Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Диалектико-материалистическая традиция в русской философии 19-20 веков (Плеханов, Ленин)





Особым этапом развития отечественной философии являет­ся период господства диалектического материализма. Выдаю­щимися представителями марксистской мысли в России были Г. В. Плеханов и В. И. Ленин.

Г.В.Плеханов (1856 - 1918) вошел в историю как яркий фи­лософ-материалист. Он был непримиримым противником фи­лософского идеализма и политического ревизионизма, опирав­шегося на идеализм как свою методологию. Ему принадлежит оценка диалектического материализма как «алгебры револю­ции». Во многих работах Плеханов дал обстоятельную критику идеализма и агностицизма неокантианцев. В трехтомной «Ис­тории русской общественной мысли» он впервые дал диалектико-материалистическое объяснение развития общественного сознания в России; высоко оценил роль революционных демократов, как в философии, так и в социально-политических про­цессах.

Становление философских взглядов В. И. Ленина (1870-1924) проходило под влиянием Н.Г.Чернышевского, который как бы подготовил его к диалектико-материалистической философии марксизма. На всех этапах творчества В.И.Ленин большое внимание уделял борьбе с идеализмом. В работе «Материализм и эмпириокритицизм» был дан обстоятельный анализ истоков и заблуждений второго этапа позитивизма, его связи с субъективным идеализмом и аг­ностицизмом. В этой работе дано классическое определение материи, построенное на решении основного вопроса филосо­фии. Большое внимание уделено теории позна­ния - объективной истине и практике как источнику, цели и критерию познания. Разрабатывая проблемы диалектики, В.И.Ленин пришел к выводу, что закон единства и борьбы противоположностей является ядром диалектики.

В.И.Ленин внес серьезный вклад в развитие историческо­го материализма, исследуя роль объективных условий и субъ­ективных факторов в истории, диалектику революции и эволю­ции в общественном развитии, проанализировал империализм как внутриформационную ступень капитализма. Постоянно за­нимался изучением политической системы, политической орга­низации общества и роли классов в поступательном развитии истории. Большое значение имеет его теория государства.

34. Русская философия после 1917 года: официальная философия марксизма-ленинизма

Самостоятельным этапом в развитии философии в России было советское время в нашей истории (1917 -1991 гг.). На этом этапе философия развивалась в рамках диалектико-материалистической концепции, сформулированной в трудах К.Маркса, Ф.Энгельса, Г.В.Плеханова, В.И.Ленина. Согласно этой концепции, которую ее критики называли «наивным материализмом», материя лежит в основе всего сущего, в том числе в основе жизни общества и человека. Мир развивается согласно законам диалектики от простого к сложному через противоречия, борьбу противоположностей. Социальный прогресс происходит не только эволюционно, но и, прежде всего благодаря скачкам, или революциям. Человек как личность живет и развивается в обществе, коллективе, который и есть условие его индивидуальной свободы. Конечной целью всей при­родной и социальной эволюции является достижение всеобщей гармонии в коммунистическом обществе, формируемом за счет интенсивного развития производительных сил. В этом социальном идеале преобладает моральная идея высшей справедливости и равенства, которые достигаются в процессе труда, освобожденного от всех форм отчуждения.

Ленин, создавая партию, ее идеологию и социальный проект раньше других российских марксистов осознал правильность византийско-русской теории, что социальные проекты, внедряемые в стране, должны соответствовать типу общества, исторически в ней сложившемуся, и его миропониманию. Наукой давно доказано, что народ обладает определенной восприимчивостью или невосприимчивостью к социальным проектам и идеологиям в зависимости от сложившегося менталитета, т.е. склада ума, мироощущения и миропонимания.

Ленин понял, в чем главное различие между западной и русской

цивилизациями. Оно в разных типах общества: в индивидуалистическом и коллективистском, а поэтому в разном складе ума и мировосприятии. Отсюда и разная философия, как главенствующая наука, познающая первоначало, причины и цель, ради которой надлежит действовать.

Философия русской цивилизации – это философия Совершенства. Наши предки воспринимали мир, как совершенство, как единый космос, как гармонию человека, общества и природы. Они осознавали мир, как всеобщую связь явлений, требующую познания, а общество рассматривали, как единую семью, живущую по общему нравственному закону – по совести, в единомыслии и согласии, взаимодействии и содружестве. Они строили соборное государство, главным условием существования которого было единство слова и дела. Целью

их жизни был не материальный успех, а совершенство общественных отношений – лад в семье, обществе и богатство души.

Философия западной цивилизации – это философия Свободы, свободы личности. В центр мира поставлен человек и его свобода в безграничном удовлетворении своих потребностей без учета интересов общества и природы. Мир воспринимается, как огромный склад вещей и сырья, неиссякаемый источник удовлетворения своих потребностей. Общество существует, как союз индивидов, постоянно конкурирующих между собой. Их объединяет политическое насилие в виде правового государства, основанного на приоритете закона. Главный

принцип существования государства – разделяй и властвуй. Главная цель

жизни – материальный успех. Деньги превыше всего.

У философии Свободы и философии Совершенства абсолютно разные системы теоретизирования: метафизическая и диалектическая. Обе системы доказали свою жизнеспособность, но нельзя принципы метафизической системы применять для социальных проектов коллективистского общества и наоборот. Это ведет к социальным катастрофам. Неправильно выбранный государственный строй может

стать серьезной помехой в жизни общества, фундаментальным препятствием в его развитии. И наоборот, правильно выбранный государственный строй, соответствующий миропониманию народа, может стать гарантом спасения страны, основой роста ее могущества и благосостояния народа.

В.И. Ленин изучил идею коммунизма в западном метафизическом варианте и отечественном диалектическом варианте и понял главное. Для того чтобы социальный проект был воспринят и понят обществом он должен создаваться на основе соответствующей обществу теории познания: теории отражения – для коллективистского и теории репрезентации, т.е. произвольного абстрактного сочинительства, – для индивидуалистического. Первая теория основана на диалектической логике, а вторая на формальной логике.

В.И. Ленин внес существенный вклад в развитие теории отражения. В своей работе «Философские тетради» он показал, что формальная логика оторвана от действительности, от качественной определенности предметов и явлений, от их содержания, от их сущности. Она абстрактна и бездуховна. Ленин доказывал необходимость отражения действительности. Он писал, что диалектическая логика – это учение не о внешних формах мышления, а о законах развития всех

материальных, природных и духовных вещей, т.е. развития всего конкретного содержания мира и познания его. Он подчеркивал, что главным вопросом диалектической логики является вопрос об истине, как совершенном знании. А оно требует, чтобы предмет и его отражение в сознании людей рассматривались всесторонне. Особое внимание Ленин обращал на необходимость в процессе познания соблюдать принцип единства логического и исторического, потому что исторический подход без логического слеп, а логический без исторического беспредметен. Маркс в "Капитале", абстрагируясь от исторических особенностей

возникновения и развития капитализма в отдельных странах, в логических

категориях раскрыл процесс становления капиталистических производственных отношений. Ленин сумел научно соединить логический подход Маркса с историческим подходом к конкретной стране - к России. А конкретное в мышлении является самым глубоким и содержательным знанием о предмете.

Таким образом, на основе диалектического познания объективной реальности Ленин сумел соединить гениальное учение Маркса с российской спецификой и разработал свою теорию – теорию марксизма-ленинизма.

 

35. Русская философия 1917 года: философия русского зарубежья, оригинальные философские концепции.

Философия русского зарубежья — обозначение периода в русской философии, последовавшего после высылки ряда выдающихся русских философов из Советской России в Германию на т. н. «философском пароходе» в 1922 году. Это направление русской философии сохранило религиозный уклон (интуитивизм) и приобрело ярко выраженный антисоветизм. Одни философы русского зарубежья остались в Германии (Иван Ильин), другие перебрались во Францию (Николай Бердяев) и Чехословакию (Николай Лосский). К 1950-м гг. философия русского зарубежья сходит на нет. Однако после краха СССР труды представителей этого направления начинают издаваться в России.

Выдающиеся достижения русской послеоктябрьской эмиграции, объективная востребованность русской культуры за рубежом были во многом обусловлены давними, исторически сложившимися культурными связями России и других стран. Фактическое выполнение русскими эмигрантами, так называемой "первой волны глобальной историко-культурной миссии – спасения и сохранения русской культуры стало возможно прежде всего и главным образом потому, что реальное воспроизводство русской культуры в условиях эмиграции осуществлялось как сознательный, целенаправленный и управляемый процесс. Два потока русской культуры (особенно в России и зарубежной России), прослеживаемые на большом временном пространстве, никогда не существовали изолированно друг от друга, в разные времена они сближались и отдалялись, но узы, соединяющие их, всегда были достаточно прочными и не допускали разрыва.

После захвата власти большевиками начался трагический исход интеллигенции из России. В эмиграции оказались сотни писателей, ученых, деятелей культуры. Среди эмигрантов оказались все наиболее значительные русские философы – Н. А. Бердяев, Н. О. Лосский, Д. С. Мережковский, Ф. А. Степун, С. Л. Франк, Л. И. Шестов. Н. А. Бердяев в книге "Философия неравенства. Письма к недругам по социальной философии" показывал, что равенство есть метафизически пустая идея и что социальная правда должна быть основана на достоинстве каждой личности, а не на равенстве. Близко к ней по тематике и идеям примыкал и трактат С. Л. Франка "Духовные основы общества. Введение в социальную философию" (1928). Он отдавал себе отчет в том, что слишком просто критиковать материалистические идеи и совсем иное – предложить философское обоснование для альтернативного взгляда на мир. Делом его жизни стала попытка создать такое обоснование. Главные идеи Франка изложены в трех книгах, которые были задуманы как трилогия: "Предмет знания", "Душа человека" и "Духовные основы общества". Философия Франка была религиозной. Ее основная посылка состоит в том, что все предметы взаимосвязаны и пребывают в абсолютном или всеобщем единстве и что, следовательно, наблюдая мир, наблюдаешь абсолют.

Ф. А. Степун – религиозный философ, историософ, культуролог, социолог, теоретик искусства, писатель и публицист. В 20–30-е гг. XX в. он сосредоточился на проблеме исторической судьбы России и феноменов революции и большевизма. В "Новом Граде" появилась сто программная статья "Идея России и формы ее раскрытия", в которой он, в частности, отмечал, что русскость есть качество духовности, а не историософский политический и идеологический монтаж, и потому раскрытие русской идеи требует не формул, а тщательной живописи исторического пути и лица России". Опираясь в своих философских интуициях на учения о положительном всеединстве и цельном знании В. Соловьева и славянофилов Ф. Степун придерживался стратегии синтеза всех человеческих познавательных способностей. Отсюда своеобразие его сочинений, часто шокирующих парадоксами и похожих одновременно на философские рассуждения и глубоко личную лирическую прозу.

 

36. Понятия «мир», «реальность», «картина мира». Роль философии в формировании современной научной картины мира

Реа́льность (от лат. realis — вещественный, действительный) — философский термин, употребляющийся в разных значениях как существующее вообще; объективно явленный мир; фрагмент универсума, составляющий предметную область соответствующей науки; объективно существующие явления, факты, то есть существующие действительно[1]. Различают объективную (материальную) реальность и субъективную (явления сознания) реальность[2].

Понятие «картина мира» обозначает образно-понятийную картину Вселенной, в которой человек и человечество стремятся определить свое место. Картина мира — система интуитивных представлений о реальности. Картины мира, отводящие человеку определенное место во Вселенной и этим помогающие ему ориентироваться в бытии, являются результатом духовно-практической деятельности людей. Научные, религиозные и философские картины мира дают свое видение мира и места человека в нем.

Очень важным моментом картины мира является то, вокруг чего она строится, что является ее смысловым центром. Научная картина мира строится вокруг объектов, независимых от человека; ее ядро – общечеловеческая реальность. Религиозная картина мира в центр ставит соотношение небесного и земного, сферу человеческого и сферу божественного. Главная тема философской картины мира – соотношение человека и мира, взятое во всех аспектах: онтологическом, познавательном, ценностном, деятельностном.

Научная картина мира стремится изображать Вселенную такой, какая она есть на самом деле, независимо от нас. Вплоть до начала XX в. в науке господствовала возникшая в Новое время ньютоновско-картезианская система мышления, предполагающая строгое деление на субъект и объект познания. Механистическая картина мира полагает, что мир состоит из атомов – мельчайших неделимых частиц, обладающих постоянной формой и массой и связанных законом тяготения.

Научная картина мира складывается в результате синтеза знаний, получаемых в различных науках, и содержит общие представления о мире, вырабатываемые на соответствующих стадиях исторического развития науки. В этом значении ее именуют общей научной картиной мира, которая включает представления как о природе, так и о жизни общества. Аспект общей научной картины мира, который соответствует представлениям о структуре и развитии природы, принято называть естественно-научной картиной мира.

Научная картина мира (НКМ) — целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях действительности, построенная в результате обобщения и синтеза фундаментальных научных понятий и принципов, а также методология получения научного знания.

В процессе развития науки происходит постоянное обновление идей и концепций, более ранние представления становятся частными случаями новых теорий. Таким образом, научная картина мира — не догма и не абсолютная истина. В то же время, научные представления приближены к истине, так как основаны на всей совокупности доказанных фактов и установленных причинно-следственных связей. В результате научные знания позволяют делать верные предсказания о свойствах нашего мира и способствуют развитию человеческой цивилизации. Противоречия между научными концепциями преодолеваются путём выявления новых фактов и сравнения их с предсказаниями различных теорий. В таком развитии — суть научного метода.

Научная картина мира существенно отличается от религиозных представлений о мире, которые основаны не столько на доказанных фактах, сколько на авторитете пророков и религиозной традиции. Религиозные интерпретации концепции мироздания постоянно изменяются, чтобы приблизить их к современным научным трактовкам. Догмы разных религий, как правило, противоречат друг другу, и эти противоречия весьма трудно преодолеть (в отличие от научных противоречий, которые преодолеваются экспериментальным путём).

 

Date: 2016-07-18; view: 2283; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию