Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Технологическая зрелость IT-предприятий (3.3).
Опыт освоения CASE-технологий подтвердил принцип, утверждающий, что нельзя автоматизировать хаос. На одних предприятиях новая технология осваивалась быстро и давала положительные результаты, на других – переживалась с трудом. Специфика различных CASE-технологий оказалось совершенно не при чем – трудности освоения в основном обусловлены технологической незрелостью некоторых организаций-разработчиков ИС и заключается в неспособности организаций управлять технологическим процессом разработки информационной системы. Понятие технологической незрелости было введено в США в середине 1980-х годов для формализации процедуры предварительного отбора достойных кандидатов для участия в тендерах на разработку дорогостоящих проектов ИС военного назначения. Модель технологической зрелости является описанием стадий эволюции, которые проходят организации-разработчики по мере того, как они определяют, реализуют, измеряют, контролируют и совершенствуют процессы создания ИС. Эта модель помогает организации выбрать адекватную стратегию усовершенствования этих процессов, предоставляя методическую основу для определения текущего уровня их совершенства и выявления проблем, критичных для качества разрабатываемых ИС. Для достижения устойчивых результатов в процессе развития технологии и организации управления жизненным циклом ИС в стандарте ГОСТ Р ИСО/МЭК 15504-1-2009 «Информационные технологии. Оценка процессов» рекомендуется методология обеспечения качества сложных программных средств СММ (Capability Maturity Model). Это система и модель оценки зрелости комплекса применяемых технологических процессов. Модель основана на формализации и использовании пяти уровней зрелости технологий поддержки ЖЦ ПС, которые определяют потенциально возможное качество и безопасность создаваемых комплексов программ. Эти уровни технологической зрелости характеризуются адекватностью измерения и документирования процессов и продуктов ЖЦ ПС, широтой применения стандартов и инструментальных средств автоматизации работ, степенью формализации и т.д. Для оценки технологической зрелости организации-разработчика ИС существует специальная методика, в основу которой положено пять вопросников – по одному на каждый уровень зрелости. Вопросы касаются всех аспектов технологии разработки ИС, включая организацию управления проектов, формализацию технологического процесса, контроль качества, регистрацию промежуточных и конечных результатов и порядок их использования, а также квалификацию участников процесса создания ИС. В результате были определены пять уровней технологической зрелости: первоначальный, повторяемый, определенный, управляемый и оптимизируемый.
Уровень 1. Начальный. Наиболее массовые разработки проектов ПС характеризуются относительно небольшими объемами программ в несколько тысяч строк, создаваемых несколькими специалистами. Они применяют простейшие неформализованные технологии с использованием типовых инструментальных компонентов операционных систем. Основные процессы ЖЦ ИС на этом уровне не регламентированы, выполняются не совсем упорядоченно, в некоторых случаях даже хаотически и зависят от нескоординированных индивидуальных усилий специалистов. Процессы на первом уровне характеризуются своей непредсказуемостью по срокам, в связи с тем, что их состав, назначение и последовательность выполнения могут меняться случайным образом в зависимости от текущей ситуации. Успех проекта, как правило, зависит от таланта и опыта отдельных программистов. При увольнении этих сотрудников проект останавливается. Уровень 2. Повторяемый. Для сложных проектов ИС объемом в десятки и сотни тысяч строк, в которых участвуют десятки специалистов разной квалификации, необходимы организация, регламентирование технологии и унификация процессов деятельности каждого из них. Процессы на этом уровне заранее планируются, их выполнение контролируется, чем достигается предсказуемость результатов и времени выполнения этапов, компонентов и проекта в целом. Основной особенностью второго уровня является наличие формализованных и документированных процессов управления проектами, которые пригодны для модернизации, а их результаты поддаются количественной оценке. Основное отличие от первоначального уровня состоит в том, что выполнение процесса планируется и контролируется. Необходимая дисциплина соблюдения установленных процессов имеет место и обеспечивает возможность повторения успеха предыдущих проектов в той же прикладной области. Успех проекта зависит от опыта и интуиции руководителя, для крупномасштабных проектов ПС с гарантированным качеством, риск провала остается еще достаточно большим. Уровень 3. Определенный. Процессы ЖЦ ПС на этом уровне должны быть стандартизированы и представлять собой единую технологическую систему, обязательную для всех подразделений. Каждый проект использует утвержденную, адаптированную к особенностям данного проекта версию этой технологии. Полагают, что третий уровень технологической зрелости соответствует требованиям CASE-технологии. Описание каждого процесса должно включать условия его выполнения, входные данные, рекомендации стандартов и процедуры выполнения, механизмы проверки качества результатов, выходные данные, условия и документы завершения процессов. В описании процессов включаются сведения об инструментальных средствах, необходимых для их выполнения, роль, ответственность и квалификация специалистов. Основное отличие от повторяемого уровня заключается в том, что элементы процесса уровня 3 планируются и управляются на основе единого стандарта компании. Качество разрабатываемого проекта уже не зависит от способностей отдельных личностей. Уровень 4. Управляемый. Для реализации проектов крупномасштабных, особенно сложных ИС в жестко ограниченные сроки и с высоким гарантированным качеством, необходимы активные меры для предотвращения и выявления дефектов и ошибок на всех этапах ЖЦ ИС. На этом уровне должна применяться система детального поэтапного оценивания характеристик качества как технологических процессов ЖЦ, так и самого создаваемого программного продукта и его компонентов. Должны разрабатываться и применяться универсальные методики количественной оценки реализации процессов и их качества. Одновременно с повышением сложности и требований к качеству ПС следует совершенствовать управление проектами за счет сокращения текущих корректировок и исправлений дефектов при выполнении процессов. Результаты процессов становятся предсказуемыми по срокам и качеству в связи с тем, что они измеряются в ходе их выполнения и реализуются в рамках заданных ресурсных ограничений. Основное отличие от определенного уровня состоит в более объективной, количественной оценке продукта и процесса. Уровень 5. Оптимизируемый. Дальнейшая последовательная модернизация и совершенствование технологических процессов ЖЦ ИС для повышения качества их выполнения и расширения глубины контроля над их реализацией с использованием математических моделей процесса разработки. Одна из основных целей этого уровня – сокращение проявлений и потерь от случайный дефектов и ошибок путем выявления сильных и слабых сторон используемых процессов. Эти данные также используются для снижения себестоимости ЖЦ особо сложных ИС в результате внедрения новых технологий и инструментария, а также для планирования и осуществления модернизации всех видов процессов. Основное отличие от управляемого уровня заключается в том, что технология создания и сопровождения программных продуктов планомерно и последовательно совершенствуется. Организация считается соответствующей данному уровню технологической зрелости, если все ключевые области процессов этого и всех нижестоящих уровней удовлетворены. Организация не считается соответствующей данному уровню технологической зрелости, если хотя бы одна ключевая область процессов этого или любого нижестоящего уровня не удовлетворяется. По последним данным, в мире насчитывалось 139 организаций-разработчиков ИС высокого уровня (73- четвертого и 66-пятого уровня). В России только две организации сертифицированы по пятому уровню: Центр разработок фирмы Motorola в Санкт-Петербурге и компания Люксофт. Опыт работы с моделями технологической зрелости позволяет сделать следующие выводы: Организация не может совершить «большой» скачек с первого уровня зрелости. Время перехода с одного уровня на другой от одного до трех лет. Для освоения современных технологий (выход на третий уровень) необходимо разработать 2-3 реальных проекта по новой технологии. Для уровней зрелости выше третьего только одно накопление необходимых статистических сведений и их обработка требует несколько лет. Подъем на каждую очередную ступеньку требует целой системы мероприятий, целенаправленно проводимых на протяжении продолжительного времени. Применение CASE - средств в организациях первого и второго уровней не дает желаемых результатов из-за отсутствия коллективной технологической культуры, которая должна создаваться годами. С 1994 года в США к тендерам на военные заказы допускаются организации, имеющие уровень зрелости не ниже третьего.
Date: 2016-07-20; view: 540; Нарушение авторских прав |