Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 27 меры предупреждения травм на занятиях гимнастикой





27.1. ПРИЧИНЫ ТРАВМАТИЗМА В ГИМНАСТИКЕ

Многие гимнастические упражнения, особенно упражнения, вы­полняемые на снарядах, требуют определенной технической и фи­зической подготовленности. Неловкость и неточность в исполнении упражнений связаны обычно с_ ударами о снаряд, срывами и паде -н и ями, которые могут сопровождаться различными повреждени я -ми_ двигательного аппарата.^Для предупреждения падений на твер­дый пол применяются различные матьь Неправи льное их ис поль-зование может также вызвать разнообразные травмы.)


Около 20%_пов реждений в г имнастике связано с моментом пр и­зе мления после соскоков с о снаряда. Преимущественная нагрузка на руки также создает большую возможность их повреждения.

Травмы чаще всего возникают из-за нарушения рпптнртг твутшцу организационных и методических требований со ст ороны руково­дителя, преподавателя, тренера или самого занимающегося. Основные причины травматизма в гимнастике:.

1. Несоблюдение правил организации занятий.

2. Нарушение методики и несоблюдение принципов обучения.

3. Недостаточная воспитательная работа с занимающимися.

4. Несвоевременная проверка оборудования и инвентаря.

5. Нарушения санитарно-гигиенических условий.

•^б. Отсутствие систематического врачебного контроля и само­контроля.

С/7. Недооценка или неправильное применение приемов стра­ховки.

г Ги мнастич еский зал долже^_сдш:в£1£Т.воватьопределенным стан­дартам. Неумелая расстановка снарядов создает благоприятные условия для получения травм. При определении расстояния снарядов друг от друга необходимо предусмотреть возможные про­бежки после соскоков, опорных прыжков.

Часто причиной травм является от сутствие или недостаточ но активная разминка. Как правило, в начале занятий проводится общая разминка с Целью подготовки всего организма к предстоя­щей работе, а перед каждым видом многоборья — специальная раз­минка с учетом особенностей взаимодействия спортсмена с гимнас­тическим снарядом. Специальная разминка должна разогреть и подготовить к работе те мышцы, суставы и связки, на которые па­дает наибольшая нагрузка в данном виде многоборья.

27.2. ПРОФИЛАКТИКА ТРАВМАТИЗМА В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ УПРАЖНЕНИЙ

Для предупреждения травматизма на занятиях гимнастикой необходимо придерживаться определенных правил, обязательных для всех занимающихся. Это прежде всего четкая организация учебно-тренировочного процесса и высокая дисциплина всех за­нимающихся, направленные на обеспечение безопасности и на со­блюдение условий, исключающих вредное влияние на их здоровье. Исключается самовольный доступ к снарядам. Вход в зал должен быть организованный, под руководством преподавателя (тренера). Число отделений (подгрупп) определяется с учетом количества преподавательского состава на занятии. Отделения должны разме­щаться на достаточном удалении от снаряда, сбоку от него. Чтобы не отвлекаться, лучше занять положение к другим отделениям спиной. Любое перемещение в зале, переход для смены снарядов или выход из зала допустимы только по общей команде или с разреше­ния преподавателя. При выполнении групповых упражнений очень важно соблюдать дистанцию, позволяющую без помех выполнять


 




задание. Во избежание травм костюм^з анимающихся должен о тве­ чать уст ановленным требованиям: мягкая обувь (чешки, носки, тапочки из материи), трусы иЛ1Г"брюки трикотажные без боковых карманов, майка, свободно облегающая куртка. Костюм должен быть чистым и хорошо подогнанным по фигуре.

Размещение снарядов может быть разнообразным. В зависимос­ти от закладных деталей для крепления стационарно расположен­ных снарядов (кольца, брусья, настил для вольных упражнений и др.) устанавливаются переносные снаряды с учетом мест призем­лений после соскоков и возможных пробежек после них. Перенос­ные снаряды надо перемещать с помощью специальных тележек. Чис­ло снарядов определяется с учетом количества одновременно зани­мающихся в зале. При этом учитывается содержание занятий, со­став занимающихся. Вмонтированные закладные детали для пере­кладины можно использовать для брусьев разной высоты, заклад­ные детали для опорного прыжка пригодны также для коня с руч­ками и бревна (при необходимости). Чтобы обеспечить безопасность, снаряды обкладывают матами с учетом мест приземления после соскоков и возможных срывов и падений. Часто в местах приземле­ния укладывают два слоя матов. Для разучивания сложных соско­ков используются утолщенные (поролоновые) маты. Перед каждым подходом к снаряду проверяют укладку матов, чтобы не было за­зоров, наложения края мата на другой и т. п.


Систематически, н е реже рязя в год, необходимо тшятельнг> ос матривать подвесные сна р_яды (кольца, канат, шест)Г~ГИМнжгги-ческие стенки, подвесные пояса для страховки и т. д. Особенно часто и внимательно следует проверять места крепления снарядов, их надежность. Важно приучить занимающихся бережно и аккуратно пользоваться магнезией. Окончив занятия, надо очистить снаряды от магнезии, маты протереть слегка влажной тряпкой. Мягкий ин­вентарь (площадка для вольных упражнений, акробатическая до­рожка и др.) регулярно чистят пылесосом. В перерыве между за­нятиями проводится влажная уборка всего зала, помещение про­ветривается. Генеральную уборку следует проводить раз в неделю. Все эти меры будут способствовать улучшению гигиенических условий и предупреждению травм.

Страховка позволяет решать не только задачи психологической подготовки гимнастов (преодоление страха), но и позволяет избе­жать травмы. Под страховкой следует понимать готовность препо­давателя (тренера) своевременно оказать помощь исполнителю упражнений в случае неудачного выполнения.

Страховка имеет немаловажное психологическое значение, осо­бенно при выполнении упражнений, связанных с риском. В прак­тике применяют индивидуальную страховку и групповую с исполь­зованием технических средств: специальных поясов (лонжи), пе­тель, крепящих кисти к снаряду, амортизирующих устройств, утолщенных поролоновых матов, ям с поролоном и других техни­ческих средств. Злоупотребление ими в обычных условиях лишаег гимнаста уверенности, способствует появлению излишнего страха, следствием которого могут быть и травмы.


Варианты страховки используются в зависимости от индиви­дуальных особенностей тренера и обучаемого: роста, веса, быстро­ты реакции, физической силы и др. Стоящий на страховке обязан хорошо знать технику выполнения упражнений и в зависимости от обстановки правильно выбрать место для оказания страховки, умело использовать разновидности страховки, не мешая гимнасту выполнять упражнение; знать индивидуальные особенности уче­ников. Страхующий должен учитывать, что буквально каждое гим­настическое упражнение имеет свои специфические особенности страховки, свои меры безопасности, а также приемы страховки.

Наряду с обеспечением страховки тренер должен прививать занимающимся навыки само страховки. Под самостраховкой сле­дует понимать способность гимнаста самостоятельно выходить из опасных положений, прекращая выполнение упражнений или из­меняя его с целью предотвращения возможных травм.

Важной мерой предотвращения травматизма является врачеб­ный контроль и самоконтроль. Гимнасты обязаны не реже одного раза в год проходить медицинское обследование. В специальном дневнике самоконтроля следует ежедневно регистрировать само­чувствие, настроение, степень утомления, вес, пульс, аппетит и др.

Перед началом занятия преподаватель интересуется данными самоконтроля. В случае жалоб на усталость, недомогание необхо­димо принять меры: снизить нагрузку, воздержаться от обучения сложным упражнениям и т. п. В отдельных случаях направить занимающегося к врачу.

ОРУ. При плохой организации коллективного выполнения упражнений (недостаточная дистанция и интервал) наблюдаются случаи ушибов в результате столкновения с соседями. Ряд повреж­дений связан с выполнением упражнений на гибкость (шпагат и др.), что объясняется недостаточной подготовленностью к этим элементам.


Причиной травматизма может быть и неудовлетворительное со­стояние мест занятий (например, скользкий пол, наличие посто­ронних предметов, препятствий).

Предупредить подобный травматизм не представляет трудности, если преподаватель тщательно продумал содержание занятий. А ОРУ в парах — начальная форма приобретения навыков стра­ховки и помощи.

Акробатические упражнения. Основной причиной большинства повреждений при выполнении акробатических упражнений явля­ется недостаточная техническая и физическая подготовленность занимающихся. Типичные ошибки: слабый толчок руками или но­гами, расслабленное тело, перекос в полете, приземление на пол­ную ступню или на расслабленные ноги, руки.

Рекомендуется достаточное внимание уделять подготовительным упражнениям направленного характера. Для подготовки лучеза-пястного сустава — вращательные движения кисти; подскоки в упоре лежа; передвижения на руках в упоре лежа; из положения стоя согнувшись падение вперед в упор лежа.


 




Для подготовки голеностопного сустава — вращательные дви­жения стопой; то же с сопротивлением; поднимание на носки, опи­раясь передней частью стопы на возвышение высотой 5 см.

Умелая страховка при выполнении акробатических упражнений имеет большое значение. Неумелая страховка равносильна ее от­сутствию или, что еще хуже, может привести к травме.

В связи с этим при применении страховки в процессе обучения от страхующего требуется:

1. Знание техники данного упражнения.

2. Быстрота реакции для обеспечения своевременной страховки.

3. Умение быстро и правильно выбрать место для страховки.

4. Умение выбрать для приложения усилия удобный момент. Широко применяются для страховки ручные пояса (лонжи).

Двое страхующих держатся за концы веревки. Задача страхую­щих — действовать согласованно. Гораздо совершеннее так назы­ваемый подвесной пояс. При страховке веревки надо держать сво­бодно и в случае опасного падения быстро их натянуть. Особое внимание необходимо обратить на обучение занимающихся навы­кам самостраховки. С этой целью использовать прыжки в глубину с приземлением на ноги, на маты, на спину, на живот, в кувырок. Очень часто причиной повреждений являются различные недостат­ки в подготовке мест занятий. Здесь особое внимание надо обратить на укладку матов с точной их стыковкой, без щелей между ними.

Упражнения на бревне. По характеру и содержанию упражне­ния на бревне очень близки к ОРУ и акробатическим. Чаще всего наблюдаются повреждения при приземлениях или падениях с бревна, при которых возможны ушибы, растяжения.


Травмы можно избежать. Для этого необходимо добиться уве­ренного выполнения упражнений на полу, на гимнастической скамейке, закрепить технику на низком бревне, а затем перейти на высокое, выполняя упражнения со страховкой. Для выполне­ния акробатических элементов при начальном обучении можно ис­пользовать маты, перекинутые через бревно.

Приемы страховки на бревне:

1. При выполнении вскоков страховать у места отталкивания ногами (у мостика), а затем быстро переместиться к месту призем­ления на бревне.

2. При соскоках, выполняемых толчком ног, страховать сбоку и поддерживать гимнастку в области спины; при соскоках из упора присев и на коленях держать за руку и в области живота, при пе­ревороте в сторону стоять со стороны спины и держать за руку и талию.

Вся площадь вокруг бревна выстилается матами в один слой. В месте приземления после соскока кладут маты в два слоя. При разучивании сложных упражнений пользуются поролоновыми ма­тами.

Перекладина и брусья разной высоты. Неточность в исполнении упражнений или недостаточно хороший хват приводят либо к уда­ру о снаряд, либо, что чаще, к срыву со снаряда и падению. Воз­можны при выполнении соскоков и неудачные приземления.


Упражнения на перекладине и брусьях разной высоты связаны с нагрузкой в первую очередь на суставы и мышцы верхних конеч­ностей и особенно плечевого пояса. Отметим, что даже простые висы предъявляют плечевому суставу не совсем обычные требова­ния — в бытовых и производственных условиях относительно редко встречаются такие положения тела. Возможны срывы кожи ладоней, чему способствует неудовлетворительное состояние самих снарядов: ржавый гриф перекладины или слишком шероховатая жердь, излишнее наслоение магнезии, шатание стоек или неровная их установка, непрочность растяжек или их неисправность.

Гимнасты должны иметь накладки, предохраняющие ладонную поверхность от трения. Ладонные накладки — это полоски из на­туральной кожи (лучше лосевой), надетые на пальцы и закреплен­ные ремешком на запястье (см. рис. 195). После занятий необхо­димо сделать холодную ванночку для ладоней, чтобы снять ощу­щение жжения. Перед сном полезно сделать горячую ванночку, шероховатые ладонные места почистить пемзой, а затем смазать детским кремом или ланолиновой мазью.

Страхующий должен внимательно следить за точностью вы­полнения упражнения, за правильностью прохождения каждой фазы движения, одновременно держать во внимании надежность хвата за гриф или жердь. Нередко падение происходит не в сторону ожидавшегося приземления. Мастерство страховки состоит в том, чтобы предугадать направление возможного падения гимнаста, сделав его менее опасным. Это достигается максимальной бдитель­ностью страхующего.

Во время установки перекладины или брусьев разной высоты необходимо тщательно проверить места крепления грифа или жер­дей со стойками. Сам гриф должен быть очищен от ржавчины, раковин, гладко отполирован наждачной шкуркой. Жерди должны быть сухими, гладкими, без трещин, очищенными от наслоения магнезии. Особенно тщательно надо осмотреть тросы, растяжки и места их крепления, проверить исправность креплений закладных деталей к полу, наличие всех шурупов, состояние крюков.

Упражнения на брусьях. Большая часть травм на брусьях — повреждения кисти, особенно пальцев, в момент перехватов, поворо­тов. Нередко при этом повреждается большой палец.

Нижние конечности повреждаются преимущественно в мо­мент соскока или при ударе о брусья. Многие упражнения выпол­няются в упоре на руках. При слабости мышц, приводящих плечо, встречаются случаи травмирования плечевых и грудино-ключич­ных суставов, грудных мышц. Наблюдаются потертости и ссадины с внутренней стороны плеча. Чтобы предохранить внутреннюю часть плеча от ссадин во время упражнений в упоре на руках, рекомен­дуется выполнять их в футболке с длинным рукавом или исполь­зовать эластичные нарукавники.

Причиной повреждений часто являются разная степень аморти­зации жердей, плохая их эластичность, трещины в них, неисправ­ность зажимов, плохая устойчивость станины, неправильная уста­новка жердей (по ширине плеч) и т. п.


 




Прежде чем проводить занятие, необходимо тщательно осмот­реть брусья, обратив внимание на поверхность жердей, прочность соединения жерди со стержнем, прочность крепящих винтов, за­жимов, вращение стержней в стойках станины, устойчивость брусь­ев, индивидуальную дистанцию между жердями. Выступающие края станины обложить матами. Маты должны укладываться с обеих сторон брусьев.

Упражнения на кольцах. Анализ показывает, что около 1/, травм на кольцах связано с элементами, относящимися к группе вы­крутов. Именно в момент выполнения этих упражнений может произойти повреждение области плечевого сустава. В меньшей степени, чем на перекладине, но те же неприятности испытывает гимнаст от трения ладонной поверхности о снаряд.

Неудовлетворительное состояние снаряда — одна из основных и наиболее опасных причин повреждений: непрочность тросов (перетертость), недостатки в креплении тросов к потолку, дефекты в блочной системе, непрочность ремней, соединяющих кольца с тросами; установка колец на разном уровне (большая часть на­грузки приходится на один плечевой сустав); трещины в кольцах. Следует помнить, что кольца изнашиваются быстрее других сна­рядов.

С целью профилактики травматизма прежде всего надо исклю­чить бесконтрольные занятия на кольцах. Процент повреждений, полученных в отсутствие преподавателя, выше, чем при занятиях на любом другом снаряде (особенно при выполнении упражнений на большом каче).

Страхующий должен четко представлять специфику работы на кольцах; при махах прохождение вертикали сопровождается силь­ным рывком, увеличивающим опасность отрыва от снаряда.

Основное положение страхующего у снаряда — на линии колеп сбоку. При выполнении упражнений махом вперед после пересе­чения гимнастом вертикальной линии внизу страхующий подстав­ляет руки под спину, на махе назад — под грудь.

Перед началом каждого занятия необходимо проверить готов­ность снаряда.

Упражнения на коне с ручками. На этом снаряде повреждения носят характер ушибов, растяжений, ссадин. Локализация повреж­дений следующая: лучезапястный сустав, локтевой сустав, пальцы рук. Ушибы и ссадины коленного сустава и голени происходят в результате ударов о коня.

Среди профилактических мероприятий при занятиях на коне первое место должно принадлежать правильной организации и ме­тодике обучения начинающих. Прежде всего, необходимо привить навык правильной, специфической для коня осанки, обеспечиваю­щей и зрительный контроль за движениями. Важно уделить спе­циальное внимание подготовке лучезапястного сустава: использо­вать разминочные упражнения, подсобные снаряды.

Для предохранения коленей от ссадин и для лучшего сколь­жения при выполнении маховых упражнений рекомендуется ис­пользовать наколенники. Для предупреждения тыльного переги-


ба в лучезапястном суставе рекомендуется бинтовать запястье эластичным бинтом.

При установке снаряда необходимо добиться полной его непо­движности в горизонтальном положении, убедиться в исправности покрытия коня и стандартности ручек, соответствующих ширине коня. Важно проверить расстояние между ручками для индиви­дуальной работы.

Опорный прыжок. Неуверенный разбег, неправильная его раз­метка, неточное расположение мостика, помехи в месте разбега или приземления, недостатки технической подготовки — вот при­чины травм при опорных прыжках.

К травмам приводят и неисправности снаряда: при толчке но­гами мостик скользит по полу, одна часть коня выше другой, сна­ряд неустойчив, скользкое покрытие для отталкивания руками, в момент отталкивания задвигается одна из ножек коня. Надежная страховка — весьма существенный фактор в профилактике травм при опорных прыжках.

Основные приемы страховки при прыжках ноги врозь, согнув ноги, согнувшись: страхующий стоит спереди коня и немного сбоку места приземления. При обучении в момент отталкивания руками держать гимнаста двумя руками за плечо или одной рукой за пред­плечье, другой за плечо или под грудь, смещаясь вместе с ним после толчка руками о снаряд. Перед началом занятия необходимо проверить общее состояние места для опорных прыжков: устойчи­вость коня, условия для отталкивания руками (отверстия от ручек заделать специальными пробками), надежность крепления ножек, упругость и устойчивость мостика, после каждого прыжка прове­рить дистанцию от мостика до снаряда, а также состояние матов для приземления и при надобности поправить их стыковку и рас­положение. Площадка для приземления должна быть не менее 5 м в длину. Маты лучше укладывать в два слоя.







Date: 2016-07-05; view: 804; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.015 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию