Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Повышаем самоуважение
Ученик, дня UJVA 48 (С 6 Л£%) Цели: Эта игра может стать одним из важнейших событий учебного дня, потому что "ученик дня" получает признание и дружескую поддержку всего класса. С другой стороны, все остальные ученики имеют возможность просто, но ярко выразить дружбу и любовь. Сильная концентрация на положительных моментах в межчеловеческих отношениях помогает всем участникам игры развить в себе чувство самоуважения. Попробуйте проводить эту игру эту игру ежедневно в течение длительного периода времени, лучше всего в конце каждого учебного дня. Пусть у каждого ребенка появится возможность хотя бы раз побыть "учеником дня". Для этого упражнения важно, чтобы между детьми уже установились хорошие доверительные отношения. Инструкция: В конце сегодняшнего учебного дня я хочу вас пригласить поучаствовать в одной особенной игре. Она называется "Ученик дня". Пожалуйста, встаньте в круг... Сейчас я объясню вам, как нужно играть в эту игру. Я хотела бы, чтобы сегодня ученицей дня была назначена Даша. (В первый раз выберите ученика или ученицу, которая имеет достаточно бесспорное положение среди одноклассников, чтобы детям было легче настроиться на необычный для них стиль взаимоотношений.) Даша, встань, пожалуйста, в центр круга... Остальные пусть обступят Дашу как можно плотнее... Представьте, что у каждого из вас в одной руке волшебная кисточка, а в другой — большая банка, наполненная теплым солнечным золотым светом. Теперь мы будем мягко закрашивать Дашу с головы до ног нашим теплым солнечным светом, не касаясь ее при этом. Пусть расстояние от ваших рук до Даши будет не меньше 20 сантиметров. А ты, Даша, можешь закрыть глаза и почувствовать, каково это, когда тебя все окрашивают золотым светом. Украшая Дашу, представьте себе, что вы заливаете ее не только солнечным светом, но и своим теплым дружеским отношением и любовью. При этом вы можете говорить ей разные приятные вещи, например: "Я рад, что ты учишься со мной в одном классе", "Я люблю с тобой играть", "Ты моя подружка", "Ты мне нравишься" и т.д. Вы можете высказать ей свои пожелания, например: "Я желаю тебе прекрасного и приятного дня", "Я желаю тебе, чтобы твоя мама выздоровела", "Я хочу, чтобы у тебя было много хороших друзей" и т.д. А тебе, Даша, возможно, удастся почувствовать, как мы все любим тебя и дарим тебе свои самые лучшие чувства. А теперь начнем окрашивать Дашу золотыми красками и своей любовью... Всякий раз сами принимайте участие в "окрашивании" и говорите "ученику дня" приятные слова. Через две-три минуты подайте сигнал окончания этого небольшого ритуала со следующими словами: "Теперь вы можете отвести руки и остановиться. Даша, ты можешь снова открыть глаза и взять с собой домой все те хорошие вещи и все добрые чувства, которые ты получила в дар". Что я люблю делать? UJTA 49 (с 6 лет) Цели: Осознание детьми того, что они любят делать, способствует развитию у них большего самоуважения. Нарисованный ими рисунок позволяет просто и доступно поделиться с другими своим внутренним миром. Это упражнение Вы можете часто повторять, меняя лишь постановку вопроса: "Во что ты больше всего любишь играть?", "Чем ты больше всего любишь заниматься в выходные?", "Что ты больше всего любишь делать в каникулы?", "Что тебе больше всего нравится делать, когда идет снег?". Материалы: Каждому ребенку нужны бумага и восковые мелки. Инструкция: Вы можете перечислить мне вещи, которые вы вообще не любите делать? А что вы делаете с большой неохотой? А можете ли вы назвать мне несколько занятий, которые вам на самом деле нравятся? А теперь нарисуй картину, глядя на которую, сразу станет понятно, что ты делаешь что-то, что тебе действительно очень нравится. Покажи на рисунке, где ты при этом находишься, один ли ты или с тобой есть еще кто-то... (10 минут.) Если дети уже научились к этому времени писать, попросите их сделать под рисунком краткую подпись, объясняющую, что они на рисунке делают и что при они этом чувствуют. По окончании упражнения каждый ребенок представляет свой рисунок классу. Анализ упражнения: — Что ты чувствуешь, делая то, что изображено на рисунке? — С каких пор ты любишь это делать? — Что тебе особенно нравилось делать, когда ты был совсем маленьким? — Есть ли еще в вашем классе дети, которые очень любят делать то же самое? — Кто с удовольствием делает то, чего ты сам не любишь делать? Что а люблю — чего я не люблю UJPA 50 (с 8 лет) Цели: У детей всегда должна быть возможность спокойно и открыто говорить о том, что им нравится, а что им не нравится. В ходе-этой игры дети могут выразить свои ощущения и высказать окружающим свою точку зрения. Материалы: Бумага и карандаш — каждому ученику. Инструкция: Возьми чистый лист бумаги, напиши на нем слова "Я люблю...", а дальше можешь писать о том, что ты любишь: о делах, которые тебе приятно делать, о том, что любишь есть, пить, о том, во что ты любишь играть, о людях, которые тебе нравятся и так далее... (10 минут.) Теперь выбери из этого списка что-то одно и нарисуй это. Напиши несколько предложений о том, почему это тебе нравится... (10 минут.) Возьми еще один лист бумаги, напиши сверху листа слова "Я не люблю...", а ниже перечисли все, что ты не любишь... (5 минут.) Теперь снова выбери одну из перечисленных тобой вещей и нарисуй ее на своем листе. Допиши еще несколько предложений о том, почему тебе не нравится то, что ты нарисовал... (10 минут.) После всего этого дети представляют классу то, что у них получилось. — Что тебе нравится больше всего? — Что тебе нравится меньше всего? tjlymeuiecmeue UJVA 51 (с 6 лет) Цели: Эту игру вы можете предлагать детям всякий раз, когда вам самим хочется отдохнуть и уйти в отпуск. "Путешествие" — спокойная и приятная игра, которая предоставляет детям возможность рассказать о своих желаниях и потребностях, а также о том, что им нравится в других детях. Эта игра позволяет увидеть и прочувствовать индивидуальность каждого ребенка, что развивает у детей уважение к другой личности. Вы можете повторять эту игру неоднократно. Ее стоит прекращать всякий раз, когда вы видите, что внимание детей уже истощилось. Инструкция: Сядьте, пожалуйста, в один общий круг. Представьте, что вы собираетесь в путешествие. Закройте глаза и постарайтесь увидеть все, что вы при этом делаете. Ты едешь в путешествие один или с тобой есть еще кто-то? Куда ты собираешься ехать и что хочешь взять с собой? (1-2 минуты.) Затем Вы сами начните вслух планировать свое путешествие. Подправьте приведенный ниже вариант так, как Вам хочется. При этом все-таки важно, чтобы Вы "взяли с собой" всех учеников класса, но дети в своих рассказах не должны проявлять такого альтруизма — пусть они говорят о том, что им хочется на самом деле. Хорошо, если Вы честно расскажете о своих личных желаниях и мечтах, пусть у детей будет возможность побольше узнать о Вас. Я отправляюсь в путешествие в дальние—дальние края, в страну, где все время светит солнце, и стоит теплая приятная погода. Пасмурное небо и дожди я не люблю. Я хочу взять всех вас с собой, потому что мне очень приятно с вами, и я люблю вместе с вами посмеяться. А еще я хочу взять с собой обоих своих детей, которых я очень люблю. Кроме того, я возьму с собой си-ди плеер, чтобы слушать гитарную музыку, которая мне очень нравится. Еще я хочу взять с собой фотоаппарат, ведь я люблю фотографировать. Конечно, я возьму и свой купальник, ведь я люблю плавать. Мы поплывем на большой яхте с алыми парусами. Когда мы будем стоять на палубе, ветер будет трепать наши волосы. А спать ложиться мы будем очень поздно, ведь это так прекрасно — любоваться ночью на звездное небо над морем. Наше пу- тешествие продлится всего лишь неделю, чтобы дома по нам не слишком скучали. Вот так я планирую свое путешествие. Теперь кто-нибудь из вас может рассказать о своем путешествии, о котором он мечтает. Кто хотел бы начать? Возможно, Вы будете время от времени помогать детям, задавая им наводящие вопросы типа: — Куда ты поедешь? — Как ты хочешь туда попасть? — Какие вещи ты хотел бы взять с собой? — Почему ты хочешь взять именно эти вещи? — Что бы ты хотел привезти из своего путешествия? — Кто будет тебя сопровождать? Почему? — Чего ты ждешь от этого путешествия? Путешествие может быть и совершенно фантастическим: на Луну, например, или к какой-нибудь очень далекой звезде. Реализм событий не имеет значения. Важна эмоциональность при описании вещей и людей, к которым привязан автор рассказа. Д™Р_ — Насколько тебе понравилась игра? — Ты отправляешься с родителями в прекрасные путешествия, хотя бы иногда? — Чей рассказ о путешествии тебе понравился больше всего? — Узнал ли ты что-нибудь новое о ком-нибудь из ребят? — Хотел бы ты отправиться в путешествие с этим классом? — Что для тебя в этом путешествии самое привлекательное? Кто л? UJVA 52 (с 8 лет) Цели: Эта игра предоставляет возможность каждому ребенку выразить себя с помощью рисования своего автопортрета и рассказа о себе. Для детей, так же, как и для взрослых, нет ничего интереснее собственной персоны, поэтому эта игра вызывает большой интерес, к тому же она позволяет детям проявить свое творчество и фантазию. В ней не может быть правильных или неправильных ответов, ведь каждый человек — лучший эксперт самого себя, он знает себя лучше всех. И старшим, и младшим детям это упражнение пойдет на пользу, но особенно оно полезно детям со слаборазвитой рефлексией. Материалы: Каждому ребенку необходимы бумага, карандаш и восковые мелки. Инструкция: Представь себе, что у тебя есть друг, который живет в другой стране и с которым ты переписываешься. Он очень хочет побольше узнать о тебе, ему интересно, какой ты, как ты выглядишь, что тебе интересно... Чтобы он получше узнал тебя, ты решил отправить ему свой автопортрет. Нарисуй картину, на которой будет изображена либо только твоя голова, либо ты весь целиком, с головы до пят. Где-нибудь на листе большими буквами напиши свое имя. Например: "Меня зовут Валера". (10 минут.) Теперь напиши своему другу очень простое стихотворение. Пусть каждая его строчка будет начинаться словами "я", "мой", "у меня" и т.д. Стихотворение не должно рифмоваться и может не иметь правильного стихотворного размера. Ты сам решишь, насколько длинным оно будет. Может быть, оно будет выглядеть примерно так: Я Валера. Я люблю иногда подурачиться. Я самый старший ребенок в семье. Мой рост — один метр и тридцать пять сантиметров. У меня рыжие волосы. Я обожаю мороженое. (5-10 минут. По окончании пусть дети покажут свои портреты и зачитают "стихи".) Анализ упражнения: — Хотел бы ты переписываться с кем-нибудь из далекой страны? — Как ты думаешь, обрадовался бы твой друг по переписке такому письму? — Насколько тебе понравилась эта игра? — Чей автопортрет тебе понравился больше всего? — Чье стихотворение тебе особенно понравилось? Приятные восполшнания UJVyi 53 (с 9 лет) Цели: Очень важно, чтобы дети научились выстраивать позитивную перспективу своей жизни. Это дает им силы для преодоления возможных ошибок, кризисных периодов и сложностей жизни. Каждый ребенок может научиться этому, сохраняя в памяти все счастливые события своей жизни. Поэтому в данном упражнении мы приглашаем детей в путешествие в страну фантазии, в ходе которого они могут оживить наиболее прекрасные из своих воспоминаний. Тем самым мы помогаем детям наслаждаться жизнью и сохранить свое душевное и физическое здоровье. Все это является, в свою очередь, одним из наиболее важных компонентов самоуважения. Материалы: Бумага и карандаш, восковые мелки. Инструкция: Сядьте поудобнее и закройте глаза. Я хочу пригласить вас в еще одно путешествие в мир фантазии, которое подарит вам приятные чувства. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха... * * * С каждым выдохом ты можешь чувствовать, что становишься все легче и легче... Постарайся почувствовать себя так, как будто ты паришь в воздухе... Делая сейчас новый глубокий вдох, постарайся почувствовать, как ты наполняешься ощущением легкости и света. Задержи на мгновение дыхание на вдохе... А теперь выдохни сильно одним движением весь воздух вместе со всей когда-то накопившейся усталостью, напряжением, неприятными ощущениями. (15 секунд.) Ощути, как это здорово, когда ты чувствуешь себя в полной безопасности, когда тебе просто хорошо оттого, что ты удобно сидишь и спокойно и глубоко дышишь. А сейчас представь себе солнце, посылающее свой теплый свет с безоблачного ясного неба на землю. Представь себе, что с каждым своим вдохом ты вдыхаешь солнечное тепло, с каждым вдохом ты чувствуешь, как солнце наполняет всего тебя теплым светом, и ты становишься все легче и легче, все светлее и светлее. Теперь ты легко можешь вспомнить то время, когда ты чувствовал себя счастливым. Постарайся вспомнить такой момент, когда ты был абсолютно счастлив... Вспомни такой день, когда ты пережил нечто, что хотел бы повторять вновь и вновь. Ты был счастлив и доволен. Представь себе все это событие во всех его деталях, так, будто оно происходит непосредственно сейчас. Постарайся отметить, что ты переживаешь в этом счастливом воспоминании. Ты сейчас один или вместе с кем-то? Что ты при этом ощущаешь? Что ты видишь, что слышишь? Что ты делаешь в это время? А другие? (30 секунд.) А теперь ты можешь вернуться снова к нам в класс бодрым и отдохнувшим. Сохрани это воспоминание в своей памяти, чтобы освежать его в памяти всякий раз, когда ты этого пожелаешь. Потянись, немного напряги и расслабь все свое тело и открой глаза. Возьми листок бумаги и нарисуй свое счастливое воспоминание или опиши его несколькими предложениями. Если ты будешь описывать его словами, то лиши так, как будто оно происходит прямо сейчас, то есть пиши в настоящем времени. (10-15 минут.) После этого дети показывают свои рисунки или зачитывают свои тексты. Вы можете украсить одну из стен класса "приятными воспоминаниями" и развесить на ней все работы учеников. Анализ упражнения: — Где ты находился в самый счастливый миг своей жизни? — Что ты делал? — Кто-нибудь был рядом с тобой? — О чем тебе было вспоминать легче всего? — Что происходило с твоим телом, когда ты вспоминал об этом мгновении? — Какие части тела лучше всего помнят об этом событии? — В своей обычной жизни ты чаще вспоминаешь о приятных или, скорее, о неприятных вещах? 8 Клаус Фопель Самого себя любить UJVA 5Л (с 8 лет) Цели: В этой управляемой фантазии мы учим детей внимательно относиться к себе, уважать и принимать себя. Материалы: Для каждого ребенка — один лист упаковочной бумаги и восковые мелки. Инструкция: Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха... * * * Представь себе зеркало. Громадное—громадное зеркало в светло-красной раме. Возьми платок и вытри зеркало как можно чище, так, чтобы оно все блестело и сияло... Представь, что ты стоишь перед этим зеркалом. Тебе видно себя? Если да, то подай мне знак рукой. (Дождитесь, пока большинство детей подадут вам знак.) Разгляди свои губы и цвет своих глаз... Посмотри, как ты выглядишь, когда немного покачиваешь головой... Посмотри на свои плечи и грудь. Посмотри, как ты поднимаешь и опускаешь плечи... Тебе видно свои ноги? Посмотри, как высоко ты можешь подпрыгнуть... У тебя хорошо получается! Теперь представь себе, что твое отражение улыбается и ласково смотрит на тебя... Посмотри на свои волосы! Какого они цвета? Возьми расческу и причешись, глядя в зеркало перед собой. Причешись, как обычно... Посмотри в улыбающиеся глаза своего отражения. Пусть твои глаза блестят и светятся радостью, пока ты рассматриваешь их в зеркале. Набери немного воздуха в легкие и надуй немного маленьких светлых искорок в свои глаза... (При этих словах глубоко вдохните и громко и отчетливо выдохните воздух. Повторите свою просьбу к детям добавить блеска в глаза.) Постарайся разглядеть золотое свечение вокруг твоих глаз. Пусть твои глаза выглядят совершенно счастливыми... Теперь посмотри на свое лицо в зеркале. Скажи самому себе: "Мое лицо улыбается. Я люблю улыбаться. От этого мне становится при- ятнее". Если твое лицо все еще серьезно, то преврати серьезное лицо в одну громадную и довольную улыбку. Покажи свои зубы зеркалу... У тебя это здорово получилось! Теперь посмотри на все свое тело в зеркале и увеличь его. Твои плечи пусть станут совсем ровными и прямыми. Постарайся почувствовать, как это приятно — вот так гордо стоять и нравиться самому себе. И, разглядывая себя с ног до головы, повторяй за мной: "Я люблю себя! Я люблю себя! Я люблю себя!" (Произнесите эти слова с большим энтузиазмом и очень эмоционально.) Ты чувствуешь, как это приятно? Ты можешь повторять про себя эти слова всякий раз, когда захочешь почувствовать себя счастливым и довольным. Постарайся прочувствовать всем своим телом, как ты произносишь: "Я люблю себя!". В какой части тела ты ощущаешь это? Покажи рукой на это место, где чувствуешь свое "Я люблю себя!". Хорошо запомни, как в твоем теле отражается твое "Я люблю себя!". Сейчас мы обсудим это. А теперь ты можешь вернуться снова в наш класс. Потянись, немного напряги и расслабь все свое тело и открой глаза... Попросите по завершении этой фантазии всех детей хором произнести фразу-подтверждение "Я люблю себя!". Спросите детей, где в своем теле они чувствуют эту любовь. Затем дети могут нарисовать свой образ. Они могут работать в парах, при этом каждый ребенок рисует контур своего партнера на большом листе упаковочной бумаги. Потом этот контур раскрашивается и превращается в улыбающийся и счастливый портрет. Дети могут отдельные части тела характеризовать позитивными прилагательными. Например: "мои красивые карие глаза", "мои золотые умелые руки" и т.д. Анализ упражнения: — Почему некоторые люди любят самих себя? — Почему некоторые люди себя не любят? — Почему некоторым людям редко приходят в голову приятные мысли о себе? — Что ты можешь сделать для того, чтобы чаще думать о себе хорошо? — Что делает тебя счастливым? 8* Я справился! UJVA 55 (с 8 лет) Цели: Одним из важных источников самоуважения является осознание того, что мы смогли преодолеть трудность, выполнить очень сложную задачу. Для детей большое значение имеет возможность представлять окружающим свои большие и маленькие успехи и получать от них подтверждение, что они и на самом деле сделали нечто важное. Их собственная система оценок еще весьма нестабильна, поэтому ее укрепляют положительные эмоции, пережитые вместе со значимыми для них людьми. Материалы: Каждому ребенку нужны бумага и восковые мелки. Инструкция: Удавалось ли тебе когда-нибудь делать что-то, что было для тебя очень сложным? Задача была непростой, но ты все же справился с ней! Возможно, остальные не обратили внимания на то, что ты сделал что-то очень важное для себя, но сам ты был горд и доволен, что смог преодолеть себя и справиться с такой сложной работой. Вспомни пару таких случаев из твоего личного опыта и нарисуй их. Нарисуй себя во время выполнения этого сложного дела. (10 минут.) По завершении дети показывают свои рисунки классу и рассказывают о них. При этом Вы сами как можно активнее выражайте свои чувства по поводу рисунков и побуждайте других детей делать это. Анализ упражнения: — Когда у тебя что-нибудь хорошо получается, кому ты рассказываешь об этом? — Когда ты гордишься собой, в какой части своего тела ты ощущаешь гордость? — По каким признакам окружающие могут заметить, что ты гордишься собой? — Что тебе потребовалось, чтобы сделать то, о чем ты рассказываешь в своем рисунке? — Когда тебе нужно сделать что-то очень сложное, сколько попыток ты предпринимаешь? — В каких случаях ты бываешь готов сдаться и все бросить? Т)ружная семья ЫТРЛ 56 (с 6 лет) Цели: Это упражнение очень хорошо выполнять в начале учебной недели или в начале четверти, поскольку на каникулах или во время выходных семьи проводят обычно больше времени вместе. Дети могут обсудить все, что они любят делать всей семьей и показать окружающим, что они гордятся своей семьей, а такая гордость — одно из важных условий самоуважения ребенка. Материалы: Каждому участнику - бумага и восковые мелки. Инструкция: Нарисуй картинку, на которой будет изображено, как вы всей своей семьей делаете что-то, что вам всем очень нравится. Если твои родители из-за развода живут отдельно друг от друга, в разных семьях, то ты можешь нарисовать два рисунка. Дети, умеющие писать, могут дополнить свой рисунок перечислением любимых занятий своей семьи. По завершении упражнения каждый ребенок представляет свой рисунок и зачитывает прилагаемый к нему список. Анализ упражнения: — Когда вы делаете что-нибудь все вместе, всей семьей? — В каких случаях вы все вместе смеетесь? — Делаете ли вы иногда всей семьей то, что тебе не нравится? — Хочешь ли ты, чтобы твоя семья стала что-нибудь делать вместе? — Что ты больше всего желаешь своей семье? — Кто после развода родителей живет в твоей новой семье? — Что при этом трудно? Что в этом хорошего? ААол семья UJPA 57 (с 6 лет) Цели: Возможность время от времени рассказывать о своей семье является еще одним источником здорового самоуважения ребенка. В ходе этого упражнения дети могут позитивно прокомментировать принесенные ими фотографии членов своей семьи. Заранее попросите детей принести в школу соответствующие семейные фотографии. Дети, которые не могут принести фотографии в класс, рисуют членов своей семьи сами. Для начала Вы сами нарисуйте свою семью, чтобы дети, не принесшие фотографии, не чувствовали себя не в своей тарелке. Материалы: У каждого ребенка должны быть фотографии или рисунки членов своей семьи. Также понадобится легкоснимаемый скотч и несколько больших листов упаковочной бумаги. Инструкция: Сегодня мы расскажем друг другу о своих семьях. Сначала я представлю вам свою семью. (Нарисуйте сами свою семью и представьте всех ее членов классу.) Теперь давайте вместе наклеим ваши фотографии и рисунки таким образом, чтобы каждая семья была пространственно отграничена от всех остальных. Когда все рисунки и фотографии будут наклеены, Вы можете обсудить с детьми особенности их семей. Например: "Кто из вас единственный ребенок в семье?", "У кого дома живут еще и бабушки или дедушки?", "У кого из мальчиков есть брат?", "Кто живет в большой семье?", "Кто из вас живет в новой семье после развода родителей?", "Кто из вас живет только с одним из родителей?". И так далее. Подчеркните, что существуют самые разные формы семей. После этого Вы можете обсудить с детьми, какую особенную роль играет в семье каждый из ее членов. Задайте вопрос: "Почему ты важен для своей семьи?". Обсудите с ребенком, что он сам может сделать, чтобы членам его семьи стало жить еще лучше и приятнее? Анализ упражнения: — Почему для тебя так важна твоя семья? — Как бы ты жил, если бы у тебя не было семьи? — Где живут дети, у которых семьи нет? — Ты когда-нибудь скучал очень сильно по своей семье? — Ты хочешь, чтобы братьев и сестер у тебя было больше? Меньше? — Чем в своей семье ты гордишься? — Что особенного есть у твоей семьи? (Невидимые помощники UJPA 58 (с 8 лет) Цели: Совсем маленькие дети еще, как правило, сохраняют способность концентрировать свое внимание на совсем простых вещах'и наслаждаться ими в полной мере. Они разглядывают солнечные блики на стекле и прыгают от восторга, наблюдая, как таинственным образом перемещаются солнечные зайчики. Заслышав голоса птиц, они способны полностью сконцентрироваться на этих звуках и наслаждаться этими краткими мгновениями. Маленькие дети — прирожденные оптимисты, лишь с годами они постепенно перенимают у взрослых скепсис и пессимизм. Чтобы достичь больших успехов в жизни и развить у себя высокий уровень самоуважения, нам необходим оптимистический взгляд на жизнь. Это будет сделать проще, если Вы научитесь концентрироваться на приятных моментах жизни, отмечая и запоминая их. Каждый день мы сталкиваемся с приятными событиями гораздо чаще, чем с неприятными. Это легко заметить, если внимательно проанализировать прожитый день, но пессимист концентрируется на своих неприятностях и неудачах и, соответственно, видит весь мир в серых тонах. В этой игре мы предлагаем детям сконцентрироваться на тех вещах, которые делают их жизнь прекрасной. Материалы: Колокольчик. Инструкция: Представь себе, что у тебя есть невидимый помощник, не отстающий от тебя ни на шаг. Всякий раз, когда ты испытываешь что-то приятное, он нежно касается твоего плеча и тихо говорит тебе: "Как прекрасно!" Конечно, такой невидимый помощник не нужен тебе, чтобы замечать и без того бросающиеся в глаза приятные мгновения твоей жизни. Например, ты и сам без посторонней помощи можешь насладиться отменой занятий в школе. Да и когда ты в жаркий день ешь порцию своего любимого мороженого, тебе не нужно посторонней помощи, чтобы всласть порадоваться этому. Но тебе понадобится помощь твоего невидимого помощника, чтобы наслаждаться теми важными, но неуловимыми вещами, которые ежечасно и постоянно происходят с нами и делают жизнь прекрасной и удивительной. Можно, например, порадоваться теплым лучам солнца, получить облегчение после глубокого и сильного вздоха, услышать доброе слово одноклассника, увидеть улыбку друга и так далее. Невидимый помощник может обратить твое внимание на все эти маленькие радости жизни, чтобы ты успел насладиться ими. Чем больше ты наслаждаешься каждым мгновением своей жизни, тем счастливее ты станешь. Давайте проверим, насколько вы поняли мои слова. Ведь это так просто, и все же все эти ворчуны и пессимисты на своем жалком примере показывают всем нам, как необходим в жизни такой невидимый помощник, вновь и вновь шепчущий нам на ухо: "Как прекрасно!" Встаньте, пожалуйста, и начните медленно бродить по классу... * * * Представь себе, что невидимый помощник ходит рядом с тобой и каждый раз кладет свою руку тебе на плечо, как только ты замечаешь нечто красивое и приятное. Почувствовав руку на своем плече, ничего не произноси вслух, просто подойди к моему столу и позвони в колокольчик. И снова броди по классу в ожидании момента, когда еще что-нибудь приятное привлечет твое внимание. (5-10 минут.) Попросите детей после этого рассказать обо всем, что их обрадовало. И пусть весь сегодняшний день твой невидимый помощник незримо следует за тобой. Постарайся заметить все эти маленькие радости, на которые укажет тебе помощник-невидимка. Завтра я расспрошу вас обо всем, чему вы порадуетесь сегодня. Анализ упражнения: — Какие прекрасные звуки тебе удалось услышать? — Какие прекрасные образы ты смог увидеть? — Удалось ли тебе почувствовать какой-нибудь приятный вкус? — Почувствовал ли ты прекрасные запахи? — Прикасался ли ты к чему-нибудь приятному на ощупь? — Совершал ли ты такие движения, которые были бы приятны твоему телу? — Слышал ли ты приятные слова? Спасибо моему телу UTPA 59 (с 8 лет) Цели: Дети зависят от своего тела гораздо больше, чем взрослые. Внешний вид, сила и ловкость — все это сильно влияет на самооценку ребенка. С помощью этого упражнения мы предоставляем каждому ребенку возможность усиливать позитивное отношение к своему телу, ощущать благодарность разным его частям, укрепляя тем самым фундамент его самооценки и развивая его оптимизм и осознанное гармоничное отношение к миру. Инструкция: Вы можете назвать пять вещей, за которые вы испытываете благодарность судьбе? А можете теперь назвать мне еще пять вещей, за которые вы также могли быть благодарны жизни, но обычно забываете про это? Как ты обычно выражаешь свою благодарность? Можете ли вы представить себе совершенно неблагодарного человека, то есть такого, который никому ни за что не бывает благодарен? Можете ли вы быть благодарны за что-нибудь камню? А вдыхаемому вами воздуху? Можете ли вы поблагодарить свои ноги за то, что они помогают вам ходить? Я хочу пригласить вас в путешествие в страну фантазии, во время которого вы можете поблагодарить свое тело за все то хорошее, что оно делает для вас. Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха... * * * Постарайся почувствовать пол и стул, которые держат сейчас твое тело... Теперь подумай о том, как твое тело ежедневно служит тебе, помогая тебе ходить в школу, играть с друзьями. Ты можешь поблагодарить свое тело за его помощь тебе и послать ему небольшую телеграмму. Скажи своему телу, что ты его любишь и благодаришь его... Пошли телеграмму своим ступням и поблагодари их за то, что они несут тебя в любое место, куда ты захочешь, и помогают тебе быть таким самостоятельным человеком... Благодарственную телеграмму ты можешь направить и своим голеням, которые держат на себе весь вес твоего тела, когда ты ходишь, катаешься на коньках, лазаешь по деревьям и которые вынуждены терпеть и ждать, пока ты сидишь здесь в классе и учишься. А теперь ты можешь послать телеграмму своей груди. Поблагодари свои легкие, которые помогают тебе дышать и снабжают все твое тело кислородом, обеспечивая тебя энергией и силами для игр и работы. Сделай глубокий выдох, затем полный вдох и постарайся поймать ощущение того, как приятно иметь столь емкие легкие... Ты можешь отправить телеграмму своим рукам, чтобы поблагодарить их за все, что ты можешь с их помощью делать. Нежно пошевели пальцами обеих рук и вспомни обо всем том, что ты можешь ими делать: подтягиваться, писать и рисовать, нежно прикасаться к другим людям... Еще одну телеграмму с благодарностью направь своим плечам и шее. Слегка пошевели плечами и почувствуй, как надежно они носят твою голову, позволяя тебе видеть весь мир в разных направлениях... А теперь пошли телеграмму своему позвоночнику. Он позволяет тебе ровно сидеть и ходить, носить тяжелые вещи и выдерживать большие нагрузки... А теперь некоторое время подумай, каким еще частям своего тела ты можешь отправить благодарственную телеграмму. В течение следующей минуты я буду молчать, чтобы ты спокойно мог поблагодарить остальные части своего тела. Может быть, какие-то части твоего тела выздоровели после болезни или травмы. Возможно, какие-то его части помогают тебе наслаждаться жизнью, слушать му- зыку, наслаждаться приятными ароматами и ощущать изумительные вкусы любимых тобой продуктов... Повспоминай об этих частях твоего тела в течение некоторого времени и поблагодари их. (1 минута.) А теперь пришло время снова возвращаться сюда к нам. Я начну считать до трех, и ты можешь постепенно открывать глаза, осматриваться вокруг себя, чувствуя бодрость и силы во всем теле. Один... Два... Три... Анализ упражнения: — Какой частью своего тела ты больше всего гордишься? — Какая часть твоего тела наиболее чувствительна? — Какой части тела ты более всего благодарен? — О какой части своего тела тебе бы стоило заботиться побольше? — Почему так важно благодарить свое тело? От третьего лица UJVA 60 (с 10 лет) Цели: В этом упражнении мы предлагаем детям написать о себе в третьем лице. Эта форма самоописания помогает некоторым детям представить себя другими и больше, чем обычно, рассказать о себе. Такой текст может стать мостиком, благодаря которому дети смогут полнее и непосредственнее выражать себя. Кроме того, мы предоставляем детям в этом упражнении возможность выразить свою мечту и представить ее реализованной. Тем самым мы вселяем в детей (в особенности это касается детей с низким самоуважением) уверенность в том, что они будут расти и достигнут того, чего хотят. Материалы: Бумага и карандаш — каждому ребенку. Инструкция: Я хотела бы, чтобы ты описал самого себя и свою жизнь. Ты можешь описать, как ты выглядишь, в какой семье и где ты живешь, в какую школу и какой дорогой ты ходишь, что тебе нравится делать, что ты не любишь и что ты сам себе желаешь. Представь себе, что смотришь на себя со стороны глазами, например, твоего близкого и хорошего друга. Поэтому пиши от третьего лица. Например: "Клава живет в Москве. Ей десять лет. У нее светлые волосы..." А теперь — еще одна важная часть задачи. Напиши про себя и про свою жизнь все, что есть у тебя на самом деле, но при этом обязательно допиши еще и пару вещей, которых еще нет, но ты бы очень хотел, чтобы они были в твоей жизни. Напиши так, как будто эти вещи уже присутствуют в твоей жизни. Например, если ты хочешь, чтобы у тебя появилась самая лучшая на свете подруга, то так и напиши: "У Клавы есть замечательная подруга, с которой ей очень нравится быть вместе. Клава может обо всем говорить с ней, а подружка никогда никому ни о чем не проболтается..." (15 минут.) После этого соберите рассказы детей и зачитайте их перед классом, опуская все имена, заменив их соответствующими местоимениями — "он", "она" — или словосочетаниями типа "этот мальчик" и "эта девочка". Пусть дети отгадывают, кому принадлежит каждое описание. Дети мо- гут также отгадывать, в каком месте текста скрыты желания данного ребенка. Анализ упражнения: — Легко ли было тебе выполнять это задание? — Насколько трудно тебе было угадать автора рассказа? — Понравилось ли тебе твое собственное самоописание? — Смог ли ты написать так, как будто твоя мечта уже стала реальностью? — Чей рассказ понравился тебе больше всего? "Цветок UJT>A 61 (с 8 лет) Цели: У каждого ребенка есть потребность чувствовать себя для кого-то ценным. В этом кратком путешествии в мир фантазии мы можем подарить детям символ внутреннего покоя и доверия самим себе. Инструкция: С какими чувствами вы начали сегодняшний день? Что вы хотели от него? Бывают ли у вас такие дни, которые начинаются не столь хорошо? Чего вам не хватает в такие дни? Я хочу пригласить вас в путешествие в страну фантазии, во время которого я покажу вам, как можно вызывать у себя приятные ощущения. Сядь поудобнее и закрой глаза. Сделай три глубоких вдоха и выдоха... * * * А теперь представь себе какой-нибудь цветок, куст или дерево с прекрасными бутонами. Выбери какое-нибудь любое растение, цветы которого тебе нравятся... Внимательно рассмотри его, его листья, цветы и еще нераспустившиеся бутоны... Представь теперь, что ты — один из этих нераспустившихся бутонов. Посмотри на плотную оболочку вокруг себя, постарайся почувствовать, как тебе хочется, чтобы эта оболочка раскрылась и ты бы потянулся навстречу теплому солнечному свету... А теперь ты можешь представить себе, как твой бутон постепенно раскрывается. Постарайся почувствовать аромат этого цветка... Рассмотри цвет его лепестков... Посмотри, как ярко они сияют... Если хочешь, можешь понаблюдать, как мимо проходят дети и взрослые и восхищаются таким прекрасным цветком. Слышишь, они говорят: "Какой красивый цветок! Он так нравится мне!" Восхищайся и ты этим цветком, повторяя про себя: "Я хочу очень хорошо запомнить его. Я хочу, чтобы моя жизнь стала такой же прекрасной и яркой". Ты чувствуешь, как приятно смотреть на этот цветок? Возьми это приятное чувство и помести в какую-нибудь часть своего тела. Например, ты можешь вдохнуть это чувство и поместить его в район солнечного сплетения... А теперь потянись, расслабься, открой глаза и вернись к нам в класс бодрым и отдохнувшим. Если хотите, Вы можете положить в центре класса лист ватмана и сказать группе: "А теперь давайте быстро нарисуем волшебное дерево, на котором будут расти все те разнообразные и прекрасные цветы, которыми вы были". Нарисуйте сами волшебное дерево, и пусть каждый ребенок пририсует свой цветок к одной из его веток. Анализ упражнения: — Какое растение ты себе представил? — Ты можешь рассказать о себе как об этом растении, от первого лица? — Можешь ли ты описать свой аромат? — Бывает ли, что кто-нибудь восхищается тобой? — Есть ли на свете люди, от которых ты очень ждешь восхищения тобой? Кто это? — Можно ли сказать, что "каждый человек — это чудо"? — Чей цветок тебе понравился? Глава 5 Date: 2016-07-20; view: 209; Нарушение авторских прав |