Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Я и отдельные ситуации





Образование:

· находить возможности и пути для обучения;

· выбирать, что изучать; учиться.

Работа:

· находить возможности работать;

· сохранять работу;

· менять работу;

· выживать в ситуации возможной безработицы;

· находить баланс между активной вовлеченностью в работу и остальными сферами жизни;

· уйти на пенсию и находить удовольствие в пребывании пенсионером.

Дом:

· выбирать стиль жизни;

· поддерживать и сохранять дом;

· жить с другими людьми.

Досуг:

· выбирать между различными вариантами проведения досуга; увеличивать, расширять свои возможности проводить досуг; при необходимости использовать свой досуг для приработков.

Сообщество:

· быть умелым, цивилизованным членом сообщества (например, не разрушать

· структуру сообщества и его систему потребления);

· развивать и использовать свое политическое сознание и самосознание; при необходимости пользоваться общественными структурами.

Что касается навыков собственно консультирования, то одни авторы подчеркивают важность профессионализации этой области, поскольку считают утопической (и в ряде случаев вредоносной) концепцию возможности существования консультирования, свободного от какой бы то ни было системы ценностей, будь это личностные, гражданские, философские, политические или иные ценности. Другие авторы (например, Р. Нельсон-Джоунс, Л. Бреммер, чью точку зрения мы разделяем) подчеркивают важность осознания консультантом той психологической парадигмы, в которой он осуществляет помощь: не важно, какая теория, но она должна быть. Вызывает опасения, особенно в условиях нашего общества с его стихийно складывающейся практикой оказания психологической помощи, одна из любопытных "крайне левых" позиций, заключающаяся в том, что профессионализация и лицензирование в области консультирования видятся потенциально вредными для общества. Приводится несколько аргументов в пользу этой точки зрения. Прежде всего профессионализация консультирования, как считается, подразумевает, что существует особый, специфический род взаимоотношений между оказывающим и принимающим помощь. Противники же лицензирования как раз и подчеркивают, что консультирование является просто одной из общечеловеческих форм отношений между людьми, формой, к которой общество должно стремиться в своем развитии. Кроме того, в лицензировании профессиональных консультантов они видят антидемократическую и противоречащую принципам гуманистической психологии тенденцию "навешивания ярлыков": одни могут и имеют право оказывать помощь, другие - нет. (Безусловно, негативные последствия постановки диагноза или "навешивания ярлыка" хорошо известны в психологии: человек начинает ему соответствовать.) Поэтому они считают, что консультирование не сводится только к профессиональному практикованию, что оно может быть в широком смысле образом жизни. Ряд консультантов по этим причинам принципиально не признают термин "психотерапия", поскольку, по их мнению, использование этого термина разделяет общество на тех, кто психически нездоров и нуждается в помощи, и тех, кто ее оказывает.

Понимание консультирования как "помощи людям в их оказании помощи самим себе", как это определяет, например, М. Херберт, позволяет представить этот процесс следующим образом:

Консультант
Использует Помогает клиенту
Навыки построения взаимоотношений: уважение; подлинность; эмпатия Чувствовать себя ценным, понимаемым и быть подготовленным доверять консультанту
Консультант
Использует Помогает клиенту
Навыки исследования и прояснения (ситуации, чувств, мыслей, действий, фантазий, мотивов и т. п.): достигать договоренности с клиентом и соблюдать договоренность; задавать вопросы; обобщать сказанное; выделять главное и фокусироваться на нем; отражать сказанное клиентом; конкретизировать; конфронтировать Говорить и исследовать; глубже понимать что, как и почему; видеть возможные варианты; обдумывать альтернативы и выбирать из ряда альтернатив
Навыки планирования: формулировать цели; планировать действия; владеть стратегиями разрешения проблем Развивать способность к ясному целеполаганию; формировать конкретный план действий; осуществлять (при поддержке) то, что необходимо сделать

Таким образом, консультирование является процессом, в котором человек достигает более высокого уровня личной (личностной) компетентности. М. Катц (Katz, 1969) писал, что консультирование занимается не тем, чтобы научить людей принимать мудрые решения, а тем, чтобы научить их принимать решения мудро. Именно таким образом можно достичь действительного самоусиления (т. е. увеличения и более широкого использования собственного потенциала) клиента. В консультировании не поощряется пассивность и зависимость клиента. Напротив, создается ситуация, когда клиент чувствует себя принимаемым, услышанным, заслуживающим уважения и неоцениваемым. Это способствует развитию его доверия к самому себе и увеличивает его способность принимать собственные решения.


Так же как и в теории психотерапии, в теории консультирования не утихают дискуссии между представителями различных школ. В части отношения к процессуальным характеристикам эти дискуссии можно кратко обозначить следующим образом: консультировать, анализировать или обучать?

Как более молодое по сравнению с психоанализом и психотерапией направление психологическое консультирование испытало влияние методологических различий в подходах к проблемам личностного развития и человеческого страдания.

 

Консультирование занимается не тем, чтобы научить людей принимать мудрые решения, а тем, чтобы научить их принимать решения мудро.

М. Катц

 

Психоаналитические корни можно найти в методах консультирования детей и родителей в ситуациях задержек развития ребенка; в раннем вмешательстве (" early intervention " - работа с младенцем и его родителями); в консультировании по поводу расстройств питания (булимия, анорексия); в видах посттравматического консультирования, основанного на работе по разрядке предшествующих, часто детских, психологических травм (например, переоценочное консультирование X. Джекинса (Jackins, 1965)).

Ряд консультантов, представляющих когнитивно - бихевиоральный подход, настаивают, что эффективное консультирование является по существу обучением или переобучением клиента. Они считают, что консультирование может увеличивать зависимость клиента от консультанта, если не ставить задачу обучения клиента жизненно важным для него навыкам. Так стали появляться программы обучения различным жизненным навыкам (" Lifeskills Teaching Programmes "), например: "Как быть неагрессивно настойчивым", "Как эффективно организовывать свое время", "Как завязывать, поддерживать и заканчивать взаимоотношения", "Как быть позитивным по отношению к самому себе", "Как эффективно проживать жизненные изменения" и т. п. Подобные программы трансформируют понятие "компетентность" в понятие "способность обучаться" тем навыкам, которые позволят человеку действительно взять на себя заботу о своей жизни и/или о жизни другого человека. Авторы этих программ также считают, что эффективное обучение позволяет скорее предотвращать возможные кризисы, чем "лечить" и консультировать по их поводу (Hopson, Scally, 1980).

Так же как психолог может работать в различных профессиональных "амплуа" в зависимости от целей, задач и места работы (например, как исследователь, теоретик, эксперт, психотерапевт, консультант, психолог-тренер, преподаватель и др.), так и консультант в зависимости от целей, задач и места работы может в различной степени использовать преимущественно те или иные методы оказания помощи. Однако еще раз подчеркнем, что сколько бы видов помощи мы ни выделяли, каждый из них не может быть свободен от теоретических принципов и ценностей, лежащих в основе оказываемой помощи.


 

Контрольные вопросы

  1. Чем научный период в развитии социальной работы отличается от донаучного?
  2. Какие дисциплины является пограничными с социальной работой?
  3. Какова роль психологии в социальной работе?
  4. Чем профессиональная помощь отличается от непрофессиональной?
  5. Чем убеждения (например, социальных работников) отличаются от знаний и навыков?
  6. Что делает определенную область знаний и практики профессиональной для общества?
  7. Как изменялся предмет социальной работы по мере развития этой области?
  8. Какие профессиональные дилеммы могут стоять перед представителями помогающих профессий?
  9. Нужна ли теория для уже развитой практики социальной работы? Каковы профессионально важные качества социального работника?
  10. Назовите важнейшие этические правила психолога. Какие из них могут быть неосуществимы в реальной практике на сегодняшний день?
  11. Какая может быть ответственность за нарушение этических правил в профессиональной деятельности?
  12. Что такое "здоровые" человеческие системы?
  13. Каковы преимущества и ограничения групповых форм помощи?
  14. Как вы представляете себе идеальное терапевтическое сообщество?

 

 

Глава 3







Date: 2016-07-18; view: 428; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию