Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Проведение различных видов упражнений с музыкальным сопровождением
Ходьба. Для ходьбы обычно подбирается музыкальный материал двух- и четырехдольного размеров: марши, польки, песенные мелодии и другие подобные им по темпу и ритму произведения. Подсчет ведется, как правило, по четвертям. Команда. Для остановки движения подается команда «Группа» — на 1-й счет; «СТОЙ!» — на 5-й счет последней фразы музыкального периода. Бег. Для бега также используется музыкальный материал двух-и четырехдольного размеров: галоп, полька, песенные мелодии и другие подобные им по темпу и ритму музыкальные произведения. Подсчет. В зависимости от конкретного музыкального произведения и темпа его исполнения подсчет можно вести и по четвертям и по восьмым. Команда. Обычно бег заканчивается не остановкой, а ходьбой. Для перехода с бега на шаг и наоборот подаются команды «Шагом» («Бегом»)—на 1-й счет: «МАРШ!» — на 7-й счет последней фразы музыкального периода. Подскоки. Для проведения подскоков чаще всего пользуются музыкальными произведениями двух- и четырехдольного размеров: полька, галоп, танцевальные и песенные мелодии. Подсчет. В большинстве случаев счет ведется по четвертям, реже — по восьмым. Команда. Подскоки рекомендуется заканчивать ходьбой (чаще всего на месте). Для перехода с подскоков на ходьбу подается команда: «На месте» — на 1-й или 5-й счет; «Шагом» — на 7-й и «МАРШ!» — на 8-й счет последней фразы музыкального предложения или периода. Разновидности передвижений и упражнения на ходу. Как бы ни были разнообразны упражнения на ходу, музыкальный материал следует подбирать исходя из способов передвижения. Это будут такие же произведения, как для ходьбы, бега, подскоков. Подсчет. В зависимости от способа передвижения группы, содержания упражнений и конкретного музыкального произведения подсчет следует максимально варьировать: по восьмым, четвертям, половинам и по тактам. Команда. Для начала упражнений на ходу подаются команды «Упражнение начи-НАЙ!» или «МАРШ!» — в зависимости от того, что будет выполняться после команды. Команда «Упражнение начинай!» подается так: «Упражнение» — на 1-й, «начи» — на 5-й, «НАЙ!» и «МАРШ!» — на 7-й счет последней фразы музыкального периода. Для окончания упражнений подаются команды «Обычным шагом — марш!», а также в зависимости от того, какие упражнения предшествовали команде. Команда «Обычным шагом — марш!» подается: «Обычным шагом (бегом)» — на 1-й счет, «шагом» — на 2-й и «МАРШ!» — на 7-й счет последней фразы музыкального периода. Команда «Шагом (или бегом) — МАРШ!» подается так же, как при беге. Танцевальные движения. Для танцевальных движений используются разнообразные музыкальные произведения: вальс, полька, галоп, мазурка, народные и современные танцевальные мелодии. Подсчет. При обучении занимающихся какому-либо танцевальному ходу или фигуре счет следует вести на каждое движение. Например, переменный шаг и шаг польки состоят из четырех движений. Один переменный шаг сочетается с одним тактом двухдольного размера. Следовательно, счет нужно вести по восьмым: «раз» — «и» — «два» — «и». Шаг вальса и большой шаг мазурки состоят из трех движений и занимают один такт трехдольного размера. Следовательно, счет нужно вести по четвертям: «раз», «два», «три». Команда. Если танцевальное движение заканчивается ходьбой (а после галопа это желательно), то подается команда «Шагом —■ МАРШ!». Для прекращения танцевального движения подается команда «СТОЙ!» с последним счетом последней фразы музыкального периода. ОРУ можно проводить под музыку любого размера. С позиции выбора музыкального материала все ОРУ можно разделить на две группы. В одну из них входят такие, в которых все фазы движений равноценны. Преимущественно это упражнения на силу: сгибание и разгибание рук в упоре лежа, приседания, поднимание ног в седе, медленные наклоны назад и т. п. Для та- ких упражнении можно пользоваться музыкальным материалом любого размера, предпочитая трехдольный (вальс). Трехдольный размер особенно рекомендуется для плавных упражнений, составленных на несколько счетов (кружение туловища, наклоны назад и т. п.), при выполнении которых желательно сохранять равномерную плавность движений. В музыке двухдольного размера слишком контрастны сильные и слабые доли такта. Это вынуждает занимающихся непроизвольно расчленять неделимое целостное движение на два. В трехдольном размере контрасты между сильными и слабыми долями менее выражены, что способствует выполнению движений в заданном характере. Другую группу составляют упражнения, в которых явно выражены две фазы, фаза основного действия, для выполнения которого должны быть приложены значительные усилия, и фаза возвращения в исходное положение. Преимущественно это упражнения для развития гибкости: взмахи ногами, рывковые движения руками и т. п. Для таких упражнений лучше всего подходит музыка двух- и четырехдольного размеров. Причем фаза основных действий должна совпадать с сильной долей такта. В данном случае музыкальный акцент вызывает более энергичные действия занимающихся. В зависимости от нужного темпа и особенностей му-фзыкального произведения двух- или четырехдольного размера счет можно вести по четвертям, по половинам, иногда по восьмым. При исполнении произведений трехдольного размера типа вальса счет обычно ведется по тактам и совпадает с сильными долями. Вольные упражнения. При подборе музыкального материала для вольных упражнений нужно исходить прежде всего из их назначения. Одни композиции вольных упражнений предназначаются для массовых показательных выступлений, другие могут служить контрольно-отборочными нормативами, а третьи являются одним из видов произвольной программы на соревнованиях. Наибольшую сложность представляет выбор музыки для произвольных вольных упражнений. Правилами соревнований предусмотрены ограничения по времени, а также специальные требования к содержанию и композиции упражнений. Кроме того, необходимо учитывать индивидуальные особенности исполнителей (наклонности, способности, возможности). В зависимости от конкретных условий можно воспользоваться одним из следующих вариантов решения этой проблемы: — сделать купюры в выбранном музыкальном произведении, пропуская те его части, которые мало соответствуют характеру задуманной композиции вольных упражнений; — создать компиляцию из различных музыкальных произведений одного или нескольких авторов; — сделать обработку выбранной темы или вариации на тему; — на готовую композицию вольных упражнений написать новую музыку.
ч. СОДЕРЖАНИЕ Предисловие....................................................................... " Часть I Гимнастика как средство физического воспитания... 5 Глава 1 Введение в предмет............................................................................................ — 1.1. Характеристика специалиста в области массовых видов гимнастики — 1.2. Основные задачи курса «Гимнастика и методика преподавания» 7 1.3. Гимнастика — учебно-научная дисциплина... 9 Глава 2 Гимнастика в советской системе физического воспитания.................................. — 2.1. Значение и место гимнастики в советской системе физического воспитания — 2.2. Методические особенности гимнастики.... 11< 2.3. Характеристика средств гимнастики........................................ 13 2.4. Виды гимнастики............................................................ 16 Глава 3 Краткий исторический обзор................................................................. -. 17 3.1. Зарождение гимнастики............................................................ — 3.2. Гимнастика в новое время........................................................ 18 3.3. Создание национальных систем гимнастики... 19 3.4. Гимнастика в дореволюционной России.... 23 3.5. Развитие гимнастики в СССР......................................... 24 Глава 4 Гимнастическая терминология.......................................................................... 28 4.1. Значение терминологии............................................................. — * 4.2. Требования, предъявляемые к терминологии... 29 4.3. Правила гимнастической терминологии.... 30 4.4. Термины общеразвивающих и вольных упражнений 32 4.5. Термины упражнений на снарядах...... 36 4.6. Термины акробатических упражнений.... 39 4.7. Термины упражнений художественной гимнастики 41 4.8. Правила и формы записи упражнений.... 42 Часть II Основные средства гимнастики и методика обучения уп Глава 5 Строевые упражнения.................................................................................................. — 5.1. Назначение и особенности строевых упражнений. — 5.2. Основные группы строевых упражнений.... 47 5.3. Методические указания................................................... 53 Глава 6 Общеразвивающие упражнения.................................................................................. 55 6.1. Характеристика упражнений........................................... — 6.2. Классификация упражнений и программный материал 56 6.3. Составление комплексов общеразвивающих упражнений 60 6.4. Методика проведения общеразвивающих упражнений.............. 64 Глава 7 Прикладные упражнения................................................................................... 69 7Д, Характеристика прикладных упражнений... — П2) Техника и методика обучения основным упраж- ^~ ^S нениям.................................................................................. I/O Глава 8 Упражнения на гимнастических снарядах (мужское многоборье).. 82 (й.1 уОбщие основы техники упражнений на гимнастиче- — ских снарядах.................................................................... — 8.2. Упражнения на коне................................................................... 92 8.3. Упражнения на кольцах.................................................. 100 8.4. Упражнения на брусьях................................................. 109 8.5. Упражнения на перекладине........................................... 120 / Глава 9 Упражнения на гимнастических снарядах (женское многоборье)... 129 9.1. Упражнения на брусьях разной высоты.... — 9.2. Упражнения на бревне.................................................... 136 Глава 10 Прыжки............................................................................................................... 147 10.1. Характеристика и классификация прыжков... — 10.2. Техника и методика обучения прыжкам.... 148 10.3. Прикладные опорные прыжки...................................... 152 10.4. Спортивные опорные прыжки..................................... 155 Глава 11 Вольные упражнения....................................................,................................... 158 11.1. Характеристика вольных упражнений.... — 11.2. Содержание вольных упражнений.................................... 159 11.3. Обучение вольным упражнениям................................ 161 11.4. Композиция вольных упражнений.............................. 162 Глава 12 Акробатические упражнения............................................................................. 164 12.1. Характеристика акробатических упражнений, их классификация — 12.2. Техника акробатических упражнений, методика обучения 165 Глава 13 Упражнения художественной гимнастики....................................................... 177 13.1. Классификация упражнений.................................................. — 13.2. Подготовительные упражнения........................................... 178 13.3. Упражнения без предмета............................................ 179 13.4. Упражнения с предметом............................................. IS 14 *ч Глава 14 14.1. Цели и задачи обучения в гимнастике.... 14.2. Характеристика гимнастических упражнений. 14.3. Предпосылки успешного обучения гимнастическим упражнениям 14.4. Реализация дидактических принципов в обучении гимнастическим упражнениям 14.5. Особенности взаимодействия гимнастических упражнений. 14.6. Этапы обучения гимнастическим упражнениям. 14.7. Методы и приемы обучения гимнастическим упражнениям., -. 14.8. Методика исправления ошибок.................................... 14.9. Особенности обучения групповым и массовым упражнениям 14.10. Средства обеспечения учебного процесса в гим Часть III Виды гимнастики и формы занятий.................................... Глава 15 15.1. Основная гимнастика.................................................... 15.2. Женская гимнастика...................................................... 15.3. Атлетическая гимнастика.............................................. 15.4. Профессионально-прикладные виды гимнастики. Глава 16 16.1. Гигиеническая гимнастика........................................... 16.2. Производственная гимнастика.................................... 16.3. Ритмическая гимнастика............................................... 16.4. Лечебная гимнастика..................................................... Глава 17 17.1. Характеристика спортивных видов гимнастики.. 17.2. Тенденция развития спортивных видов гимнастики 17.3. Характеристика содержания спортивных видов гимнастики Глава 18 Формы занятий гимнастикой........................................................................... Глава 19 урочные формы занятий гимнастикой........................................................ 19.1. Общие методические положения............................... 19.2. Методика проведения отдельных частей занятий гимнастикой Глава 20 20.1. Значение соревнований....................... 20.2. Виды соревнований.........................
20.3. Программа соревнований............................................. 20.4. Положения о соревнованиях........................................ 20.5. Подготовка и проведение соревнований.... 20.6. Особенности проведения массовых соревнований. 20.7. Основы судейства в гимнастике................................... Глава 21 Массовые гимнастические выступления............................................... 21.1 Общие требования к массовым гимнастическим ''выступлениям............................,................................... 21.2.- Характеристика программ.......................................... 21,3. Музыкальное сопровождение..................................... 2!.4."\Художественное оформление..................................... 21.5. Организация и методика подготовки..... Часть IV Планирование работы и методика занятий с различными Глава 22 Планирование и учет работы по гимнастике в школе и ПТУ.... 22.1.' Значение и задачи планирования учебной работы /5!2. 'Основные документы планирования............................ 22.3. Учет учебной работы.................................................. Глава 23 Методика занятий гимнастикой в школе и ПТУ............................................. ^н 23. l.s Задачи физического воспитания, решаемые на 23.2. Содержание и методика занятий гимнастикой в младших, средних и старших классах.... 23.3. Особенности занятий гимнастикой с учащимися подготовительной и специальной медицинских групп 23.4. Характеристика гимнастических упражнений комплекса ГТО 23.5. Методика обучения гимнастическим упражнениям комплекса ГТО 23.6., Формы занятий гимнастикой....................................... Глава 24 24.1. Задачи и содержание основной гимнастики для женщин......... 24.2. Методические особенности проведения занятий. 24.3. Основные упражнения для женщин.............................. 24.4. Контроль за состоянием здоровья............................... Глава 25 Занятия гимнастикой с лицами среднего, пожилого и старшего воз 25.1. Значение гимнастики для лиц среднего, пожилого и старшего возраста 25.2. Формы занятий...................................................... 25.3. Содержание и методические особенности занятий 25.4. Планирование и дозировка физической нагрузки 25.5. Врачебный контроль и самоконтроль.......................... I Часть V Обеспечение занятий гимнастикой....................................................... 306 Глава 26 Места занятий и их оборудование................................................ — 26.1. Гимнастические залы............................................................. — 26.2. Гимнастические снаряды....................................... 308 26.3. Инвентарь...................................................................... 313 26.4. Гимнастическая площадка................................................. 314 26.5. Правила эксплуатации залов и оборудования. 316 •л Глава 27 Меры предупреждения травм на занятиях гимнастикой..................... — 27.1. Причины травматизма в гимнастике.................................... — 27.2. Профилактика травматизма в различных видах упражнений 317 27.3. Врачебный контроль и самоконтроль.............................. 323 Глава 28 Музыкальное сопровождение................................................................................ 324 28.1. Элементы музыкальной грамоты...... 325 28.2. Проведение различных видов упражнений с музыкальным сопровождением 329 Учебно-методическое пособие ГИМНАСТИКА И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ Под редакцией Владимира Михайловича Смолевского Заведующая редакцией А. К. Гринкевич. Редактор А. К. Кветная. Художник С. А. Сал-танов. Художественный редактор в. А. Жигарев, Технический редактор О. А. Кули/сова. Корректор 3. Г. Самылкина ИБ 2222 Сдано в набор 23.12.86. Подписано к печати 04.06.87. Формат 60X90/ie. Бумага кн.-журн. Гарнитура «Литературная». Высокчя печать. Усл. п. л. 21.0. Усл. кр.-отт. 21,0. Уч.-изд. л. 23.14. Тираж 33 000 экз. Издат. Nt 7916. Зак. 1760. Цена I р. 10 к. Ордена «Знак Почета» издательство «Физкультура и спорт» Государственного комитета СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли 101421, ГСП, Москва. К-6, Каляевская ул., 27 Ярославский полиграфкомбинат Союзполиграфпрома при Государственном комитете СССР по делам издательств полиграфин и книжной торговли. 150014, Ярославль, ул. Свободы, 97.
Date: 2016-07-05; view: 350; Нарушение авторских прав |