Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Пример консультирований безработных граждан Ленинградской области. Заниженная самооценка
Н. закончила техникум пищевой промышленности в Ленинграде. Техник-технолог пищевой промышленности. По распределению уехала в один из городов Ленинградской области и поступила на завод на должность технолога-мастера. Заработная плата была очень маленькой, а жить приходилось в общежитии барачного типа с удобствами на улице. К тому же на работе пришлось руководить бригадой, средний возраст в которой -около 50 лет. Ей же на тот момент было 18 лет. Параллельно пришлось осваивать новую технологию работы, так как ее назначили бригадиром не по той специальности, по которой она заканчивала техникум. Через 3 года она вышла замуж и переехала в другой город. Вынуждена была пойти работать буфетчицей. Эту работу она ненавидела, так как торговать пивом так и не получилось. Вскоре осложнились отношения с мужем, и она вынуждена была с ним развестись. В это же время ее пригласили на должность начальника производства на завод в соседнем городе. В ее обязанности входил контроль за производством на четырех заводах пищевой промышленности. И хотя проработала там достаточно долго, вынуждена была уйти из-за хронической болезни ребенка. Устроилась на работу кассиром в профессионально-техническое училище, а затем и заместителем директора по административно-хозяйственной части. Родила второго ребенка. Через несколько лет ее опять пригласили на хлебозавод технологом, на котором она и проработала до начала 1990-х гг., когда завод решено было закрыть. У нее в подчинении было 45 человек, и здесь она впервые столкнулась с открытым воровством на рабочем месте. С этим пришлось бороться. И эта борьба увенчалась успехом: когда пришло время сдавать завод, все мероприятия были проведены в течение двух дней. После ликвидации завода Н. осталась без работы, а регистрироваться в качестве безработной не хотела. Поэтому она написала письмо генеральному директору объединения хлебозаводов в Санкт-Петербург, в котором описала свой опыт работы. Очень быстро ее пригласили на должность директора хлебозавода в другой город. В ее подчинении оказалось 140 человек. Коллектива как такового не было. В начале своей деятельности она столкнулась с прямым саботажем со стороны рабочих. Например, при запуске закупленной в Германии новой поточной линии по производству сушек слесари, в задачу которых входила наладка нового оборудования, вставляли железные болты в движущие части машин. Н. начала с формирования коллектива и ряда воспитательных мероприятий, сочетавших как карательное воздействие, так поощрения. Новую линию удалось запустить в течение полумесяца. Вскоре заработало еще несколько новых поточных линий по производству различных хлебопродуктов; старые печи были заменены немецкими мини-пекарнями. Н. установила тесные контакты с производителями оборудования для хлебопекарной промышленности из Германии, в результате чего новые линии удавалось налаживать в самые краткие сроки. Тем не менее, несмотря на экономическую эффективность деятельности, испытывала сильное воздействие со стороны недовольных ее политикой на предприятии. На заводе практически каждый день появлялись проверочные комиссии из различных контрольных органов. Было даже совершено нападение на ее мужа, и он длительное время лежал в больнице. В результате всего этого Н. ушла с работы и зарегистрировалась в качестве безработной в службе занятости Ленинградской области. К моменту ее прихода в тренинговую группу она уже несколько месяцев искала работу. Ее эмоциональное состояние на момент начала тренинга можно оценить как подавленное, депрессивное, с высокой степенью отчаяния. В том, что осталась без работы, она обвиняла бывшее свое руководство и коллег по работе, которые якобы "вставляли ей палки в колеса". Н. считала, что для нее работу найти невозможно, так как ей 51 год, а требуются везде до 40 лет. Себя она воспринимала как неудачницу, чей опыт никому не нужен. В процессе работы она изменила свои установки. При поддержке со стороны других участников, группы, на примере ряда объявлений о поиске руководящего персонала, она сделала вывод о том, что обладает большим опытом управленческой работы. Составление резюме далось с большим трудом, но стало поворотным моментом, позволившим переосмыслить опыт работы. Закрепило же эти изменения формирование перспективного плана поиска работы. Вскоре Н. получила, ряд предложений о работе.
Первым этапом психологической помощи безработным является содействие им в преодолении негативного влияния стрессовой ситуации. Чаще всего стресс у безработных обостряется в тот момент, когда жизнь приобретает рутинный, однообразный характер: они практически перестают искать работу, общение ограничивается кругом членов семьи, культурные запросы снижаются и т, д. Особенности реагирования на воздействие стресса зависят от: · локуса контроля (экстернальный или интервальный); · уровней самооценки и притязаний; · социального статуса на прежней работе и т. д. Постепенно человек начинает чувствовать, что от него ничего не зависит, он даже оказывается не в состоянии контролировать свое время, параллельно с этими процессами идет выгорание мотивации к труду. В основе этого выгорания лежит установка на перфекционизм, т. е. на успешность. Отказы приводят к тому, что человек перестает искать работу, защищая свое Я от угрозы новых отказов. Именно поэтому с самого начала важно информировать безработного о том, что же такое стресс и как он "выглядит" и действует. Само обращение к психологу для многих безработных связано с негативными эмоциями, так как многие люди до сих пор ставят знак равенства между психологом и психиатром. В этом случае необходима значительная просветительская работа, направленная на разъяснение возможной необходимости психологической помощи, т. е. формирование установки на естественность обращения к психологу. Наиболее эффективным в этой ситуации является рассматривание проблемы как ресурса: что полезного человек извлек из ситуации потери работы и длительней безработицы, какие существуют пути выхода из этой проблемы.
Само обращение к психологу для многих безработных связано с негативными эмоциями, так как многие люди до сих пор ставят знак равенства между психологом и психиатром. Важно также проговаривание эмоций, связанных с негативными переживаниями при поиске работы. Стресс не сводится только к эмоциям. Стресс гораздо шире. Например, люди, переживающие утрату работы, могут неожиданно оказаться лицом к лицу со своими старыми невротическими ранами. К стрессам приводит также привычный паттерн, или модель реагирования на стимул, а также ригидное использование психологической защиты. Проблема личной ригидности - одна из ключевых при работе с людьми, утратившим адекватную мотивацию к труду. Ригидность - это фактор предрасположенности к стрессу. Базисное состояние любого стресса - это состояние тревоги. Человек испытывает беспокойство практически во всех жизненных сферах: семейная жизнь, профессиональная сфера, взаимоотношения с другими людьми. В ситуации поиска работы личностная тревожность безработного во много раз усиливается реактивной тревожностью, и задача психолога - помочь безработному снизить уровень тревожности. В противном случае тревожность клиента достигает такого уровня, что блокирует любое проявление активности. Таким образом, преодоление стрессовой ситуации становится первым шагом на пути устройства человека на новую работу. Но это лишь первый шаг. Затем должно следовать обучение человека самопрезентации. Безработные то ли из чувства ложной скромности, то ли в силу воспитания часто не могут адекватно предоставить работодателю информацию о себе. Они словно стесняются себя похвалить и начинают рассказ о себе с того, чего не умеют. Доходит до казусов: женщина-инженер начинает самопрезентацию с того, что заявляет: "Я не разбираюсь в финансах". Помимо умения представить себя эффективно и эффектно себя прорекламировать важно уметь спланировать свое трудоустройство. Большинство безработных являются таковыми потому, что неспособны поставить перед собой цели поиска работы. Отвечая на вопрос о том, какую работу они хотели бы иметь, такие безработные начинают описывать свое предыдущее рабочее место. Это выступает в качестве психологической защиты: "Раз нет такой работы, значит, я могу оставаться безработным". Преодоление этой защиты требует от психолога больших усилий, так как любая попытка адекватно оценить запросы клиента наталкивается на его агрессивное сопротивление. В структуре психологической помощи клиентам служб занятости и людям, ищущим работу, большое значение имеет обучение их методам поиска работы: составлению резюме, поискового письма, объявления в газету, основам делового разговора по телефону, поведению на собеседовании и т. д. Как правило, подготовив все эти документы и адекватно сформулировав цели поиска работы, безработный испытывает определенный эмоциональный подъем. Он словно возвращается на стадию оптимизма. Поскольку безработный долгое время находился в суженном круге общения, то его коммуникативные навыки существенно снизились. Многие безработные не умеют общаться на деловом уровне, оценивая окружающих по принципу "нравится - не нравится". Поэтому одна из наиболее эффективных форм работы с безработными - это социально-психологический тренинг. В ходе таких тренингов безработные восстанавливают утраченные коммуникативные способности, повышают уверенность в себе и изучают методы и методики поиска работы, отрабатывая их в условиях группы.
Date: 2016-07-18; view: 301; Нарушение авторских прав |