книг Лехмана» Уэйна Денниса (11, 331—333). Возрастные различия 327
ее наивысшая точка приходится на возраст 7—8 лет, после которого внушаемость начинает резко и непрерывно снижаться. Исследования коллекционирования в детском возрасте показывают, что большая часть коллекций собирается в 10 лет, хотя высшие точки значений по разным видам коллекционирования приходятся на разный возраст. Обкусывание ногтей на пальцах рук достигает максимального проявления к возрасту, соответствующему половой зрелости, а затем уменьшается. Характерные изменения интересов в детском возрасте исследовались через анализ выбора любимых книг и журналов, о которых испытуемые писали в своих сочинениях, через выбор понравившихся кинофильмов, через предпочтение каких-либо профессий и т. п. Таким образом, в нормативной базе отражаются различные аспекты развития, такие как социальная зрелость, способность заботиться о себе и ответственность. Особого внимания заслуживает огромный массив данных по играм и другим видам отдыха, собранный Лехманом и Уитти (54). Эти данные были проанализированы и соотнесены с возрастом, с половой принадлежностью и другими факторами. Типичные личностные изменения, происходящие в детстве, подростковом возрасте и далее в течение всей жизни, часто описываются как этапы развития. Возможно, наиболее близким литературным примером к пониманию этапов развития являются шекспировские «семь возрастов человека». Время от времени, обращаясь к данной схеме, психологи предлагают свое собственное видение законченных этапов личностного развития человека. Такие описания имеют свою заслугу, так как основаны на живом опыте изучения характерных различий между возрастными уровнями. Однако, применяя какие-либо схемы, следует иметь в виду три момента, которые можно рассматривать в качестве предупреждений. Во-первых, необходимо помнить о том, что переходы между этапами не могут быть резкими, они совершаются постепенно. Во-вторых, поскольку индивиды очень сильно различаются по своему личностному развитию, любой вариант этапов развития представляет собой только грубую схему групповых тенденций. Третьим важным моментом, который должен Учитываться в концепции этапов развития, является все то, что связано с ролью культурных факторов. Природа, начало и продолжительность конкретных этапов могут сильно различаться в 328 Дифференциальная психология
разных культурах или среди субкультур, несмотря на то что находятся в рамках единой культуры. Примеры таких культурных различий будут даны в главе 18. Необходимо иметь в виду, что между этапами развития и созреванием или другими структурными изменениями нет прямой взаимосвязи. Они могут быть результатом культурно-детерминированного единообразия биографий индивидов. Взрослые годы. Возрастающий интерес психологов к периоду, продолжающемуся от наступления зрелости до пожилого возраста, отражается в увеличении количества исследований личностных изменений в течение взрослого возраста. Одним из наиболее развернутых исследований такого рода является анализ интересов человека, связанных с возрастными изменениями, проведенный Стронгом. Первая часть этого проекта (88) проводилась в рамках Стэнфордского исследования периода зрелости, основанного на межгрупповом анализе ответов 2340 мужчин в возрасте от 20 до 60 лет, отобранных из восьми профессиональных групп, на вопросы Стронговского бланка интересов досуга. Позднее Стронг (89) использовал наиболее сравниваемые между собой возрастные группы и, отслеживая долгое время одних и тех же индивидов, дополнил межгрупповые данные. В этом исследовании возрастные изменения для возрастных периодов от 15 до 25 и от 25 до 55 лет были проанализированы отдельно. В целом данные, полученные Стронгом, показывают, что сходство интересов среди разных возрастных групп гораздо сильнее, чем различие. У мужчин разных профессий интересы гораздо разнообразнее, чем у мужчин разных возрастов. Тем более что главные возрастные изменения происходят между 15 и 25 годами. Одно из таких изменений — это возрастание числа увлечений, которое происходит, вероятно, в результате расширения опыта. Принципиальные изменения между 25 и 55 годами заключаются, в частности, в том, что снижается интерес к деятельности, связанной с физическими навыками и смелостью, а также к профессиям, представителям которых требуется писать. Значимое снижение интереса было зафиксировано к тем видам деятельности, которые требовали изменения устоявшихся привычек или отказа от них. Интересно отметить, что склонность к переменам с 15 до 25 лет возрастала, а затем к 55 годам уменьшалась. Таким образом, наименее «консервативным» Возрастные различия 32 9
возрастом в этом отношении является возраст равный примерно 25 годам. В приведенном выше исследовании Лехмана и Уитти (54) активность взрослых во время отдыха становилась с возрастом все более традиционной и менее индивидуализированной. Таким образом, интересы пожилых людей в тенденции наиболее соответствуют культурным образцам. Студентам колледжа, бизнесменам и специалистам в возрасте от 45 до 55 лет был предложен Миннесотский многофакторный личностный опросник. При сравнении их ответов обнаружились значимые различия по многим пунктам (17). Ответы мужчин старшего возраста свидетельствовали об ухудшении физического состояния, о снижении интереса к таким видам деятельности, которые требовали энергии и авантюризма, а также больших переживаний в отношении своей работы и эмоциональной приспособляемости, но зато лучшую социальную адаптацию к семье и другим родственникам. В эксперименте на суггестию лица более старшего возраста показали меньшую восприимчивость к групповому мнению или к мнению эксперта, чем молодые испытуемые (59). Эти результаты тоже свидетельствуют о большем «консерватизме» или относительной «невосприимчивости» лиц старшего возраста. Конкретно это может проявляться в том, что пожилые люди, как правило, придерживаются своего мнения и не склонны его менять. Кинси и его сотрудники провели развернутое исследование сексуального поведения мужчин (48) и женщин (49), в результате которого они собрали большое количество сведений по возрастным различиям. И хотя это исследование содержало самый большой и тщательно подобранный фактический материал по данной теме, тем не менее оно подверглось критике по двум направлениям. Во-первых, сформированные группы могли быть нетипичны, особенно вследствие того, что многие испытуемые сами вызвались принять участие в проведении этого исследования. Во-вторых, в данных, собранных у испытуемых при помощи процедуры интервьюирования, могли оказаться как ошибочные воспоминания, так и произвольно преувеличенные или просто фальсифицированные. Эта критика скорее всего не могла повлиять на результаты исследований в равной степени. Но относительные результаты, касающиеся возрастных тенденций 330 Дифференциальная психология
внутри исследуемых групп, вероятно, можно было отнести к числу наиболее зависимых фактов, полученных во время этих исследований. Одним из выводов, вытекающих из данных Кинси, является тот, что чувства, позиции, взгляды и другие качества не столь тесно связаны с психологическими факторами, как это предполагалось ранее. Этот тезис возник на основании данных о возрастных изменениях, особенно среди лиц старшего возраста. Так, невозможность осуществлять репродуктивные функции не должна ассоциироваться с резкими психологическими изменениями или потерей сексуальных интересов. Другое исследование личностных качеств (ср. 51), связанных с возрастом, показывает существование больших индивидуальных различий в реакциях на «перемену в жизни» и убеждает в том, насколько важны психологические факторы в определении степени эмоциональной адаптации в такие периоды. К слову сказать, все больше признания находит тот факт, что индивидуальные реакции на все возрастные аспекты могут сильно видоизменяться под влиянием психологических факторов. В одном обозрении личностных исследований лиц старшего возраста Кюлен (51) сделал вывод о том, что «поддержание активных интересов и достаточной рабочей нагрузки имеют первостепенное значение» для обретения хорошей приспособляемости. В более позднем исследовании Уот-сон (102) настаивает на проведении большего количества исследований с целью изучения самовосприятия людей пожилого возраста и его воздействия на личностные изменения. Лордж вместе со своими помощниками (ср. 75) провел серии исследований по самовосприятию пожилых людей, а также по возрастным стереотипам. Большая часть данных по личностным изменениям у взрослых была выведена из межгрупповых исследований. Особый интерес вызывает долговременное исследование взрослой личности, проведенное Келли (47). Этот проект начал реализовываться в 1935—1938 годах в Новой Англии с тестирования 300 пар, участвующих в нем. Средний возраст мужчин в то время составлял 26,7, у женщин — 24,7; около 90 % испытуемых находились в возрасте от 21 до 30 лет. Приблизительно двадцать лет спустя, 86 % от изначального количества испытуемых прошли повторное тестирование, проявляя как и в первый раз свои позиции, Возрастные различия 331
взгляды, личные интересы и решая те же тесты. Оценивались они по тем же рейтинговым шкалам, что и двадцать лет назад. Анализ групповых тенденций за прошедший период времени выявил мало значимых отличий в результатах, которые оказались невелики. Согласно данным исследования ценностей Ол-лпорта и Вернона, мужчины снизили свои показатели в теории, испытуемые обоих полов снизили свои результаты в эстетике и повысили в религии. При этом последнее из названных изменений было наибольшим и соответствовало возросшему интересу испытуемых к церкви, что отразилось на Реммеровских шкалах генерализованных точек зрения1. Среди других значимых различий одно отражало интерес к воспитанию детей, а другое — интерес к ведению домашнего хозяйства, при этом интерес к воспитанию детей был выражен испытуемыми обоих полов больше, чем интерес к ведению домашнего хозяйства. Согласно Стронговскому бланку, тесту, выявляющему интересы индивидов во время досуга, у мужчин существенно повысился интерес к садоводству и фермерству. Очевидно, что среди мужчин данной группы работа с землей с возрастом становилась все популярнее! Кроме этого, Стронговский тест показал, что у определенной части испытуемых — как мужчин, так и женщин — произошел существенный рост интереса к физическим упражнениям. В качестве одной из гипотез, которая могла бы объяснить это явление, Келли выдвинул предположение, что это связано с ростом механизации в жизни человека, при этом результаты оценивались в контексте изначальных тестовых норм. Согласно Бернрей-теру, только существенное изменение могло вызвать у части женщин рост показателей по тесту, определяющему доверие испытуемых к себе. В конечном счете по прошествии 20-летнего периода и мужчины, и женщины оценили себя как людей, ставших менее энергичными, более небрежными в одежде, с более узкими, чем раньше, интересами и более недоброжелательными. Такие изменения в самооценках могут происходить при сочетании личностных изменений, которые действительно произошли, с изменениями во взглядах, в самопознании и в шкале ценностей. 1 Аналогичные результаты были получены в исследовании Нельсона (66), котором студенты колледжа прошли повторное тестирование через 14 лет. 332 Дифференциальная психология
В своей оценке всех этих различий Келли утверждает, что «каждое из значимых изменений представляет теоретический интерес, но при отсутствии адекватных возрастных норм для оценки двух тестирований в прошлом и в настоящем они могут с таким же успехом интерпретироваться как последствия возрастных или культурных перемен» (47, с. 671). Это вновь ставит методологический вопрос, который рассматривался нами в начале первого раздела настоящей главы. Данные по всей проблеме культурных изменений и возрастных различий можно найти в исследовании Пресси и Джонса (70). В 1953 году группам, состоящим из студентов колледжа и взрослых в возрасте от 20 до 60 лет предложили пройти две части теста Пресси. В одной из них испытуемый должен был вычеркнуть из листа со 125 пунктами «неправильные» действия, большая часть которых затрагивала такие «пограничные» проявления, как курение, выпивка, флирт, ругань, хихиканье и т. п. В другой части он должен был вычеркивать все пункты, которые заставляли его хоть сколько-нибудь волноваться или чувствовать тревожность. В свое время тот же тест был дан сравнимым группам студентов колледжа в 1923, 1933 и 1943 годах. Тестирование 1923 года проводилось также на школьниках, обучающихся в классах определенного уровня начальной и высшей школы. Полученные данные позволяли проводить межгрупповые сравнения по каждому году в пределах четырех лет, подобно тому как определенные долговременные исследования позволяют проводить сравнения популяций в пределах четырех десятилетий. Некоторые из результатов приведены на рисунке 56. Часть А показывает число пунктов, которые испытуемые мужского пола в каждом школьном классе, в колледже и через возрастной интервал в десять лет (для взрослых) сочли «неправильными». Соответствующие данные по испытуемым женского пола даны в части В. Отдельными графиками показаны результаты, полученные в 1923, 1943 и 1953 годах1. Эти данные проявили несколько тенденций. Во-первых, число пунктов, которые были признаны неправильными, с восьмого по двенадцатый класс в тенденции снижается, 1 Данные по 1933 году не представлены среди графиков, опубликованных Пресси и Джонсом, они были промежуточными между данными 1923 и 1943 годов. Ранг и возрастная группа А. Мужчины Ранг и возрастная группа В. Женщины Рис. 56. Ответы на тест Пресси как сочетание функций возраста, образования и культурных перемен. (Данные из Пресси и Джонса, 70, с. 487.) а у первокурсников колледжа оно снижается еще более резко. Далее в течение четырех лет обучения в колледже снижения продолжались, но были наименьшими, за исключением учащихся, поступивших в 1953 году, чьи значения были одинаково низкими. С другой стороны, группы взрослых испытуемых, прошедших тестирование в тот же год, расценили как неправильные больше пунктов, чем студенты. Кроме того, проявилась тенденция к возрастному увеличению этих показателей, особенно среди мужчин. Особый интерес представляют собой межгрупповые сравнения взрослых испытуемых, возраст которых находился в пределах от 20 до 30 лет, со студентами, которые учились в колледже и были протестированы в том же 1953 году. На рисунке 56 показано, что студенты старших курсов колледжа вычеркнули как неправильные столько же пунктов, сколько и 50-летние спустя 30 лет. Все другие соответствующие сравнения дали аналогичные результаты. Таким образом, может показаться, что лица старшего возраста склонны сохранять взгляды, сформированные в молодости. С возрастом, они не становятся более консервативными, а просто стараются сохранять ранее сформированные позиции. Фактически, существующие данные отражают некоторое движение в направлении культурных перемен, поскольку результаты у взрослых почти совпадают с результатами, полученными тогда, когда представители их поколения были студентами колледжа. По сравнению с молодыми людьми сравни- 334 Дифференциальная психология
мого образовательного уровня эти взрослые, вероятно, меньше пунктов расценили бы как неправильные. Стабильность личностных качеств. Результаты, рассмотренные столь подробно, касались групповых тенденций в отношении к возрасту при абсолютных изменениях уровня. Что происходит с индивидом в процессе таких изменений? Остается ли он на том же самом относительном положении в группе? Напомним, что аналогичный вопрос мы задавали как в связи с обучением (гл. 7), так и в связи с интеллектуальными изменениями, обсуждавшимися в предыдущем разделе настоящей главы. Для ответа на эти вопросы нам нужно обратиться к долговременным исследованиям одних и тех же индивидов. Несколько небольших долговременных исследований дошкольников и школьников позволяют утверждать, что в целом стабильность личностных качеств в течение детства не высока, хотя ее значения и отличаются от случайных (ср. 42; 64, гл. 16). Некоторые детские психологи говорят о «личностном ядре», которое сохраняется и может быть выявлено уже в младенчестве. В то же время имеющиеся данные показывают, что степень стабильности зависит и от качеств, и от индивида. Хорошо известно, что серьезные изменения в домашнем окружении, в семейных отношениях, «психологическом климате» в доме и другие обстоятельства влияют на последующее личностное развитие ребенка. Кроме этого, техники руководства и терапии могут приводить к измеряемым улучшениям в личностных качествах. О необычном долговременном исследовании сообщает Смит (84), который через 50 лет после записи первоначальных данных получил из одной семьи ассоциированные рейтинги пяти детей. Личностные черты детей оценивались на основе записей в журналах, хранившихся у их матерей в течение 8 лет. Анализ детства и взрослых рейтингов привел исследователя к заключению, что за более чем 50-летний период в личностных качествах преобладало постоянство, то есть пятеро детей сохранили свой изначальный уровень по большинству качеств. Абстрагируясь от того, что группа была малочисленна и что на данные результаты, возможно, оказали влияние какие-то субъективные факторы, надо отметить, что детские рейтинги основывались на записях о поведении, накопленных в среднем в течение 6 лет жизни каждого ребенка. Вероятно, что более надежные предсказания личност- Возрастные различия 335
ных качеств взрослого можно сделать скорее в условиях долговременных исследований, чем на основании отдельных тестов или коротких периодов наблюдения. Имеющиеся данные, полученные в процессе долговременных исследований взрослых, свидетельствуют о сравнительно высокой степени стабильности как интересов и взглядов, так и других личностных качеств за период от 10 до 20 лет (47, 65, 66, 89, 90). Например, Стронговский анализ распределения интересов во время досуга проявил корреляции, составляющие в среднем от 0,70 до 0,80 и от 0,80 до 0,90 за интервал в 22 года (90). 20-летнее исследование Келли, описанное выше, показало, что выбор того, что интересует человека и что он ценит, проявляемый во время досуга, согласно измерениям Оллпорта—Верно-на, был наиболее стабильным и имел корреляции от 0,30 до 0,40 и от 0,60 до 0,70. Другой набор корреляций, являющихся самыми высокими, составили самооценки и другие измерения эмоциональных свойств. Интересно, что позиции и взгляды оказались наименее стабильными среди исследованных качеств. Кроме этого, Келли обнаружил, что в конкретных случаях изменения были в тенденции весьма специфичными. Иными словами, индивид может быть довольно стабилен по одному признаку и нестабилен по другому. Анализ данных, полученных при исследовании женатых пар, не показал возрастания сходства между супругами в течение времени между первым и вторым тестированиями. Основные изменения в показателях повторного тестирования супругов не были значимо связаны с результатами первоначального тестирования. С самого начала корреляции результатов тестирования супругов имели тенденцию к тому, чтобы быть позитивными и значимыми, и остались такими же неизменными при повторном тестировании. Таким образом, можно сделать вывод, что любое сходство по личностным качествам, наблюдаемое между супругами, является результатом скорее принадлежности к одному классу, чем результатом взаимного влияния. РЕЗЮМЕ Изменения в интеллектуальных и личностных качествах, происходящие в течение всей жизни, исследуются межгруппо- 336 Дифференциальная психология выми и лонгшпюдными методами. В межгрупповых исследованиях из-за селективных факторов и накапливающихся культурных изменений группы сложно сравнивать друг с другом. Все возрастающую роль играет лонгитюдныи подход, о чем свидетельствует множество по большей части продолжающихся исследований как с участием взрослых, так и детей. Определенный экспериментальный формат, сочетающий межгрупповой и лонгитюдныи методы, имеет как практические, так и теоретические преимущества. В сочетании с психологическими данными графики роста становятся «графиками возрастного развития», поскольку они отражают комбинированное влияние и физического развития и обучения. Графики возрастного развития, построенные наиболее тщательно, отражая результаты теста развития умственных способностей, показывают сперва медленный подъем, что соответствует периоду раннего детства, затем в период зрелости быстрый рост, сменяемый в более старшем возрасте медленным спадом. На графики возрастного развития влияют множество технических условий, например: степень соответствия единиц измерения; уровень сложности теста, включая предельно высокое и предельно низкое значение теста; изменяющийся с возрастом состав теста. Более того, форма и средние значения графика могут быть ошибочными, поскольку на форму возрастных графиков влияет как измеряемая функция, так и сам индивид. Традиционный вопрос о постоянстве IQ касается того, насколько показатель IQ индивида остается неизменным в течение длительного периода времени. Прогностическая ценность результатов теста на умственное развитие заключается во времени, которое отделяет первоначальное тестирование от повторного. Стабильность показателей по мере взросления растет. Тесты, проведенные с маленькими детьми и детьми дошкольного возраста, практически бесполезны для того, чтобы прогнозировать достижения детей во взрослом возрасте. В отдельных случаях даже при тестировании детей школьного возраста полученные результаты могут в будущем сильно изменяться. Важным фактором, влияющим с возрастом на увеличение стабильности тестовых значений, является кумулятивный характер поведенческого развития с последующим частичным совпадением результатов. Рост показателей не коррелирует с предыдущими результатами и это может слу- Возрастные различия 337
жить доказательством того, что «постоянство IQ» является, в большей степени, следствием частичного совпадения значений, а не следствием упорядоченности развития поведения. Исследования функционирования интеллекта в зрелом и пожилом возрасте подтвердили существование предела интеллектуального развития, а также установили, когда может начаться снижение как наивысших результатов развития, так и его темпа. Уже известно, что рост результатов теста на умственное развитие продолжается по крайней мере до тридцати лет. Для индивидов, обладающих умственными способностями выше среднего уровня, умственное развитие может продолжаться в течение всей жизни, особенно если они закончили колледж или зарабатывают себе на жизнь интеллектуальным трудом. Исследования групп, состав которых был по большей части определен случаем, показали, что снижение результатов произошло, когда возраст испытуемых был чуть меньше тридцати лет или когда они находились в возрасте от тридцати до сорока лет. В некоторых случаях вследствие изменения культурного уровня, связанного с образованием, снижение значений может быть результатом скорее разницы в образовании, чем возрастных изменений. В зависимости от характера тестируемой функции изменяется и причина наблюдаемого возрастного снижения показателей. Словарные тесты показывают очень слабые изменения или даже их отсутствие. Тесты на скорость, визуальное восприятие и пространственные отношения показывают в тенденции самые резкие снижения результатов, связанные с возрастом. В тестах на моторные навыки снижение значений невелико, особенно когда испытуемому предоставляют возможности для самостоятельного выбора методов выполнения заданий. Лица более старшего возраста способны обучаться почти так же хорошо, как и молодые, но, когда условия задачи противоречат сформированным стереотипам поведения, испытывают затруднения. Аналогичные трудности возникают у них в тестах на запоминание нового материала, которое с возрастом дается труднее, чем оперирование материалом уже известным. Творческих достижений в живописи, музыке, литературе, науке и изобретательстве можно добиться в любом возрасте, но больше всего они характерны для возраста от 30 до 40 лет. При этом высшая точка в достижениях, связанная с качеством про- 338 Дифференциальная психология
дукта творческой деятельности, достигается раньше, чем высшая точка, связанная с его количеством. Есть также свидетельство тому, что возрастной пик творческих достижений у новых поколений приходится на более ранний возраст. С другой стороны, высшая точка достижений в сфере управления государством и в военной сфере приходится на возраст от 50 до 70 лет и с течением времени имеет тенденцию к возрастанию. Влияние множества невозрастных факторов не означает наступления изменений в творческих способностях или в иных психологических качествах, хотя и существуют возрастные различия в том, когда индивиды оказываются наиболее способны к выдающимся достижениям в разных сферах деятельности. Исследования в области возраста и личностных качеств позволили получить большое количество сведений, касающихся характерных изменений в эмоциональной, мотивационной и мировоззренческой сферах от младенчества до взрослого возраста. С развитием геронтологии исследователи стали получать все больше данных, связанных с личностными изменениями в период поздней зрелости. Несмотря на снижение интереса к видам деятельности, требующим больших затрат физической энергии, нарушения привычных стереотипов поведения или изменения интересов в пожилом возрасте почти не происходит. «Консерватизм» лиц старшего возраста отражает скорее различия между поколениями, чем индивидуальные возрастные отличия. Учитывая нестабильность личностных характеристик у детей, прогнозировать будущее развитие личности на основе наблюдений, сделанных в дошкольном и школьном возрасте, рискованно. По крайней мере, в некоторых детях в будущем непременно произойдут резкие эмоциональные, мотивационные или социальные изменения. Однако у индивидов, начиная с возрастного интервала от 20 до 30 лет, большинство личностных качеств, согласно имеющимся данным, обретают стабильность. БИБЛИОГРАФИЯ 1. Anastasi, Anne. Psychological testing. N. Y.: Macmillan, 1954. 2. Anastasi, Anne. Age changes in adult test performance. Psychol. Rep., 1956, 2, 509. Возрастные различия 339 3. Anderson, J. E. The prediction of terminal intelligence from infant and preschool tests. 39h Yearb., Nat. Soc. Stud. Educ, 1940, Part I, 385-403. 4. Anderson, L. D. The predictive value of infancy tests in relation to intelligence at five years. Child Develpm., 1939, 10, 203—212. 5 Babcock, Harriet. An experiment in the measurement of mental deterioration. Arch. Psychol., 1930, No. 117. 6. Barnes, M. W. Gains in the ACE Psychologycal Examination during the freshman-sophomore years. Sch. And Soc, 1943, 57, 250—252. 7. Bayley, Nancy. A study of the crying of infants during mental and physical tests. /. genet. Psychol., 1932, 40, 306-329. 8. Bayley, Nancy. Mental growth during the first three years: a developmental study of sixty-one children by repeated tests. Genet. Psychol. Monogr., 1933, 14, 1-92. 9. Bayley, Nancy. Consistency and variability in the growth of intelligence from birth to eighteen years. /. genet. Psychol., 1949, 75, 165-196. 10. Bayley, Nancy. On the growth of intelligence. Amer. Psychologist, 1955, 10, 805-818. 11. Bayley, Nancy. Data on the growth of intelligence between 16 and 21 years as measured by the Wechsler-Bellevue Scale. /. genet. Psychol., 1957, 90, 3-15. 12. Bayley, Nancy, and Oden, Melita H. The maintenance of intellectual ability in gifted adults. /. Geront., 1955, 10, 91 — 107. 13. Bell, R. Q. Convergence: an accelerated longitudinal approach. Child Developm., 1953, 24, 145-152. 14. Bentz, V. J. A test-retest experiment on the relationship between age and mental ability. Amer. Psychologist, 1953, 8, 319—320. 15. Bradway, K. P. IQ constancy on the Revised Stanford-Binet from the preschool to the junior high school level. /. genet. Psychol., 1944, 65, 197-217. 16. Bradway, K. P. An experimental study of factors associated with Stanford-Binet IQ changes from the preschool to the junior high school. J. genet. Psychol., 1945, 66, 107-128. 17. Brozek, J. Personality changes with age: an item analysis of the Minnesota Multiphasic Personality Inventory. J. Geront., 1955, 10, 194-206. 18. Chodorkff, В., and Mussen, P. Qualitative aspects of the vocabulary responses of normals and schizophrenics. J. consult. Psychol., 1952, 16, 43-48. 19. Cornell, Ethel L., and Armstrong, С. М. Forms of mental growth patterns revealed by reanalysis of the Harvard growth data. Child Develpm., 1955, 26, 169-204. 20. Corsini, R. J., and Fassett, Katherine K. Intelligence and aging. J. genet. Psychol., 1953, 83, 249-264. 21. Dearborn, W. F., and Rothney, J. Predicting the child's development. Cambridge, Mass.: Sci-Art Pub., 1941. 22. Deming Jean. Application of the Compertz curve to the observed pattern of growth in length of 48 individual boys and girls during the adolescent cycle of growth. Hum. Biol., 1957, 29, 83—122. 23. Doppelt, J. E., and Wallace, W. L. Standardization of the Wechsler Adult Intelligence Scale for older persons. /. abnorm. Soc. Psychol., 1955, 51, 312-330. 24. Embree, R. B. A study of the graduates of University High School from 1921 to 1945, with special reference to their subsequent academic careers. Unpublished doctoral dissertation, Univer. Minn., 1947. 25. Falkner, F. Measurement of somatic growth and development in children. Courrier (centre International de I'Enfance, Paris), 1954, 4, 169-181. 26. Falkner, F. International studies on growth and development. Children, 1955, 2, 227-229. 27. Feifel, H. Qualitative differences in the vocabulary responses of normals and abnormals. Genet. Psychol. Monogr., 1949, 39, 151 - 204. 28. Fisher, M. В., and Birren, J. E. Age and strength. J. appl. Psychol., 1947, 31, 490-497. 29. Foulds, G. A. Variations in the intellectual activities of adults. Amer. J. Psychol., 1949, 62, 238-246. 30. Foulds, G. A., and Raven, J. C. Normal changes in the mental abilities of adults as age advances. /. ment. Sci., 1948, 94, 133—142. 31. Fox, Charlotte, and Birren, J. E. The differential decline of subtest scores of the Wechsler-Bellevue Intelligence scale in 60-69 year old individuals. J. genet. Psychol., 1950, 77, 313-317. 32. Freeman, F. N., and Flory, С D. Drowth in intellectual ability as measured by repeated tests. Monogr. Soc. Res. Child Develpm., 1937, 2, No. 2. 33. Gilbert, Jean G. Memory loss in senescence. /. abnorm. Soc. Psychol., 1941, 36, 73-86. 34. Goodenough, Florence L., and Maurer, Katherine M. The mental growth of children from two to fourteen years. Minneapolis: Univer. Minn. Press, 1942. 35. Gurvitz, M. S. Speed as a factor in the decline of performance with age. Amer. Psychologist, 1952, 7, 298—299. 36. Heston, J. C, and Connell, C. F. A note on the relation between age and performance of adult subjects on four familiar psychometric tests. /. appl. Psychol., 1941, 25, 415-419. 37. Hofstaetter, P. R. The changing composition of «intelligence»: a study of T technique. /. genet. Psychol., 1954, 85, 159—164. 38. Honzik, Marjorie P. The constancy of mental test performance during the preschool period. /. genet. Psychol., 1938, 52, 285—302. 39. Honzik, Marjorie P., Macfarlane, Jean W., and Allen, Lucile. The stability of mental test performance between two and eighteen years. J. exp. Educ., 1948, 17, 309-324. 40. Hunter, E. C. Changes in scores of college students on the American Council Psychological Examination at yearly intervals during the cjllege course. /. educ. Res., 1942, 36, 284—291. 41. Husen, T. The influence of schooling upon IQ. Theoria, 1951, 17,61—88. 42 Jersild, A. T. Emotional development. In L. Carmicyael (Ed.), Manual of child psychology. N. Y.: Wiley, 1954, 833-917. 43. Jones, H. E., and Conrad, H. S. The growth and decline of intelligence: a study of a homogeneous group between the ages often and sixty. Genet. Psychol. Monogr., 1933, 13, 223-298. 44. Jones, H. E., and Conrad, H. S. Mental development in adolescence. 43rd Yearh., Nat. Soc. Stud. Educ, 1944, Part I, 146-163. 45. Jones, H. E., and Kaplan, O. J. Psychological aspects of mental disorders in later life. In O. J. Kaplan (Ed.), Mental disorders in later life. Stanford Uniyer., Calif: Stanford Univer. Press, 1945, Ch. 4. 46. Jones, H. E., and Seashore, R. H. The development of fine motor and mechanical abilities. 43rd Yearb., Nat. Soc. Stud. Educ, 1944, Part I, 123-145. 47. Kelly, E. L. Consistency of the adult personality. Amer. Psychologist, 1955, 10, 659-681. 48. Kinsey, A. C, et al. Sexual behavior in the human male. Philadelphia: Saunders, 1948. 49. Kinsey, A. C, et al. Sexual behavior in the human female. Philadelphia: Saunders, 1953. 50. Koch, Helen L. The social distance between certain racial, nationality, and skin-pigmentation guoups in selected populations of American school children. /. genet. Psychol., 1946, 68, 63—95. 51. Kuhlen, R. G. Age differences in personality during adult years. Psychol. Bull., 1945, 42, 333-358. 52. Kuhlen, R. G., and Thompson, G. G. Psychological studies of human development. N. Y.: Appleton-Century-Crofts, 1952. 53. Lehman, H. C. Age and achievement. Princeton, N. J.: Princeton Univer. Press, 1953. 54. Lehman, H. C, and Witty, P. A. The psychology of play activities. N. Y.: Barnes, 1927. 55. Livesay, Т. М. Does test intelligence increase at the college level? /. educ. Psychol., 1939, 30, 63-68. 56. Lorge, I. The influence of the test upon the nature of mental decline as a function of age. /. educ. Psychol., 1939, 27, 100-110. 342 Дифференциальная психология 57. Lorge, I. Gerontology (later maturity). Ann. Rev. Psychol., 1956, 7, 349— 364. 58. Macfarlane, Jean W., Allen, Lucile, and Honzik, Marjorie P. A developmental study of the behavior problems of normal children between twenty-one months and fourteen years. Univer. Calif. Publ. Child Develpm., 1954, 2, 1-122. 59. Marple, С. Н. The comparative susceptibility of three age levels to suggestion of group versus expert opinion. /. soc. Psychol., 1933, 4, 176— 186. 60. Miles, Catharine C. Influence of speed and age on intelligence scores of adults. /. gen. Psychol., 1934, 10, 208-210. 61. Miles, Catharine C, and Miles, W. R. The correlation of intelligence scores and chronological age from early to late maturity. Amer. J. Psychol., 1932, 44, 44-78. 62. Miles, W. R. Psychological aspects of aging. In E. V. Cowdry (Ed.), Problems of ageing. Baltimore: Williams & Wilkins, 1942, 756—784. 63. Miner, J.B. Intelligence in the United States: a survey—with conclusions for manpower utilization in education and employment. N. Y.: Springer, 1956. 64. Munn, N. L. The evolution and growth of human behavior. Boston: Houghton Mifflin, 1955. 65. Nelson, E. N. P. Persistence of attitudes of college students fourteen years later. Psychol. Monogr., 1954, 68, No. 2. 66. Nelson, E. N. P. Patterns of religious attitude shifts from college to fourteen years later. Psychol. Monogr., 1956, 70, No. 17. 67. Nelson, V. L., and Richards, T. W. Studies in mental development: I. Performance on Gesell items at six months and its predictive value for performance at two and three years. J. genet. Psychol., 1938, 52, 303-325. 68. Nyssen, R., and Delys, L. Contribution a l'etude du probleme du declin intellectuei en fonction de l'ge. Arch. Psychol., 1952, 33, 295-310. 69. Owens, W. A., Jr. Age and mental abilities: a longitudinal study. Genet. Psychol. Monogr., 1953, 48, 3-54. 70. Pressey, S. L., and Jones, A. W. 1923—1953 and 20—60 age changes in moral codes, anxieties, and interests, as shown by the «X-0 Tests». /. Psychol., 1955, 39, 485-502. 71. Pressey, S. L., and Kuhlen, R. G. Psychological development through the lifespan. N. Y.: Harper, 1957. 72. Radke-Yarrow, Marian, Trager, Helen G., and Davis, Hadassah. Social perceptions and attitudes of children. Genet. Psychol. Monogr.,1949, 40, 327-447. 73. Raven, J. C. The comparative assessment of intellectual ability. Brit. J. Psychol., 1948, 39, 12-19. Возрастные различия 3 43 74 Roff, M. A statistical study of intelligence test performance. /. Psychol 1941, 11, 371-386. 75 Ruch, F. M. The differentiative effects of age upon human learning. J. gen Psychol., 1934, 11, 261-286. 76. Schaie, K. W., Rosenthal, F., and Perlman, R. M. Differential mental deterioration of factouially «pure» functions in later maturity. J. Geront., 1953, 8, 191-196. 77. Shakow, D., Dolkart, M. В., and Goldman, R. The memory function in psychoses of the aged. Dis. Nerv. Syst., 1941, 2, 43—48. 78. Shakow, D., and Goldman, R. The effect of age on the Stanford-Binet vocabulary score of adults. /. educ. Psychol., 1938, 31, 241—256. 79. Shock, N. W. Growth curves. In S. S. Stevens (Ed.), Handbook of experimental psychology. N. Y.: Wiley, 1951, 330-346. 80. Shock, N. W. Aging and psychological adjustment. Rev. Educ. Res., 1952, 22, 439-458. 81. Shuey, Audrey M. Improvement in scores on the American Council Psychological Examination from freshman to senior year. /. educ. Psychol., 1948, 39, 417-426. 82. Shuttleworth, F. K. Sexual maturation and the physical growth of girls age six to nineteen. Monogr. Soc. Res. Child Developm., 1937', 2, No. 5. 83. Shuttleworth, F. K. The adolescent period: a graphic atlas. Monogr. Soc. Res.Child Develpm., 1949, 14, No. 1. 84. Smith, Madorah E. A comparison of certain personality traits as rated in the same individuals in childhood and fifty years later. Child Develpm., 1952, 23, 159-180. 85. Sontag, L. W. Differences in modifiability of fetal bthavior and physiology. Psychosomat. Med., 1944, 6, 151 — 154. 86. Sontag, L. W. The Pels Research Institute for the Study of Human Development. Yellow Springs, Ohio: Antioch College, 1946. 87. Sontag, L. W. A research institute on child growth and development reports progress. Child, 1951, 16, 54-56. 88. Strong, E. K., Jr. Changes of interest with age. Stanford Univer., Calif: Stanford Univer. Press, 1931. 89. Strong, E. K., Jr. Vocational interests of men and women. Stanford Univer., Calif.: Stanford Univer. Press, 1943. 90. Strong, E. K., Jr. Permanence of ibnerest scores over 22 years. /. appl. Psychol., 1951, 35, 89-91. 91. Terman, L. M., and Oden, Melita H. The gifted child grows up. Stanford Univer., Calif.: Stanford Univer. Press, 1947. 92. Terman, L. M., and Oden, Melita H. Genetic studies of genius. Vol. V.Stanford Univer., Calif.: Stanford Univer. Press, 1958. 93. Thorndike, E. L. On the improvement in intelligence scores from thirteen to nineteen. /. educ. Psychol., 1926, 17, 73—76. 94. Thorndike, E. L., et al. Adult learning. N. Y.: Macmillian, 1928. 344 Дифференциальная психология 95. Thomdike, R. L. The effect of interval between test and retest on the constancy of the IQ. J. educ. Psychol., 1933, 24, 543-549. 96. Thorndike, R. L. «Constancy» of the IQ. Psychol. Bull., 1940, 37, 167—186. 97. Thorndike, R. L. The prediction of intelligence at college entrance from earlier test. /. educ. Psychol., 1947, 38, 129—148. 98. Thorndike, R. L. Growth of intelligence during adolescence. /. genet. Psychol., 1948, 72, 11-15. 99. Thorndike, R. L., and Gallup, G. H. Verbal intelligence of the American adult. /. gen. Psychol., 1944, 30, 75-85. 100. Thurstone, L. L., and Ackerson, L. The mental growth curve for the Binet tests. /. educ. Psychol., 1929, 20, 569—583. 101. Vernon, P. E. Changes in abilities from 14—20 years. Advanc. Sci., 1948, 5, 138. 102. Watson, R. I. The personality of the aged. A review. /. Geront., 1954, 9, 309-315. 103. Wechsler, D. The measurement of adult intelligence. (3rd Ed.) Baltimore: Williams & Wilkins, 1944. 104. Wechsler, D. Manual for the Wechsler Adult Intelligence Scale. N. Y.: Psychol. Corp., 1955. 105. Weisenberg, Т., Roe, Anne, and McBride, Katharine E. Adult intelligence. N. Y.: Commonwealth Fund, 1936. 106. Welford, A. T. et al. Skill and age; an experimental approach. London: Oxford Univer. Press, 1951. 107. Wittenborn, J. R., et al. A study of adoptive children: II. The predictive validity of the Yale Developmental Examination of Infant Behavior. Psychol. Monogr., 1956, 70, No. 2, 59—92.
Date: 2016-07-22; view: 335; Нарушение авторских прав |