Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методические указания для аудиторной работы студентов.Стр 1 из 3Следующая ⇒
Практическое занятие «Обучение в сестринском деле» Методические указания для аудиторной работы студентов.
Уфа 2012
Тема «Обучение в сестринском деле» составлена на основании типовой программы профессионального модуля ПМ 04. Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта (М., 2010) специальности 060501 «Сестринское дело», рабочей программы профессионального модуля, утвержденной в 2012г. КНМС БГМУ
Рецензент: Колганова Е.Н. методист медицинского колледжа БГМУ Ишмухаметова А.А. зам.директора по практическому обучению медицинского колледжа БГМУ
Составитель: Ибраев В.Р., преподаватель клинических дисциплин
Утверждено на заседании цикловой методической комиссии клинических дисциплин протокол № ___ от __________ 20____года. Актуальность темы: Сестринский процесс формирует картину будущей сестринской работы, где одним из методов сестринской деятельности является обучение пациентов и их родственников. Цели занятия: д ля формирования профессиональной компетенции студент должен Студент должен иметь практический опыт: - выявления нарушенных потребностей пациента; - планирования и осуществления сестринского ухода; - ведения медицинской документации - соблюдения требований техники безопасности и противопожарной безопасности уметь: - собирать информацию о состоянии здоровья пациента; - определять проблемы пациента, связанные с состоянием его здоровья; - обеспечить безопасную больничную среду для пациента, его окружения и персонала; - использовать правила эргономики в процессе сестринского ухода и обеспечения безопасного перемещения больного знать: - способы реализации сестринского ухода; - факторы, влияющие на безопасность пациента и персонала; - основы профилактики внутрибольничной инфекции; - основы эргономики Дидактические цели: Обучить студентов: 1.Работать с литературой, составлять опорные конспекты 2.Интерпретировать словесный материал, т.е. переводить его в графики, таблицы и наоборот 3.Использовать принципы общения в практической деятельности медсестры 4.Использовать принципы сестринской педагогики в практической деятельности медсестры. Развивающие цели: Развить у студентов: 1.Логическое мышление, связав материал данной темы с ранее полученными знаниями 2.Творческий подход к изученному материалу, стимулируя самостоятельный перенос студентом усвоенных знаний в новые ситуации и практическую деятельность медсестры Воспитательные цели: Привить студентам: 1.Чувство ответственности за свою профессиональную деятельность 2.Умение сотрудничать с коллегами и другими людьми 3.Целеустремленность в получении новых знаний По окончании занятия студент должен овладеть: Общие компетенции: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, уважать социальные, культурные и религиозные различия. ОК 8. Соблюдать правила охраны труда, противопожарной безопасности и техники безопасности. Профессиональные компетенции: ПК 4.1. Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности. ПК 4.2. Соблюдать принципы профессиональной этики. ПК 4.5. Оформлять медицинскую документацию. ПК 4.9. Участвовать в санитарно-просветительской работе среди населения. ПК 4.12. Осуществлять сестринский процесс Тип занятия: практическое, с элементами проблемного обучения, самостоятельной работой студентов Продолжительность занятия: 6 академических часов Место проведения: кабинет доклинической практики Оснащение: 1. Учебно – методический комплекс «Обучение в сестринском деле». 2. Проблемно – ситуационные задачи, тест – контроль, графический диктант, терминологический диктант, графологические структуры, карта сестринского процесса. Формы и методы контроля исходного и конечного уровня знаний студентов, дополнительный учебный материал представлены в приложениях к методическим рекомендациям (комплекты тестов исходного и конечного уровня знаний и умений студентов с эталонами ответов, с инструкцией к выполнению заданий тестового контроля, графы логических структур в соответствии с рабочей учебной программой; ситуационные задачи, образцы оформления документов). Учебно-исследовательская работа студентов по теме. Работа с литературой и нормативной базой (назначается индивидуально каждому студенту с учётом его способностей и интересов). Содержание занятия: Терапевтическое обучение как элемент лечебного процесса. Функции медицинской сестры как преподавателя по вопросам, касающимся состояния здоровья. Сестринский процесс как основа обучения в сестринском деле. I этап сестринского процесса: оценка потребности и (или) его семьи в обучении. Мотивация к обучению. Оценка исходного уровня знаний и умений пациента. Учет факторов, влияющих на способность к обучению: возраст, образование, состояние здоровья. II этап сестринского процесса: интерпретация проблем пациента/семьи, связанных с дефицитом знаний и умений, необходимых для осуществления лечебно-диагностического процесса и ухода (самоухода). III этап сестринского процесса: определение целей обучения совместно с пациентом с учетом его потребностей и индивидуальности. IV этап сестринского процесса: планирование объема обучения. Организация обучения. Содержание обучения. Сферы, методы и приемы обучения. Ясность и однозначность заданий, темп. Необходимые коммуникативные навыки. Выбор времени обучения. Создание благоприятной для обучения обстановки. Согласование с пациентом. Реализация плана обучения. V этап сестринского процесса: оценка качества и эффективности обучения, коррекция в случае необходимости. Поощрение заинтересованности пациента в обучении и его успехов. Вопросы к самоподготовке: «Общение в сестринском деле». 1.Терапевтическое обучение как элемент лечебного процесса. 2. Задачи обучения в сестринском деле 3. Факторы, способствующие и препятствующие общению в сестринском деле 4. Приемы и методы обучения в сестринском деле 5.Функции медицинской сестры как преподавателя по вопросам, касающимся состояния здоровья. 6.Сестринский процесс как основа обучения в сестринском деле. 7. Сферы и способы обучения в сестринском деле 8. Цели обучения в сестринском деле Основная литература: Давлицарова К.Е, Миронова С.Н. «Манипуляционная техника»: Учебное пособие. - М: Форум, 2011. Дополнительная литература: 1. Мухина С.А. Тарновская И.И. «Теоретические основы сестринского дела» М.: ГЭОТАР – Медиа, 2012. 2. Мухина С. А., Тарновская И. И. «Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела» Москва Издательская группа «Гэотар-Медиа» 4. Турапина И.А «Рабочая тетрадь по основам сестринского дела», 2011 5. Обуховец Т.П, Чернова О.В «Основы сестринского дела» - Ростов н/Д:Феникс, 2010. 6. Кулешова Л.И, Пустоветова Е.В «Основы сестринского дела»: курс лекции – Ростов на Дону: Феникс, 2011. Интернет ресурсы: http://dezsredstva.ru/ - методические указания к дезинфицирующим средствам, нормативные документы; http://www.consultant.ru/- нормативные документы; http://www.recipe.ru/ - нормативные документы; http://www.rusmedserv.com/ - Русский мед.сервис http://www.rmj.ru/internet.htm - медицина в интернете http://www.medlook.ru/ - медицинские сайты http://www.mosmed.ru – медицинские ресурсы http://www.usma.ru – каталог мед.ресурсов http://www.med.by – мед.ресурсы http://www.medlan.samara.ru/pages/advise.html - мед.ресурсы http://www.nworld.spb.ru – мед.ресурсы http://www.medicine.onego.ru – мед.ресурсы http://www.nlr.ru/res/inv/ic_med/index.php
Блок информации Обучение в сестринском деле — это организованный медицинской сестрой процесс для решения проблем пациента, связанных с дефицитом знаний, умений. Задачами обучения в сестринском деле являются: подготовка пациентов к самоуходу с целью удовлетворения нарушенных потребностей; развитие у них интереса к повышению качества жизни, улучшению состояния здоровья или адаптации к измененному состоянию. Содержанием обучения пациента и его родственников элементам сестринского ухода является поддержание определенного уровня здоровья пациента, качества жизни, которое обеспечит достойную жизнь в новых для пациента условиях, связанных с заболеванием. Особое значение приобретают сформированные с помощью медсестры и все уш участвующими в процессе обучения умения и навыки для восстановления утраченных функций организма, создания условий для гармонии личности с окружающей средой. Медицинская сестра, выполняя роль педагога-воспитателя, всегда должна помнить о неотъемлемых элементах сестринского дела — медицинской этике, деонтологии и сестринской философии, отличаться культурой общения и высоким творческим потенциалом. В период реформ сестринского образования расширяются функции медицинской сестры. Изменения, происходящие в различных сферах нашего общества, определяют стратегию сестринской деятельности. Насколько грамотно и профессионально медсестра будет выполнять свои обязанности, настолько эффективными будут сестринская помощь и сестринский процесс в лечебно-профилактическом учреждении. Сестринский процесс формирует картину будущей сестринской работы, где одним из методов сестринской деятельности (вмешательства) являются обучение пациентов и их родственников, непосредственное общение. Если профессиональную квалификацию медсестры не всегда могут распознать пациент и его близкие, то нравственный облик обнажается без труда. Морально-нравственная неустойчивость, отсутствие этических и деонто-логических норм поведения у медсестры несовместимы с избранной профессией. Сопереживание и милосердие должны стать внутренним содержанием, стержнем медицинской сестры. Сферы обучения Чтобы научить пациента выполнять действия, направленные на развитие утраченных в связи с болезнью способностей обслуживать себя, если нет для этого противопоказаний, медсестре необходимы знания сфер обучения человека (пациента), на которые она сможет профессионально воздействовать. ■ 1. Познавательная — направленная на умение пациента анализировать и синтезировать, а также абстрактно мыслить, используя полученные из окружающей среды знания, впечатления. 2. Эмоциональная — характеризует настроение, зависит от эмоциональных свойств личности: впечатлительности, сентиментальности, отзывчивости, черствости и т.д. Наблюдая за пациентом, медсестра отмечает изменения внешнего вида: ■ злобный — указывает на нарушение потребности общаться, нарушение эмоциональной сферы, психические заболевания, дефекты характера и воспитания, самочувствие; ■ испуганный — указывает на страх, психические состояния (фобии, невроз и др.), темперамент (меланхолик), мнительность, лабильность; ■ апатичный — чаще по темпераменту «флегматик», могут быть патологические изменения сферы (апатия), патология воли (абулия или гипобулия), ■ растерянный — указывает на индивидуальные особенности, страх (незнание сути предстоящих обследований, плана лечения, прогнозов болезни и т.д.); ■ не может найти себе места — трактуется как психомоторное возбуждение, страх перед предстоящими обследованиями, операциями, манипуляциями и др., боль, эмоциональный шок; ■ состояние аффекта — вспышка эмоциональной сферы, кратковременное по времени; ■ уравновешенный — является нормой поведения, устойчивого эмоционального состояния; ■ признаки тревожности — потирание рук, напряженность в позе, голосе — являются признаками неустойчивого эмоционального состояния или особенностями характера (мнительность), указывают на наличие страха перед манипуляциями, предстоящим 3. Психомоторная сфера — характеризует изменение настроения, чувств, двигательную активность пациента, зависит от психомоторного развития личности, общего самочувствия, нервно-психических и соматических заболеваний. Медсестра оценивает, как пациент сидит, ходит, стоит во время беседы, часто ли меняет положение тела. Такая деятельность зависит от общего самочувствия, психических и эмоциональных состояний (эйфория), психозаболеваний, соматических заболеваний, патологии сознания (делирий, галлюцинации). Если во время разговора пациент пытается дотронуться до вас, то это может являться индивидуальной особенностью личности, или национальными особенностями (холерик), патологией ощущений, психзаболеванием, тактикой выражения отношения к собеседнику. Часто пациенты активно жестикулируют, что не соответствует ходу разговора, а активная жестикуляция возникает в ответ на внутреннее напряжение. Такое состояние может указать на нервно-психическое заболевание, патологию двигательно-волевой сферы, эмоциональной сферы (эйфория, истерия). Двигательная скованность может явиться результатом патологии опорно-двигательного аппарата, патологии сознания (сопор, оглушенность), патологии воли (ступор), патологии эмоциональной сферы (депрессия, тоска, уныние) мышечного стопора, соматических и психических заболеваний. Жесты плавные, подчеркивающие смысл сказанного, являются нормой поведения. К психомоторной сфере пациента относится и манера говорить. Медсестра должна уметь распознать манеру говорить и дать трактовку речи пациента. 4. Социально-психологическая сфера отражает гражданскую позицию пациента, его личностные и деятельные особенности, то есть способности, интеллект, самооценку, ориентацию, работоспособность, отношение к обучению и другое. Развитие личности получает свое начало в семье. Семья влияет на формирование психического состояния пациента. Семья в современной социальной ситуации — это ценность, потеря которой дорого обходится людям, деформируя их жизнь и судьбу, а также приводя к тяжелым болезненным состояниям. Медсестра, оценивая социально-психологическую сферу пациента, определяет его самооценку. Различают адекватную и неадекватную самооценку.
Date: 2016-07-20; view: 767; Нарушение авторских прав |