Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методика работы над агитационно-художественным театрализованным представлением.





Агитбригады возникли в первые годы после Октябрьской революции для обслуживания фронтов Гражданской войны. С конца 20-х гг. получили массовое распространение на стройках, предприятиях, позже в вузах в студенческой сфере. Широкое распространение термина «агитбригада» привело к тому, что в 1990-е годы это название стало присваиваться небольшим коллективам студенческой художественной самодеятельности, выступающим и без прямого назначения жанра – без убеждения, призыва. Лаконичный и выразительный сценический жанр агитбригады таит в себе богатые возможности для творчества. Освободившись от прежнего политизированного содержания, в наши дни он переживает возрождение как форма театрального действа, близкая по своим особенностям к популярному КВН.

Агитколлектив, агиттеатр - небольшой профессиональный или самодеятельный театральный коллектив (обычно10-15 человек в составе). Исполнители в агитбригаде – «мастера на все руки», владеющие широким спектром сценических приемов, умеющие петь, танцевать, хорошо читать текст, обладающие хорошей дикцией, а также зажигательным темпераментом. Репертуар агитбригады строится на остросовременном, злободневном материале; его составляют драматические, музыкальные и хореографические миниатюры. Именно агитационная бригада изобрела «знаменитую линейку» - шеренгу людей, стоящих на авансцене лицом в зал и представляющих собой, по сути дела, единый образ. Открытие жанра - «отстраненное общение», когда актеры, вопреки всем театральным канонам, обращаются друг к другу, глядя при этом в зал. Выступающие на сцене могут говорить и за автора, и за героя, а в следующий момент разбить монолог на десятерых. Компоновка сценария из отдельных кусочков и даже реплик, которые вовсе необязательно связаны между собой не только логикой действия, но и логикой вообще, - тоже достижение жанра агитбригады. Лишь удачное сочетание многообразия выразительных средств сможет удивить зрителя, привлечь его внимание, заинтересовать. Однако важно за шоу-эффектами не потерять суть выступления.

СОЗДАНИЕ СЦЕНАРИЯ.

Необходимо, чтобы само содержание предлагаемого материала было важно зрителю. Только актуальная тема, затронутая исполнителем, сможет дойти до каждого слушателя, вызвать на ответные размышления. Поэтому прежде, чем приступить к написанию сценария, нужно ответить на три ключевых вопроса любого выступления: «Кто? Кому? Зачем?» Кого, какую категорию людей вы представляете, от имени кого говорите? К кому обращено содержание будущей агитационной кампании? Что, по вашему мнению, следует изменить в представлениях, во впечатлениях, в действиях окружающих? Важно определить проблематику агитации, сформулировать в одном предложении суть вашего призыва. Данное действие, произведенное изначально, облегчит работу над сценарием агитбригады. Программа агитбригады должна иметь точный адрес. Насмешка ради развлечения – недостаток программы, сатира теряет свою остроту и социальную значимость. В сценарии не запрещена компоновка готовых текстов. Лирическо-музыкальные композиции как вид агитбригад зачастую и строятся на основе текстов известных песен, стихотворений по выбранной тематике. Агитбригада – особый жанр, требующий чрезвычайно внимательного к себе отношения. Содержание выступления агитационной бригады должно быть предельно конкретно. В этом поможет освоение драматургических и литературных основ: понимание сюжета как цепи событий (экспозиция, завязка, кульминация, развязка, финал), необходимости заявки конфликта в основе любого сюжета.

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА.

Агитбригаде необходимо показать высокий уровень исполнения во всех сферах, которые она использует: в хореографии, в изобразительном искусстве, в декламации, актерском исполнении роли и т.д. Это позволит зрителю сосредоточиться не на оценке качества предлагаемых блоков агитбригады, а на их содержании.

Важную роль в воплощении агитационной бригады играет и оформление: декорации (рекомендуется делать их лаконичными и мобильными), музыка, костюмы. Все это должно соответствовать теме выступления, задавать желаемое настроение. Важно уходить от стереотипов, искать интересные варианты. Например, вариант одежды «белый верх, черный низ» должен быть оправдан. Использование возможностей самых разных средств позволит более ярко раскрыть идею агитационной бригады.

Продолжительность выступления может быть самой различной, но следует учитывать такие особенности зрителя, как сосредоточение, внимание, усидчивость. Как правило, любое театральное действо сориентировано на время от 30 минут до 2,5 часов. В случае, когда предполагается большое количество выступлений, отдельная агитбригада может состояться за 7-10 минут. Этого времени бывает достаточно, чтобы выразить основную идею и попытаться убедить зрителя в своей точке зрения на злободневный вопрос. Опять же динамичность позволяет предельно конкретно выразить суть выступления.


Важно, чтобы выступление агитбригады было интерактивным, т.е. зрители должны быть вовлечены в действо. Зритель должен почувствовать себя соучастником происходящего на сцене. Достичь этого можно разными способами, один из них заключается в том, что исполнители постоянно обращаются к зрителям и ждут от них ответной реакции. Агитбригадный жанр как средство воспитания социально активной личности. Таким образом, Агитбригада - творческий коллектив, выступающий по различной тематике и затрагивающий актуальные проблемы своего времени, который высмеивает отрицательные стороны нашей жизни и показывает положительные моменты. Это единственно - доступный жанр, практически удобная и мобильна форма для небольших, даже технически не оснащенных организаций.

Стили выступления агитбригады: разговорный жанр, песни, частушки, стихи, танцевальные композиции, интермедии и сценки. Обязательное главное условие – наглядности (декорации, плакаты, растяжки) и музыкальное сопровождение.

 

Билет № 14.

1. Компоненты содержания народных праздников в учреждениях дополнительного образования. Основные типы активной деятельности детей в процессе проведения народного праздника.

2. Разработать тему, план подготовки народного праздника для детей.

3. Представление сценарной разработки досуговой программы и показ досугового мероприятия для детей.

 

1. К основным содержательным компонентам народного праздника, прежде всего, относятся выразительные средства эмоционального воздействия на зрителей.

Народный праздник имеет специфические средства эмоционального воздействия. Это, прежде всего живое слово, создающие образы, речь ведущих, занимающая в себе важную цель, соединяющая эпизоды. «Художественное слово» - жанр сценического искусства, в основе которого лежит литературно-художественный материал.

Требования, обычно предъявляемые к языку в театре: действенность, индивидуализация языка и поэтическая образность - также применимы и к словесному материалу в народном действе. Одно из основных выразительных средств народного праздника – музыка.

Не одно народное действо не проходит без музыкального сопровождения, с помощью которого режиссер создает атмосферу эпизода, задает действию необходимый ритм и т.д. В народном празднике особенно возрастает роль музыки, без которой такое представление просто немыслимо и использование шумов. В народном действе, как и в традиционном театре, музыка может быть сюжетной, иллюстрацией и фоновой (или, как говорят в театре, - «создавать настроение») она может выражать внутренний мир героя или быть контрастной по отношению к действию. Но помимо всего, в проставлении она еще играет ассоциативную роль, являясь символом, знаком какого-то события. Невозможно представить народный праздник без участия музыкальных коллективов: народных оркестров, фольклорных ансамблей и т.п.


Говоря о музыке в народном празднике нельзя не отметить ее особенности. В народном действе используется: фольклорная музыка, музыка в современной обработке, музыка живая, музыка по фонограмме.

В фольклорной музыке можно выделить календарные обрядовые песни, свадебные, эпические, танцевальные и лирические песни. Фольклорная музыка является больше песенной, чем инструментальной примером могут служить частушки. Фольклорная музыка является тем самым началом начал, которое, ярко отражает сущность народного праздника.

Подбор музыкального материала - процесс сложный. Используя фрагменты музыкального творчества одного или разных авторов, организатор как бы «пересоздает» качественно новое, целостное произведение, отвечающее характеру и всему строю сценического представления. Если эти мелодии в одном жанровом, стилевом ключе, то представление будет более целостное, завершенное. Поэтому желательно отбирать музыку из произведений одного или нескольких близких по творческой индивидуальности композиторов.

Невозможно представить народный праздник без использования театрального творчества, а также народной хореографии.

Основные типы активной деятельности детей в процессе проведения народного праздника. Отличительной особенностью построения драматургиинародных представлений является, то, что человек, пришедший на праздник должен быть не только зрителем, а активным участником. Откуда следует, что при разработке праздника важно предусмотреть пути активизации зрителей. При этом важным представляется внесение в действие элементов импровизационной творческой игры, психологическая потребность в которой присуща как детям, так и взрослым. Основными в процессе театрализованного действия являются: вербальная активизация, дающая участникам возможность самовыражения посредством слова; физическая активизация, побуждающая участников к движению, перемещению и другим физическим действиям; художественная активизация, стимулирующая эмоциональную сферу участников и вызывающая их художественную самодеятельность.

Можно выделить следующие типы активной деятельности, характерные для народного праздника, основанного на сложившихся народных традициях.

Костюмирование участников, стимулирующее их активность, выступающее своеобразной движущей силой театрализованного фольклорного действа, позволяющее участникам войти в роли традиционных народных персонажей сложившейся ритуалистики. Костюмирование как бы синтезирует две стороны театрализации, ибо не только превращает человека в исполнителя фольклорного действия, но и позволяет надеть тот или иной костюм, являющийся сам по себе произведением фольклора. Костюм, история которого как отдельная отрасль знаний складывалась на протяжении многих веков, широко используется сегодня в исторических, этнографических и календарных праздниках и обрядах. Притягательная сила костюмирования на таких мероприятиях позволяет формировать группы персонажей, становящиеся центрами, вокруг которых развертывается действие, втягивающее и некостюмированных участников.


В театрализованных праздниках и обрядах постоянно используются традиционные народные аллегорические персонажи. Использование в построении костюмированного театрализованного действия мифологических персонажей, таких, как Дионис, Нептун т др.

Итак, костюмирование определяет характер общения в театрализованном фольклорно-игровом действии, позволяя ускорить процесс адаптации в нем участников праздника создать условия ролевого общения. Костюм, маска, реквизит в сочетании с мимикой и жестом становятся определенной знаковой системой, языковым кодом, под воздействием которых происходит слияние практически-реального и условно-идеального поведения.

Коллективная импровизация,представляющая собой спонтанную художественную реакцию человека на отмечаемое событие, выражается в хоровом пении, массовых танцах. Этот вид не организованной художественной самодеятельности, потребность в которой всегда живет в народе, отражается, прежде всего, в фольклорных формах.

Для народного творчества традиционно характерна хоровая и танцевальная импровизация. Она буквально пронизывает все разновидности народного праздника, стимулирует создание огромного пласта песенного и хореографического народного репертуара. Импровизационное народное творчество всегда окрашено эмоционально и поэтому может служить для передачи чувств, отношения к тому или иному событию. Все это делает хоровую или танцевальную импровизацию важнейшим структурным элементом народного действия.

Практически во всех народных праздниках используются трудовое, художественно-творческое, спортивное состязание. Они проходят в форме игрового конкурса, серии показательных выступлений, театрализованной схватки, характерны для структуры любого фольклорного действия, носят соревновательный, порой шуточный характер.

Ритуальное действиеявляется обязательным структурным элементом, специфической особенностью любого театрализованного празднично-обрядового действия, опирающегося на народные традиции и фольклор. «Первичные формы преемственности культуры всегда связаны с культом». Они существуют для того, чтобы передать нечто сакральное и в этом своем качестве наиболее ценное для членов общности. Это - ритуалы. Ритуал объемлет те формы поведения, которые по своей сути являются знаковыми, символическими и не имеют утилитарно-практического характера.

 

Использование ритуального действия связано как с календарными праздниками, такими, как встреча весны, приход лета, проводы зимы, так и с выполнением определенных обрядовых действий трудового цикла: вспашка первой борозды, окончание уборки урожая, выгон скота на поле ну и пр.

Именно в этом контексте следует акцентировать внимание на закономерности использования выразительных возможностей ритуалистики в идейно-тематическом замысле традиционных народных праздников, в которые «наряду с элементами, специфичными для определенного праздника, входили и элементы общие, переходящие из одного обрядового цикла в другой»

Рассматривая значение таких общих ритуальных элементов, В.Я. Пропп подчеркивает: «При сравнении праздников между собой обнаруживается, что частично они состоят из одинаковых слагаемых, иногда различно оформленных, а иногда и просто тождественных»

К таким общим ритуальным элементам организации театрализованного действия в народных праздниках и обрядах следует отнести культ огня, воды, растительного мира, ритуальную трапезу, ряженье и пр.

В быту - сельском и городском, старом и современном - жизнь людей развивалась и развивается циклично. Таким образом, обряд - это совокупность установленных обычаем действий, связанных с бытовыми народными традициями или с выполнением религиозных предписаний. В основе обряда всегда лежит обрядовое действие. Рациональные практические действия неотделимы от действий эстетических, одухотворяющих и преобразующих действия практические в своеобразные художественные образы.

Русские народные бытовые обряды весьма разнообразны. Какой и когда следует соблюдать обряд, как в сельском, так и в городском быту, определяют традиционные предписания. Они же диктуют способы и сочетания обрядовых действий, создавая их устойчивость и разнообразие (крестины не похожи на свадьбу, рождественские обряды - на купальские или масленичные и т.п.). Обряды можно разделить следующим образом:

календарные, связанные с земледельческим бытом;

семейные, направленные на сферу индивидуальной и семейной жизни человека;

оказиальные, приуроченные к тем или иным значительным событиям; религиозные, связанные с отправлением знаменательных церковных событий и праздников.

Обрядовое действие также есть комплекс символических, магических, демонстративных и игровых элементов.

В наше время магическая функция обрядовых, действий ослабела, и за ее счет развилась функция демонстративно-символическая и игровая. Кроме того, обрядовые действия могут носить индивидуальный характер (гадания девушек), коллективный (заплетение березок в семик), либо массовый характер (парад спортсменов на олимпийском стадион).

«Если обряд - это последовательность вполне определенных бытовых обрядовых действий, то ритуал - совокупность обрядов, сопровождающих какой-либо социальный, политический, воинский, религиозный акт и составляющих его внешнее оформление, то есть, ритуал - это форма того или иного акта, а совокупность и определенная последовательность обрядовых действий - его содержание.

Церемониал, как и ритуал, есть также определенный порядок совершения обрядовых действий. Но церемония может не соотноситься с традицией и иметь разовый характер.

При написании сценария, посвященного народному празднику, включающему в себя те или иные обряды и обрядовые действия, следует иметь в виду определенную и порой значительную трансформацию праздника по времени и в сознании людей. Для организатора сценарий является не просто руководством определенной последовательности праздничных и обрядовых действий, но драматургически разработанным планом, в котором, безусловно, обрядовое действие с реальными участниками становится его художественным. Основным требованием построения народного праздника должно включать гармоничное единство содержательной, идейно-тематической направленности действия со зрелищностью и развлекательностью.

Таким образом, для организатора народного праздника очень важен отбор специфических эмоционально-выразительных средств и приёмов воздействия на зрителей. Основными компонентами содержания народного праздника является: живое слово, художественное слово,музыка, элементы театрализованного действия, народная хореография.Можно выделить следующие типы активной деятельности, характерные для народного праздника: костюмирование, коллективная импровизация, трудовое, художественно-творческое, спортивное состязание. Спецификой народного праздника заключается в использовании ритуального действия и активного включения зрителей в праздничное действие. При разработке литературного сценария народного праздника нужно учитывать традиции и обряды присущие данному празднику

Билет № 15

1. Роль народных праздников в воспитании личности ребенка в учреждениях дополнительного образования. Методика работы над сценарием народного праздника для детей.

2. Проанализировать содержательную часть сценария народного праздника для детей по предложенной схеме.

3. Представление сценарной разработки досуговой программы и показ досугового мероприятия для детей.







Date: 2016-07-20; view: 1818; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.013 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию