Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Субъекты международного права. Правосубъектность. Признание в качестве субъектов международного права
Субъекты международного права – это участники международных отношений, обладающие необходимыми для этого правами и обязанностями, осуществляющими их на основе международного права и несущие в необходимых случаях международно-правовую ответственность. Главное свойство субъекта - юридическая способность к самостоятельным международным действиям, включая создание согласованных международно-правовых норм, к независимому осуществлению прав и обязанностей, установленных этими нормами. Основными субъектами международного права являются: · государства, · нации, борющиеся за государственную независимость, · международные (межгосударственные) организации. Эти субъекты обладают всеми элементами международной правосубъектности (право- и дееспособности), которая включает в себя такие важные права, как право заключать международные договоры, быть членами международных организаций, иметь свои официальные представительства (дипломатические, консульские и др.), участвовать в работе международных конференций и т.д. Кроме этих основных субъектов, существуют и иные субъекты. Некоторые из таких субъектов представляют собой государственно-подобные образования. Это вольные города в прошлом (Венеция, Новгород, Гамбург и др.) или в новое время (Данциг). Особый статус после второй мировой войны имел Западный Берлин (до объединения Германии в 1990 г.). К государственно-подобным субъектам международного права относится Ватикан. Это административный центр католической церкви во главе с папой римским, «государство-город» в пределах итальянской столицы — Рима. Площадь Ватикана всего 44 га. Тем не менее, Ватикан имеет дипломатические отношения со многими государствами в различных частях мира, постоянных наблюдателей при ООН и некоторых других международных организациях, принимает участие в международных конференциях государств. Ватикан является участником большого числа многосторонних договоров, заключенных в рамках ООН. Он — член Всемирного почтового союза, МАГАТЭ, ряда других международных организаций. Правовой статус Ватикана определен специальными соглашениями с Италией 1984 года. Среди основных субъектов международного права на первом месте стоят государства. Государство — главная политическая организация современного общества. Над государствами в международных отношениях нет верховной власти, которая могла бы диктовать им правила поведения в отношениях друг с другом. Государства одновременно являются главными создателями и гарантами соблюдения норм международного права. В то же время государства юридически не подчинены друг другу. В этом выражается суверенитет государств. Суверенитет — неотъемлемое качество государства как субъекта международного права. Он возник вместе с государством. В мире сейчас около 200 суверенных государств. Почти все они — члены ООН. Государство становится субъектом международного права в силу факта своего возникновения в качестве суверенного государства, как выражение самоопределения народа или нации. Десятки новых суверенных государств — полноправных субъектов международного права — появились таким путем после второй мировой войны в Азии, Африке, других регионах мира. Вследствие распада или разделения ряда государств (СССР, Чехословакии, Югославии) в Европе возникло более десятка новых субъектов международного права: Российская Федерация, Литва, Латвия, Эстония, Молдова, Чехия, Словакия, Босния и Герцеговина, Словения, Хорватия и другие. Они стали полноправными членами ООН и иных международных организаций, заключают международные договоры, обмениваются дипломатическими и консульскими представителями. Круг субъектов международного права непрерывно расширяется, и этот процесс еще не завершен. Нация или народ(общий термин, относящийся к многонациональному населению) - сравнительно новый субъект международного права, получивший признание в результате закрепления в Уставе ООН принципа «самоопределения народов» (п. 2 ст. 1). Право народа (нации) на самоопределениеозначает право свободно, без всякого вмешательства извне определять свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие. Современное международное право содержит нормы, закрепляющие право народов и наций на самоопределение. Одной из целей Устава ООН является развитие дружественных отношений между нациями «на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов». Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г. регламентирует, что все народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и осуществляют свое экономическое, социальное и культурное развитие. Право народов (наций) на самоопределение применительно к каждому народу раскрывается через его национальный суверенитет, означающий, что каждый народ имеет суверенное право на самостоятельность в достижении государственности и независимое государственное существование, на свободный выбор путей развития. Значение принципа самоопределения подчеркивается правом каждого построившего свою государственность народа определять внутренний и внешний политический статус без вмешательства извне и осуществлять по своему усмотрению политическое, экономическое, социальное и культурное развитие. Если же речь идет о самоопределении отдельных народов в рамках самостоятельного государства, то вопрос должен решаться на основе конкретных обстоятельств в контексте взаимосвязанных друг с другом основных принципов международного права. Реализация самоопределения одним народом в рамках многонационального суверенного государства не должна вести к нарушению прав других его народов. Необходимо различать самоопределение народов (наций), не имеющих какой-либо государственности, от самоопределения народов (наций), уже достигших государственности. Если в первом случае национальный суверенитет народа еще не обеспечен государственным суверенитетом, то во втором случае народ уже реализовал свое право на самоопределение, и его национальный суверенитет находит защиту со стороны государства - самостоятельного субъекта международного права. Самоопределение народа внутри многонационального государства вовсе не предполагает обязательности отделения и создания собственного самостоятельного государства. В первую очередь такое самоопределение связано с повышением уровня самостоятельности, но без угрозы правам человека и территориальной целостности государства. Субъектами международного права, как правило, являются народы (нации), находящиеся в колониальной зависимости от метрополии, но борющиеся за независимость и создание суверенного государства путем реализации права на самоопределение. Колониальный народ (нация) имеет право на волеизъявление в любой форме с целью получения независимости от метрополии, включая права на установление с суверенными государствами официальных отношений, регулируемых нормами дипломатического и консульского права, и право на участие в деятельности международных организаций. Одним из основных прав народа (нации) является право на международно-правовую защиту и получение поддержки от других субъектов международного права. К производным субъектам международного права относятся международные межправительственные организации. Производными субъектами они называются потому, что создаются государствами путем заключения договора - учредительного акта, являющегося уставом организации. Объем правосубъектности, как и ее предоставление, зависит от воли государств-учредителей и закрепляется в уставе международной организации. Международная организация, не обладая суверенитетом, источником своих прав и обязанностей в сфере реализации своей компетенции, имеет международный договор, заключенный между заинтересованными государствами. Организация становится субъектом международного права, если государства-учредители наделяют организацию международными правами и обязанностями. Ее компетенция имеет специфический характер в том смысле, что права и обязанности международной организации отличаются от прав и обязанностей государства. Если правосубъектность государства не ограничена ни в предмете правового регулирования, ни в объеме правомочий, то правосубъектность организации определена теми конкретными задачами и целями, которые установлены государствами в учредительном акте, создающем организацию. В связи с этим каждая международная организация имеет свой, присущий только ей, круг прав и обязанностей. Однако, несмотря на различия в характере и объеме прав и обязанностей, организации функционируют в рамках международного права и имеют признаки, обеспечивающие правосубъектность международной организации. Создание и функционирование международной организации имеет правомерную основу, если соответствуют нормам международного права, в первую очередь - его основным принципам. Каждой международной организации присуща договорная правоспособность, специфика и объем которой определяются ее уставом. Поэтому объем правосубъектности у международных организаций не одинаков. Наибольшим объемом правосубъектности обладает ООН.Ее членами являются около 190 государств. ООН координирует сотрудничество государств-членов в политических, экономических, социальных, культурных, гуманитарных областях и занимает центральное место среди других международных организаций. 16 универсальных международных организаций, осуществляющих сотрудничество государств в конкретной сфере, определенной их уставом, связаны с ООН особыми соглашениями, закрепляющими за ними статус специализированного учреждения ООН. Международные организации, имеющие такой статус (Международная организация труда (МОТ), Международная организация гражданской авиации (ИКАО), Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международный валютный фонд (МВФ) и др.), подконтрольны ООН, отчитываются перед ней, получают рекомендации. Все иные международные организации, включая и региональные, объединяющие государства, принадлежащие к одному географическому району: Европейский Союз, Совет Европы, Лигу арабских государств (ЛАГ), Содружество Независимых Государств (СНГ) и другие, должны действовать в соответствии с принципами, закрепленными в Уставе ООН. Особая международная правосубъектность ООН объясняется наличием системы коллективной безопасности, закрепленной в Уставе. Ведущую роль в системе коллективной безопасности ООН играет Совет Безопасности - один из шести главных органов ООН, к которым относится также Генеральная Ассамблея, Экономический и Социальный Совет (ЭКО СОС), Совет по опеке, Секретариат и Международный Суд. На Совет Безопасности ООН, состоящий из 15 государств (5 государств - Российская Федерация, США, Франция, Великобритания, Китай - имеют постоянное членство, 10 непостоянных членов избираются Генеральной Ассамблеей ООН через каждые два года всеми государствами - членами ООН), возложена главная ответственность «за поддержание международного мира и безопасности» и при выполнении этой функции он действует от имени всех государств - членов ООН (ст. 24 Устава). В силу указанных полномочий Совет Безопасности ООН может обязать государства, даже не являющиеся членами ООН, в случае конфликтной ситуации к любому мирному способу разрешения спора, закрепленному в Уставе ООН, а в случае вооруженного конфликта, либо совершения государством иного международного преступления принять резолюцию о применении к государству-нарушителю политических, экономических санкций. При продолжении противоправного поведения государства-нарушителя Совет Безопасности ООН в качестве крайней меры может принять резолюцию о применении против него военных санкций коллективных вооруженных сил, состоящих из национальных военных контингентов государств - членов ООН. Число государств членов международного сообщества не является постоянным, оно увеличивается в связи с возникновением новых государств. Для того чтобы новые государства могли реализовать свою правосубъектность и осуществлять сотрудничество с другими государствами, необходимо признание со стороны последних. Признание - односторонний акт государства, в котором оно констатирует появление на международной арене нового государства и выражает желание сотрудничать с ним. В международном праве нет специального соглашения, закрепляющего критерии признания и его юридические последствия. Признание базируется на практике государств. Из принципа сотрудничества государств, закрепленного в Декларации ООН о принципах международного права 1970 г., вытекает, что государства должны признавать любое правомерно возникшее государство, внешняя политика которого свидетельствует о приверженности принципам международного права. Так, государства - члены Европейского Союза в своем заявлении от 9 декабря 1991 г. выдвинули следующие критерии для признания новых государств Восточной Европы и на территории бывшего Советского Союза: · соблюдение положений Устава ООН и обязательств по Хельсинкскому Заключительному акту Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) 1975 г. и Парижской Хартии для новой Европы 1990 г., особенно касающихся верховенства закона, демократии и прав человека; · гарантии прав этнических и национальных меньшинств в соответствии с обязательствами, принятыми в рамках ОБСЕ; · уважение нерушимости границ, которые могут быть изменены только мирными средствами и по взаимному согласию; · принятие всех обязательств, касающихся разоружения и нераспространения ядерного оружия. Практика государств выработала различные объемы признания. В связи с этим существуют две формы признания: юридическая и фактическая. Юридическое признание в свою очередь подразделяется на признание де-юре и признание де-факто. Де-юре является полным признанием, что означает обмен между признающим и признаваемым государствами дипломатическими представительствами, т. е. установление стабильных политических отношений. Способы оформления полного юридического признания могут быть различными. Чаще всего государства демонстрируют свое желание установить дипломатические и иные связи с признаваемым государством в каком-либо официальном документе. Возможно и подразумеваемое признание. Де-факто, как особая юридическая форма признания, является неполной, так как возникающие отношения между признающим и признаваемым государствами не доводятся до уровня дипломатических отношений. От юридического официального признания следует отличать признание фактическое неофициальное. Оно осуществляется в форме постоянных или эпизодических контактов как на правительственном, так и неправительственном уровнях. Вариантом фактического признания считается признание ad hoc (разовое, на данный случай). Признание оформляется актом признающего государства. Признание государства как субъекта международного права одновременно означает и признание его правительства. Если в акте, оформляющем признание, говорится о признании правительства, то это означает и признание государства.
Date: 2016-07-18; view: 310; Нарушение авторских прав |