Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Правовые основы природопользования
Природопользование – это хозяйственная и иная деятельность, в процессе которой используются природные ресурсы и оказывается воздействие на окружающую среду. Возможность предоставления природных ресурсов в пользование предусмотрена в статье 16 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды». При этом необходимо учитывать, что контроль за рациональным использованием природных ресурсов в целях защиты и улучшения условий жизни, а также охраны и восстановления окружающей среды осуществляет государство, что закреплено в статье 46 Конституции Республики Беларусь. Гражданам гарантировано право общего пользования природными ресурсами для удовлетворения их потребностей безвозмездно без закрепления этих ресурсов за ними и без получения соответствующих разрешений (за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Беларусь) - это право общего природопользования. Осуществление природопользования в процессе экономической деятельности (специальное природопользование) разрешается юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям за плату (если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь) на основании решений государственных органов, в компетенцию которых входит принятие таких решений, специального разрешения (лицензии), договора аренды, концессионного договора и на иных основаниях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь. В Республике Беларусь установлены требования в области охраны окружающей среды (природоохранные требования, требования экологической безопасности), которые представляют собой предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения (или их совокупность), установленные законодательством, в том числе техническими нормативными правовыми актами, нормативами в области охраны окружающей среды. Гарантируя сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, государство регулирует воздействие хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, для чего, в свою очередь, осуществляется нормирование в области охраны окружающей среды. Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении: 1. нормативов качества окружающей среды, 2. нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, 3. лимитов на природопользование, 4. иных нормативов в области охраны окружающей среды. Нормативы качества окружающей среды, нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, а также иные нормативы в области охраны окружающей среды разрабатываются, утверждаются и вводятся в действие на основе современных достижений науки и техники с учетом международных правил и стандартов в области охраны окружающей среды. Указанные нормативы устанавливаются Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, Министерством здравоохранения Республики Беларусь и иными специально уполномоченными республиканскими органами государственного управления в соответствии с их. компетенцией. При разработке нормативов в области охраны окружающей среды проводятся научно-исследовательские работы по их обоснованию, прогнозируются и оцениваются экологические, социальные, экономические последствия их применения. 1. Нормативы качества окружающей среды устанавливаются на уровне, обеспечивающем экологическую безопасность, и применяются для оценки состояния окружающей среды и нормирования допустимого воздействия на нее. К нормативам качества окружающей среды относятся: · нормативы предельно допустимых концентраций химических и иных веществ; · нормативы предельно допустимых физических воздействий; · нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов; · иные нормативы качества окружающей среды. Нормативы качества окружающей среды утверждаются и вводятся в действие Министерством здравоохранения Республики Беларусь по согласованию с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, иными государственными органами в соответствии с законодательством Республики Беларусь. В целях сохранения особо охраняемых природных территорий, курортных и рекреационных зон, а также типичных и редких природных ландшафтов, имеющих особое природоохранное значение, для этих природных объектов могут устанавливаться более жесткие, чем действующие на остальных территориях, нормативы качества окружающей среды. 2. В целях предотвращения вредного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (природопользователей) устанавливаются следующие виды нормативов допустимого воздействия на окружающую среду: · нормативы допустимых выбросов и сбросов химических и иных веществ; · нормативы образования отходов производства; · нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий); · нормативы допустимого изъятия природных ресурсов; · нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду; · нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые законодательством Республики Беларусь. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий. В отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать вредное воздействие на окружающую среду, проводится оценка воздействия на окружающую среду. Перечень видов и объектов хозяйственной и иной деятельности, для которых оценка воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности проводится в обязательном порядке, утверждается Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Кроме того, в целях установления соответствия планируемой хозяйственной и иной деятельности требованиям в области охраны окружающей среды в Республике Беларусь проводится государственная и (или) общественная экологическая экспертиза (глава 8 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды»). Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь или его территориальными органами. Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе общественных объединений и граждан независимыми специалистами, которые в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, вправе получать от заказчика (инициатора планируемой хозяйственной и иной деятельности) все материалы, необходимые для проведения общественной экологической экспертизы. При невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов химических и иных веществ могут устанавливаться временные нормативы на такие выбросы и сбросы на основании разрешений, выдаваемых Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь или его территориальными органами и действующих только при условии одновременного проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, и (или) реализации других природоохранных мероприятий, с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов химических и иных веществ. Нормативы образования отходов производства устанавливаются в целях предотвращения их вредного воздействия на окружающую среду. Правовые основы обращения с отходами установлены Законом Республики Беларусь от 20 июля 2007 г. «Об обращении с отходами», который направлен на уменьшение объемов образования отходов и предотвращение их вредного воздействия на окружающую среду, здоровье граждан, имущество, находящееся в собственности государства, имущество юридических и физических лиц, а также на максимальное вовлечение отходов в гражданский оборот в качестве вторичного сырья. Классификатор отходов, образующихся в Республике Беларусь, утвержден постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 8 ноября 2007 г. № 85. В отличие от отходов производства отходы потребления нормированию не подлежат, однако, порядок обращения с отходами потребления, как и с отходами производства, включенными в состав коммунальных отходов, регулируется Инструкцией о составе, порядке разработки, согласования и утверждения схем обращения с коммунальными отходами на территориях населенных пунктов в Республике Беларусь, утвержденной постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 17 апреля 2009 г. № 19. Нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий) устанавливаются для каждого источника такого воздействия исходя из нормативов качества окружающей среды и с учетом влияния других источников физических воздействий. Нормативами допустимого изъятия природных ресурсов являются нормативы, установленные в соответствии с ограничениями объема их изъятия в целях сохранения природных и природно-антропогенных объектов, обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем и предотвращения их деградации. Нормативы допустимого изъятия природных ресурсов и порядок их установления определяются законодательством Республики Беларусь об охране окружающей среды и о рациональном использовании природных ресурсов. Нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду устанавливаются для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность, в целях регулирования совокупного воздействия всех стационарных и передвижных источников воздействия на окружающую среду, расположенных в пределах конкретных территорий. Нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду устанавливаются по каждому виду воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и совокупному воздействию всех источников, находящихся на этих территориях. При установлении нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду учитываются природные особенности конкретных территорий. 3. Лимиты на природопользование представляют собой установленные природопользователям на определенный период времени объемы предельного использования (изъятия, добычи) природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ, размещения отходов и иных видов вредного воздействия на окружающую среду. Лимиты на природопользование устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь, Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами в соответствии с законодательством Республики Беларусь. С развитием науки и технологий воздействие на окружающую среду приобретает новые, потенциально опасные формы. С учётом таких потенциальных угроз и с целью предотвращения их реализации развивается и белорусское законодательство. Так, на охрану здоровья человека и окружающей среды направлен Закон Республики Беларусь от 9 января 2006 г. «О безопасности генно-инженерной деятельности». Date: 2016-07-18; view: 278; Нарушение авторских прав |