Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Логос полемического диалога
1. Полемист должен в совершенстве владеть языком, на котором ведется спор; спектр речевых средств, которые он использует, должен быть широким и разнообразным. 2. Полемист должен в совершенстве владеть речевой интонацией, уметь варьировать темп, паузацию, громкость речи и тембр голоса. 3. Сообщать информацию следует с большой осторожностью. 4. Умение ставить вопросы имеет большое значение: полемист ставит противнику такие вопросы, которые поставила бы аудитория, если бы умела; противник, принужденный отвечать на вопросы, чувствует себя в зависимости и в опасности. Иногда эристический диалог выигрывается одной постановкой вопросов. 5. Сильными являются те доводы, которые считает сильными аудитория. 6. Сильными являются те доводы, которые ставят в тупик противника. 7. Сильными являются те доводы, которые побуждают противника оправдываться. 8. B эристической аргументации число доводов определяется составом аудитории: каждая часть аудитории должна услышать те доводы, к которым она готова присоединиться. 9. Основные доводы должны быть рассчитаны на наиболее влиятельную часть аудитории. 10. Не следует приводить доводы и делать высказывания, которые оскорбляют верования или нравственное чувство аудитории. 11. Следует остерегаться доводов, которые могут показаться циничными или связанными с личными интересами ритора. 12. Организация эристического диалога в современных условиях (и в классической практике) предполагает использование различных фактур речи и видов словесности: наступление на полемического противника может производиться в массовой информации, в печати, в деловой речи, в различных видах устного общения. 13. Проведение полемической кампании позволяет подготовить и сформировать общественное мнение и группы поддержки, а аргументацию к каждому типу или группе аудитории — подтвердить ссылкой на аргументацию в другой группе или на общественное мнение. 14. Полемика с разных сторон деморализует оппонента, который не знает, откуда будет нанесен следующий удар. 15. Наиболее чувствительны полемические удары изнутри группировки оппонента. Іб. Неоценимую роль в полемике играют свидетельства бывших сторонников оппонента. 17. Следует быть готовым к тому, что в реальной эристической аргументации оппонентом будут использованы любые приемы, которые он сочтет эффективными. 18. Формулировка положения, которое полемист выдвигает и защищает, должна быть понятной, воспроизводимой и привлекательной. 19. Предложения полемиста должны быть актуальными, реалистичными и оптимистичными. 20. Предложения и аргументы должны повышать самосознание аудитории и внушать ей уверенность в своих силах. 21. Сколь бы опасной или неприятной ни была ситуация, ο кοтοрой идет речь, полемист видит возможность успешного решения проблемы. 22. Β эристической аргументации используются все виды аргументов: к реальности, к разуму, к норме, к опыту, но наибольшее значение имеют обычно аргументы к авторитету, к человеку, к реальности, к личности, из рациональных аргументов наиболее сильными оказываются прагматический аргумент в его различных формах и аргумент к невыносимости (“так жить нельзя, что угодно лучше нынешнего положения”); наименее сильными являются сложные аргументы, предполагающие компетентную оценку высказываний. Так, чтобы убедить аудиторию в том, что Земля вращается вокруг Солнца, лучше указать на великого ученого Галилея, чем приводить математические выкладки, которые доказательны, но неубедительны. 23. Сильными аргументами являются факты, которыми не владеет оппонент и которые ему неизвестны, но которые аудитория склонна рассматривать как правдоподобные и желательные. 24. Сообщаемые факты должны быть привлекательны для аудитории и свидетельствовать о ее высоком достоинстве. 25. Сообщая отрицательные факты, полемист стремится не возлагать на аудиторию ответственность за них. 26. Сообщая положительные факты, полемист стремится поставить их в заслугу аудитории. 27. Полемист стремится перенести спор в ту предметную область, которой владеет он и которой не владеет его полемический противник. Но эта предметная область должна быть интересной и актуальной для аудитории. 28. Опровержение противника начинается с компрометации пафоса, который выставляется в смешном виде, либо представляется лицемерным или неуместным в зависимости от полемической задачи. 29. Затем полемист переходит к логосу, показывая недостатки речи и софизмы аргументации противника. 30. Завершающей частью полемики является опровержение этоса противника: свойства оппонента, противоположные ораторским нравам, представляются как нравственная причина принятой им позиции. 31. Опровержение этоса не должно иметь характер прямого называния свойств конкретного лица, противоположных ораторским нравам, но может указывать на них. 32. Β реальной полемике применяются приемы эристической диалектики, которыми нужно владеть. 33. К ловушкам относится группа эристических приемов, основанных на выведении аргументов против оппонента из слов или действий самого оппонента. 34. Использование лемматических умозаключений в деструктивном модусе. 35. Использование аргумента к человеку, например, связывание позиции оппонента с его интересами или истинными намерениями, использование прежде сказанных слов или совершенных действий оппонента как несовместимых с его нынешними словами и выведение отсюда суждения ο его недобросовестных намерениях или беспринципности. 36. Использование неудачных формулировок и выражений противника в нужном смысле. 37. Столкновение противников и использование суждений одних против суждений других. 38. Компрометация источников информации оппонента. 39. Инсинуацией называется узкий и извилистый проход, вкрадчивость, заискивание; как риторический термин инсинуация означает приемы расположения к себе аудитории и, соответственно, отвращения аудитории от оппонента. 40. Прямое противопоставление оппонента аудитории: “Такие достойные люди, как вы, не могут принять это мнение”; “Интеллигентный человек не может быть националистом.” 41. Противопоставление оппонента аудитории использованием общего места: “Все нравственные люди считают...”; “Безнравственные люди говорят или поступают так-то...”; “Такое-то учение отражает реальные интересы криминальных структур...”; “Современная наука признает эволюцию как несомненный факт...”; “Объективный наблюдатель видит...”; “Станете ли вы утверждать это в присутствии вашей матери?” и пр. 42. Наклеивание ярлыка, то есть связывание слов оппонента с позицией или словами одиозной фигуры или учения: “То, что вы утверждаете (далее идет формулировка), — фашизм.” 43. Противопоставление оппонента аудитории и объединение с ней использованием эналлаги местоимений и глагольных форм: “мы” — “они.” 44. Использование заимословий от лица аудитории, авторитетного для нее человека или учения: “Наши отцы и деды ответили бы вам то-то и то-то.” 45. Использование суггестивной техники, создающий образ оппонента: постоянное употребление рядом, но без явной грамматической и смысловой связи, слов или выражений, характеризующих оппонента, и слов с резко отрицательным для аудитории значением, например, слова “вор” и имени оппонента в расположенных близко и даже сходных синтаксически предложениях. 46. Прямая апелляция к аудитории: “Посмотрите на этого человека: на ваших глазах он совершает то-то и то-то....” 47. Использование прямой характеристики оппонента: “Этот человек известный лжец.” 48. Использование против полемического противника свидетелей или обвинителей из его аудитории — самое сильное средство. 49. Формирование в аудитории групп поддержки. 50. Использование независимой экспертизы предложений полемического противника. 51. Утверждение собственного авторитета: “Мы всегда говорили...,” “Вы знаете меня как защитника ваших интересов...” 52. Провокацией называется намеренное побуждение оппонента совершить действия или высказаться в невыгодном для него смысле с последующим использованием этих слов или действий: “На воре шапка горит!” — вор хватается за шапку. 53. Прямой провокационный вопрос или побуждение: “Вы считаете нас преступниками?”; “Так вы отрицаете нравственность?”; “Продолжайте отрицать нравственные устои общества, и оно, наконец, увидит, что вы собой представляете на деле. Как вы оправдаетесь?” 54. Провоцирующее заявление, которое представляет собой побуждение к действию с последующей оценкой этого действия. 55. Использование фигуры ответствования от лица оппонента: “Наши оппоненты утверждают...” и далее идут слова, которые вкладываются в уста оппонента; а в завершение может следовать вопрос к оппоненту, который предполагает его самооправдание — “Он оправдывается, значит, виноват” с последующим развитием темы. Это сильный полемический прием, парирование которого весьма затруднительно. 56. Реверсией высказываний и аргументов называется обращение против оппонента его обвинений или суждений (“сам такой”) вместо ответа на них по существу: “Я принял бы предложение персов, если бы был Александром” — “Я бы также принял, если бы был Парменионом.” 57. К реверсии относится аргумент к незнанию: “Если вы утверждаете, что наши идеи плохи, сделайте лучше, чем мы, или приведите более убедительные доводы.” 58. K приемам деморализации относится воздействие на оппонента словом, разрушающее его способность вести полемику. 59. Угрозы: “Если вы будете настаивать на вашем мнении, вас ждут неприятности...” 60. Вызовы: “Попробуйте доказать ваш тезис и вы сами увидите, что он несостоятелен.” 61. Упреждение вывода: “Я не хочу загонять вас в угол, потому что следующий мой довод добьет вас окончательно.” 62. Аргумент к состоянию оппонента в различных формах: “Вы согласились бы со мной, если бы не положение, которое вы занимаете”; “Вы были бы более последовательным, если бы не ваш страх перед прямой дискуссией”; “Ваш вид показывает, что вы не уверены в своих силах.” 63. Аргумент к позиции оппонента: “Вы не поняли моих слов”; “Вы не изучили вопрос по существу.” 64. Аргументы к собственному авторитету: “Поживите с мое — узнаете...”; “Я, профессор, не понимаю, что вы говорите...” б3. Подавление оппонента голосом, взглядом, техникой речи, ироническим тоном и видом, насмешкой, интонацией. 66. Сбивающие вопросы и реплики во время речи оппонента: “Говорите по существу вопроса”; “А что такое гамбургский счет?” 67. Прямая обструкция речи оппонента: топот ног, крики из зала, аплодисменты, свист, вывешивание плакатов, организованные разговоры в зале во время речи, распространение во время выступления листовок и пр. 68. Подавление противника многоречием. 69. К подстановкам относятся полемические приемы, искажающие смысл слов оппонента и вводящие аудиторию в заблуждение относительно высказываний или намерений оппонента. 70. Подмена общего места (“Вам выгодно говорить ο нравственности”): “Что ж, радуйтесь ο прибыли, копите вы золото индийское, янтарь из дальних Сард, но знайте: Полиника убитого я не предам земле....”[290] 71.Перенесение ответственности: “Виноват не А, который ударил, а Б, который вел себя вызывающе.” 72.Фигура незнания: “Мы не имеем достаточной информации, чтобы судить об этом.” 73.Фигура умолчания, то есть игнорирование высказываний оппонента. 74. Фигура общего мнения: “Об этом никто ничего не знает”; “Это неправдоподобно”; “Народ вас не поймет.” 75. Фигура отвержения: “Это не аргумент,” “Это тривиально,” “Этот довод приводили тысячу раз.” 76. Отказ от ответа: “На подобные слова я не отвечаю.” 77. Подмена говорящего: “Это слова такого-то, а не ваши.” 78. Подмена высказывания или его смысла: например, изображение патриотизма как шовинизма; “Я это давно говорил...”; “Яэтого не утверждал, вы меня не поняли”; “Прежде вы говорили иначе...”; “Вы всегда утверждали то-то и то-то...” 79. Подмена модальности: “Вы мне приказываете!”; “Это администрирование!” 80. Обычные софизмы слов и мыслей.
VI. Диалог в управлении.[291] Общие правила. 1. Продолжение речи в одной фактуре снижает ее информационную ценность. 2. Необоснованное расширение аудитории в одном виде словесности снижает информационную ценность речи. 3. Недостаточность знаний и речевой компетентности аудитории снижают информационную ценность речи. 4. Чем ниже компетентность аудитории, тем легче она принимает и одобряет новые идеи. 5. Неуместность диалога в отношении к целям и интересам аудитории уничтожает информационную ценность речи. 6. Развитие диалога по одному предмету в различных фактурах речи и видах словесности повышает информационную ценность речи. 7. Развитие диалога по делу предполагает различие мнений и модальности (отношения к предмету речи) высказываний. 8. Чем выше степень компетентности и опыта участников диалога в проекте определенного рода, тем выше их сопротивление новым идеям или проектам того же рода. 9. Принятие кругом компетентных специалистов новых идей зависит от положительного воздействия на них общественного мнения и заинтересованных в проекте сил. 10. Обсуждение и реализация новых идей предполагает их общее одобрение компетентными специалистами и перенесение обсуждения в новую аудиторию и в новые виды словесности.
Date: 2016-07-18; view: 412; Нарушение авторских прав |