Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологическое консультирование в социальной работе





Консультирование занимает важное место в социальной работе. Так, автор одного из практических руководств по практике социальной работы, изданного Британской ассоциацией социальных работников в качестве учебника, В. Колшед в главе, посвященной консультированию, приводит следующий перечень качеств эффективного консультанта (Coulshed, 1991, р. 45):

  1. Эмпатия, или понимание, - усилие увидеть мир глазами другого человека.
  2. Уважение - такое отношение к другому человеку, которое подразумевает веру в его способности справиться с проблемой.
  3. Конкретность, или способность быть определенным и точным, - способ коммуникации с другим человеком, при котором имеет место все углубляющаяся ясность в отношении своих высказываний,
  4. Знание себя и принятие себя, а также готовность помочь в этом другому.
  5. Подлинность - способность быть настоящим во взаимоотношениях.
  6. Конгруэнтность - совпадение того, что сообщается вербально, с языком тела.
  7. Непосредственность ("immediacy" - способность делать что-то немедленно, без оговорок, посредников и откладывания) - работа с тем опытом, который имеет место в процессе консультирования в настоящий момент, как с примером того, что имеет место и в повседневной жизни клиента.

Все больше специалистов, занимающихся теорией психотерапии и консультирования, склоняются к мнению, что качество межличностных отношений между клиентом и психотерапевтом или консультантом является более важным фактором, чем то, какую именно философию, метод или технику исповедует и использует помощник: консультант или психотерапевт. Это было продемонстрировано как для консультирования, так и для психотерапии и обучения (Aspy, Roebuck, 1977).

 

Кажется несколько неприличным полагать, что психолог что-то чувствует, имеет догадки или страстно следует неизвестному направлению.

К. Роджерс

 

В ряде исследований показано, что между эффективностью психотерапии и качествами, проявляемыми психотерапевтом, существуют более сложные взаимоотношения, но в целом фактически все авторы согласны с тем, что существует взаимосвязь между эффективностью помощника и его эмпатией, уважением к клиенту и подлинностью его поведения. Эти исследования также пролили свет на ряд других факторов, которые обсуждались в научной литературе как имеющие возможное влияние на эффективность психотерапии (в данном случае речь шла только о психотерапии, а не о помощи). Они показали, что:

· наличие того факта, что сам психотерапевт прошел курс собственной психотерапии, не является гарантией эффективности психотерапии;

· пол и национальность (расовая принадлежность) не связаны с эффективностью психотерапии;

· ценность степени опытности психотерапевта как фактора, обусловливающего эффективность психотерапии, весьма дискуссионна: по крайней мере было показано, что человек не обязательно является более успешным психотерапевтом, если у него имеется больше психотерапевтического опыта;

· психотерапевты, которым присущи собственные эмоциональные проблемы, чаще являются менее эффективными в работе;

· помощники более эффективны в тех случаях, когда они имеют дело с клиентами, разделяющими их собственные жизненные ценности.

По поводу предпоследнего положения заметим, что, по данным американских исследований, для эффективных психотерапевтов является характерным некоторый прошлый опыт личностной боли, однако этот опыт не должен непроизвольно актуализироваться в процессе работы с клиентом. Очевидно, что именно неполезность такой актуализации травматического опыта терапевта и проявилась в приведенных результатах, но это никак не означает, что психотерапевт или консультант как-то выделяется свои исключительным "психическим здоровьем" и отсутствием эмоциональных проблем по сравнению с другими.

В целом подобного рода исследования отмечают существование того феномена, что помощник и клиент могут подходить или не подходить друг другу: никто не может быть эффективным помощником для любого и каждого клиента. Однако остается невыясненным то, каким образом можно обеспечить данное совпадение клиента и психотерапевта для максимальной эффективности психотерапии. Некоторые авторы (например, Nelson-Jones, 1983) считают, что консультанту недостаточно быть только заботящимся и понимающим: он также должен обладать навыками эксперта.

Ряд публикаций посвящен развитию навыков консультирования. Списки этих навыков еще более различаются, чем списки качеств "эффективных консультантов", и доходят до 45 пунктов. Во многих подобных работах, даже посвященных консультированию в социальной работе, где позиция консультанта является априорно более активной, чем в других видах консультирования, подчеркивается, что наиболее важным является "позволение людям услышать самих себя" (Coulshed, 1991, р. 46). Напомним, что этот принцип был открыт Фрейдом и описан им через известную метафору о том, что психоаналитик является "зеркалом пациента".


Легче познать людей вообще, чем одного человека в частности.

Б. Паскаль. Мысли

Параллель с принципами техники психоанализа не случайна: мы можем продолжить нахождение соответствий между описаниями проявления контрпереноса и следующими умениями профессионального консультирования (там же, р. 49):

· предоставлять человеку возможность закончить говорить без реагирования со

· стороны консультанта;

· точно отражать и воссоздавать содержание беседы и чувства;

· перефразировать сказанное другим;

· подытоживать этап интервью так, чтобы продвинуть беседу дальше;

· прояснять собеседнику свою собственную роль;

· использовать открытые вопросы;

· использовать суфлирование так, чтобы способствовать продвижению собеседника вперед в его повествовании;

· создавать безопасные условия для разворачивания чувств собеседника;

· предлагать экспериментальное (т. е. идущее от реального, а не воображаемого

· опыта) понимание проблемы, ситуации;

· чувствовать, как другой человек воздействует на консультанта; быть толерантным к молчанию;

· контролировать свою собственную тревогу и расслабляться; фокусироваться на "здесь и теперь" так же легко, как и на "там и тогда"; определять направление и держать фокус в ходе беседы; регистрировать проявления амбивалентности, непоследовательности и уметь

· противостоять им при необходимости; находить и ставить общие цели; быть толерантным к болезненным темам; генерировать и обсуждать альтернативные планы действий; оценивать затраты и выигрыш в случае достижения цели; начинать, продолжать и заканчивать каждую сессию и весь контакт в целом.

Интересной представляется и научная дискуссия о том, являются ли психотерапевтические и консультативные отношения специфическим видом межличностных отношений или нет. В рамках гуманистического и клиентоориентированного подходов считается, что психотерапия не "является специфическим видом взаимоотношений, отличным от отношений, которые имеют люди в их повседневной жизни" (Rogers, 1957, р. 135). Этот взгляд разделяют и другие специалисты, занимающиеся вопросами теории помощи в широком смысле этого термина. Так, Л. Бреммер считает, что "отношения помощи имеют много общего с дружбой, семейными взаимоотношениями, отношениями с пастором. Все они направлены на удовлетворение основных потребностей человека, и, будучи сведены к своим основным компонентам, все они выглядят достаточно сходными" (Brammer, 1973, р. 51). Эту позицию разделяют Дж. Эган (Egan, 1975), который создал свои тренинговые программы для эффективных межличностных взаимоотношений; Р. Кархаф и Б. Беренсон (Carkhuff, Berenson, 1976, p. 72), которые считают консультирование "образом жизни"; И. Иллич с соавторами (Illich et al., 1977), которые выражают обеспокоенность тем, что в связи с ростом армии специалистов по консультированию люди теряют способность и привычку оказывать психологическую помощь друг другу; М. Скалли и Б. Хопсон, которые подчеркивают, что консультирование является "только набором убеждений, ценностей и стратегий поведения, которые должны быть все в большей степени присущи обществу в целом" (Scally, Hopson, 1979, p. 98). Ряд теоретиков и практиков считают необходимым осуществить "демистификацию" помощи и консультирования.


Каждый человек, берущийся оказать помощь другому, должен иметь определенную модель того, что он собирается делать, даже если эта модель почти не сформулирована им самим для себя. Цели помощи должны быть определены, несмотря на то что они могут существенно меняться в процессе оказываемой помощи и варьировать в широком диапазоне: от помощи клиенту почувствовать себя лучше до научения его оказывать психологическую помощь самому себе. Для помощника крайне важно осознавать ценности, лежащие в основе его профессионального поведения, а также идеологическую и философскую подоплеку оказываемой им помощи. Л. Бреммер (Brammer, 1973) считает, что помощник при построении своей собственной теории помощи проходит три стадии. На первой стадии он отражает и перерабатывает личный опыт, начинает осознавать свои ценности, нужды и потребности, стиль коммуникации и характер воздействия на окружающих. Затем или наряду с этим он изучает труды других теоретиков и практиков и то, как они осознавали свой личный опыт и использовали его для построения собственных теорий. И в завершении помощник объединяет первое и второе в свою уникальную теорию. (Необходимо заметить, что эта последняя теория является не только теорией помощи другим, но и собственной теорией себя.)

Вместе с тем усилия теоретиков и практиков были направлены и на создание некоторых общих описательных моделей помощи. Так, Р. Кархаф распространил идеи К. Роджерса относительно психотерапии на помощь в целом. Он описал три стадии помощи - когда клиенту помогают: а) исследовать, б) понимать и в) действовать, а также навыки, необходимые помощнику на каждой из этих стадий (Cark-huff, 1974). А поскольку эти навыки являются в основе своей не только профессионально важными, но и важными для эффективного образа жизни вообще (на чем автор принципиально настаивает), то лучшим способом помощи человеку он считает систематическое и прямое обучение навыкам работать, учиться, строить отношения с людьми, вести нормальный образ жизни: "Главной задачей помощи является наведение моста через пропасть между уровнем навыков помощника и уровнем навыков получающего помощь" (Carkhuff, Berenson, 1976, p. 81). Для него помощь эквивалентна обучению (в этом его модель сходна с бихевиоральными моделями), но обучению тем навыкам, которые дадут людям способность в большей степени контролировать собственную жизнь.


Л. Бреммер создал интегральную, эклектическую модель, близкую к модели Р. Кархафа, расширив ее до восьми стадий:

  1. вхождение в проблему,
  2. классификация,
  3. структурирование,
  4. построение взаимоотношений,
  5. исследование,
  6. консолидация,

7. планирование,

8. завершение.

Он также выделил семь кластеров навыков, важных для "понимания себя и других" (Brammer, 1973).

А. Ивей предложил модель, названную им "микроконсультирование"; ее особенностью является детальная разработка составных элементов консультативных навыков и создание тренинговой программы для обучения этим элементам через просмотр видеозаписей, затем моделирование и практикование (Ivey, 1971). Н. Каган с соавторами (Kagan et al, 1967) также разработали микроконсультативную модель, ставшую одной из наиболее популярных в Америке в качестве тренинговой; ее отличительной чертой являются проводимые с супервизором сессии, на которых помощник и получающий помощь обсуждают совместно пережитый в процессе консультативной помощи опыт. Возможно, самой влиятельной и широко используемой после модели Р. Кархафа стала модель Дж. Эгана (Egan, 1975), в которой нетрудно заметить сходство с концепцией Р. Кархафа. Она включает предварительную стадию, предшествующую собственно помощи и требующую от помощника проявления навыков заботы и внимания к получающему помощь. Затем следуют стадии:

  1. реакции на запросы другого и исследования самого себя;
  2. интегративного понимания и динамического (т. е. меняющегося и углубляющегося в ходе процесса) самопонимания;
  3. содействия в осуществлении целенаправленных действий и собственно действий (первой в каждой строке является цель, которую преследует консультант, а второй - которую преследует клиент).

Л. Лоугари и Т. Рипли (Loughary, Ripley, 1977) продолжили тенденцию демистификации консультирования, предложив простую схему помощи (см. рис.), которая может быть адресована непрофессиональным помощникам наряду с профессиональными.

Средства помощи включают в себя информацию, идеи и навыки (такие, как, например, слушание и отражение опыта). Стратегии - это планы того, как использовать средства, и первым шагом всегда является перевод формулировки проблемы в формулировку желаемого исхода.

 

ЦЕЛИ ПОМОЩИ (по Скалли и Хопсону, 1979)

Самоусиление других (помощь другим в их усилении себя).

· Развитие осознавания (себя, других людей, окружающего мира).

· Формулирование собственных целей.

· Формирование ценностей.

· Развитие навыков.

· Поиск и получение информации (о себе, о других людях, о мире).







Date: 2016-07-18; view: 315; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию