Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Реализм и номинализм.Спор о существовании универсалий (общих понятий). Реализм И.С.Эриугена и Ф.Аквинского. Номинализм (Расцелин и Оккам).
О соотношении веры и знания (наука и богословие). Августин Блаженный, Фома Аквинский и Вильям Оккам. Августин Блаженный (354-430 гг) Знания на основе веры совершеннее научного знания. Истины Откровения превыше истин науки. Учение о «Граде земном» и «Граде Божьем». Апология палача. Вильям Оккам Номинализм (терминализм) и защита науки от религиозной догматики. «Бритва Оккама». Фома Аквинский (1221-1274 гг) Разум и философия - преамбула веры. Разница между философией и теологией не в том, что первая занята одним, вторая - другим: обе говорят о Боге, человеке, мире. Но первая дает знание несовершенное по поводу того, о чем теология в состоянии говорить более внятно, ведя к вечному спасению. Благодать морально облагораживает людей и разумеется философию. Вера совершенствует разум, а теология - философию. Философия служанка богословия. Благодать не подменяет, но облагораживает природу. Вера ориентирует разум без вытеснения последнего и подмены его. Разум - сущностная характеристика человека. “Есть некоторые истины, которые превосходят сколь угодно мощный разум: например, Бог един, но в Трех Лицах. Другие истины вполне доступны разуму: например, что Бог существует, что Бог един и подобные этому”. Разум в своей универсальности способен примирить всех. Это незаменимый инструмент в борьбе с язычниками, это единственный источник и мотив истины для человека. Метафизика Не все мыслимое существует реально. Быть - это функция, объединяющая понятия. Универсалии проистекают из абстрактной силы интеллекта, а не из опыта, в котором существуют лишь отдельные вещи. Быть существующим приписывается как миру, так и Богу, но лишь по аналогии, ибо Бог - само бытие, а мир обладает бытием. Лишь в Боге бытие совпадает с сущностью, Бог - самодостаточное бытие, это - чистый акт. Поскольку нет полного совпадения бытия с сущностью у отдельных компонентов мира, то и весь мир может быть, а может и не быть в своей совокупности, ибо он не необходим, а лишь возможен и случаен. Мир существует не сам по себе, а благодаря чему-то иному, чье бытие тождественно сущности, и это иное - Бог. Это метафизическое ядро всех доказательств бытия Бога у Ф.Аквинского. Бытие есть акт реализующий сущность, сама же сущность есть реализация бытия. “Все сущее есть одно”. Бытие есть единое, истинное и благое. Бытие едино, так как нераздельно, внутренне непротиворечиво. Чем выше уровень бытия, тем выше единство. “Все сущее истинно”. Все сущее постижимо рационально. Всякая вещь несет в себе печать зодчего. Онтологическую истину (адекватность вещи божественному интеллекту) следует отличать от логической (адекватности вещи человеческому интеллекту), произведенной человеческим умом. “Все сущее есть благо, потому что все сущее - сущее”. Все сущее благословенно, оно несет благо, стремится к совершенству. Три вида благого: благо само по себе, его желают ради него самого; благо полезное, ибо его хотят ради чего-то иного; благо-наслаждение, оно несет счастье. Первое и третье благо - Бог, все земные блага - блага второго типа, ибо относятся к целям, которые преследуют.
|