Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные направления стилистики





История стилистики

|
Само научное определение стилистики появилось в 20 веке.

 

Уже в начале развития цивилизаций у языка было два вида применения: для повседневного общения и для особых ситуаций (чаще всего молитв и богослужений).

 

При раскопках древнего индейского дворца был найден инвентарий хозяйственных нужд дворца, датированный 2000 г. до н.э. К тому же времени относятся сборники древнеиндийских священных гимнов «Веды».

 

В древней Индии создавался труд под названием «Восьмикнижие» - первый лингвистический труд. С 7 по 2 век до н.э. оно пополнялось и формировалось. В этом труде фиксировались правила чтения и исполнения священных текстов в ритуалах. Правильность произношения текста включала не только верное чтение, но и ритуал. Это были первые шаги к орфоэпии и грамматике.

 

5 – 3 вв. до н.э.

 

В Китае развивается комментирование текстов. Главное в китайской филологической традиции – понимание смысла знаков, слов и самого текста.

 

Европейская стилистика формировалась в Древней Греции и Древнем Риме. В этот период времени в Греции создается наука Риторика (Реторика), первоначально, наука об ораторском искусстве.

 

Русская стилистика, как и письменность, восходит именно к европейской традиции.

 

1 в. До н.э. Римский поэт Вергилий создает схему литературных композиционных стилей, которая носит его имя (Колесо Вергилия):

 

Стиль умеренный (для описания с/х труда: буколические стихи).

 

Стиль возвышенный (для описания героических поступков).

 

Стиль простой (для описания повседневной жизни).

 

В начале 18 в. Западная стилистика приходит и в Россию. Митрополит Макарий создает первый последовательный труд о стилистике. Он пишет о низком, высоком, среднем типах речи, соотносит их с художественным текстом и пишет здесь о красноречии, о том, как строить речь в зависимости от ситуации. В 9 в. Славянский язык обретает форму и более четкие правила. Кирилл создает новую азбуку и привносит ее в славянскую культуру.

 

Теория триязычия: иврит (Ветхий Завет), латынь (Новый завет), греческий. Богослужение велось на одном из трех языков.

 

Разговорный язык уходит вперед. Языки соседних стран все больше отдаляются друг от друга.

 

14-15 вв. развивалась древнерусская письменность.

 

С 1909 года о стилистике стали говорить как о науке. Основоположник – французский ученый Шарль Балли, написал книгу под названием «Французская стилистика», где выделил 3 вида стилистики:

 

Общая (обсуждает проблемы языка, в общем)

Частная (изучает экспрессивно выразительные средства языка)

Индивидуальная (экспрессивные особенности речи каждого человека).

1911 г. русский лингвист В.И. Чернышев пишет книгу «Правильность и чистота русской речи». Подзаголовок: опыт русской стилистической грамматики. Это первое исследование в области стилистики языковых единиц на уровне живого, современного языка. Если французская стилистика Балли – это фундаментальный труд, то работа Чернышева – первая грамматика.

 

Чернышев выделяет тему: изучение стилистического аспекта языковых единиц в их реальном использовании в реальной речевой коммуникации.

В 20 в. Изучение стилистики идет в разных направлениях.

 

Углубленное изучение поэтического языка.

исследование дифференциации литературного русского языка по функциональной разновидности.

анализ использования речевых единиц в речевой коммуникации.

стилистика текста.

разработка общей теории стилистики.

10-20 гг. 20 в. В языкознании и обществе возрастает интерес к живому языку. Развивается изучение языка художественной литературы. Появляются такие авторы как В.В.Виноградов, Винокур, Бахтин и др.

 

60-70 гг. упор делается на практическую стилистику (Розенталь «Практич. стилистика»).

 

На сегодняшний день появляются такие междисциплинарные науки как психолингвистика, этнолингвистика, социолингвистика и др. Стилистику не возможно изучать отделив от смежных наук, таких как этнография, психология, социология и др. В языке находят отражение многие параметры личности и общества, которые невозможно понять в полной мере не обладая обширными междисциплинарными знаниями.

 

Объектом исследования стилистики являются единицы языковой системы и их совокупности (звуки, слова, их формы, словосочетания, предложения).

 

2. В середине 20 х годов в России на смену традиционной стилистике, развивавшейся в двух направлениях: нормативном (практическая стилистика и культура речи) и литературном (язык худ.лит.), приходит функциональная.


Основные направления стилистики


Как всякая наука со сложным объектом исследования и достаточно длительной историей существования, стилистика не ограничивается одним направлением исследований, но включает в себя несколько научных направлений. Известны попытки систематизации направлений общей С. (С. в целом), определения структуры стилистики на одном, двух или нескольких основаниях (В.В. Виноградов, В.Д. Бондалетов, К.А. Долинин, М.Н. Кожина, Г.Я. Солганик, Д.Н. Шмелев и др.). Тем не менее общепринятой систематизации – тем более на едином принципе – не существует. Дело в том, что вряд ли возможно уложить в единую схему направления, изучающие разные стороны объекта с различных точек зрения, с применением разных методов исследования. Да и нужно ли это? Гораздо важнее знать имеющиеся в стилистике направления исследований, предмет их изучения, методы и материал анализа, исследовательскую проблематику. В.В. Виноградов называл три стилистики: стилистику языка, стилистику речи, стилистику худож. Литературы (см. Стилистика).

 

. Основные направления стил-ки.

 

1 Самое узкое понимание стил-ки было выдвинуто дискритивной линг-й в 40е гг 20в. в США. Изучает оранжировку предлож-я в речи. Представители: Хилл, Хоккид, Гринвирг.

2 Текстовая стил-ка развив на базе англий-ой школы. Отождествляее ее с дискриптивной стил-ой. Хендрикс.

3 В 30е гг. 20в. пражская лингвист школа разраб функциональн линг-ку, она выходит за рамки текста. Речевой акт – результат выбора говорящим яз форм – фонетич, лексическ, граматич, синтаксич и комбинация их в речевом акте в завис-ти от его цели. Основа такого понимания – функцион-й стиль.

4 50е гг. 20в. в Рос стил-ка стала развив как наука об употреблен яз, об использовании яз говорящим в разных ситуациях – прагматическая стил-ка. Винокур.

5 20-30гг. 20в. синхронная стил-ка стала рассм-ся как этап в истор литер-го яз. Согласно Виноградову она определ-ся как …….. стил-ка (:) синхронная (соврем), диахроническая (ист).

6 С 20гг. 20в. стил-ка общенар-го яз рассматр-ся в связи с яз худ произвед – стилистика худож текста, котор тесно смыкается с поэтикой.

7 Практическая стил-ка. Существов до того, как выделилась дисциплина культура речи. Занималась? норматив употреблен яз средств и коммуникатив-ми кач-ми речи.

8 Теоретичес стил-ка заним-ся проблемами речевого акта и текста как резуль-та речев акта. Рассматр речь автора с точки зрен ее замысла, восприятия адресатом.

9 Сопоставительная – занимается сопост-ем, анализом стил-ки р\я со стил-ой др яз.

10 Частная – изучает стил-ую структуру отдельно взятого национ языка.

11 Стил-ка яз и стил-ка речи.

12 ……… стил-ка анализирует потенцию единиц разных языковых уровней.

 

 

Наиболее общепринятым в настоящее время является выделение в стилистике – на фоне разветвленной системы подразделов – четырех основных направлений: стилистика строя языка (языковых единиц), иначе – аналитическая, или "стилистика ресурсов" (см.), функц. стилистика, стилистика худож. речи (или "языка худож. литературы"), стилистика текста. Первая, как видно из названия, изучает стилистические средства языка (лексические и грамматические единицы, окраски, средства словесной образности, синонимы и т.д.), взятые внеконтекстуально, существующие в самой языковой системе как ресурсы создания стиля в том или ином вербальном контексте. Функц. же стилистика (см.) изучает закономерности использования языка в различных сферах общения, языковую организацию речи (речевую системность), свойственную тем или иным функц. стилям и другим речевым разновидностям. Тем самым это направление стилистики эксплицирует аспект употребления, функционирования языка в широком экстралингвистическом контексте.


В силу традиции, значимости для понимания самого феномена стиля, источника его формирования и в основном благодаря общности материала (объекта) исследования в особое направление выделяется стилистика худож. речи на основании ее экстралингвистической основы и общих для нее, в отличие от других стилей, специфических лингвостилевых черт, связанных с реализацией эстетической функции. Однако это направление, в свою очередь, в зависимости от исследовательских задач распадается по крайней мере на три подраздела: худож. речь изучается как один из функц. стилей – худож. стиль речи (см. там же о дискуссионности вопроса), реализующий эстетическую функцию языка и отличающийся в связи с этим общей спецификой (вне зависимости от индивидуальных черт стилей различных писателей и их произведений), противопоставляемой нехудож. речи, другим функц. стилям. Выделяется этот функц. стиль на основе общего, принятого в функц. стилистике экстралингвистического принципа классификации стилей.

Другой исследовательский аспект – стилистика языка худож. литературы, или, по номинации В.В. Виноградова, "наука о стилях худож. литературы" (см. Стилистика). Она исследует взаимодействие лит.языка и различных стилей худож. литературы в синхронии и – особенно – в их историческом развитии. Сюда же относятся исследования индивидуально-авторских стилей отдельных писателей, их произведений и направлений литературы, проблема образа автора (см.) и другие.

В проблематике исследований стилистики языка худож. литературы выделяется и такой подход, ведущий свое начало от языка рус.формальной школы 20-х гг. ХХ в., когда язык худож. литературы (см.) рассматривается как специфический язык искусства, противопоставленный лит. языку. Однако при всей значимости эстетической функции языка в худож. литературе его нельзя отрывать от лит.языка, который, кстати, "шлифуется" и нормализуется в лаборатории писателя. По М.М. Бахтину, "словесное художественное произведение опирается на слово языка, отталкивается от него" (с. 11–12). Понятия "лит.язык" и "язык худож. литературы", конечно, не тождественны, но соотносительны. Язык худож. литературы, будучи явлением искусства, не утрачивает своей лингвистической субстанции (Ю. Бельчиков, 1997).


Одним из недавно оформившихся направлений на пересечении стилистики и лингвистики текста является стилистика текста (см.); кроме того, коммуникативная стилистика худож. текста (см. Н. Болотнова).

На основе всех названных направлений, но более всего на базе стилистики ресурсов развивается практическая стилистика (см.), описывающая нормы употребления лингвостилистических средств и призванная воспитывать у говорящих языковое чутье и вкус, развивать умение строить речь в соответствии с коммуникативными целями, задачами, ситуацией и другими экстралингвистическими факторами общения. Она близка к культуре речи (см.) и, собственно, не составляет особого науч. направления в строгом смысле слова, а представляет собой практическое приложение теории к нуждам речевого общения. Г.О. Винокур писал: "С проблемой искусно писать связано понятие нормативной лингвистической стилистики как практической дисциплины" (1959, с. 235). Другим направлением, также методического характера, является "лингвистический анализ худож. текста" (см.).

В кругу общей стилистики, кроме ее четырех основных разделов (направлений), выделяются еще направления, рассматривающие стиль в каком-то одном, более узком аспекте, напр., историческая стилистика (см.) (в отличие от синхронической, хотя последняя обычно как особое направление не оговаривается), сопоставительная стилистика (см.), стилистика кодирования (см.) (аспект отправителя речи), стилистика декодирования (см.) (аспект получателя речи), экспрессивная стилистика (см.).

Несмотря на выделение в общей стилистике (как одном из разделов языкознания) довольно большого числа направлений, почти все их (за исключением особого положения стилистики "языка худож. литературы") можно подразделить на два круга исследований: структурный (стро́я языка) и функциональный. Именно здесь проходит "водораздел" двух разных подходов к языку и стилю, как это свойственно языкознанию вообще (ср. структурная грамматика и функциональная); иначе говоря, по аналогии с дихотомией языка-речи можно говорить о стилистике языковых единиц (в аспекте стрoя, системы языка) и стилистике речи (использования языка), речевого общения. Такое подразделение происходит почти в каждом направлении стилистики. В наиболее явном виде это противопоставление обнаруживается в наличии, с одной стороны, традиционной стилистики ресурсов (см.), а с другой стороны, сравнительно новой – функц. стилистики (см.). Эти два подхода можно обнаружить и в исторической, и сопоставительной стилистиках (см.). Так, в исторической, с одной стороны, прослеживается формирование стилистических ресурсов языка на разных уровнях последнего (лексическом, грамматическом), с другой – образование различных стилей в истории языка, в том числе и функц. стилей на более поздних этапах его развития. То же и в сопоставительной стилистике: сопоставление стилистических систем и стилистически маркированных языковых единиц разных уровней, с одной стороны, с другой – сходства и различия в функц.-стилевой дифференциации двух сравниваемых языков.

Кроме того, семиотическое направление стилистики (Ю.М. Лотман), собственно антропоцентрическое (Е.А. Гончарова и др.) и вопросы когнитивного стиля в когнитологии (В.З. Демьянков, Л.Г. Лузина), не говоря о различных школах стилистики (напр. Саратовской; интереснасинтезирующаямодельстилистики О.Г. Ревзиной, 1997).







Date: 2016-07-20; view: 1487; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию