Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Взаимосвязь мышления и речи. Роль понятий в мышлении.





Главная функция речи состоит в том, что она является инструментом мышления. В речи мы формулируем мысль, но, формулируя ее, мы ее и формируем, т. е. создавая речевую форму, мышление само формируется. Мышление и речь не отождествляясь, включаются в единство одного процесса. Мышление в речи не только выражается, но по большей части оно в речи и совершается. Таким образом, между речью и мышлением существует не тождество, а единство; в единстве мышления и речи ведущим является мышление, а не речь; речь и мышление возникает у человека в единстве на основе общественной практики.

Мышление человека органично связано с мышлением и языком, при этом необходимо отличать язык от речи. Язык един для всех людей, пользующихся им, речь – индивидуальна.

Язык – это система условных символов, с помощью которых передается сочетание звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл.

Речь – это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, которые имеют тот же смысл и то же значение, что и соответствующие им система письменных знаков.

Речь без усвоения языка невозможна, в то время как язык может существовать и развиваться независимо от конкретного человека, по законам не связанным ни с его психологией, ни с его поведением. Связующим звеном между языком и речью выступает значение слова, поскольку оно выражается как в единицах языка, так и в единицах речи.

Проанализировав взаимосвязь мышления и речи Выготский формулирует следующие выводы:

1. мышление и речь имеют различные генетические корни;

2. их развитие идет по различным линиям, независимо друг от друга;

3. отношения между ними постоянно меняются;

4. у животных есть человекоподобный интеллект в одних случаях и человекоподнобная речь в других;

5. у животных нет тесной связи между мышлением и речью;

6. в филогенезе есть доречевая стадия в развитии мышления и доинтеллектуальная – в развитии речи.

В онтогенезе также существует независимость зачатков мышления от речи. Первоначально развивается социальная функция речи (Ш.Бюлер). Однако около двух лет линии развития мышления и речи пересекаются и это является ключевым моментом, дающим начало совершенно новой форме поведения – человеческой форме. Штерн показал, что ребенок делает открытие: каждая вещь имеет свое имя. Если первая фаза в развитии речи является аффективно-волевой, то вторая – интеллектуальной. В этом генетическом пункте пересечения мышления и речи завязывается тот узел, который называется проблемой мышления и речи. Для того, чтобы открыть сигнификативную функцию речи, нужно мыслить.

В онтогенезе взаимосвязь мышления и речи характеризуется следующими закономерностями:

1. мышление и речь также имеют различные генетические корни;

2. в развитии речи есть доинтеллектуальная стадия, а в развитии мышления – доречевая;

3. до известного момента их развитие идет по разным линиям;

4. в момент, когда они пересекаются, мышление становится речевым, а речь – интеллектуальной.

5. Наиболее развито у человека понятийное мышление, где элементами, над которыми производятся мыслительные операции, являются понятия. Предметы и явления окружающего мира представлены человеку не только в их чувственных образах, но и в форме понятий - обобщенных внечувственных, умственных образах (репрезентациях) этих объектов и явлений.

6. Формирование понятия - процесс социальный, содержание понятий зависит от той культуры, в рамках которой он осуществляется. Культура группы или сообщества определяет существенность или несущественность признаков, составляющих данное понятие, связываемое с данным именем. Вследствие различий между культурами в каждой группе или сообществе имеются понятия, не представленные в других культурах.

7. Но в силу сходства основных потребностей и относительной независимости их от конкретной культуры, а также сходства в физическом и физиологическом устройстве людей, во всех культурах имеются понятия, в которых представлены одни и те же явления. В общем, можно сказать, что во всех человеческих сообществах имеются тождественные понятия, в которых сходным образом отражены части тела, потребности в пище, воде, крове, типичные человеческие чувства, глобальные пространственные и временные отношения, а также наиболее общие свойства объектов, отражение которых обусловлено общим для всех строением органов чувств человека.

 

Date: 2016-07-18; view: 1033; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию