Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






История курса рисунка





Джеральд М. Акерман

Перевод с английского С.С. Брахнов

Шарль Барг «Курс рисунка»

Предисловие

Книга Шарля Барга «Курс рисунка» является выдающимся учебным пособием для художников, она составила основу европейского художественного образования конца девятнадцатого начала двадцатого века, на этой книге выросло несколько поколений прекрасных художников во всем мире. Известно, что Винсент Ван Гог на протяжении своей художественной практики дважды обращался к этому учебнику и дважды полностью проходил весь курс, посвящая многие часы усердному копированию «Курса рисунка», Пабло Пикассо копировал некоторые репродукции из «Курса рисунка» во время своей учебы в художественной академии Барселоны.

Школа западноевропейского рисунка конца девятнадцатого века вобрала в себя огромный опыт предыдущих столетий, но о процессах, которые шли в европейском художественном образовании девятнадцатого века однозначно говорить не приходится.

С одной стороны европейская школа реалистического искусства переживает пик исполнительского мастерства, художественное образование выработало и отточило методики обучения академическому рисунку и живописи. С другой стороны нарастает «усталость стиля» в практике многих художников того времени появляются клише так называемой красивости, заметно усиливается тенденция «понравится». В художественном образовании в силу общей рутины процесса и ориентации на успех в художественных салонах, вырождаются прекрасные традиции академического рисунка и живописи, студентам навязываются или же студенты сами сознательно подражают второсортным образцам. Таким образом, постепенно ослабляется изучение натуры в изначальном понятии этого слова, художественное образование превращается в бездумное тиражирование плохого вкуса.

История курса рисунка

 

Опубликованная здесь в полном объеме книга «Курс рисунка» Барга-Жерома представляет собой широко известное легендарное издание конца XIX века. Курс из трех частей включает 197 отпечатанных литографским способом листов, на которых даются точные рисунки по гипсовым слепкам, копии рисунков великих мастеров и рисунки с натуры., сложность которых идет по возрастающей. Целью курса было подготовить начинающих путем копирования к рисованию с натуры. Книга разделяла идеалы Школы изящных искусств в Париже, курс которой готовил к рисованию с натуры, по выбору, в реалистическом или романтическом ключе. «Курс рисунка» был опубликован в конце шестидесятых годов XIX века, когда считалось, что основной задачей художника является копирование природы, и, главное, - изображение человеческого тела. Экспрессия изображаемого еще не заменялась самовыражением.

Сегодня «Курс рисунка» Барга-Жерома редкое и загадочное издание, но это один из важнейших документов последнего великого расцвета живописи западного искусства, который приходится на конец XIX столетия. Наше новое полное издание поможет современным студентам научиться рисовать. Оно представляет большой интерес для историков, коллекционеров, аматеров, всех интересующихся искусством.

Листы «Курса рисунка» - это модели, что в переводе означает «хорошие образцы для копирования». Материал курса излагается в традиционной для художественных школ девятнадцатого века последовательности. Сначала рисуют гипсовые слепки, потом рисунки мастеров, и, наконец, рисунки сделанные с обнаженных натурщиков («академии»). Поскольку учебные программы того времени традиционно состояли из трех частей, листы были напечатаны без сопроводительного текста. Редакторы настоящего издания снабдили их комментариями, составленными по высказываниям современных преподавателей и мастеров академического рисунка. Даются указания относительно использования листов в классах и для индивидуальных занятий с позиций теории и практики рисунка в XIX веке.

В книге сделана попытка осветить жизнь легендарного Шарля Барга (1826\27 – 1883), литографа и живописца, о котором известно лишь немногим ценителям, коллекционерам и студентам. Мы знаем очень мало. Сохранились немногочисленные полотна, около 50. Есть данные о местонахождении лишь половины из них, и большинство находится в частных коллекциях. «Курс рисунка» существовал в виде отдельных разрозненных листов, а единственный полный экземпляр имелся лишь в Национальной художественной галерее Виктории и Альберта (Лондон). В 1991 г. В музее Гупий (Бордо) были обнаружены еще два экземпляра. Листы данного издания были воспроизведены по ним. В нашей книге приводится также список всех известных картин Барга, с иллюстрациями и комментариями.

Первые две части «Курса рисунка» были предназначены для французских художественных школ, коммерческих училищ, школ декоративного искусства. Считалось, что для того, чтобы промышленные товары пользовались спросом на международном рынке, их дизайнеры должны знать основные принципы хорошего вкуса. Такие принципы были изложены в брошюре «Гупий и Си», которая рекламировала курс «Моделей для рисования» (см. Приложение I). Хороший вкус основывается на знании классических форм, созданных по изысканным классическим статуям. Сочетание хорошего вкуса с изучением природы дает в результате идеальную красоту – отражает природу в ее наиболее совершенном проявлении; тут уместен термин la belle nature (прекрасная природа).

Часть III была посвящена работе с обнаженными моделями, и ее предполагалось использовать в художественных академиях. Работа с натурщиками не поощрялась, даже запрещалась в художественных училищах, т. е. в торговых школах и школах прикладных искусств. Она очень редко включалась в программы. В художественных учреждениях бытовало такое настроение, что незачем развивать у промышленных дизайнеров ненужные стремления и поощрять у них претенциозность. Относящиеся к третьей части академии являются примером того, как неоклассицизм начала XIX века был пересмотрен в свете новых интересов, связанных с реалистическим направлением в искусстве. Листы не изображали фигуры людей обобщенно; черты каждого человека, даже уродливые, наблюдались и находили отражение в рисунке. Барг дает фигуры обнаженных натурщиков реалистично, но они у него всегда смотрятся изящно, даже благородно.

Курс хорошо продавался в течении по меньшей мере тридцати лет, он несколько раз печатался для различных учебных заведений Англии, а также Франции. Отдельные листы курса продавались фирмой «Гупий и Си» и последующими ее владельцами вплоть до 1911 года, когда она прекратила свое существование. Литографии от времени износились; в некоторых из старых художественных школ сохранились отдельные экземпляры. Они висят в рамочке на стене как образец прилежания в XIX веке.

Традиционное академическое преподавание почти не существовало в период от 1880 до 1950, т.к. измельчало поколение преподавателей. Упадок его ассоциировался с изменением художественного восприятия от объективного копирования природы до субъективного восприятия и даже до абстрактного отражения мира в искусстве. Произошла коренная революция в области теории искусства. С античных времен положение Аристотеля о том, что искусство должно копировать природу преобладало в Западной Европе (как в теории, так и на практике). До 80-х гг XIX века термин «экспрессия» служил для обозначения эмоций, вызываемых объектом – изображением лица или предмета, а не для выражениея эмоционального состояния художника, т.е., как теперь говорят, «самовыражения».

«Курс рисунка» демонстрирует традиционный метод обучения изобразительному искусству; дает образцы, достойные копирования и восхищения. Специалистами была изучена информация о художниках, которые проходили обучение в период от Франко-Прусской до I Мировой войны. Они нашли, что данная книга существенно помогала им в освоении теории и практики. Общеизвестно, например, что Винсент Ван Гог не один раз самостоятельно проработал «Курс рисунка», а Пикассо копировал листы Барга, когда учился в академии Барселоны. Многие из ранних работ художника этого периода, которые считались произведениями, сделанными с натуры, в действительности оказались копиями по моделям из «Курса рисунка» Барга.

Сегодня большинство художественных школ обходятся в курсе обучения рисунку без копирования слепков, а современный класс рисунка с натуры очень отличается от академического. Раньше основной упор при обучении делался на точность, основательность и законченность, теперь же предпочтение отдается жесту, самовыражению, что часто приводит к недопустимому в академизме нарушению форм. Раньше модели оставались в одной позе в течение несколько часов; теперь же это время очень сократилось, и во многих студиях считается, что одного часа хватает с избытком.

Многие современные учителя и практики полагают, что высокий уровень техники, законченность враждебны самовыражению. Анатомию проходят кое-как. В современных рисовальных классах не стараются выразить органическое строение модели как единое целое. Учащимся разрешают рисовать части тела «приблизительно», допускается оставлять множество пробных и случайных линий, они не исправляются и не стираются. В профессиональных кругах бытует мнение, что в произведении искусства не может быть ошибок. Единственным критерием является замысел художника.

Академический же рисунок нашего времени (как и в XIX веке) характеризуется точностью и завершенностью, органической целостностью и отсутствием ненужных подробностей. В процессе обучения не только вырабатывается терпение, достигается также умение видеть ошибки и исправлять их. К тому же теория академизма требует, чтобы ученик непрестанно сверялся с натурой, дабы избежать излишней экспрессии, маньеризма. Тело человека изображают с пиететом; недопустим взгляд свысока, с насмешкой и пренебрежением. В академизме тело человека – это святыня.

 

Date: 2016-07-20; view: 1855; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию