Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Зоны применения социологии в журналистике.





Социологическая грамотность сегодня – показатель профессионализма журналиста. Это связано с тем, что журналистика сейчас существует в условиях рынка, когда информация стала товаром и сбыт этого товара, хотим мы этого или не хотим, зависит от того, насколько хорошо мы знакомы с ситуацией информационного рынка, с потребителем массовой информации, то есть аудиторией, насколько точно мы способны оценить работу самого производителя информационного товара, то есть редакции и журналиста.

И это первое, очень важное, направление связано с социологическим изучением функционирования СМИ в обществе. При этом журналисту полезно быть знакомым с направлениями, способами и результатами социологических исследований всех участников процесса функционирования СМИ в обществе – редакции (журналиста), аудитории, других структур, которые участвуют в информационном обмене (власти, владельцы, издатели, рекламодатели и др.). Здесь, однако, хотелось бы разделить два направления социологических исследований. Первое – это изучение факторов, важных только для получения коммерческой прибыли, которые обычно строятся на медиаметрических маркетинговых исследованиях количественного состава аудитории, важного для получения возможно более прибыльной рекламы. Второе направлено на сущностное изучение характеристик аудитории, на познание ее истинных интересов и потребностей. Это знание необходимо для корректировки социально-ответственной линии журналистики, нередко идущей вразрез с коммерческой выгодой.

Крупные СМИ, особенно электронные, нередко имеют свои социологические центры или службы. Но и небольшим редакциям иногда по силам провести локальное исследование аудитории, например, почтовое или прессовое. И тогда журналисту порой приходится выступать в роли социолога: составить программу исследования, сделать выборку, подготовить текст вопросника или анкеты, знать особенности обработки полученных анкет, способы построения таблиц и графиков, уметь социологически грамотно написать о проведенном исследовании.

Итак, в рамках первого направления существуют следующие виды исследований:


Маркетинговые исследования – поиск и установление информационной ниши для изданий и программ. Применение социологических методов в коммерческой деятельности редакции, в выявлении наиболее платежеспособных рекламодателей, потребностей на рынке услуг и т. п.
Изучение информационных потребностей и интересов аудитории, аудиторного поведения (потребление, предпочтения каналов, изданий и т. п.), выяснение интересов и отношения аудитории к органам информации и т. п.
Исследование редакционной почты на предмет выяснения отношения к органу информации, оценок и предложений по улучшению его работы, изучению социально-демографического состава пишущих в редакцию.
Исследование методом контент-анализа (качественно-количественного анализа содержания) конкретного органа информации (желательно в сопоставлении с исследованиями аудитории и ориентаций журналистов) с целью корректировки тематической программы.
Изучение редакционных коллективов и отдельных журналистов с целью оптимизации работы редакции, кадрового состава, внутриредакционных отношений, информационного обеспечения, повышения квалификации кадров.
Выработка на основе социологических исследований потенциальной и реальной аудитории типологических характеристик СМИ.
Разработка программы деятельности конкретного органа информации, тематической и жанровой структуры, графической изобразительной модели и т. п., используя социологические исследования аудитории, положение на рынке данного сектора СМИ.

Второе направление социологической грамотности журналиста связано с умением использовать данные социологических исследований и способностью применять социологические методы для исследования социальных процессов, которые могут быть отражены в журналистике. Это познание актуальных социальных процессов как предмета журналистики. Данное направление знаний в области социологии журналистики необходимо буквально каждому журналисту. Информация о результатах социологических исследований в разных предметных областях социологии: политики, экономики, культуры, свободного времени, преступности, нищенства и т. п. – крайне важна для редакционного сотрудника, особенно аналитика и расследователя, который берется освещать самые острые проблемы современности. Знакомство с результатами исследований социологических центров, с опросами общественного мнения, иногда проведение собственных локальных исследований по острым для населения того региона, где издается газета или вещает электронный канал, вопросам – безусловно прибавит объективности, точности, доказательности любой публикации журналиста.
Итак, в этом направлении применения социологии в редакционной работе можно назвать следующие виды исследований:

Выявление наиболее актуальных общественных проблем, которые нуждаются в освещении и внимании редакции
Привлечение результатов социологических исследований по конкретным областям социологии (социология политики, бизнеса, социальной сферы, образования, здравоохранения, девиантного поведения, семьи, спорта, молодежи, города, села и т. п.).
Изучение существующей социологической информации об общественном мнении по самым актуальным проблемам, волнующим людей населения того региона, где выходит издание или теле-, радиовещательные программы.
Заказ специальных социсследований на заданную редакцией тему научным центрам, привлечение экспертов-социологов.
Проведение редакциями совместно в социоцентрами постоянных мониторингов (например, рейтинги политдеятелей перед выборами, как это в свое время делала телепрограмма «Итоги» с Евгением Киселевым).
Собственные редакционные или журналистские исследования по конкретной злободневной теме, волнующей население (торговля, транспорт, медицинское обслуживание, трудоустройство и т. п.). Если недоступно дорогостоящее репрезентативное исследование, всегда возможна публикация прессовой анкеты (анкеты, напечатанной в издании или переданная по ТВ и РВ).
Изучение редакционной почты на предмет выявления проблем, остро интересующих аудиторию данного органа информации, с применением метода контент-анализа.

1. Работа Ф.С. Сиберта, У. Шрама, Т.Питерсона. «Четыре теории прессы».

Проблема взаимоотношения журналистики и власти изучается в классической работе американских социологов Ф. Сиберта, Т. Петерсона и У. Шрамма «Четыре теории прессы».

Пресса всегда принимает форму и окраску тех социальных и политических структур, в рамках которых она функционирует. В частности пресса отражает систему социального контроля, посредством которой регулируются отношения между отдельными людьми и общественными установлениями.

Авторитарная концепция устанавливала ответственность перед королем, императором, фюрером, перед государством, ими олицетворяемым. Авторитарная теория прессырассматривает случаи функционирования журналистики в условиях государственной власти. При таком подходе государство осуществляет предварительную цензуру и наказание за «неправильное» освещение политических вопросов. Об авторитаризме в области масс медиа говорят законы; прямой контроль государства за «журналистским производством»; навязывание журналистам правил поведения; использование налогов и других форм экономических санкций; регулирование импорта зарубежных медиа; право государства назначать редакционный персонал; запрет на публикацию и так далее.

Теория свободы печати, основанной на свободе воли, или, как ее называют авторы, либертарианская теория утверждает свободу печати от правительственного контроля и даже предполагает право прессы контролировать правительство, выступая в роли «четвертой власти», независимой от трех ветвей государственной структуры. В самом общем виде в ней признается, что индивид должен иметь свободу на публикацию всего, что ему нравится, что является продолжением других прав: выражать собственное мнение, объединяться с другими людьми и вступать в организации. Таким образом, главные принципы и ценности идентичны принципам и ценностям либерально-демократического государства, таким как приоритет прав человека и гражданина и суверенитет воли народа.

Центральным здесь всегда было утверждение, что свободное и публичное выражение — лучший способ достижения правды и выявления ошибок. Свободная пресса всегда рассматривалась как необходимый компонент свободного, рационально организованного и управляемого общества.

 

Теория социальной ответственности печати развивает либертарианскую линию применительно к новым условиям концентрации и монополизации прессы, выдвигая идеи определенной автономии средств массовой информации от владельцев, позволяющей учитывать интересы общества. Эта теория базируется на добровольном согласии владельцев и издателей на уступки журналистам и обществу и на существенное ограничение своих прав. Основные положения этой теории сводятся к тому, что масс- медиа выполняют важные функции в обществе, особенно в отношении демократической политики, и должны принять на себя обязательство отражать разные точки зрения – переводить конфликт в дискуссию.

Практическое выражения теории социальной ответственности заключается в сводах правил и уставы для защиты редакционной и журналистской свободы; кодексы журналистской этики; регулирование рекламы; антимонопольное законодательство; создание советов по печати; периодические проверки комиссиями; парламентские слушания; система субсидирования прессы.

 

Советская коммунистическая теория развивает авторитарный подход к журналистике как средству пропаганды и иделогическому инструменту в руках коммунистической партии. Советская коммунистическая теория прессы описывает практику полного подчинения СМИ коммунистической партии в СССР. К руководству СМИ допускаются только преданные члены партии, запрещена критика задач партии. Все предприятия массовой информации находятся в общественной собственности, их предназначение - способствовать успеху и поддержанию социалистической системы. Если при теории социальной ответственности пресса несет ответственность перед собственной совестью, то при советской теории перед пролетариатом.
При советской теории функции СМИ сводятся к агитации, пропаганде и организации трудящихся.

3.Приведите, пожалуйста, пример использования журналистом такой особенности социологического мышления как: способность учитывать особенности национальных менталитетов, систему ценностей разных культур.

Пример: При построении интервью журналист должен хорошо знать и учитывать национальные,религиозные,средовые(городской,деревенский человек) особенности человека.

Билет № 10

1. Основные характеристики процесса новостного планирования: социологический аспект.

В журналистике познание, кроме общих свойств, обладает некоторыми специфическими. Это профессиональное познавание объекта журналистского внимания; изучение предметной области своей деятельности, это постижение закономерностей поиска, отбора, интерпретации социально значимой информации, формирующей представления членов общества о действительности.

Новостная журналистика — разновидность журналистского творчества, призванная "ловить " такие изменения, определять, на­сколько они существенны, и делать всеобщим достоянием наиболее значимые из них, учитывая особенности предмета отображения и функциональную предназначенность текста.

Поток новостей неисчерпаем, однако это вовсе не означает, что все они должны попадать в массовые информационные пото­ки, идущие по каналам СМК. Исторически сложились и сущест­вуют определенные критерии отбора новостей для публикации. Они обусловлены прежде всего значимостью происходящих пере­мен и задаются ключевым признаком журналистского произведе­ния, обнаруживающим себя через его тему. Состоит данный при­знак в том, что тема любого журналистского текста есть конкрет­ная реальная ситуация, так или иначе связанная с более широкой ситуацией проблемного характера, иначе говоря, с масштабной об­щественной проблемой. Эта устойчивая для журналистики особен­ность темы произведения самым непосредственным образом ска­зывается на формировании тех ориентиров, которые направляют процесс поиска и оценки изменений действительности — процесс поиска новостей, подлежащих распространению. В сущности, таких ориентиров — критериев отбора новостей для публикации — в профессиональной деятельности журналистов два:

1) новость должна нести в себе очевидный факт, существенно изменяющий реальную конкретную ситуацию;

2) изменение это должно быть соотносимо с масштабной об­щественной проблемой, касающейся многих людей, иметь то или иное значение для ее решения.

Именно эти два обстоятельства создают те свойства новости, которые осознаются людьми как актуальность и близость, вызы­вая общественный интерес. За ним (как всегда, когда речь идет об интересе) скрывается определенная потребность, в данном случае общественная потребность знать, что меняется в мире, чтобы люди могли строить свое поведение, учитывая случившиеся перемены. "Подогревать" интерес может высокая степень неожиданности происшедшего (сенсационность), ожидание его дальнейшего раз­вития, участие в нем известных лиц, но рождается он названной потребностью. Назначение новостной журналистики состоит в том, чтобы удовлетворять эту потребность.

 

Date: 2016-07-18; view: 356; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию