Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Характеристика наглядных методов и приемов обучения ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
К группе НМ относятся: 1. Наблюдение. Умение всматриваться в явления окружающего мира, выделять в них существенное, основное, замечать происхордящее, изменения, устанавливать причины, делать выводы. Проводится на спец.занятиях,экскурсиях, в повседневной жизни. 2. Демонстрация наглядных пособий, картин, предметов, диафильмов, слайдов, иллюстраций, презентаций и тд. Для дошкольников используют разные виды наблюдений: кратковременные и длительные, а также повторные и сравнительные. Длительные наблюдения дают возможность знакомить детей с процессом развития, с изменением состояния того или иного объекта, что дает возможность для развития мыслительной деятельности. Кратковременные Н дают возможность выделить признаки того или иного объекта. Сравнительные (анализ, синтез, обобщение, классификация) Наглядные методы направлены на формирование отчетливых представлений об окр мире, на развитие познавательных процессов и мыслительной деятельности. Наглядные приемы обучения, показ образца, показ способов действия (работы) – при организации работы на огороде, на участке сада. Показ образца используется при сочетании занятия с изобразительной деятельностью. Практические МО (еще, это вопрос № 7) Это такие М, с помощью которых педагог придает познавательной деятельности детей практический характер. 1. Труд в природе 2. Экспериментирование несложные опыты в живой и неживой природе. 3. Моделирование объектов и предметов 4. Игровой метод. Труд детей в природе широко исп. в дошк.обуч., способствует приобретению знаний, практических умений по предметам живой и неживой природы. Этот метод способствует лучшему осмыслению мира. Благодаря опытам и экспериментам, у ребенка развивается наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, высказывать предположения, делать выводы. Моделирование – наглядно-практический МО. Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств того или иного объекта. В основе метода моделирования лежит принцип замещения (реальный предмет замещается лругим предметом – его изображением либо каким-либо условным знаком). Предметное моделирование – модель земного шара –глобус. Аквариум-модель водоема. Схематическая модель – карта Игровой метод представляет собой дидактические игры, кот выполняют 2 функции: 1. Совершенствование и закрепление новых знаний 2. Усвоение новых ЗиУ разного содержания С-Р игра+путешествия. Характерная воображаемая ситуация с наличием ролей, игровых действий,оборудованием. Подвижная игра. Направлена на имитацию действий животных. Игровые приемы исп: 1. Загадывание и отгадывание загадок 2. Создание игровой ситуации 3. Введение элементов соревновательного характера 4. Сюрпризный момент 5. Обыгрывание различных игровых ситуаций Словесные методы и приемы: рассказ, чтение худ.произвед., беседа. (еще это вопрос № 10) Рассказ. Позволяет в доступной форме излагать уч.мат. в рассказе знания разного содержания передаются в образной форме. В качестве материаладля рассказа используется лит произведения. ТРЕБОВАНИЯ К Р: 1. Должен быть эмоциональным, применение жестов, мимики, тембра голоса. 2. Должен носить худ.образы (речь взрослого должна быть выразительна) 3. Не должен быть перегружен информацией. Беседа. Это разговор двух или нескольких лиц, диалогический метод, кот предполагает, что задавать вопросы и высказывать свою точку зрения могут каждый из участников. Применяется при наличие у детей знаний и опыта о предмете и явлении. Цель: уточнить, обогатить и систематизировать знания. Познавательная Б – чаще применяется в МОсПр. Проводится, начиная со ср.гр. Их тематикаопределяется программой восп и обуч. (об окр природу, о труде взрорслых). ПО ДИД ЦЕЛЯМ - вводные - обобщающие (итоговые) Цель: вводной – подготовка детей к предстоящей деятельностиили наблюдению Обобщающая проводится с целью уточнения, систематизации знаний о явл живой и неживой природы Беседа
Исходя из дидактических задач выделяют 2 вида бесед: предварительную и итоговую. Предварительная беседа используется воспитателем перед наблюдением, экскурсией. Цель такой беседы — уточнение опыта детей для того, чтобы установить связь предстоящего наблюдения с имеющимися знаниями. Итоговая беседа направлена на систематизацию и обобщение полученных фактов, их конкретизацию, закрепление и уточнение. Эти беседы по содержанию могут быть разного уровня: одни беседы проводятся после наблюдения за узким кругом наблюдаемых объектов (например, беседа о перелетных птицах, о зимовке зверей в лесу и др.), другие, затрагивающие более широкий круг явлений (например, беседы о сезонах), для систематизации знаний детей о явлениях неживой природы, о жизни растений, о животных, о труде людей. Эффективность беседы зависит от предварительной подготовки детей. Беседа — это итог проведенной с ними работы. Поэтому перед воспитателем стоит задача накопления у детей представлений через наблюдения, трудовую деятельность, игры, чтение природоведческой книги, рассказы. Беседовать можно только о том, о чем есть у ребят конкретные представления. Воспитатель должен отчетливо представлять дидактическую цель беседы: какое содержание надо уточнить и конкретизировать, какие существенные связи для обобщения и систематизации следует выделить, к каким обобщениям и выводам необходимо подвести детей в итоге беседы. Беседа начинается с анализа явлений, фактов, выделения их особенностей, признаков, существенных связей и зависимостей между явлениями. Такой анализ обеспечивает переход к обобщениям, приводит в систему разрозненные факты. В первой части беседы с целью подготовки детей к обобщению включаются также вопросы воспитателя к детям: «Какие птицы прилетают первыми? Как мы узнали грачей? Где мы их видели? Что делали грачи на поле? Чем питаются грачи?» Когда воспитатель с детьми выяснит все это, он спрашивает: «Почему грачи прилетают раньше других птиц?» (Аналогично и о других птицах — скворце, ласточке и др.) Во второй части беседы можно поставить вопрос, требующий обобщения: «Почему не все птицы прилетают одновременно?» Опора на опыт детей и логическая последовательность вопросов обеспечивают большую заинтересованность, активную мыслительную деятельность детей, понимание ими существенных связей и зависимостей. К вопросам воспитателя в беседе предъявляется ряд требований. Вопросы предлагаются всей группе, так как в них всегда заключена умственная задача, которая должна решаться всеми детьми. Они должны быть ясными по содержанию, точными, краткими. В каждом вопросе должна содержаться одна мысль. Нельзя ставить вопросы, требующие односложных ответов: «Да», «Нет». Такие вопросы не обеспечивают развития мышления, установления связей. Воспитатель во время беседы заботится о том, чтобы дети сами сформулировали выводы, обобщения, а не повторяли готовые. Необходимо также использовать разнообразный наглядный материал, который поможет детям восстановить знания, выделить существенные признаки явлений: календари природы, погоды, гербарии, иллюстрации. Кроме того, полезны загадки, стихотворения, записи голосов птиц. Это вызовет у детей эмоциональное отношение к обсуждаемому материалу. Беседа как метод ознакомления детей с природой используется при работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. При работе с детьми среднего возраста беседы в большей части направлены на припоминание явлений, в старшей и подготовительной к школе группах — на обобщение и систематизацию имеющихся знаний. Чтение худ.лит-рыисточник знаний об окруж.мире. В ДУ чтение хл преследует еще одну задачу: формирует у детейспособности к восприятию и осознании худ произведений. Это связано с развит у реб наглядно-образного и словесно-логического мышления. Ее решение во многом зависит от уровня эмоционального восприятия ребенка. Словесные приемы: -вопросы к детям - указание - пояснение, обяснение - педагогическая оценка
11. Беседа как метод ознакомления детей с природой. Виды бесед и требования к их проведению. Методика беседы обуславливается как диалогическая форма речи. Обычно целью является уточнение, расширение или уточнение знаний о знакомой детям теме. Поэтому разговор понятен собеседнику. Высказывания обязательно развернуты, много не говорится, а подразумевается, отсюда краткость, использование не полных, не распространенных предложений. Большое значение в беседе имеет эмоциональная сторона речи. Участники беседы не должны быть пассивными слушателями. Они должны не только слушать говорящего, но и вовремя задать вопрос, ответить, дополнить говорящего. Беседа требует активности всех участников. В пед лит-ре (Тихеева, Радина, Борович) беседа определяется как целенаправленный организованный разговор с детьми, беседа является методом обучения. Применяется для активизации умственной ДД детей, поскольку в процессе созданий условия для использования полученных ранее знаний. Исходя из дид. задач можно выделить 2 вида бесед: 1. предварительная Используется перед наблюдением, экскурсией. Цель: уточнить опыт детей, для того чтобы установить связь с имеющимися знаниями. 2. итоговая (обобщающая) Направлена на систематизацию и обобщение полученных фактов, на их конкретизацию и уточнение. Итоговые беседы бывают разных уровней: после наблюдения за узким кругом наблюдаемых объектов (беседа о перелетных птицах и т.д.). Другие беседы захватывают более широкий круг (беседы о сезоне). Направленность это беседы – это систематизирование знаний детей о живой и не живой природе.
Успешность беседы определяется предварительной подготовленностью, т.к. она является итогом работы. Поэтому перед воспитателем стоит задача: накопления у детей представлений через наблюдения, трудовая ДД, игры, чтение природоведческой лит-ры. Кроме этого воспитатель должен знать какое содержание надо уточнить и конкретизировать, каким выводам и обобщениям следует подвести ребенка и к какому итогу должен придти ребенок сам.
Требования предъявляемые к беседе. 1. не давать детям углубляться от главной темы. 2. постоянно подводить их к конечным выводам. 3. не прерывать детей без крайней необходимости, замечания и поправки делать в конце. 4. не требовать от детей полных ответов. 5. не злоупотреблять вопросами, чаще использовать указания и напоминания. 6. побуждать детей к вопросам. 7. всех детей привлекать к оценкам и форме изложения.
В экологическом воспитании выделяют => типы бесед: 1. беседы в сочетании с непосредственным восприятием (в ходе наблюдения, экскурсий, прогулок). 2. беседы в сочетании с самостоятельной работой детей (во время труда, опытов, самостоятельных наблюдений). 3. беседа на основе уже имеющихся знаний.
Итоговая (обобщающая) беседа начинается с анализа явлений, фактов, выделения их особенностей, признаков, связей и зависимостей. Такой анализ обеспечивает связи и приводит в систему разрозненные факты. Анализ явлений осуществляется в ходе ответов на вопросы: - какие птицы первыми прилетаю? - как мы узнали грача? - почему грачи прилетают раньше других птиц? - почему не все птицы прилетаю одновременно?
Успех итоговой беседы зависит от последовательности задаваемых вопросов. Последовательность задаваемых вопросов представляет собой план проведения беседы. В подготовительной группе можно использовать альтернативные вопросы, требующие выбора из двух или нескольких возможных ответов. Типы вопросов определяются типом беседы. Так при проведении беседы во время наблюдения вопросы должны быть поставлены так, чтобы помочь ребенку всесторонне разглядеть, осмыслить явления устанавливающие элементарные связи. Слово педагога способствует правильному восприятию и во время таких бесед необходимо давать больше объяснений и чередовать речь педагога с высказыванием детей. Наибольшую трудность представляет итоговая беседа. Трудности: 1. необходимо учитывать чувственный опыт детей. 2. составить заранее план беседы, который должен представлять собой не перечень, а систему направленную на уточнение и представление. 3. правильный подбор наглядного материала (календари природы). 4. необходимо продумать предъявления ребенку различных логических заданий.
Тематика бесед определяется программой, кроме того определяется интересами детей и любая система работы с детьми по определенной теме, должна заканчиваться итоговой беседой. Примерный перечень мероприятий: Осенние явления в природе. По данной теме воспитатель планирует => формы работы: 1. экскурсия в парк (целевая прогулка по д/с территории). 2. рассматривание картины Левитана «Золотая осень» и чтение стихотворений. 3. беседа с детьми как звери готовятся к зиме, с использованием отрывка из книги Дмитриева «Хитрецы и невидимки». Дид. игра с картинками «Зимующие перелетные птицы». 4. экскурсия в парк «Середина осени». 5. рассматривание и сравнение картины Левитана, и еще одной картины «Осенний день. Сокольники» 6. итоговая беседа об осени с использованием картин, иллюстраций на которых изображена разная осень. Решение различных речевых, логических задач.
Все эти занятия взаимосвязаны и способствуют не только уточнению, но и для систематизации имеющихся представлений. Для активизации детей в начале беседы, ее можно начать с рассказа о собственном наблюдении. В процессе рассказа задавать загадки, народные приметы, пословицы, поговорки. Это тем самым даст ребенку образец того, как он может выстраивать беседу с другими детьми.
12. Моделирование как метод ознакомления с природой. Виды моделей и их использование в природоведческой работе. Познание дошкольниками окружающего мира, явлений природы возможно не только посредством наблюдений - большую помощь в этом может оказать моделирующая деятельность. Многообразие природных явлений, составляющих непосредственное окружение детей, создает видимость их легкого познания в процессе наблюдений. Но пугливость и скрытый образ жизни многих животных, растянутая во времени изменчивость развивающихся организмов или сезонных явлений природы, незаметные для восприятия связи и зависимости внутри природных сообществ рождают объективные трудности для дошкольников, мыслительная деятельность которых находится в становлении. Это и вызывает необходимость моделирования некоторых явлений, объектов природы. Модель - это предметное, графическое или действенное изображение чего-либо, а процесс создания модели называется моделирующей деятельностью. Например, глобус - это предметная модель Земли, а его изготовление воспитателем вместе с детьми можно назвать моделирующей деятельностью. Главной характеристикой модели является то, что она отражает, содержит в себе существенные особенности натуры, в удобной форме воспроизводит самые значимые стороны и признаки моделируемого объекта. Любой шар можно назвать моделью Земли, но только по одному признаку - ее шарообразной формы. Глобус как предметная модель воспроизводит большое количество существенных признаков нашей планеты - соотнесенные в масштабе материки и океаны, моря и реки, горы и долины, государства и города. На глобусе мы находим полюса Земли, по меридианам и параллелям можем определить местоположение любой точки. Географическая карта -это тоже модель Земли, но уже графическая, она отображает планету в плоскости бумаги. Глобус и карта - предметы, которые помогают ориентироваться в громадном пространстве, совершать путешествия по странам и континентам, не выходя из дома. С дошкольниками можно создавать и использовать самые различные модели. Важнейшими из них являются календари природы - графические модели, которые отражают разнообразные, длительно происходящие явления и события в природе. Любой календарь природы имеет большое значение для экологического воспитания детей с двух точек зрения: сначала происходит его создание (моделирование явлений), затем - использование в учебном или в воспитательном процессе. Можно выделить три типа календарей, имеющих широкое применение в дошкольных учреждениях и отражающих те явления природы, которые находятся в поле зрения детей и составляют содержание частых наблюдений.
Календарь наблюдений за сезонными явлениями природы Этот календарь отражает состояние природы (неживой, растительного и животного мира) в ту неделю, когда происходят ежедневные наблюдения (см. выше). Заполнение страницы календаря, т.е. фиксация наблюдений, неотъемлемая часть "недельной методики" ознакомления детей с сезонными явлениями природы. Страница календаря подготовительной к школе группы, рассчитанная на всю неделю наблюдений, имеет следующие параметры: время представлено условным "месяцем" с четырьмя полными неделями по семь дней; неживая природа представлена графой "погода" семью окошечками на каждый день той недели (оптимально: второй или третьей), когда происходят наблюдения; живая природа ->го большая неразделенная часть страницы, на которой изображаются в виде рисунка растительность (1-2 дерева, куст), покров земли и животные (главным образом, птицы и насекомые), которых можно увидеть в это время. Календари наблюдений за ростом и развитием живых существ Второй тип графического моделирования - создание календаря наблюдений за ростом и развитием растения или животного. Фиксировать изменения растущих растений значительно проще, чем изменений молодых животных. Это объясняется тем, что последние обладают поведением и поэтому во время роста и развития приобретают не только новые внешние черты, но и новые моменты в поведении. Например, только что родившийся хомячок маленький, голый, розовый, малоподвижный, в основном лежит. Со временем он покрывается шерстью, открывает глаза, начинает подниматься на ножки, перемещаться в пространстве гнезда. Далее, по мере его роста, изменения, характеризующие развитие, проявляются главным образом в поведении: он становится шустрым - бегает, лазает, все грызет, играет, вертится в колесе, борется с другими молодыми хомячками, убегает от них или догоняет их.
13. Экскурсии в природу, их значение. Виды экскурсий, подготовка и методика проведения экскурсий в природу Экскурсия – это занятие на котором дети знакомятся с природой в естественном условии. Она имеет свое программное содержание. Выбор места экскурсии связан с задачами и возрастом детей. Экскурсия принесет пользу тогда, если она будет хорошо организованна и проведена, для этого должны быть обязательно для каждой экскурсии => требования: 1. определение цели и программного содержания. Каждый воспитатель должен конкретизировать в соответствии с местными природными условиями. С этой целью, коллективу д/с надо изучить природное окружение. В этом задача методиста д/с и эколога. 2. выбор места экскурсии осуществляется в зависимости от цели и программного содержания. При определении цели => исходить из физических возможностей детей, а также учитывать особенности дороги, возможности организации отдыха, времени года и состоянии погоды. Выбрав место экскурсии его необходимо предварительно осмотреть, но не более чем за 2 дня (без детей). (Безопасность детей, ознакомление с особенностями растений, животных, и природных явлений). При ознакомлении с местом экскурсии воспитатель выбирает те объекты с которыми он будет знакомить детей, знакомится с местом отдыха, продумывает где лучше разместить детей, чтобы показать самый удобный маршрут экскурсии с д/с до места. 3. разработка конкретного плана экскурсии и методика проведения. 4. воспитатель подготавливает оборудование (предметы ля сбора и хранения различного материала, предметы для размещения насекомых пойманных на экскурсии, все предметы должны быть легкими и удобными для переноски детям). Оборудование для сбора мусора (перчатки, мусорные мешки). Все экскурсионное оборудование хранится в группе в определенном месте. 5. до экскурсии воспитатель проводит с детьми беседу во время которой он сообщает детям куда они пойдут, затем что они будут смотреть и что они должны собрать. Сообщение об экскурсии вызывает у детей ожидание, подготавливает восприятие, помогает связать новые представления с имеющимся опытом. В данной беседе воспитатель уточняет природоведческие представления у детей, показывает экскурсионное снаряжение, тем самым, вызывая интерес. Воспитатель вызывает серьезные отношения к экскурсии, дети должны знать, что это занятия на которых они должны получить определенные знания, родители получают определенные рекомендации (как одеть ребенка). 6. перед выходом на экскурсию, с детьми вспоминают правила поведения. Воспитатель распределяет между детьми экскурсионное оборудование и устанавливает, в какой очереди они будут его нести. Продумывая ход экскурсии необходимо определить ряд вопросов, которые нацелены на объект, активизируют (вопросы на сравнение), стимулирующие творческое воображение, направленные на то, чтобы побуждать ребенка на собственные выводы и рассуждения. Продумывая ход экскурсии необходимо определить ряд вопросов, которые нацелены на объект, активизируют (вопросы на сравнение), стимулирующие творческое воображение направленное на то, чтобы побуждать ребенка на собственные выводы и рассуждения.
В младшей группе проводится на территории д/с (время целевой подгруппы 15 мин.) Чем можно привлечь младших дошкольников: 1. приближение к детям наблюдаемого объекта 2. соединения восприятия с радостным переживанием 3. использование различных игровых приемов В средней и старшей группе привлекаем детей вопросами. Вопросы задаются от хода наблюдения. Они должны быть продуманы всегда. Пояснения должны быть существенны. Вопросы детей и их сообщения необходимо направлять к теме экскурсии, иначе программное содержание может быть невыполненным, а дети не получат четкие представления поэтому лучше отвечать на те вопросы, которые относятся к занятию. Индивидуальный подход к детям. Детей с неустойчивым вниманием может поставить ближе к себе, задавать им почаще вопросы, кроме этого воспитатель должен задавать такие вопросы, чтобы дети наблюдая явления сопоставляли их и делали выводы. Главный метод на экскурсии – это наблюдение. Во время экскурсии дети получают конкретные знания. Они могут предметы природы тщательно обследовать, например, клен и береза, сравнить по представлению. Широко используются на экскурсии игры и игровые упражнения (чтение стихов и загадок).
В подготовительной группе знакомим детей с приметами и на экскурсии дети могут находить приметы или опровергать. После экскурсии необходимо провести работу направленную на закрепление знаний (это может быть беседа «что я видел на экскурсии»; послушать музыку). Но наиболее детям нравится рисовать «фотографии» того, что они видели.
Экскурсии природоведческие (сезонные) организуются раз в сезон их целесообразно проводить в одном и том же месте, для того, чтобы дети могли сопоставлять особенности разных сезонов.
Примерная схема проведения сезонной экскурсии 1. составление характеристики погоды текущего дня 2. сравнение общего вида местности по отношению к прошлой экскурсии 3. наблюдение за растениями, особенности жизни растений в данный сезон 4. сбор природного материала исходя из требований охраны природы 5. подведение итогов экскурсии
Существуют два вида экскурсии: • природоведческая • экскурсия на сельскохозяйственный объект Цель: познакомить детей с особенностью сельскохозяйственного труда, сельскохозяйственной профессией. Дети могут наблюдать ДД человека, орудие его труда, результаты и взаимоотношение между людьми в процессе труда.
Экскурсия на с/х объект начинается с беседы, цель которого: вызвать интерес к объекту, к людям с/х профессией, к участию беседы со взрослым и желанию выполнить часто какую-либо работу, структуру и природоведческую работу, но в заключении необходимо обобщить впечатление детей о ДД людей на данном объекте. В подготовку воспитатель вводит не только предварительное знакомство с местом экскурсии, но и разработку беседы с работниками и детьми, определение вида и времени.
4. Виды наблюдений по характеру познавательных задач. Содержание, место, значение разного вида наблюдений в каждой возрастной группе. Виды наблюдений:
1. Распознающее. 2. Длительное. 3. Воссоздающее. Для детей дошкольного возраста характерно распознающее наблюдение, и на первых этапах деятельность наблюдения зарождается в различной продуктивной деятельности (игра, изодеятельность). Т.к. ребенок, столкнувшись с незнакомым предметом, должен его рассмотреть. Т.о., у ребенка появляется потребность в познании окружающей действительности. Но постепенно наблюдение обосабливается в самостоятельную деятельность. Распознающее наблюдение. Цель: познакомить с предметом, распознать его, ответить на вопросы «Кто это?», «Что это?». В процессе дети знакомятся со свойствами, качествами предмета, с тем, как он взаимодействует с окружающей средой. Распознающее наблюдение в его развитом виде требует от ребенка устойчивого произвольного внимания, умения сосредоточиваться на объекте наблюдения, делать выводы от увиденного. В соответствии с задачами наблюдения и характером наблюдаемого объекта, дети используют различные виды восприятия (зрительные, слуховые, тактильные, обонятельные и т.д.). Для того чтобы познать предмет, его надо обследовать. В основе обследования лежат сенсорные процессы. Процесс обследования предмета находится под контролем мышления и направляется им.
Сенсорная основа – ведущая в распознающем наблюдении. Постепенно ребенок учится не только воспринимать предмет, но и отмечать те изменения, которые происходят в нем. Появляется второй вид наблюдений. Длительное наблюдение. Сенсорная основа остается: ребенок также должен обследовать предмет, узнать его. Интеллектуальная основа наблюдения: • Память (ребенок по памяти или графически должен проследить те изменения, которые произошли с предметом или явлением). • Мышление (с помощью различных мыслительных операций – анализ, синтез, сравнение – ребенок должен соотнести те изменения, которые произошли в предмете с факторами внешней среды). • Речь (ребенок должен выразить вербально то, что он установил в ходе длительного наблюдения). Т.о., сенсорные и интеллектуальные процессы в ходе длительного наблюдения уравниваются. Воссоздающее наблюдение. Ребенок по имеющимся качествам предмета выносит суждение о состоянии предмета в целом или по части, восстанавливая картину целого. Например: старшие дети рассматривают весной ветки на деревьях, видят, что почки треснули. Вывод: скоро появятся листочки. Ребенок описывает лист. Интеллектуальная основа: в воссоздающем наблюдении ведущими процессами являются мышление, память, воображение, речь. Сенсорная основа – вспомогательная. Структура наблюдения. 1. Деятельность начинается с постановки и принятия цели и задач. На первом этапе дети не способны к самостоятельной постановке задач. Она вносится взрослым и принимается ребенком. Легче всего, если она связана с продуктивной деятельностью. Постепенно ребенок учится самостоятельно ставить задачи наблюдения. Сначала в контексте с продуктивной деятельностью, а затем и как самостоятельную познавательную задачу. 2. Характер продуктивной деятельности определяет отбор способов восприятия. Так, конструирование требует выделить, прежде всего, общую объемную форму предмета, затем – основные части, далее – устанавливают их взаиморасположение в пространстве и повторяют данную постройку. В рисовании же необходимо выделить цвет, форму предмета. Если осуществляется знакомство с новым предметом, то способы восприятия направлены на выделение разнообразных свойств и качеств. Следовательно: для каждого вида деятельности ребенок выбирает свои способы действия. Овладение разнообразными рациональными способами восприятия – есть проявление развития наблюдения. 3. Итог наблюдений как результат деятельности может быть выражен в: o Продукте деятельности (рисунок, поделка). o Игре. o Форме выбора способов действий с предметами (как осуществлять уход за животным или растением). o Получение новых знаний. Внешние проявления этих знаний служат ответом на вопросы (рассказы, суждения и т.д.). Наблюдению следует учить детей с раннего возраста: o Наблюдение способствует умственному развитию дошкольников. Сеченов: «В ходе наблюдений ребенок имеет возможность пройти всю школу мышления на наглядном уровне». o Необходимость обучения наблюдению определяется характером тех знаний, которые формируются в дошкольном детстве. Основным содержанием этих знания является представления (образы) ранее воспринятых предметов. И хотя к старшему возрасту нарастает тенденция к обобщению знаний, значимость наглядно – действенного и наглядно – образного мышления сохраняется. Развитие деятельности наблюдения обеспечивает подготовку детей к школе.
26. Ознакомление детей с природой осуществляется в разнообразных формах: на занятиях, экскурсиях, в повседневной жизни (в труде, наблюдениях, играх на участке и в уголке природы). Типы заниятй: 1. фронтальные, подгрупповые, индивидуальные
Занятия по ознакомлению дошкольников с природой дают возможность формировать знания последовательно, с учетом возможностей детей и особенностей природного окружения. На занятиях под руководством воспитателя формируется система элементарных знаний у всех детей группы в соответствии с требованиями программы, в определенной системе и последовательности развиваются их основные познавательные процессы и способности. В повседневной жизни, во время наблюдений, игр, труда у ребят накапливается личный опыт. Занятия дают возможность уточнить и систематизировать его.
9. Детское экспериментирование, его значение и особенности. Опыты с природой (содержание, организация). Особенности проведения опытов с детьми дошкольного возраста. С детьми дошкольного возраста можно проводить несложные опыты с различными объектами живой и неживой природы. Специально организованные опытнические ситуации, в отличие от простых наблюдений, позволяют более отчетливо увидеть отдельные свойства, стороны, особенности растений, животных, их жизнедеятельность. Через опыты можно ярко продемонстрировать их связь со средой обитания. Опыты побуждают детей сравнивать, сопоставлять, поэтому они развивают наблюдательность, восприятие и мышление. Например, чтобы дети увидели, как птица реагирует на внешние сигналы, можно с разных сторон клетки включать фонарик, звонить в колокольчик. Дошкольники по поведению птицы обнаружат, что она хорошо видит, что у нее есть уши и она хорошо слышит (хотя и отсутствуют наружные ушные раковины). Можно проводить самые различные опыты с водой и воздухом, песком и глиной, камнем и деревом. Все эти природные материалы входят в состав среды обитания живых существ, поэтому полезно познакомиться с их свойствами. Воду можно замораживать и выпаривать, делать из кипятка на морозе иней, придавать ей цвет, вкус и запах. Воздух интересно обнаруживать: создавать разными способами ветер, наливать воду из крана и наблюдать за появлением пузырьков воздуха на стенках прозрачного сосуда, бросать в воду мелкие предметы и замечать, как вверх поднимаются пузыри. Дерево и камень можно сравнить по твердости: если нажимать на них гвоздем - след в виде ямки остается только на дереве, это помогает детям понять, почему белка и другие лазающие животные легко передвигаются по деревьям. Интересные опыты проводят с детьми всех возрастных групп при выращивании зелени из репчатого лука. Уже в младшей группе можно поместить две одинаковые луковицы в две стеклянные банки, но только в одну из них налить воды. Дети наблюдают разное состояние луковиц, причем со временем разница между ними будет возрастать: в банке с водой лук начнет прорастать (у него появятся корни и зелень); в банке без воды луковица останется почти неизменной. С детьми средней группы опыт с луком можно провести иначе: обе луковицы поместить в воду, но одну банку расположить в темном месте, а другую оставить на подоконнике. Наблюдения и сравнение луковиц покажут, что они растут по-разному: на подоконнике - нормально, а в темноте прорастающие листья будут желтыми и скрюченными из-за отсутствия света. В старшей группе можно поставить три банки с луковицами: одну - в темноту; другую - в прохладное, но светлое место; третью нормально - в теплом помещении на окне. Дети будут наблюдать влияние разных условий на рост луковиц - в холоде лук не прорастет совсем или будет прорастать очень медленно; в темноте появятся желтые, некрасивые листья. Только сочетание трех основных условий (тепла, влаги, света) обеспечит бурный рост хорошей зелени. В подготовительной к школе группе можно поставить одновременно четыре банки с одинаковыми луковицами, но в разные условия (без воды, без света, без тепла, в нормальных условиях). Важно иметь в виду следующее обстоятельство - в каждом конкретном случае опыт проводится только с одним отклонением от нормальных условий: луковица без воды должна стоять в тепле и на свету; луковица в темноте должна быть с водой и в тепле; луковица в холоде должна стоять на свету и в воде. Это создает чистоту (дети наглядно убеждаются в значении каждого из условий и всего комплекса условий для роста растений) и простоту опыта (дети видят то, что им легко понять и осмыслить). Наблюдение результатов опытнической ситуации должно проходить по одной и той же логической схеме, которая включает следующие моменты: определение состояния объекта, меняющихся внешних параметров, условий (т.е. причин), которые вызвали изменение, сравнение разных объектов. Например, посаженную в воду луковицу каждый раз следует рассматривать таким образом: что растет в банке? Что изменилось у луковицы? Какими стали листья, корни, сама луковица? Почему она изменилась, почему листья стали длиннее, почему их стало больше? Какие условия помогают расти луковице? Сравнение луковиц, каждая из которых была рассмотрена по этой схеме, поможет детям установить сначала их внешнее различие, а потом и разные условия, которые обусловили это различие. Таким образом, элементарные опыты - это особая форма наблюдений, в которых ярко и отчетливо проявляются жизнедеятельность растений, животных и их связь со средой обитания. В работах многих отечественных педагогов, говорится, что «детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития», и выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детской опытно – экспериментальной деятельности в практику работы нашего детского сада. В процессе организации опытно – экспериментальной деятельности предполагалось решение следующих задач: · Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента. · Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы. · Развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности. · Создание предпосылок формирования у практических и умственных действий. Опытно-экспериментальную деятельность мы распределили по направлениям: · Живая природа: характерные особенности сезонов разных природно - климатических зон, многообразие живых организмов и их приспособленность к окружающей среде. · Неживая природа: воздух, почва, вода, магниты, звук, свет. · Человек: функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства. Для реализации всего объема работы нами была создана предметно-развивающая среда, обеспечивающая возможность, проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми воспитанниками групп. · приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты; · разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика); · природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др.; · утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др.; · технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.; · разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.; · красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.); · медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.; · прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито и др. Для поддержки интереса к экспериментированию некоторые проблемные ситуации формулируются от имени сказочного героя, от имени которого предлагаются задания – записки. Зачастую проблемные ситуации возникают из повседневной жизни детей. В процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения, доказывать ее правоту, определять причины неудачи опытно-экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы. Интеграция исследовательской работы с другими видами детской деятельности: наблюдениями на прогулке, чтением, игрой позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществ. Например, при ознакомлении детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни человека можно использовать следующие методические приемы: · наблюдение на прогулке за движением облаков; эксперимент «Какая сила у ветра?»; · для закрепления представлений о движении теплого и холодного воздуха игра «Разный ветер» (холодный, теплый); · чтение и обсуждение отрывка из сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане...»; решение экологических задач, например: «Света с мамой гуляла по улице и любовались облаками. Вдруг Света закричала; «Мама, на крыше этого двухэтажного дома вырос одуванчик! Кто его там посадил?»; «Однажды ученые приплыли на небольшой остров, чтобы изучать животных, насекомых. Они были очень удивлены тем, что насекомые почти не летали, а ползали. Оказалось, что крылья им почти не нужны. Ученые решили, что во всем виноват ветер. На острове постоянно дули сильные ветры. Почему стрекозы и жуки на этом острове почти не летали, а ползали по земле?» и т. д.
18. В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Игра - это эмоциональная деятельность: играющий ребенок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен. Эффективность ознакомления детей с природой в большой степени зависит от их эмоционального отношения к воспитателю, Который обучает, дает задания, организует наблюдения и практическое взаимодействие с растениями и животными. Поэтому первый момент, который объединяет два аспекта педагогики (игру и ознакомление с природой), заключается в том, чтобы "погрузить" детей в любимую деятельность и создать благоприятный эмоциональный фон для восприятия "природного" содержания. Второй значимый момент связан с выработкой отношения детей к природе, которое в рамках экологического воспитания является конечным результатом. Психологи рассматривают игровую деятельность как проявление сложившегося у ребенка положительного отношения к тому содержанию, которое она в себе несет. Все, что нравится детям, все, что их впечатлило, преобразуется в практику сюжетной или какой-либо другой игры. Поэтому, если дошкольники организовали игру на природоведческий сюжет (зоопарк, ферма, цирк и пр.), это означает, что полученные представления оказались яркими, запомнились, вызвали эмоциональный отклик, преобразовались в отношение, которое ее и спровоцировало. В свою очередь усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживания, не может не оказать влияния на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам растительного и животного мира. А экологические знания, вызывающие эмоциональную реакцию у детей, войдут в их самостоятельную игру, станут ее содержанием, лучше чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сферу. Игра и экологическое воспитание в некотором отношении противоположны: во время игры ребенок раскован, он может проявлять инициативу, совершать любые действия, от которых игра может быть лучше или хуже, но при этом никто не пострадает, т.е. он физически и морально не ограничен в этой деятельности. Познание природы, взаимодействие с ней требуют учета специфики живого организма и поэтому накладывают много запретов, ограничивают практическую деятельность ребенка. Именно поэтому игровое взаимодействие с живыми существами, познание природы игровым способом должны строиться по определенным правилам.
Date: 2016-07-20; view: 740; Нарушение авторских прав |