Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблемы можно решать





Ковер мира

UJTA 62 (с 6 лет)

Цели: Игра "Ковер мира" предлагает вам хорошую стратегию разрешения конфликтов в классе с помощью переговоров и дискуссий. Само наличие "ковра мира" побуждает детей отказаться от драк, споров и слез, заменив их обсуждением проблемы друг с другом.

Материалы: Кусок не слишком толстого пледа размером 90 на 150 сантиметров или мягкий коврик такого же размера. Кроме того, нужны фломастеры, клей и материалы для оформления декораций, например, алюминиевые блестки для вышивания, бисер, ракушки и тому подобное.

Инструкция: Сядьте в круг все вместе. Можете ли вы сказать, о чем вы иногда спорите друг с другом? Что вы делите со своими братьями или сестрами? О чем вы спорите здесь, в классе? Как вы чувствуете себя после такого спора? Что может произойти, если в споре сталкиваются различные мнения?

Я принесла для всех нас небольшой кусок ткани, который станет нашим "ковром мира". Как только возникнет спор, "противники" могут сесть на него и поговорить друг с другом так, чтобы найти путь мирного решения своей проблемы.

Давайте посмотрим, что из этого получится. (Положите плед в центр круга, а на него — красивую книжку с картинками или какую-нибудь занятную игрушку.) Представьте себе, что Степа и Олег хотят получить эту игрушку, но она одна, а их двое. Они оба сядут на "ковер мира", а я присяду рядом, чтобы помочь им, когда они захотят обсудить и разрешить эту проблему. Никто из них не имеет права просто взять игрушку. (Пусть оба ребенка займут места на ковре.) У кого из класса есть предложение, как можно было бы разрешить эту проблему?

После двух минут дискуссии предложите детям украсить "ковер мира": «Сейчас мы можем превратить этот кусок пледа в "ковер мира" нашего класса. Я напишу на нем имена всех учеников нашего класса, а вы должны мне помочь украсить его».

Этот процесс имеет большое значение, так как благодаря ему дети символическим образом делают "ковер мира" частью своей жизни. Всякий раз, когда разгорится спор, они смогут использовать его для разрешения возникшей проблемы, обсудив ее. Используйте "ковер мира" исключительно для этой цели. Когда дети привыкнут к этому ритуалу, они начнут применять "ковер мира" без Вашей помощи. И это очень важно, так как самостоятельное решение проблем и есть главная цель этой стратегии. "Ковер мира" придаст детям внутреннюю уверенность и покой, а также поможет им сконцентрировать свои силы на поиске взаимовыгодного решения проблем. Это прекрасный символ отказа от вербальной или физической агрессии.

Анализ упражнения:

— Почему так важен для нас "ковер мира"?

— Что происходит, когда в споре побеждает более сильный?

— Почему недопустимо применение в споре насилия?

— Что ты понимаешь под справедливостью?

9*

Сладкая проблема

UJTA 63 (с 6 лет)

Цели: В этой игре дети могут научиться решать небольшие проблемы путем переговоров. Самое важное в ней то, что дети могут в спокойной обстановке концентрироваться на принятии совместного решения и учиться отказываться от быстрого решения проблемы в свою пользу. В тоже время эта игра — хороший повод поговорить о справедливости.

Материалы: Каждому ребенку надо иметь по одному печенью; каждой паре детей — по одной салфетке.

Инструкция: Сядьте в один общий круг. Я принесла вам несколько печений. Но чтобы получить печенье, вам нужно сначала выбрать себе партнера и решить с ним одну проблему. Сядьте друг напротив друга и посмотрите друг на друга. Между обоими партнерами я тут же положу салфетку с печеньем. Пожалуйста, пока его не трогайте...

А теперь перейдем к нашей проблеме. Вы можете получить печенье только в том случае, если ваш партнер по доброй воле отдаст его вам. Пожалуйста, помните об этом правиле. Сейчас вы можете начать говорить, но помните, что вы не имеете права просто так взять печенье без согласия своего партнера...

Подождите, пока все дети примут какое-нибудь решение. При этом они могут действовать разными способами. Одни могут сразу съесть печенье, получив его от партнера. Другие берут печенье, разламывают его пополам и одну половинку отдают своему партнеру. Некоторым потребуется сравнительно много времени, чтобы завершить свои переговоры.

А теперь я дам каждой паре еще по одному печенью. Обсудите, как вы поступите с печеньем на сей раз.

И в этом случае могут быть разные варианты. Дети, разделившие первое печенье пополам, обычно повторяют эту "стратегию справедливости". Большинство детей, в первой части игры отдавшие печенье партнеру и не получившие ни кусочка, ожидают теперь, что партнер отдаст печенье им. Есть дети, которые готовы отдать партнеру и второе печенье.


А теперь давайте обсудим, что у нас получилось. Это хороший вариант сотрудничества. Расскажите, что вы сделали с первым печеньем, что стало со вторым...

Анализ упражнения:

— Отдал ли ты печенье своему партнеру? Как ты себя при этом чувствовал?

— Хотел ли ты, чтобы печенье осталось у тебя? Что ты делал для этого?

— Чего ты ожидаешь, когда вежливо обращаешься с кем-нибудь?

— В этой игре с тобой справедливо обошлись?

— Сколько времени понадобилось тебе и твоему партнеру, чтобы придти к совместному решению?

— Как ты себя при этом чувствовал?

— Как иначе ты мог бы придти к единому мнению со своим партнером?

— Какие доводы ты приводил, чтобы получить печенье?

Любовь и злость

UJ?A 64 (с 9 лет)

Цели: В ходе этой игры дети могут обратить внимание на то, что по отношению к одним и тем же людям они одновременно испытывают и позитивные, и негативные чувства. Кроме того, они могут научиться не поддаваться этим чувствам целиком, а ощущать и любовь, и злость, сохраняя при этом глубокий контакт с другим человеком.

Инструкция: Сядьте, пожалуйста, в один общий круг и закройте глаза.

* * *

Представь себе, что сейчас ты разговариваешь с кем-нибудь, на кого ты рассердился. Скажи этому человеку, за что ты на него рассердился. Может быть, он не выполнил своего обещания или не сделал того, что ты ожидал от него. Поговори с этим человеком про себя, так, чтобы никто не мог тебя услышать. Скажи очень четко и точно, на что именно ты рассердился. Если, к примеру, ты рассердился на своего младшего братишку Федьку, то можешь сказать ему: "Федя, меня выводит из себя, когда ты рисуешь всякие каракули в моей тетради". Если ты рассердился на свою сестру Соню, можешь сказать ей, например: "Я весь дрожу от злости, когда ты проходишь через мою комнату и по дороге разбрасываешь все мои вещи и игрушки". Если ты рассердился на своих родителей, скажи им тоже как можно точнее, чем они тебя прогневили: "Мама, меня очень обижает, что ты заставляешь меня опять выносить мусорное ведро, тогда как Маша и Ира могут вовсе не помогать тебе". (1-2 минуты.)

А теперь скажи человеку, с которым ты разговаривал, что тебе в нем нравится. Скажи об этом тоже как можно конкретнее. Например: "Федя, мне очень нравится, что когда я прихожу из школы, ты бросаешься мне навстречу и радостно обнимаешь меня" или: "Мама, мне очень нравится, когда перед сном ты читаешь мне сказки". (1-2 минуты.)

А теперь подумай немного о том, кто в классе тебя иногда злит. Представь, что ты подходишь к этому человеку и четко и конкретно говоришь ему, чем именно он тебя вывел из себя... (1 минута.)

Теперь мысленно подойди к этому ребенку вновь и скажи ему, что тебе нравится в нем. (1 минута.)

Теперь ты можешь снова открыть глаза и оглядеть круг. Внимательно посмотри на других детей. А сейчас мы можем обсудить, что каждый из вас пережил в своем воображении.


Если Вы заметите, что кто-то из детей допускает обидные замечания в адрес кого-то из присутствующих или отсутствующих в классе, тут же потребуйте, чтобы он сказал в адрес этого же человека что-то позитивное. Также внимательно отслеживайте, чтобы дети выражали свою злость или обиду без обобщений и оценок, то есть, чтобы никто не говорил ничего типа: "Ты дурак!". Допустимо только выражение своих чувств в отношении другого ребенка в виде описания фактов и чувств, например: "Я обижаюсь, когда ты рисуешь своим фломастером на моей парте". Таким способом дети могут ощутить свои негативные эмоции и скрывающуюся за ними энергетику. Благодаря содержательно точному называнию причин своей злости или обиды дети могут заметить, что отвергают не всего человека, а только определенный способ его поведения. Когда гнев точно сфокусирован, ребенок не подпадает столь сильно под его воздействие.

Анализ упражнения:

— Как ты себя чувствуешь, когда не говоришь другому о том, что ты рассердился на него?

— А как ты себя чувствуешь, когда сообщаешь ему о том, что ты рассердился?

— А можешь ли ты выдержать, если кто-нибудь скажет тебе, что он рассердился на тебя?

— Есть ли такие люди, на которых ты никогда не сердишься?

— Есть ли такие люди, которые никогда не сердятся на тебя?

— Почему так важно точно говорить, на что именно ты рассердился?

— Когда твой гнев проходит быстрее, когда ты замалчиваешь его, или когда ты о нем рассказываешь?

"%ьиие — ниже.

UTPA 65 (с 9 лет)

Цели: Большинству детей и взрослых очень нелегко научиться чувствовать себя на равных с окружающими. Во многих ситуациях мы склонны воспринимать себя ниже или выше окружающих. Обе эти позиции изолируют нас от других людей и неизбежно приводят к возникновению напряжения в отношениях. В этом упражнении мы обращаем внимание детей на проблемы такого рода и помогаем им почувствовать себя естественнее и проще в общении.

Инструкция: Иногда мы ощущаем себя лучше других, а иногдахуже. Но есть и третий способ общатьсячувствовать себя на равных с окружающими. Сейчас попробуем почувствовать это.

Начните бродить по классу все одновременно...

Представь себе, что ты как будто бы лучше других детей. Например, тебе кажется, что все они слабее тебя, не такие умные, как ты, не такие красивые, как ты. Как ты при этом ходишь, как держишь себя? Покажи нам... А как ты чувствуешь себя при этом? Покажи нам... (1 минута.)

А теперь замри на мгновение. Представь себе, что ты хуже всех остальных детей вокруг себя. Тебе кажется, будто все они сильнее, умнее, красивее тебя, что все они лучше одеты... И начни снова ходить по классу. Как ты держишь себя, когда думаешь о том, что хуже других? Покажи нам это... Как ты чувствуешь себя при этом? Покажи нам... (1 минута.)

Теперь остановитесь и хорошенько встряхните руками и ногами.


Разбейтесь на пары... Один из вас должен стать "лучше другого", а другой"хуже". Встаньте так, чтобы всем было видно, кто из вас кто. И пусть в каждой паре тот, кто сейчас "самый лучший", расскажет своему партнеру о том, что ему дает ощущение превосходства. Например: "Мне все видно и понятно. Я горд. У меня прямая спина. У меня громкий и четкий голос". И так далее. Расскажи также своему партнеру о том, что ты можешь сделать в таком состоянии и что ты при этом чувствуешь. (1-2 минуты.)

Теперь пусть тот в паре, кто сейчас "хуже другого", расскажет своему партнеру, что ему дает это состояние. Например: "Я могу смотреть только на пол. Мои плечи опущены. Я говорю тихим голосом". Расскажи своему партнеру, что ты можешь, а что не можешь делать, пока ты "хуже других", как ты чувствуешь себя при этом. (1-2 минуты.)

А теперь я хочу, чтобы вы стали равными. Никто теперь не лучше и не хуже других... Теперь вы равноправны. Что вы видите при этом друг в друге? Что вы можете делать в таком состоянии? Как вы чувствуете себя при этом? Насколько вы понимаете друг друга? Расскажите друг другу в течение минуты, что вам больше всего нравится в таком состоянии, когда вы "равны".

Анализ упражнения:

— Что тебе дает ощущение, что ты "лучше всех"?

— Есть что-то неприятное в чувстве превосходства?

— Какие преимущества есть в ситуациях, когда ты чувствуешь себя "хуже всех"?

— А какие ты видишь в этом недостатки?

— Когда ты чувствуешь себя лучше, а когда хуже других?

— Когда ты чувствуешь себя на равных с остальными?

— Какие преимущества тебе дает ощущение равноправия?

— Есть ли в этом ощущении какие-то неприятные моменты?

— Были ли в твоей жизни моменты, когда ты чувствовал свое превосходство над другими? А, напротив, свою неполноценность? Расскажи нам об этом.

Коробка переживаний

UJVA 66 (с 9 лет)

Цели: Источником многих проблем являются чрезмерно раздутые опасения и заботы. Что будет, если я заболею? Что будет, если я потеряю своего друга? А что, если мои родители попадут в автокатастрофу? Что, если я слишком плохо напишу контрольную работу? Кто слишком много переживает, тот теряет всю свою энергию и уже не может найти в себе силы для решения отдельных вполне посильных проблем. Эта игра с ее "коробкой переживаний" может помочь ребенку видеть разницу между бесполезными переживаниями и действительно важными проблемами. Мы все склонны создавать себе проблемы. Эта страсть развита в нас не менее потребности в сплетнях и пересудах. Поэтому попытка полностью и окончательно избавиться от этих чересчур тревожных и пессимистических мыслей — безнадежная затея. Но все же мы можем попытаться ограничить ее и понять ее реальное место в нашей жизни. Поэтому мы просим детей время от времени записывать свои переживания на бумагу и складывать их в надежное место. Рассматривая свою коробку переживаний через какое-то время, они заметят, что многие заботы исчезли сами собой. А это может высвободить их силы для достижения важных целей и разрешения действительно актуальных проблем.

Материалы: Каждому ребенку нужна небольшая картонная коробка, бумага, восковые мелки, клей и ножницы.

Инструкция: Скажите мне, пожалуйста, о чем вы обычно переживаете? Чем озабочены ваши родители? О чем переживают ваши браться или сестры? Чем озабочены ваши учителя? Чем озабочены авторы газетных статей?

Можете ли вы назвать мне какую-нибудь важную проблему, стоящую перед вами? Чем различаются забота и переживания от важных проблем?

Я принесла для каждого из вас коробку, в которой вы можете хранить свои переживания и заботы. Возьмите себе по коробке и украсьте их... А теперь запишите все свои переживания, которые придут вам в голову, на небольшие листочки бумаги и сложите их в коробку. Храни-

те свою "коробку переживаний" у себя дома. Раз неделю в спокойной обстановке садитесь за стол, записывайте все заботы и переживания, которые придут вам в голову, и складывайте их в эту коробку. Каждые две недели (или раз в месяц) вы должны приносить свою "коробку переживаний" в школу. Тогда вы можете просмотреть свои заботы и посмотреть, что с ними стало за это время.

Для начала было бы хорошо помочь детям собрать их заботы. Определяющим критерием является различие между преодолимыми и непреодолимыми трудностями. Со многими трудностями мы не можем справиться, поэтому нам не остается ничего другого, как ждать, к чему приведет естественное развитие событий.

Анализ упражнения:

— Знаешь ли ты таких людей, которые создают себе слишком много переживаний и беспокойств?

— А знаешь ли ты таких людей, которые переживают слишком мало?

— Берешься ли ты время от времени за какую-нибудь проблему, которую ты на самом деле хочешь решить?

— Как ты себя почувствовал, когда записал все свои заботы и переживания и сложил их в одну коробку?

— Какие еще способы не растрачивать свои силы на лишние заботы и переживания ты знаешь?

Цветочный дождь

UJ?A 67 (с 6 лет)

Цели: Это краткое, но эффективное упражнение очень полезно детям уставшим, пережившим неприятности, трудные ситуации или неудачи. Прежде чем выбрать "героя" игры, спросите этого ребенка, готов ли он принять в подарок от учеников класса нечто такое, что могло бы улучшить его настроение. Проводите это упражнение только тогда, когда ребенок согласится на это.

Инструкция: Вы слышали, что сегодня Алеша пережил сильный стресс. Мы все можем помочь ему придти в себя и стать снова веселым и бодрым. Алеша, встань, пожалуйста, в центр, а мы все встанем вокруг тебя. Опусти спокойно руки и закрой глаза. А вы все посмотрите на Алешу и представьте, как на него падает дождь из сотен и даже тысяч невидимых цветов. Пусть эти цветы падают подобно большим снежинкам или крупным-крупным каплям дождя. Вы можете выбрать любые цветы: розы, маргаритки, незабудки, фиалки, тюльпаны, львиный зев, подсолнухи, колокольчики или другие. Представьте себе всю красоту и сочность их красок, почувствуйте, как пахнут эти цветы. Быть может, Алеша тоже сможет почувствовать все это: увидеть красоту цветов, ощутить и источаемый ими аромат. (30-60 секунд.)

Следите за выражением лица ребенка и время от времени стимулируйте процесс игры замечаниями типа: "Мне кажется, мы можем добавить еще цветов. Пусть они падают медленно-медленно, чтобы Алеша успел им нарадоваться". Спросите отдельных ребят, как выглядят их цветы, как они пахнут.

Мне кажется, вы все очень здорово делаете, и Алеша может полностью насладиться вашими цветами. Алеша, ты не хочешь еще цветов?

Завершите упражнение, спросив ребенка, стоящего в центре: "Достаточно ли цветов подарил тебе класс?"

А теперь вы можете остановить цветочный дождь, а Алеша может выкарабкаться из этого цветочного сугроба. Вы все можете сесть на свои места. Спасибо.

Шутливое письмо

UJVA 68 (с 9 лет)

Цели: Часто проблему решить легче, если подходить к ней не только оптимистически, но и с чувством юмора. В ходе этого упражнения дети могут написать шутливое письмо знакомому, в общении с которым они испытывают трудности. Это письмо относится к разряду тех, которые можно писать, но не стоит отправлять.

'Материалы: Каждому ребенку нужны бумага и карандаш.

Инструкция: Выберите себе кого-нибудь, на кого вы недавно рассердились, с кем у вас сложные и непростые отношения. Напишите этому человеку шутливое письмо, в котором вы безмерно преувеличите все свои чувства по отношению к нему. Также вы можете безгранично преувеличить и "провинности" этого человека. Старайтесь писать так смешно, чтобы вам самому захотелось посмеяться над этой проблемой или этим конфликтом.

Попросите желающих прочитать свои письма вслух. Завершите этот процесс игрой в "снежки". Пусть все дети скомкают свои письма и покидаются ими пару минут, прежде чем все они окажутся в корзине для бумаг.

Анализ упражнения:

— Как ты себя чувствовал, когда писал шутливое письмо?

— Что было при этом труднее всего?

— Легко ли тебе было преувеличить свои собственные чувства, например, злость или обиду?

— Можешь ли ты иногда смеяться над самим собой?

— Как ты думаешь, что бы сказал человек, которому ты писал, если бы прочитал твое письмо?

— Когда полезно смеяться над конфликтом?

^Небеса и ад

UJVA 69 (с 8 лет)

Цели: В ходе этой игры дети могут обсудить разные способы разрешения и смягчения конфликтных ситуаций, которые помогают им не доводить ситуацию до насилия и драки.

Материалы: Бумага и карандаш нужны каждому ребенку.

Инструкция: Я хочу рассказать вам историю:

«Один молодой воин пришел к мудрому пожилому человеку и спросил его: "О, мудрец, раскрой мне тайну жизни. В чем разница между небесами и адом?"

Мудрец на мгновение задумался и ответил: Ты глупый молодой дурак. Как человек, подобный тебе, может понять такое? Ты слишком невежественен".

Услышав такое, молодой воин рассвирепел. "Да за такие слова я готов тебя просто убить!",заорал он и достал меч из ножен, чтобы покарать мудреца. В это же мгновение мудрец сказал: "Вот это и есть ад".

Услышав эти слова, молодой воин вновь вставил меч в ножны. "А вот это и есть небеса",заметил старик».

Время от времени каждый из нас в разговоре с кем-то имеет другую точку зрения и хочет доказать свою правоту во что бы то ни стало. Иногда в таком споре нет ничего плохого, но порой это превращается в настоящую открытую борьбу. Ты можешь вспомнить случай, когда твой спор с кем-нибудь едва ли не закончился настоящей битвой? Может быть, ты был настолько возбужден, что готов был сам начать драку, а может быть, другой спорщик в порыве ярости был готов наброситься на тебя! А может быть, вы оба были готовы драться, но что-то позволило вам избежать рукоприкладства...

Напиши, что произошло тогда и как ты себя при этом чувствовал. Расскажи, как вам удалось избежать драки. Дай этой истории какое-нибудь название.{\Ъ минут.)

После этого дети зачитывают свои записи.

Анализ упражнения:

— Что ты можешь сделать, чтобы спор не превратился в драку?

— Что ты делаешь, когда кто-нибудь хочет у тебя что-то отобрать?

— Что ты делаешь, когда кто-нибудь оскорбляет тебя словами?

— Бывают ли случаи, когда ты вынужден драться?

— Драка — это хороший способ разрешить спор?

— Что ты делаешь, когда видишь, что двое других детей вот-вот подерутся?

— В чем различие между спором и дракой?

— Приходилось ли тебе когда-нибудь драться? Как ты чувствовал себя при этом?

— Почему пожилой мудрец сказал, что насилие — это ад?

10 Клаус Фопель

Примирение

-

UTPA 70 (с 10 лет)

Цели: Часто мы пытаемся решить свои проблемы по принципу "Око за око, глаз за глаз". Когда кто-то нас обижает, мы отвечаем еще более сильной обидой. Если кто-нибудь нам угрожает, мы тоже реагируем угрозой на угрозу. Таким образом мы только усиливаем наши конфликты. Во многих ситуациях гораздо полезнее сделать шаг назад, признать и свою долю ответственности за возникновение этого конфликта и подать другому руку в знак примирения.

В ходе предлагаемого путешествия в мир фантазии дети могут научиться делать жест примирения после ссоры или недоразумения, возникшего между ними.

Инструкция: Что вы делаете, заметив, что вы кого-нибудь обидели? Можете ли вы попросить прощения в такой ситуации?

Что вы чувствуете, когда кто-нибудь обижает вас? Можете ли вы простить его?

С каким человеком вам легче всего помириться? А с кем вам помириться трудно?

А теперь сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха.

Выбери какого-нибудь важного для тебя человека, с которым ты недавно поссорился и на которого ты еще продолжаешь сердиться или обижаться.

Представь себе этого человека как можно более тщательно. Обрати внимание на выражение его лица, посмотри, в каком он сейчас настроении.

Когда тебе покажется, что ты достаточно четко видишь этого человека, пригласи его сесть рядом с тобой. Может быть, тебе захочется начать разговор с рассказа о том, что тебе нравится в этом человеке, почему он важен для тебя... (30 секунд)

Затем ты можешь сказать этому человеку, что ссора между вами была очень обидной для тебя. Ты можешь рассказать ему, что ты тогда чувствовал. Если хочешь, можешь спросить у него, как он вое-

принял эту ссору. А затем простыми словами можешь сказать ему, что ты очень жалеешь о том, что обидел его тогда и что для тебя очень важно восстановить мир между вами. Попробуй сказать ему все это сам.

Так как все это для тебя очень серьезно, важно, чтобы и твой собеседник понял это.

Просто скажи ему:меня есть подарок для тебя". И как только ты скажешь эти слова, в руках у тебя к твоему удивлению появится небольшой пакетик. Ты знаешь, что в нем лежит подарок для твоего собеседника и отдаешь ему этот пакетик со словами: "Это для тебя".

Он берет подарок обеими руками. Он улыбается, распаковывая подарок. Может быть, в этом пакете лежит что-то такое, что на самом деле необходимо этому человеку, а может быть, твой подарок говорит о том, что ты хочешь помириться с ним. Например, это может быть цветок, свеча, шоколадное сердечко или что-нибудь похожее. Пусть для тебя самого окажется сюрпризом то, что твой собеседник достанет из пакета.

А теперь посмотри в лицо своему собеседнику. Посмотри, не скажет ли он тебе что-нибудь в ответ или, может быть, он как-нибудь еще отреагирует на твой подарок, как-нибудь еще покажет свою радость и удивление.

Но пришло время попрощаться с этим человеком. Запомни те чувства, которые возникали у тебя во время примирения с ним. Запомни, какие чувства возникали у тебя, когда ты говорил ему о причинах ссоры и о том, что ты очень хочешь помириться с ним.

А теперь ты можешь постепенно возвращаться обратно к нам. Потянись, напряги и расслабь мышцы и открой глаза.

Анализ упражнения:

— Тебе трудно было простить другого? Как ты себя чувствовал при этом?

— Тебе удалось увидеть, что было в пакете?

— Как реагировал другой?

— Что происходит, когда ты долго сердишься на кого-нибудь?

— Как ты думаешь, прощение — это признак силы или признак слабости?

— Почему так важно прощать других?

10*

"Верный друг

UJVA 71 (с 9 лет)

Цели: С помощью направленного фантазирования дети могут в этом упражнении создать себе воображаемого друга, с которым они могли бы обсуждать все свои проблемы и сложные вопросы. Внутренний друг может объединять две наиважнейшие потребности каждого человека — потребность в самостоятельности и потребность в тепле, поддержке и заботе.

Инструкция: Кому вы доверяли свои заботы и проблемы, когда были маленькими? Может быть, это были ваши родители или дедушки с бабушками? Были ли это ваши братья и сестры или друзья? А может быть, вы разговаривали с игрушками или с доброй феей?

А с кем разговариваете вы сейчас, когда хотите поделиться какой-нибудь проблемой или заботой? Куда вы идете, когда вам хочется поразмыслить о каком-нибудь сложном вопросе?

Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха...

* * *

Представь себе, что ты гуляешь по небольшой тропинке в лесу. Вокруг тебя растут высокие стройные деревья. Ты слышишь плеск воды, подходишь к мосту над мелкой спокойной речкой, останавливаешься посередине моста и смотришь вниз на воду. На ее поверхности ты видишь свое отражение.

И вдруг ты чувствуешь, что ты здесь не один. Есть еще кто-то неподалеку и ты чувствуешь, что его присутствие тебя успокаивает, тебе приятно, что кто-то сейчас находится рядом с тобой. Внизу на воде ты видишь, как рядом с твоим отражением появляется еще одно. Ты чувствуешь, что это кто-то, кто очень хорошо к тебе относится и отлично тебя понимает. Может быть, ты его уже знаешь, а может быть, ты видишь его в первый раз. Это может быть старый мудрый человек, а может быть, это какое-то животное или кто-то, живущий только в твоем воображении. Это неважно, главноеты чувствуешь, что это твой верный друг, который давно и хорошо знает тебя, и которому ты можешь полностью доверять. (30 секунд.)

Твой верный друг зовет тебя вместе с ним перейти через этот небольшой мост. Вместе вы поднимаетесь на мягкий холм, поросший теплой приятной травой. Там вы находите уютную пещеру. Твой друг первым входит в нее и садится поодаль, приглашая и тебя сесть рядом с ним.

Через какое-то время он начинает говорить с тобой. Он рассказывает тебе только о твоей жизни. Ты и представить себе не мог, что кто-то другой может так хорошо знать все твои скрытые мысли и чувства и говорить о них с таким пониманием. (15 секунд.)

И тогда ты понимаешь, что можешь говорить со своим верным другом о самых важных для тебя вещах. Быть может, у тебя есть какой-то особенный вопрос, который ты хотел бы задать своему другу. Сейчас ты можешь сделать это. Возможно, ты услышишь ответ в его словах, а, может быть, он придет к тебе в другой формезвуками, особенным выражением лица или в виде особенного движения. (1 минута.)

Твой верный друг говорит тебе, что ты в любой момент можешь придти к нему вновь, когда тебе потребуется его совет или понимание. Ты можешь найти его в любое время в этой пещере, чтобы обсудить с ним важные для тебя вещи и услышать его мнение на этот счет...

Теперь поблагодари своего верного друга за поддержку и попрощайся с ним на сегодня.

Медленно пройди той же тропой через холм к маленькому мосту. Еще раз посмотри на свое отражение в воде. Ты помнишь о том, как было приятно, когда ты оказался на этом мосту не один, как это хорошо, когда есть у тебя человек, которому можно полностью доверять. А теперь потянись, напряги и расслабь все свое тело и медленно открой глаза. Сконцентрируй свое внимание снова на нас. Будь бодрым и отдохнувшим.

Анализ упражнения:

— Кто был твоим верным другом?

— Как ты чувствовал себя в этом упражнении?

— Чем тебе смог помочь верный друг?

"Голосование

UJVA 72 (с 9 лет)

Цели: Это прекрасный метод, позволяющий всем, даже маленьким детям, выразить свое мнение по какому-то вопросу в процессе принятия совместного решения. Эта методика позволяет узнать мнение каждого ребенка, потратив на это не так много времени.

Инструкция: После того как Вы уже длительное время обсуждали некий насущный для класса вопрос и хотите перейти к принятию решения, сформулируйте, пожалуйста, окончательный вопрос одним предложением. Например:

Давайте посмотрим, как каждый из вас относится к тому, чтобы в следующее воскресенье мы пошли в исторический музей. Выразите свое мнение пальцами!

Сейчас я поясню вам, как это можно сделать.

Когда ты кладешь на парту ладонь с растопыренными пятью пальцами, это означает, что данное решение тебя полностью устраивает. Показывая нам четыре пальца, ты сообщаешь, что данное решение тебя в принципе устраивает, но с твоей точки зрения, оно могло было бы быть и получше. Когда ты показываешь три пальца, это означает, что ты с решением согласен, но не испытываешь восторга по его поводу. Два или один палец означают еще меньшее удовлетворение решением. Если ты кладешь на парту сжатый кулак, это значит, что тебе все равно, будет это решение принято или нет. Если ты против предлагаемого решения, то ты можешь показать это, направив пальцы вниз. Если ты всеми пальцами показываешь вниз, это значит, что ты очень сильно противишься принятию такого решения. Если вниз будет смотреть только один твой палец, это означает, что ты только чуть-чуть против такого предложения. Итак, сколько пальцев вы мне покажете?

Когда большинство детей показывают три, четыре или пять растопыренных пальцев на парте, то можно сделать вывод, что класс принимает рассматриваемое предложение. Если число нейтральных или негатив-

ных реакций велико, то Вам вместе с классом, по-видимому, придется поискать иной способ решения вопроса.

Если против предложения выскажутся только двое или трое детей, то, очевидно, побеждает мнение большинства. Но при этом Вы можете выразить уважение к мнению меньшинства, попросив несогласных детей рассказать, почему они не хотят принимать это решение. Иногда могут обнаружиться важные моменты, способные поставить под вопрос первоначальное решение.

0{овые рамки

UTPA 73 (с 10 лет)

Цели: Любой человек легче справляется со стоящими перед ним проблемами, если при этом он смотрит на мир оптимистическим взглядом. Например, если в классе поднимется шум и гам, то, глядя на все это с пессимистической точки зрения, Вы можете предположить, что виной всему недостаточное уважение к Вам как к учителю. Но Вы можете выбрать и оптимистические рамки, глядя сквозь которые, Вы сможете сказать себе, что шум в классе свидетельствует о высокой увлеченности детей изучением интересного для них материала.

Чтобы помочь детям научиться оптимистически относиться к жизни, можно сделать следующее. Сделайте из картона как можно бульшие рамки шириной примерно десяти сантиметров. Напишите на одной из рамок (на всех ее сторонах) различные пессимистические высказывания, например: "Я ничего не могу с этим поделать", "Все ополчились против меня", "Мы живем в никудышном мире", "Все так безнадежно" и так далее.

Amp;Я5

В то же время на другой рамке (тоже на всех ее четырех сторонах) напишите оптимистические фразы: "Я справлюсь!", "Как прекрасен этот мир!", "У меня так много друзей!", "Жизнь прекрасна!" и так далее.

l_sP Материалы: Каждому ребенку необходимы следующие предметы:

— рамка из белого картона

— восковые мелки

— две фотографии или две картины (одна грустная и одна веселая)

— несколько разноцветных листов картона размером больше, чем фотографии (картины).

Lt;ш

v' Инструкция: Я принесла вам две больших фотографии. Потом вы посмотрите на них. Каждый раз я буду показывать эти фотографии в новых рамках, чтобы вы могли определить, влияет ни ваше восприятие цвет рамки.

Прикладывайте сначала веселую фотографию на листы черного, серого, синего, красного и желтого картона. Попросите детей рассказать, как разный цвет рамок влияет на их настроение при разглядывании фотографий. Затем повторите то же самое с печальной фотографией.

Когда мы смотрим на мир, мы также используем разноцветные рамки, только эти рамкииз наших мыслей. Иногда мы смотрим на мир сквозь рамки из "черных" мыслей. (Покажите детям подготовленную заранее рамку с пессимистическими фразами и предложите детям привести примеры того, как они когда-то тоже смотрели на мир сквозь подобные рамки.)

Иногда мы используем рамки из светлых и радостных мыслей, например, таких. (Покажите детям рамку с оптимистическими высказываниями и попросите их вспомнить примеры из их жизни, когда они сами видели окружающее сквозь такие рамки.)

Сейчас каждый из вас получит пустые рамки, которые вы можете украсить так, как вы хотите. Через эти рамки вы будете воспринимать все вокруг так, как вам сейчас хочется. Если хотите, можете еще и написать на них то, что вам угодно. (Когда дети подготовят свои рамки, они должны будут поднять их перед собой и смотреть на окружающее сквозь них.) Что приходит вам в голову, когда вы смотрите сквозь свои специально украшенные рамки на школу, учителей, одноклассников?

Анализ упражнения:

— Как так получается, что одни люди смотрят на мир в основном через грустные рамки, а другие — через радостные?

— Как ты себя чувствуешь, когда смотришь на мир через рамки, которые сам себе и создал?

— Чьи рамки нравятся тебе больше всего?

— Трудно ли тебе было украшать свои рамки?

— Чего ты сможешь достичь, если будешь смотреть на мир сквозь радостные рамки?

Содержание

От издательства..........................................5

Введение.......................................................7

ГЛАВА 1. ЧТО ДЕЛАТЬ С АГРЕССИЕЙ И ГНЕВОМ?.............19

Игра 1. Прогноз погоды............................20

Игра 2. Камушек в ботинке.........................22

Игра 3. Спустить пар..............................24

Игра 4. Толкалки.................................25

Игра 5. А кроме того................................27

Игра 6. Рубка дров................................28

Игра 7. Датский бокс..............................29

Игра 8. Да и нет..................................31

Игра 9. Тух-тиби-дух!.............................32

Игра 10. Довольный — сердитый....................33

Игра 11. Любовь и ярость..........................35

Игра 12. Агрессивное поведение.....................37

Игра 13. Безмолвный крик..........................39

Игра 14. Король..................................40

Игра 15. Отдать приказ............................42

Игра 16. Ворвись в круг!............................44

ГЛАВА 2. КАК ДОБИТЬСЯ УСПЕХА?.........................47

Игра 17. Стряхни!.................................48

Игра 18. Круг силы................................49

Игра 19. Копилка хороших поступков.................50

Игра 20. Внимательность...........................53

Игра 21. Звучащая сила............................54

Игра 22. Вспомни успех!...........................55

Игра 23. Растянись!...............................57

Игра 24. Будь успешным!...........................60

Игра 25. Гений и придурок..........................62

Игра 26. Без ложной скромности.....................65

Игра 27. Хвасталки................................67

Игра 28. Тетрадь моих достижений...................68

Игра 29. Я найду ответ!............................70

Игра 30. Место для раздумий.......................72

Игра 31. Взгляд в будущее.........................74

Игра 32. Достижение цели..........................76

ГЛАВА 3. УЧИМСЯ СОТРУДНИЧЕСТВУ.......................77

Игра 33. Неожиданные картинки.....................78

Игра 34. Головомяч...............................79

Игра 35. Небоскреб...............................81

Игра 36. Трио....................................82

Игра 37. Картонные башни.........................83

Игра 38. Распускающийся бутон.....................85

Игра 39. Конфета в бутылке........................86

Игра 40. Сиамские близнецы........................88

Игра 41. Рисунок в два этапа........................91

Игра 42. Двое с одним мелком......................92

Игра 43. Один и вместе............................94

Игра 44. История с продолжением...................96

Игра 45. Graffiti...................................98

Игра 46. Пчелы и змеи............................100

Игра 47. Групповой портрет........................102

ГЛАВА 4. ПОВЫШАЕМ САМОУВАЖЕНИЕ....................103

Игра 48. Ученик дня..............................104

Игра 49. Что я люблю делать?......................106

Игра 50. Что я люблю — чего не люблю..............107

Игра 51. Путешествие............................108

Игра 52. Кто я?..................................110

Игра 53. Приятные воспоминания...................112

Игра 54. Самого себя любить......................114

Игра 55. Я справился!............................116

Игра 56. Дружная семья...........................117

Игра 57. Моя семья..............................118

Игра 58. Невидимые помощники....................119

Игра 59. Спасибо моему телу......................122

Игра 60. От третьего лица.........................125

Игра 61. Цветок.................................127

ГЛАВА 5. ПРОБЛЕМЫ МОЖНО РЕШАТЬ....................129

Игра 62. Ковер мира..............................130

Игра 63. Сладкая проблема........................132

Игра 64. Любовь и злость.........................134

Игра 65. Выше — ниже...........................136

Игра 66. Коробка переживаний.....................140

Игра 67. Цветочный дождь.........................142

Игра 68. Шутливое письмо.........................143

Игра 69. Небеса и ад.............................144

Игра 70. Примирение.............................146

Игра 71. Верный друг.............................148

Игра 72. Голосование.............................150

Игра 73. Новые рамки............................152

"издательство «Тенезис» предлагает

Издательство «Генезис» специализируется на издании литературы для психологов системы образования и педагогов, в сферу интересов которых входят психология и человекознание. В своей деятельности мы придерживаемся следующих принципов:

Мы издаем литературу, базирующуюся на принципах гуманистической психологии







Date: 2016-07-20; view: 284; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.152 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию