Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мыслители того времени: Сократ, Платон, Аристотель

Что важно для понимания современной жизни из созданного в античности?

· гражданство, т.е. человек должен чувствовать себя гражданином, принадлежать к полису, ощущать ответственность, долг, заботу об общине и общины о гражданах, чувствовать принадлежность к какому-то целому. В те времена люди мыслили категорией МЫ, категория общности (Существует 2 категории: Я и МЫ).

· демократия.

· идея республиканизма, т.е. принципы выборности всех органов, коллегиальности, краткосрочности, что противоречит монархии и тоталитаризму.

Свойства того времени:

ДИАЛОГ, т.е. спор, в ходе которого рождается истина. Тогда живая речь была вознесена на высокий уровень. Вслушиваясь и учитывая в споре можно было найти истину. Это важная форма общения, выражая, в известной степени, политическое устройство, а именно в демократии. В условиях деспотизма она не нужна.. Письменность не была так популярна: книги читались вслух, в театрах все звучало. Отсюда очень высоко ценилось ораторское искусство (искусство говорить + искусство слушать). Тогда 2 личности важны для государства: оратор (умевшие доказать и донести нужное для народа) и полководцы (защищающие города).

Мыслители того времени: Сократ, Платон, Аристотель

Сократ (469-399 гг. до н. э.) - величайший мыслитель древности, положивший начало философскому идеализму и создавший оригинальное учение об обществе, названное им «Макрос - антропос». Этот термин Сократа в буквальном переводе означает «большой человек».

· Все его учение в устной форме (магевтика – искусство собеседования). О добре и зле, прекрасном и безобразном, добропорядочности и пороке.

· Определение понятий путем индукции.

· Этический рационализм: добродетель есть знание.

Невозможно поступить неправильно зная. Знание может использовать и на пользу человеку, и во вред.

Эпикур (341-270 гг. дон. э.) и Лукреций (около 99-55 гг. до н. э.) вошли в историю социальной мысли как первые теоретики индивидуализма. Улавливая признаки разложения древнегреческой организации общественной жизни и предвидя усиление общественной борьбы и бедствий, они сконструировали свой идеал общества, получивший наименование «атараксия». Этим греческим словом обозначали состояние невозмутимости, душевного покоя, разумного наслаждения жизнью, удовлетворенности собой и жизнью, достигаемое лишь мудрецами. Эпикур и Лукреций (а до них Демокрит) призывали своих сограждан стать мудрецами и в этом видели залог усовершенствования общества.

2.Организация общественной жизни в древнегреческом полисе как гражданской общине

· Наличие городов-полисов. Древнегреческий полис был общиной, где люди связаны территориальным фактором, но главное - это гражданская община. Это значит, что свободные люди равноправны по правам и обязанностям (был баланс между правами и обязанностями).

· Вторая черта - существование форм самоуправления - собраний, где люди принимали решения о войне и мира сами.

· Сравнительная небольшая территория полисов, где существовали различные образования (большие, маленькие 120-150 тыс. чел. и совсем маленькие, населением несколько тысяч, сотен чел.)

Это является причинами подъема философской теоретической мысли является:

3.Учение Платона об обществе и государстве

Платон 427- 347 гг. до н.э.

Родоначальник европейской философии, глава философской академии.

Черта учения Платона - существования двух миров: мир идей и мир предметов. Мир идей первичен, а дома, люди, предметы это лишь несовершенные, ущербные, односторонние, это тени. По его мысли, наш мир исчезает, портится, деформируется. А мир идеальный совершенный, постоянный и не меняющийся.

«Идеализм есть чепуха только со стороны материализма вульгарного…».

Платон возвел в Абсолют то, что познается - это идеальный мир. Действительно, люди создают идеи, образы, понятия, абстрагируясь от вещей. У каждого человека в определенной степени создаются идеальные представления.

Сложное устройство души. Наличие и плохих, и хороших сторон Платон спроецировал и на государство.

Фазы человека: теологическая, метафизическая, позитивная.

Наряду с идеальными образованиями, существует и идеальные государства. А реальные государства отклоняются от этого образца. Смена форм государства: тимократия (власть воинов, честолюбцев), олигархия (власть богатых, которые ущемляют челядь, большинство, народ, который когда-нибудь захватит власть), демократия (по Платону, власть бедноты). Но люди от этого устают, от политики, от работы и в результате отдельные из этих людей, трутни, желающие сохранить власть, приходят к власти и наступает тирания (власть подлеца). Превращения одного государства в другое от того, что государство одностороннее, ущербное. После всего этого получается идеальное государство, так формы меняются циклично, это замкнутый круг. То, что происходит в природе характерно и для социальных явлений, т.е. завершённость, цикличность.


Синкретическое представление о мире характерно для мифологии, религии и частично для философии, это целостное познание. Но нужно более точное знание, поэтому происходит дифференциация и расчленение.

Беда социологии в том, что нет никаких связей между различными теориями и концепциями. Жизнь атомизируется.

Аристотель о формах наилучшего государственного устройства и видах социального общения (дружба, любовь, отношения между людьми-гражданами).

Аристотель (384-322 гг. до н. э.) известен не только как всемирно значимый философ, но и как основоположник ряда наук -логики, этики, других отраслей знания.

Аристотель дает определение государству: это сообщество граждан, объединенных политическим устройством. Главенство закона. Различает три вида власти – еще не разделение властей, но понимание нескольких направлений власти.

Государство по природе сложное образование, состоящее из многих частей, которые должны быть сведены воедино. Аристотель говорит, что человек-существо общественное. Он делит людей на благородных и нет, воспитанных и невоспитанных, свободных и рабов. Исключает рабов из государства.

Закон Аристотель сравнивает с разумом => Законы не должны часто меняться.

Выделяет 3 правильные формы правления: монархия, аристократия и «полития» (примерно республика, где власть большинства и по закону). Неправильными формами считает демократию, которую он воспринимает как власть толпы, тиранию и олигархию.

Основным путем совершенствования форм правления общества-государства Аристотель признает добровольное и осознанное воздержание всех граждан, правителей, прежде всего, от pleonexia, т. е. от привилегий и преимуществ, получаемых от близости к власти.

Он считает важным, чтобы граждане участвовали в деятельности государства.

Есть сословия, которые необходимы государству, а есть недобродетельные. Воины и правители – те, без кого обойтись нельзя. Критикует Платона за «отчуждение» семьи. Земледельцев и ремесленников он считает добродетельными, но несущественными.

Аристотель стоит за собственность.

Наличие власти и деление людей на тех, кто властвует и кто подчиняется, Аристотель считает естественным законом природы и общества. Отношения господства-подчинения детерминированы природой государства и человека как политического существа. Эти отношения извечны и полезны как государству, так и отдельному человеку. На этом основании Аристотель оценивает рабовладение как благо и проявление справедливости.

 

Сходство и различие в социально политических взглядах Платона и Аристотеля

Аристотель разбирал мысли прежних ученых. Аристотель не искажал мыслей своих предшественников, а лишь пытался дать о них верное понятие. Аристотель, как и Платон, утверждал, что философия зарождается в то время, когда добыты средства для удовлетворения физических потребностей. Источник философии – это наше стремление постигнуть все непонятное и поразительное силой мысли.


Аристотель соглашается с Платоном, что предмет философии – это исследование сущности вещей. Однако у Платона сущность вещей отделялась от них самих и обитала в царстве вечных и неизменных идей. В глазах Аристотеля сущность вещей и явлений заключалась в них самих, исследуя эти явления, наука составляет общие понятия, устанавливает начала и через их сочетания образует свои теории и доказательства. Платон утверждал, что всякое явление портит свою идею, Аристотель же, наоборот, говорит: «Каждое явление проникнуто идеей и служит ее живым выражением». Платон, не выходя из идеального мира, не объяснял явлений, Аристотель первый поставил задачу философии – исходить из общих начал для объяснения частных явлений.

Идея – это центральная категория в философии Платона. Идея вещи – есть что-то идеальное. Платон так изъяснил свою теорию своему ученику Аристотелю: «Моя теория содержит идеи или формы. Эта теория является частично логической, частично метафизической. Логическая часть имеет дело со значением общих слов. Когда ряд индивидов имеет общее название, они также имеют общую идею или форму». Аристотель не отрицал существование идей, но, отойдя во многом от своего учителя, считал, что они находятся внутри отдельных вещей как принцип и метод, закон их становления, фигура, цель. Ответ Аристотеля звучал так: «Я позволю развивать критику твоего учения об идеях и выдвигаю в качестве альтернативы этому учению собственное учение об отношении чувственных вещей к понятиям. Мои возражения против твоего учения об идеях могут быть сведены в основном к трем, а именно:

  • Эйдосы ничего не дают для познания остальных вещей
  • Мир идей бесполезен для познания и для чувственного существования вещей, он ничего не дает для бытия
  • Логическое отношение идей есть отношение идей к идеям частным
  • Эта теория не дает и не может дать объяснения важному свойству вещей чувственного мира – их движению, возникновению, становлению и гибели».

Расхождение философы имеют и в теории идеи души. Платон говорил: «Душа человека до его рождения пребывает в царстве чистой мысли и красоты. Затем она попадает на грешную землю, где, находясь в человеческом теле, вспоминает о мире идей». Душа, по Платону, - бессмертная сущность, в ней различают три части: разумная, пылкая, чувственная.

Аристотель полагал, что душа, обладающая целеустремленностью, есть не что иное, как неотделимый от тела его организующий принцип, источник и способ регуляции организма, его объективного поведения. Аристотель утверждал, что душа не может существовать без тела.

Эллинистический период Античности и особенности его социальных учений

Эллины - греки. Эллинизм - это период в античности, который длился с походов Александра Македонского до окончательного господства Римской империи.


Специфика этого периода:

- широкое распространение получает греческий язык и культура на тех территориях, которые были завоеваны А. Македонским.

В это время возникают различные течения, которые носят различный характер. У Платона было самое главное - это государство

 

Гедонизм и кинизм, эвдемонизм и эпикуреизму как социально-этические представления о человеке и о смысле жизни

· Гедонизм - концепция согласно которой, жить значит получать максимальное количество удовольствий.

· Кинизм – учение, по которому смысл жизни состоит в снижении к минимуму собственных усилий для получения свободы.

· Эвдемонизм: человек должен обуздывать свои желания, жертвовать малым ради большого, сегодняшним ради завтрашнего ради получения АТАРАКСИИ (спокойствия)

· Эпикуризм (концепция Эпикура): цель жизни - нахождение счастье,, что предполагает преодоление страха, например, смерти. Когда она есть, нас ещё нет, но когда мы есть, её нет.

 

Основные принципы (положения) социальных положений стоиков

Стоицизм (учение стоиков) состоит из логики, физики и этики. Наиболее важная часть- этика.

Действия живых организмов детерминированы, обусловлены стремлением к самосохранению. Но у разумного существа, коим является человек, стремление самосохранения проявляется в расположении к близким, уважении к себе. Стоическая философия предполагает иной пространственный горизонт человека.

Зарождение и реальные основы идеи космополитизма в античном мире

Не образуют ли города-государства особый тип связи?

Здесь появляется идея космополитизма. Тогда мир мыслился не так широко как сейчас. Но благодаря завоеваниям, походам, общения, становиться понятно, что человек – это гражданин (полит) мира, вселенной (космо). Эта идея в разные эпохи получала разные звучания, пробивала себе дорогу. Стоики подошли серьезно к теме естественного права - права самосохранения, данного самой природой.

Цицерон: развитие концепции естественного права, представления о власти и государстве

История социально-политических и правовых учений Древнего Рима связана, прежде всего, с именами Цицерона (106-43 до н. э.), (знаменитый оратор и государственный деятель Древнего Рима). Его социально-политические и правовые взгляды изложены в трех сочинениях: «О государстве», «О законах» и «Об обязанностях». Он был первым, кто ввел в научный обиход юридические понятия гражданина как субъекта права и государства как правового общения (juriris socielatis).

Цицерон полагал, что сначала возникает естественное право, а уже потом появляются государство и писаный закон.

Признавая приоритет естественного закона над всем сущим, Цицерон видел в нем не только причину того, что происходит в социальной жизни людей, но и образец, в соответствии с которым должно формироваться законодательство государства. Благодаря разуму, люди имеют возможность обретать знания о высшем, божественном праве, о его требованиях и запретах.

В основе естественного права лежит вечный, неписанный закон, который люди как бы вдыхают вместе с воздухом природы.

Цицерон определял государство как достояние народа, строго различая при этом понятия «римский народ» и «толпа». По его мнению, народ представляет собой такое объединение людей, которое основано на общности права и на общей пользе. К «толпе» же он не питал уважения, упрекая ее в непостоянстве, склонности к мятежам и прочим неправомерным действиям, наносящим ущерб государству. Различая три простые формы правления - царскую власть, власть оптиматов (аристократов) и народную власть (демократию), и видя в каждой из них свои «плюсы»: «благоволением своим нас привлекают к себе цари, мудростью - оптиматы, свободой - народы». - Цицерон выступал за смешанную форму государства как самую разумную, в которой действовали бы все эти плюсы.

Человеком движут четыре основных стремления, которые являются одновременно и его способностями, - это стремление к истине, порядку, величию и благопристойности.

 

Идея Августина блаженного о противопоставлении града земного и града небесного

Августин различает два вида государства - земное государство, основанное на эгоизме и гордыне, и государство небесное, основанное на принципах справедливости и любви. Противоречие между «градом земным» и «градом небесным» лежит в основе религиозно осмысленной Августином человеческой истории. Различия в том, что земной град составляют люди, желающие жить и живущие ради удовольствия, ради чувственного, по плоти. А небесный град: люди живущие по духу, ограничивающие себя.

Основные черты христианства

Христианство внесло в философскую и социальную среду понятие «линейности социального развития» (а не по кругу).

Проповедь любви: к ближнему и к Богу(горизонтальная и вертикальная).

Социальное мышление в то время было авторитарным, т.е. ориентировалось на определённые авторитеты. Самый крупным авторитетом была Священное писание- Библия. Хар. чертой является и то, что придавалось огромное значение трактовке священных писаний (экзидеза).

Ценности средневековой культуры и отражение в теории Фомы Аквинского

Основные тезисы, характерные для культуры средних веков:

1) Теоцентризм (понимание мира, в котором источник и причина всего сущего- Бог; все люди рождаются в результате порочного зачатия, но не Иисус)

2) Креационизм (Бог из ничего сотворил живую плоть, пребывающую в постоянном изменении). Этот принцип противоречит науки, противоположным ей взглядом является теория дарвинизма.

3) Провиденциализм - от лат. «Провидение»- система взглядом, в соответствии с которой всеми историческими событиями (большими и малыми), в том числе жизнью людей, управляет провиденция (Божественная воля).

4) Схоластика - ещё одна характерная черта. Т.е. тот тип размышлений, при котором не углубляясь, совершаются попытки что-то объяснить и обосновать то, чего нет на самом деле. Не вникая в содержание.

5) Теодицея - философско-богословская доктрина, основным стремление которой оправдать Бога как творца и правителя мира вопреки существованию темных сторон бытия. (БОГ+СПРАВЕДЛИВОСТЬ)

Жизнь Томаса Мора и обстоятельства создания утопий.

Особый интерес в предыстории социологии представляют общественные взгляды теоретиков социальных утопий. Томас Мор (1478-1535), английский гуманист, государственный деятель и писатель, является создателем целостной литературной утопии (утопия — «несуществующая страна»), в рамках которой он описал социалистический строй, основанный на коллективной собственности на средства производства, подвергнув одновременно критике институт частной собственности.

Родился в 1478 году в семье судьи. Окончил Оксфорд, учился у юристов. Потом вернулся в Лондон и стал барристеров. Хотел делать карьеру юриста, но потом решил стать монахом и жить вблизи монастыря. Однако в 1504 году – он избирается в Парламент, а в 1505 – женится.

Самую характерную, определяющую черту социально-философской доктрины, лежащую в основе «Утопии», составляет антииндивидуалистическая трактовка общественной жизни, мыслимой в идеальном государстве. Последовательный же антииндивидуализм с необходимостью требует отмены частной собственности. Т. Мором был сформулирован фундаментальный тезис, согласно которому процветание государственных дел возможно лишь в условиях, когда высший носитель власти будет глубоко образованным философом и морально безупречным человеком. «Утопия» оказала весьма значительное воздействие на различных философов и литераторов эпохи Возрождения.

Идеи Т. Мора получили свое дальнейшее развитие в произведениях итальянского философа и поэта Томмазо Кампанеллы (1568-1639) («Город Солнца») и английского социалиста-утописта Джерарда Уинстенли (1609-1652) («Новый закон справедливости»), который утверждал, что идеальное общество - это не мечта, а общественный строй, который может быть осуществлен в действительности. Он полагал, что в современной ему Англии можно и должно перейти к такому справедливому устройству путем реформ, принятия и реализации законов, запрещающих частную и развивающих общественную собственность, отменяющих деньги и вводящих прямой продуктообмен, обеспечивающих демократическое республиканское государственное устройство.

Экономическое и политического устройство жизни на острове утопий у Мора

· Утопия (идеальная страна) — своеобразная федерация из 54 городов.

· Устройство и управление каждого из городов одинаковы. В городе 6000 семей; в семье — от 10 до 16 взрослых. Каждая семья занимается определенным ремеслом (разрешен переход из одной семьи в другую). Для работы в прилегающей к городу сельской местности образуются «деревенские семьи» (от 40 взрослых), в которых житель города обязан проработать не менее двух лет

· Должностные лица в Утопии выборные. Каждые 30 семей избирают на год филарха (сифогранта); во главе 10 филархов стоит протофиларх (транибор). Протофилархи избираются из числа ученых. Они образуют городской сенат, возглавляемый князем. Князь (адем) избирается филархами города из кандидатов, предложенных народом. Должность князя несменяема, если он не заподозрен в стремлении к тирании. Наиболее важные дела города решают народные собрания; они же избирают большую часть должностных лиц и заслушивают их отчеты.

· В Утопии нет частной собственности и, следовательно, споры между утопийцами редки и преступления немногочисленны; поэтому утопийцы не нуждаются в обширном и сложном законодательстве.

· Утопийцы сильно гнушаются войною. Но чтобы не быть к ней неспособными, они упражняются в военных науках. Обычно для войны используются наёмники.

· Утопийцы признают вполне справедливой причиной для войны тот случай, когда какой-либо народ, владея попусту и понапрасну такой территорией, которой не пользуется сам, отказывает все же в пользовании и обладании ею другим, которые по закону природы должны питаться от неё.

Макиавелли. Основные идеи и трактат «Государь»

Концепция власти и управления Н. Макиавелли

Глубокие и интересные социологические идеи были высказаны Николло Макиавелли (1469-1527) в книгах «Государь», «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия» и «Искусство войны». Он полагал, что общество возникло, существует и видоизменяется не по воле Бога, а по естественным причинам. В ряду этих причин в качестве основных выделяется интерес людей и их сила. Материальный интерес трактуется как выражение потребностей людей в самосохранении (в пище, жилище, накоплении имущества) и продлении рода. Материальные интересы разных людей не совпадают друг с другом, а у знати и народа эти интересы противоположны.

Сосредоточившись на проблеме создания сильного государства, Макиавелли первым стал рассматривать политику в качестве особой сферы деятельности, которая должна осуществляться с учетом «естественных причин» и «полезных правил». Он призывал «учитывать свои возможности», «предвидеть заранее» ход событий, чтобы вовремя принимать необходимые меры. Высшее правило политики, по Макиавелли, - использовать тот способ действий, который соответствует духу (характеру) времени и специфическим обстоятельствам, имеющимся в момент принятия решения.

Используя аристотелевскую типологию форм правления (монархия, аристократия и демократия), Макиавелли доказал, что ни одна из этих форм не может считаться совершенной и пригодной во всех обстоятельствах. Именно поэтому он в «Государе» превозносит сильную личность властителя.

Ему принадлежит формула, согласно которой политик должен соединять в себе черты льва и лисицы (чтобы сокрушать противника, избегая капканов. Главным условием политического успеха он считал «доблесть», а не низость души. Именно восхвалением доблести и осуждением низости политика завершается его «Государь».

 

Соотношение понятий естественное состояние, естественное право и естественный закон (по гоббсу)

Люди по природе своей не хорошо и их качества неискоренимы. Доминирующее качество людей – эгоизм. Существует естественное право (человек должен сам себя защищать). Это право принимает агрессивный характер («война всех против всех»). Наряду с естественным правом должны существовать естественные законы, творимые людьми. Государство – это орган безопасности людей, это увеличенный в размере человек. Люди поступаются всем, чтобы государство их защищало.

 

Переход от естественного состояния к состоянию гражданскому

Что это? Что сюда писать? Напишите что-нибудь! Пожауйста!

 

Локк о происхождении государства

Большое влияние на общественную мысль оказал Джон Локк (1632-1704), английский философ, окончивший Оксфорд, изучавший естествознание и медицину.

Вслед за Гоббсом Локк пропагандирует теорию «естественного состояния» людей и договорного происхождения государства. При этом он страстно отстаивает частную собственность, денежное хозяйство и экономическую политику развития торговли и промышленности. Являясь идеологом капиталистических отношений, именно Локк намечает критерии и принципы разделения властей, которые ложатся в основу политического конституционного устройства.

В своих «Двух трактатах о государственном правлении» он формулирует следующие положения.

1. Суть общественной жизни заключена в договоре между людьми, хотя они этого не понимают.

2. Общественная жизнь есть процесс развития от естественного состояния до гражданского общества и самоуправления.

3. В естественном состоянии люди равны перед собой и Богом. Но их свобода - не анархия и вседозволенность, она предполагает следование законам природы, данным Богом, подчиненность разумным соображениям о самосохранении и продлении рода.

4. Разумность людей побуждает их искать согласия при сохранении индивидуальной свободы, создавать власть, гарантирующую соблюдение разумных прав индивидов.

«2 трактата о правлении» направлен против Р.Филлера (роялиста). Локк говорит о недостатках естественных законов:

-не хватает законов, известных всем

-не хватает знающего и бескорыстного судьи, посредника

-нет силы, которая могла бы поддерживать приговор и привести его в исполнение

Локк говорит, что государство должно обеспечивать не только безопасность, но и свободу, сохранность имущества. Возможен разрыв общественного договора.

Нужно найти середину между государством и гражданским обществом.

 

Различия и сходства представлений гоббса и локка о государстве.

Что это? Что сюда писать? Напишите что-нибудь! Пожауйста!

Принцип географического детерменизма шарля монтескье

Принцип географического детерминизма: климат определяет способности человека, его характер и физическую силу.

Оригинальность и заслуга Монтескье в изучении форм правления заключена, прежде всего, в том, что он установил их зависимость от природно-климатических и географических условий, от размера территории страны, численности ее населения, степени развитости торговли, денежного оборота, а также религии, нравов, обычаев, традиций, господствующего среди населения «чувства», определяющего «принцип правления».

Республика, согласно Монтескье, требует небольшой территории, малочисленного населения и господства «чувства добродетели». (Имеется в виду не моральная, а сугубо политическая добродетель, основанная на уважении к законам, на преданности индивидуума коллективу.)

Основные причины социального неравенства и способы его преодоления, по Ж.Ж. Руссо.

Основные идеи Руссо: было естественное состояние в судьбах человека (согласие с природой), но под влиянием роста народонаселения в этом естественном состоянии начинается рост потребностей и притязаний, которые влияют друг на друга и затем начинается неравенство (сначала физическое, а потом неравенство в собственности). Договор заключается для общественной безопасности, но он иногда нарушается.

«Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми»:

 

Идея прогресса общества в концепции Тюрго и Кондорсе.

Существенной чертой социологических воззрений эпохи Просвещения являлся прогрессизм. Особенно ярко эта черта характеризует французских историков Анна Ровера Тюрго (1727-1781) и Жана Кондорсе (1743-1794).

Социологическая концепция А. Тюрго строится на обобщенном материале истории.

Если в природе царит неизменная цикличность - зарождение, гибель и возрождение, то в человеческой истории, по его мнению, происходит последовательное движение ко все большему совершенству. Человечество переживает то счастливые времена, то периоды бедствий, но человеческий разум постоянно прогрессирует.

Большое место в социологической концепции Тюрго принадлежит экономическому развитию. Он создал уникальную для своего времени теорию развития общества в соответствии с типом производства на каждом историческом этапе. Начальный этап определяется собирательством и охотой. Форма социальной организации на этом этапе - племя, состоящее из отдельных семей. Переход к скотоводству означал возрастание богатства и зарождение духа собственности. Возникает потребность в рабах, появляются гораздо более многочисленные общественные объединения, нуждающиеся в органах власти (вожди). Земледелие порождает собственность на землю и разделение труда: развивается государство - «политическое тело», усиливается неравенство, имеющее, по мнению Тюрго, положительное значение в развитии наук и искусств, так как освобождает часть людей от тяжелого физического труда. Анализируя современный ему уклад, Тюрго вплотную подошел к осознанию классового антагонизма собственников и наемных рабочих.

Основное содержание концепции прогресса, развитой Ж. Кондорсе в его «Эскизе исторической картины прогресса человеческого разума», можно свести к следующим постулатам.

Постулат I Развитие индивидуальных человеческих способностей «совпадает» с развитием «способностей» человеческого рода.

Постулат II Поступательное развитие тех или иных групп людей, оказавшихся в привилегированном положении, рано или поздно воплотится в прогрессе людской «массы», большинства человечества.

Постулат III заключается в сознательном или бессознательном отождествлении его приверженцами того или иного, отдельного аспекта социокультурного развития, будь то разум, наука или производительные силы, с прогрессом вообще.

Постулат IV апеллирует к «светлому Будущему», в котором должны исполняться как раз те самые теории прогресса, которые удостоверят, наконец, его всеобщий характер.

Новый поворот в понимании общественной жизни в теории Юма и Смита

Адам Смит (1723-1790) происходил из небогатой семьи, учился в университетах Глазго и Оксфорда, затем работал профессором университета Глазго на кафедре логики и нравственной философии, его коллегой был известный философ Давид Юм, первая его крупная работа – «Теория нравственных чувств», но основной его экономический труд под названием «Исследование о причинах и природе богатства народов».

А. Смит считал, что богатство общества заключается в наличии простых товаров потребления, люди хотят купить товары, а не деньги, деньги - лишь вспомогательное средство.

Первая важная социологическая идея Смита состоит в том, что труд является основой богатства общества, его значение по сравнению с другими видами деятельности чрезвычайно высоко, производительный труд вследствие этого имеет более высокую ценность, по степени развития производства оценивается и само общество. Пожалуй, с этого момента в общественном сознании глубоко укореняется так называемая «психология экономизма» (выражение С. Н. Булгакова), когда экономика и производство в глазах простого человека, ученого или политика получают высшую субъективную оценку, когда экономика становится как бы основой жизни общества с точки зрения здравого смысла человека.

Трудовая идея стоимости имеет и другое социальное содержание - определение стоимости трудом предполагает всеобщность и равенство (в качественном смысле) всех видов труда: раз товары равны на рынке, значит и труд их производителей одинаков, они равнозначны как личности.

Третья социологическая идея Смита связана с определением социальной структуры общества. Важно отметить сам принцип — основные классы общества определяются исходя из экономических характеристик (видов дохода). Так, теория распределения связывается с теорией социальной структуры: рабочий класс в качестве дохода имеет заработную плату, класс капиталистов - прибыль, класс землевладельцев - ренту.

Динамика социального благосостояния трудящихся классов зависит от роста капитала.

 

Взгляд Иммануила Канта на всемирную историю как на целенаправленный процесс

Родоначальником классической немецкой философии был Иммануил Кант (1724—1804). Он родился в семье ремесленника, окончил гимназию и университет в Кенигсберге, ректором которого он впоследствии стал.

Социологические взгляды Канта носят характерный для него компромиссный характер. Он противник революционной борьбы масс, сторонник реформаторства. Основной призыв Канта - моральное совершенствование человека и человечества. Кант защищает частную собственность, считает ее наличие у людей «естественным состоянием». Анализируя проблемы социального равенства, Кант приходит к выводу, что люди равны лишь постольку, поскольку они созданы единой природой. Отсюда социальная структура общества делится на «граждан» и «только подданных», к последним Кант относит трудящиеся массы. Взгляды Канта на общественные отношения представлены в его труде «О вечном мире» (1795), где он обосновывает необходимость установления мира между народами и весьма критически оценивает военные авантюры правителей Пруссии. Идеи Канта нашли свое дальнейшее развитие во взглядах пацифистов - противников разрешения конфликтов посредством войны.

Ценности культуры просвещения и их отражения в идее всемирного гражданского общества Канта

Кант исследовал реальные человеческие отношения, проблемы личности, вопросы моральной оценки поступков людей, этические нормы и принципы. Эти идеи нашли свое отражение в концепции «категорического императива», согласно которому человек должен поступать так, чтобы нормы его поведения могли стать принципом всеобщего законодательства. Основное этическое произведение Канта «Критика практического разума» позволяет утверждать, что исходной предпосылкой его этики является сложившееся у него под влиянием идей Руссо убеждение, что всякая личность - самоцель и ни в коем случае не должна рассматриваться как средство для осуществления каких-либо задач, даже если это задачи всеобщего благоденствия. Эта концепция Канта об абсолютном достоинстве и ценности каждой личности вполне соответствовала декларациям идеологов Французской буржуазной революции о всеобщих и неотъемлемых правах человека и гражданина, что является одной из ключевых гуманистических социологических идей.

Основные взгляды Сен-Симона на общество

Родился в бедной дворянской семье и с детства воспылал любовью к людям. Юношей едет в США помочь американцам завоевать независимость. Затем вернулся домой и начал заниматься коммерцией, но терпит неудачу. Был и богат и беден в разные периоды жизни.

Первая его работа – «письмо женевского обозревателя к современникам».

Впервые увязал идеи близкие социализму с идеями индустриализма

Считал, что экономический порядок, основанный на частной собственности препятствует развитию промышленности, вызывает хаос и нищету, а значит, эксплуатация человека человеком должна быть заменена эксплуатацией природы. Нужен 1 класс индустриалов (производителей, куда входят и рабочие, крестьяне и менеджеры.).

Политика должна быть подчинена экономике, хозяйству. Ее развитие будет способствовать обогащению всего общества. Это можно сделать на основе разума. Если люди буду сознавать, что их идеи не противоречат друг другу, они будут объединяться и чувствовать себя частью целого.

Согласно Сен-Симону, общество - живой и целостный организм, функционирующий и изменяющийся по объективным законам, которые этой науке предстоит познать и на основе которых возможно его сознательное совершенствование.

Сущность философских взглядов Сен-Симона составляют две идеи - идея закономерности, объективности развития природы и общества и идея поступательного, прогрессивного развития человечества.

Сен-Симон постоянно подчеркивает, что социальная организация несовершенна, что люди позволяют насилию и хитрости управлять собой, а человеческий род в политическом отношении находится в безнравственном состоянии, и это заставляет его ставить вопрос о реорганизации общества, но не о революции. Сен-Симон как непосредственный свидетель указывал на разрушительный характер революции, на ее анархическую сущность и поэтому предлагал путь «общественных преобразований». Согласно его плану «религиозная система», скрепляющая общество, не должна исчезнуть — «ее только следует согласовать с прогрессом науки». Это и есть главная задача реорганизации и развития, на которую указывал Сен-Симон в работе «Новое христианство». Цель — организовать общество, выгодное наибольшему числу людей, способное улучшить положение многочисленного бедного класса. Концепция «нового христианства», дополняющая «промышленную систему» - общество будущего, переход к которому является универсальной исторической неизбежностью, призвана, по его мнению, способствовать торжеству принципов общей морали в борьбе с эгоистическим стремлением достижения личного счастья за счет общего блага.

Сен-Симон первым обратил внимание на роль организации и управления в развитии общества; его идеи на этот счет стали теоретическим источником выработки общих моделей работы организации, описывающих принципиальную структуру управления, стандартизированную иерархию должностей и постов, разделения функций, правил для руководителей разного уровня.

Работы:

«Введение к научным трудам 19 в.» «Катехизис индустриалов». «Новое христианство».

Концепции переустройства общества Шарля Фурье

Родился в купеческой семье. Уже с детских лет он не воспринимал торговлю, т.к. видел в ней много пороков, жульничество. Участвовал в мятеже в Леоне против якобинцев.

Он пытается на основе естественных законов открыть законы социальные.

1803 году — В лионской газете вышла небольшая статься «всеобщая гармония», где на основе естественных законов он пытается открыть естественное движение. Через 5 лет: «теория 4-х движений и всеобщих судеб». У Сен-Симона преобразование общества идет сверху, а Фурье смотрит по-другому: преобразование общества надо начинать с людей, основываться на их желаниях, то есть снизу. Номинализм. Надо идти от людей, индивидов и приспосабливать под это все структуры.

Разрыв связи между потребителями и производителями. Одни производят, посредники перекупают и перепродают. В этом заключается разница в цене.

Предлагал создавать фаланги. Должны появляться новые стимулы к труду, соревнованию.

Фурье создает проект фаланг, где расписано, как должны жить и работать люди, сколько там будет людей и способы стимулирования.

О степени свободы общества можно судить по степени эмансипации женщины.

Необходимо ввести общественное воспитание детей (детские сады).

Оуэн. Основные вехи биографии, теоретические взгляды и практическая деятельность.

Роберт Оуэн родился в 1771 году в маленьком городке Ньютаун (Уэльс) в семье мелкого лавочника. В семь лет учитель местной школы уже использовал его как помощника, но ещё через два года школьное образование Оуэна навсегда закончилось, и он отправился искать счастья в больших городах. Оуэн служил учеником и приказчиком в мануфактурных магазинах Стэмфорда, Лондона и Манчестера, однако он не получил систематического образования.

Роберт Оуэн верил, что при помощи разума можно преобразовать жизнь людей. Его разочаровывала французская революция. Он пытался гуманизировать труд деятельности, быт работников предприятия, поэтому производительность труда на фабрике повысилась. Минимизировалось воровство, невежество, люди потянулись в этот округ смотреть, как ему далось радикально изменить жизнь обычного фабричного поселка. Но окрыленный этими успехами, он хотел пойти дальше и перейти к социалистическим и коммунистическим идеям.

Но окружающие обстоятельства и условия не позволяли сделать этого в Англии, которая была буржуазной страной. Он решил поехать в США, где была большая свобода, где можно было конструировать все с чистого листа.

Новый принцип. Работа оценивалась по времени, затраченному на нее. Но разные работы имеют разные квалификации, поэтому время должно иметь меньшее значение. Управлять общиной должен коллектив. Он поставил перед собой задачу преодолеть специализацию — один из процессов, характеризующий промышленное производство.

 

Характерные черты утопического социализма 19 века.

Прежде всего, утописты ставили такие цели, которые были невыполнимы, которые было невозможно реализовать в те времена — отрыв от реальности, реальных предпосылок, условий, средств. Цели, взятые сами по себе, — есть абстракция. Цели должны быть взяты вместе со средствами. Утописты абстрагировались. Ориентация на отдельных личностей, самих себя они считали людьми, признанными осчастливить человечество. Идея «миссианства» — освобождение мира и тд. +Они вместе с тем высказали немало гениальных идей. Ленин «2 утопии»: «утопические доктрины могут быть неверны по отношению к конкретным историческим условиям, но могут быть правильны относительно истории вообще».

Сравнительный анализ науки об обществе и утопических доктрин.

Вах вах?? Шо це такэ? Кто что знает – напишите, пжл!!!

Материализм Маркса в понимании общественной жизни.

Исторический материализм — теория развития общества, разработанная в XIX—XX веках в трудах Карла Маркса, Фридриха Энгельса. Основные её тезисы изложены К. Марксом в предисловии к «К критике политической экономии» и сводятся к следующему:

· Фундаментальная основа общества — материальное производство. Оно является источником всех процессов в обществе и определяет общественное сознание.

· Исторический процесс есть последовательная и закономерная смена общественно-экономических формаций, обусловленная ростом и совершенствованием производительных сил.

ИСТОРИЧЕСКИЙ материализм (материалистическое понимание истории), составная часть марксизма; теория развития и познания общества. Основные идеи выдвинуты К. Марксом, Ф. Энгельсом и В.И. Лениным. Исторический материализм исходит из признания первичности материальной жизни общества - общественного бытия по отношению к общественному сознанию; из идеи о том, что люди сами творят свою историю, а побудительные мотивы их деятельности определяются материальными условиями общественного производства. Выделяет производственные отношения как экономическую структуру (базис общества), определяющую надстройку; рассматривает историю как закономерный естественно-исторический процесс развития и смены общественно-исторических формаций, в результате которого утверждается коммунизм. С 20 - 30-х гг. 20 в. исторический материализм был догматизирован и схематизирован, поставлен на службу политике компартий.

 

Понятие общественно-экономической формации в марксизме.

Общественно-экономическая формация (строй) — в марксизме — исторически определенная ступень в развитии человеческого общества, характеризующаяся свойственным только ей способом производства и обусловленными этим способом социальными и политическими отношениями, юридическими нормами и учреждениями, а также идеологией.

Формационный подход. Автор Карл Маркс. Развитие экономической системы это всемирный исторический процесс. В нем есть три ступени:

o Первобытно-общинная формация. Общество доклассовое. Признаки: общественная собственность, коллективный труд.

o Классово-антогонистическая формация.

§ Рабовладельческое общество

§ феодальное общество

§ капитализм

o Посткапиталистическая, коммунистическая эпоха.

§ Социализм

§ коммунизм

В теории формационного подхода Маркса большую роль играет действие экономических факторов, с чем связано материалистическое понимание истории, то есть производство материальных благ – основа жизни человеческого общества Движущей силой экономического развития по Марку являются противоречия между ПС и ПО. Исторический процесс смены формаций опосредствуется классовой борьбой.

 

Сравнительный анализ закона 3-х стадий Сен-Симона—Конта и закона о смене формаций у Маркса.

Нет, пожалуйста, только не сравнительный анализ опять. Сколько ж можно! Фак!

О классовых социальных революций как движущей истории

укшщпквощиотиврщкпзоивтвозшеиьлд

Основные положения марксизма.

1) Примат материального производства. В основе жизни человеческого общества лежит производство материальных благ. Отношения, которые возникают между людьми в процессе производства этих благ, (П.О.) составляют экономический базис-фундамент всех других общественных отношений.

2) Исторический подход. Человеческое общество находится в постоянном развитии, в процессе которого происходит смена одной общественно-экономической формации другой. Этот процесс носит естесственно-исторический характер, то есть подчиняется определенным объективным законам.

3) Классовый подход. В экономике действуют не независимые индивиды, а представители определенного класса. Поэтому их поведение определяется объективными условиями, и прежде всего отношениями собственности, определяющими место и роль отдельных классов в экономической жизни общества.

 

 



<== предыдущая | следующая ==>
Требования по охране труда в аварийных ситуациях | Воспитательная работа





Date: 2016-07-18; view: 737; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.074 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию