Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 1.Специфика техногенных искусств

Составитель

Рыбарева Е. В., старший преподаватель кафедры культурологии частного учреждения образования «Институт современных знаний имени А. М. Широкова»

Рецензенты:

Морозов А. В., доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой межкультурных коммуникаций УО «Белорусский государственный университет культуры и искусств»;

Воронович И. Н., кандидат культурологии, доцент кафедры культурологии УО «Белорусский государственный университет культуры и искусств»

Рекомендован к утверждению:

кафедрой культурологи частного учреждения образования «Институт современных знаний имени А. М. Широкова» (протокол № от 2014 г.);

научно-методическим советом частного учреждения образования «Институт современных знаний имени А. М. Широкова» (протокол № от 2014 г.)

 

Рыбарева, Е. В.

История искусств (история фотоискусства)

[Электронный ресурс]: курс лекций для студентов специальности

1-170301 «Культурология (по направлениям)»: / Е. В. Рыбарева. — Минск: Институт современных знаний имени А. М. Широкова 2014. — с. 90.

 

В курсе лекций раскрыты понятия, касающиеся специфики техногенных искусств. Дано представление о фотоискусстве в системе средств массовой коммуникации, а также техниках и жанрах фотоискусства. Раскрыты основные этапы развития мирового и отечественного фотоискусства. Рассмотрено современное состояние отечественного и зарубежного искусства фотографии.

Для студентов вузов гуманитарных специальностей различных форм обучения.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 4

Тема 1. Специфика техногенных искусств. 6

Тема 2. Фотоискусство в системе средств массовой коммуникации. 10

Тема 3. История мирового фотоискусства: этапы, стили, мастера. Первый этап – вторая половина XIX — начало XX в. 15

Тема 4. История мирового фотоискусства: этапы, стили, мастера. Второй этап – первая половина ХХ в. 27

Тема 5. Техники и жанры фотоискусства. 44

Тема 6. Эволюция технических средств и трансформация образного языка фотографии второй половины ХХ в. 63

Тема 7. Развитие фотографии в Белоруссии. 80

Тема 8. Современное состояние фотоискусства в Республике Беларусь и за рубежом. 88

Литература 98


ВВЕДЕНИЕ

Фотография – неизменный спутник современного человека, оказывающий определенное влияние на формирование его видения действительности. Она стимулирует интеграцию различных областей общественной деятельности и духовной жизни, а благодаря своему техническому разнообразию представляет самый динамично развивающийся вид искусства. Универсальный язык фотоискусства, которому подвластны все жанры и темы, понятен каждому. Кроме того, фотография создает новый способ отношения к реальности и переосмысления ценностей. Благодаря технической воспроизводимости, фотография в настоящее время является основой определенного вида индустриального производства и продвижения визуальных образов. А сегодня именно визуальная культура особо востребована и наиболее полно отвечает потребностям общества в период расширяющейся глобализации, информатизации и компьютеризации.

Фотографии как виду искусства присущи специфические черты, структура, функции, жанры и виды. За время существования она собрала множество свидетельств, легендарных снимков и громких имен выдающихся фотографов. Все направления и жанры художественной фотографии составляют целостную картину специфики фотографии как вида искусства и только через понимание особенностей и художественных возможностей каждого из них возможно создание совокупного и цельного представления о фотографии как новом, современном виде искусства.

Эстетическая оценка фотографии не может быть полной, если она сводится только к ее анализу как нового выразительного средства для решения традиционных задач искусства. Системный анализ фотографии показывает, что она представляет собой и новый род образного творчества – источник системы нетрадиционных технических искусств. По мере их развития оформляется и фотографическая культура, для которой характерны новое видение, специфическая творческая техника и язык, своеобразный способ образного мышления. В настоящее время фотографическая культура оказывает активное воздействие на всю сферу художественного творчества, следы ее влияния обнаруживаются в различных видах искусства и областях деятельности человека.

Фотоискусство имеет свою историю. Эстетические традиции художников-классиков перерастали в традиционизм. Верность правде подменялась натуралистическим правдоподобием, а новаторство – эклектикой и стилизацией. Художественная фотография, как и живопись, пережила декаданс, выразившийся в разрушении формы, вычурности светописного рисунка, аллегоризации сюжета. Еще более явственный след оставил в фотоискусстве импрессионизм. Однако, вначале монохромная, а затем многоцветная, вначале неподвижная, а затем «движущаяся», фотография вторгалась в сферу человеческих чувств, и тем самым в сферу «неописательной» живописи. Кроме того, развитие фотографии привело к тому, что в число ее постоянных объектов включилась и сама живопись. Техническое совершенство фотографии, развитие полиграфической промышленности приводят к возникновению репродукции, а затем и к цифровой фотогографии.


Фотография наших дней – это и область науки о ней самой, и область техники. Это методы исследования и документирования, это художественное призвание людей и различные виды прикладной деятельности.

Цель дисциплины «История фотоискусства» – ознакомление студентов с историей развития фотографии, ее становления как самостоятельного вида искусства, а также знакомство с основными стилями и направлениями фотоискусства, яркими именами фотохудожников, работающих в различных жанрах и направлениях.


Тема 1.Специфика техногенных искусств

1. Предпосылки возникновения фотографии.

2. Научно-технический прогресс и его влияние на язык традиционных и технических искусств, актуальные технизированные арт-практики (перформансы, акции, инсталляции), новейшие сетевые арт-феномены.

3. Изменения, под воздействием НТР, традиционных основ искусств, психологии восприятия, системы миропонимания человека, а также традиционных средств художественного самовыражения.

4. Сферы, в которые трансформируются традиционные искусства под влиянием техногенной цивилизации.

1. Возникновение фотографии стало возможным благодаря работе многих поколений ученых и изобретателей. Оно было подготовлено и обусловлено рядом предшествующих социально-экономических факторов, изобретениями и усовершенствованиями в области физики и химии – наук, от которых произошла и с которыми органически связана фотография. В дальнейшем она пережила ряд преобразований и изменений. Дагерротипию сменил мокрый коллодионный процесс. Далее поиски в направлении повышения светочувствительности и создании сухих фотогрических слоев привели к открытию сухих броможелатиновых пластинок. Важную роль в развитии фотографии на галогенсеребряных светочувствительных слоях сыграло открытие оптической сенсибилизации, т. е. расширения спектральной области чувствительности слоев путем введения в них красителей. Происходит совершенствование фотокамер и оптики к ним. Благодаря камере с двумя объективами, появилась стереография. В 1906 г. были изготовлены панхроматические пластинки. И, наконец, были получены изопанхроматические фотоматериалы. Последующие события связаны с развитием цветной и цифровой фотографии. Работа многих ученых, искателей, фотографов позволила нам сегодня пользоваться цифровой фотографией. И на этом прогресс не останавливается, каждый год в фотоиндустрии появляются новые открытия и усовершенствования.

2. Мощный скачок научно-технического прогресса ХХ в. оказал беспрецедентное воздействие на художественную культуру в целом, на все виды традиционного искусства и вызвал к жизни новейшие разновидности арт-практик, формирующиеся исключительно на технологической основе. Возникли новые виды технически ориентированного искусства. Образуются не только арт-языки и арт-пространства, но и художественное сознание новейшего типа. Во многом меняется язык традиционных (литература, живопись, музыка, театр, балет) и технических (фотография, кинематограф, мультимедиа) искусств, возникли актуальные технизированные арт-практики (перформансы, акции, инсталляции), а также новейшие сетевые арт-феномены. Искусство стало утрачивать или существенно модифицировать свои традиционные основания: идеализацию, символизм, выражение сущностных оснований бытия, художественно-эстетическую основу, духовность и др.


3. Под мощным влиянием НТП начинают меняться менталитет, психология восприятия, склад мышления, идеология, система миропонимания человека. Параллельно с этим, естественно, меняются и традиционные средства художественного выражения (изобразительность, выразительность, дескриптивность, тональность, ритмичность и т. п.). Помимо того, что с самого начала прошлого столетия возникли новые виды искусства на технической основе — фотография, кино, радиоинсценировки, чтение литературы по радио, несколько позже телевидение, видео, существенно потеснившие классические виды искусства, — весь ход НТП оказал глубочайшее воздействие и на сами традиционные искусства. С раннего авангарда и модернизма начали существенно меняться изобразительно-выразительные языки всех классических видов искусства, а затем и сами виды и жанры. Изменения носили, как правило, экспериментально-поисковый характер, инициированный духом активно развивающейся техногенной цивилизации. Радикальность внедрения современной науки и техники в искусство порой переходит пределы разумного. Вспомним о попытках, предпринимавшихся некоторыми кибернетиками последней трети прошлого столетия, по созданию так называемого машинного искусства. Существовало целое направление разработчиков компьютерных программ и специальных приспособлений для создания музыки, живописи, поэзии без вмешательства человека. Заявило о себе и так называемое алгоритмическое искусство, сторонники которого стремились доказать, что современным технологиям доступно все, в том числе и полная замена художника «умной машиной». Создано немало программ по написанию поэтических текстов, особенно в современной стилистике. Более того, многие разработчики компьютерных программ всерьез задумываются об изобретении «эстетических алгоритмов», с помощью которых компьютер сам будет творить уникальные, полноценные, высокохудожественные произведения искусства без вмешательства человека и подражания известным классическим образцам. Наряду с этим идут эксперименты и по разработке интерактивных программ, используя которые любой пользователь сам сможет создавать произведения искусства.


4. В настоящее время просматриваются основные сферы, в которые трансформируются традиционные искусства под влиянием техногенной цивилизации: 1) организация всеобъемлющей среды обитания человека; 2) шоу-бизнес, включающий в себя многие наработки традиционных и самых современных искусств; 3) новейшее дигитальное искусство на основе мультимедиа в пространствах виртуальной реальности — виртуал-арт, в широком понимании этого термина. В каждой из них искусства утрачивают свою новоевропейскую эстетическую суть «изящных искусств», т. е. более или менее автономных, самодостаточных видов искусств, обладающих в первую очередь эстетической функцией, образно-символической организацией и ориентированных на возведение реципиента (как правило, индивидуального) к некоему первообразу (духовному, идеальному или материальному). Новые сферы культуры, возникающие на основе трансформации (или замены) традиционных искусств, идут по пути объединения или своеобразного синтезирования всевозможных элементов психо-эмоционального воздействия на «массового» зрителя. Сегодня в определенной мере понятны движения инновационных направлений искусства ХХ – начала XXI в. Все они в той или иной степени готовили художественно-эстетическое сознание нового поколения к переносу своей интеллектуально-эмоциональной деятельности в сферу виртуальной реальности электронных сетей. Речь идет о неких глобальных тенденциях движения арт-культуры современности [3, 4, 5, 23].




<== предыдущая | следующая ==>
их анализ и интерпретация, использование результатов | 





Date: 2016-07-05; view: 415; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию