Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






VIII. История жизни как ресурс для настоящего и будущего.





Неслучайно люди так любят рассказывать истории из своего прошлого, о моментах радости и о невзгодах, которые пришлось преодолеть, о своих отношениях с людьми, о вполне бытовых вещах и житейских приключениях.

В последнее время стало весьма популярным такое направление психологии как нарративная психотерапия, основным методом которой является рассказывание, пересказ и переосмысливание реальных историй, пережитых людьми.

Знание своей истории жизни для приёмного ребёнка психологически целебно. За годы жизни в приёмной семье ребёнок имеет возможность уже в безопасной для себя обстановке при поддержке родителя и сопровождающего психолога эмоционально пережить тяжёлые моменты прошлого, восстановить чувство самоуважения, которое страдает, если ребёнок пережил физическое или сексуальное насилие, отсутствие заботы и плохое обращение. Дети многие годы могут чувствовать себя ответственными за те плохие вещи, которые случились в их жизни. Часто им сложно дифференцировать и «направить по адресу» сложные чувства, возникшие когда-то давно к людям, которые плохо с ними обращались.

Хорошо подготовленный профессионал способен помочь ребёнку понять свою историю, свои привязанности и потери. Узнавая и понимая историю ребёнка, помогая ему «легализовать» чувства, принять и эмоционально прожить реальное прошлое, приёмный родитель помогает и самому себе в установлении привязанности к ребёнку.

 

IX. Важность уважения к прошлому и родственникам ребёнка.

Опыт работы приёмных родителей показывает, какое это непростое дело – воспитание детей, принадлежащих иной семейной системе. Наша совместная задача состоит в том, чтобы достаточно ясно представлять, какого рода могут быть нарушения законов существования семейных систем и как они могут отразиться на семье приёмного родителя, на судьбе самого приёмного ребёнка. Для этого необходимы базовые знания о семейных системах, их взаимодействии и законах регулирующих их жизнь и о том, как в ситуациях замещающего родительства могут нарушаться эти законы.

Сформулировать их и осознанно применить в практической работе с семьями позволил совокупный опыт ведущих семейных терапевтов, полученный в результате более полувековой обширной практики, проводимой в разных странах и континентах с клиентами разной религиозной и культурной принадлежности. Вот лишь некоторые имена – Руфь Макклендон и Лес Кадис, Тея Шоенфельдер, Берт Хеллингер, Гунтхардт Вебер.

 

Семейная система – группа людей, объединенная общей судьбой. Она включает в себя несколько поколений в семье, члены которых бессознательно сплетены с судьбой других членов той же системы. См. схему «Уровней семейной системы» снизу-вверх:

┌4 ступень Довольно редко – кто-то из прадедов.

┌3 ступень Родители родителей, иногда кто-то из их родных братьев и

сестёр и редко – сводных.

┌2 ступень Родители, их родные и сводные братья и сёстры, в т.ч. умершие и

мертворождённые.

┌1 ступень (низшая) Ребёнок, его родные и сводные братья и сёстры, в т.ч. умершие и мертворождённые.

Не принадлежат системе родственники лиц, вошедших в систему путём брака.

 

 

Законы семейных систем:

1. Любой член семейной системы, рождённый в ней, раз и навсегда принадлежит к этой системе. Если по каким-то причинам члену семейной системы не оказывают должного уважения или даже забывают, кто-то из других членов системы (часто - ребёнок) занимает его место или начинает жить его жизнь, либо в различных формах наказывать себя, искупая его вину, восстанавливая справедливость внутри системы. Так система регулирует себя сама.

2. В семейной системе прослеживается иерархия отношений (см.схему). Соответственно, дети не имеют права пытаться вести себя как старший по отношению к родителям, а у родителей нет права требовать от детей утешений и родительской заботы.

3. В системе жизненная энергия течёт незыблемо в одном направлении – от предков – родителям, от родителей к детям (и никогда – наоборот!)

Внутри системы работает принцип «брать и давать», нарушение которого приводит к кризисам и катаклизмам внутри семьи. Функция родителей «давать», а детей – «принимать», для того, чтобы в свою очередь «давать» своим детям и т.д.

Между супругами существует другой принцип равновесия «брать и давать». Понятно, что не может быть динамики «брать и давать» в паре супругов такой же, как между родителем и ребёнком.

4. Гармония в семейной системе достигается при условии, что судьба любого её члена безусловно уважаема.

5. Особое влияние на систему и на судьбу её членов имеют те лица, у которых была тяжёлая судьба, с которыми обошлись несправедливо, которые были изгнаны, отданы в чужие руки, презираемы или забыты. А также те, кто уступил своё место в системе другим членам и те, кто получил какую-то выгоду от ущерба другому члену системы.

6. Регулятор гармонии в системе – совесть. Именно она запрещает человеку те поступки, из-за которых его могут исключить из системы, или которые могут как-то навредить семейной системе.

Давайте помнить, что пренебрежение семейной системой, из которой происходит ребёнок, и оказание неуважения к её членам, практически неизбежно ведёт с системным нарушениям и деформациям. Они могут лежать в основе семейных и личных катаклизмов, а иногда трагедий.

Примеры тому: зависимые формы поведения, неспособность создать семью, бесплодие, тяжёлые заболевания, часто – психические, склонность к травмам и несчастным случаям, суициды, девиантное и криминальное поведение, наркомания, алкоголизм, нарушения самоидентификации, нарушения в сексуальной сфере.

Подробнее – в рекомендуемой литературе по теме в Приложении 2.

 

 

X. Из опыта работы с приёмными детьми и молодёжью в SOS.

Метод генграммы.

Прежде чем работать с генограммой приёмного ребёнка, важно составить и поработать со своей собственной. Начните с оформления основной информации, касающейся вашей семьи, в форме генограммы. Мужчины на ней обозначаются в виде прямоугольников, женщины – кружочков. См. Приложение 3.

Во время процесса составления в генограмму будет добавляться дополнительная информация в произвольной форме. Включите в генограмму основную известную вам информацию о том, что вы знаете о бабушках, дедушках, родителях, тетях и дядях, др. родственниках. Включите их имена, даты рождений, даты смерти, если требуется. Даты заключения браков и разводов могут быть включены на связующих линиях, если вам они известны. Если браков было несколько, существуют сводные родители, родственные опекуны, то всю эту информацию запишите на свободном месте.

Правильному составлению генограммы и её использованию надо учиться. Для составления качественной генограммы и её анализа для начала нужна помощь опытного специалиста, или хотя бы использование Интернет-ресурсов в поддержку.

Именно поэтому работе с генограммой и другими полезными методами посвящён целый 1 дневный семинар для SOS мам и педагогического персонала ДД «Основы практической психогенеалогии для приёмных родителей».

Опорные вопросы при анализе генограмм:

Þ Какие чувства Вы испытываете, глядя на неё?

Þ Что сумели понять и рассмотреть, создавая её?

Þ Есть традиция «передачи» имён?

Þ Есть ли традиция наследования профессии?

Þ Особенности вероисповедания?

Þ Где есть наследственные заболевания, ранние смерти, трагические смерти?

Þ Где есть трагические судьбы? А очень светлые судьбы?

Þ Есть ли долгожители и люди с крепким здоровьем?

Þ Как наследуются таланты и способности?

Þ Есть ли разводы или наоборот, их отсутствие – крепкие браки?

Þ Есть ли приёмные дети? А потерянные + перемещённые.

Þ Кто по-вашему мнению, тут самый счастливый, и – наоборот?

Þ Кто самый знаменитый и успешный? А может, есть «позор семьи»?

Þ Мои позитивные воспоминания об этих людях. Радостные мгновения.

Þ Самые значимые и крепкие связи.

Þ Как прослеживаются на генограмме значимые периоды в истории страны?

Þ Если ещё раз внимательно посмотреть на всю Вашу генограмму, как на картину, какое Вы дали бы ей название?

Þ А с каким по стилю жанром можно соотнести сценарий жизни Вашего рода? (героический эпос, народное предание, военная повесть, производственный роман, любовный роман, драма, трагикомедия, ….. и т.д.?)

 

§ Метод работы с символами (= Дерево рода)

Помочь поддерживать гармонию в семьях помогает технология работы с символическим Деревом Рода приёмного ребёнка.

Дерево – один из базовых архетепических символов для человека, одинаково значимый для всех культур и народов, имеет мощное влияние на бессознательную сферу человека, которая в свою очередь, определяет закладку и реализацию жизненного сценария человека.

Что такое Дерево Рода? Это изображение дерева, на котором мы сами символически определяем место себе и своим предкам. Как и обычное дерево, оно имеет корни, ствол, ветви и плоды (или цветы). Как показывает опыт, большинство людей соотносят своих далёких предков (прадедов и ещё более ранних) с корневой частью, которая уходит под землю, дедов и бабушек со стволом, себя (взрослых) с ветвями, а детей, если таковые есть – с плодами, цветами, или тонкими ветвями 2 порядка. Известно, что человек соотносит себя со своим архитепическим деревом, поэтому так популярен рисуночный тест Д-Д-Ч.

Используется предварительная медитация под музыку. Предлагается изобразить своё Дерево и отметить на нём 3-4 поколения вашей семьи, себя, родителей, братьев, сеттер, бабушек и дедушек, родственников, которых знаем и не знаем.

Рисуем (лучше левой рукой) и отслеживаем свои чувства в процессе рисования. - 10 мин

Что у кого вышло? Обратная связь по желанию. Возможность что-то дорисовать, «подарить», «добавить» от себя.

Есть примеры интересных терапевтических ситуаций с пр. детьми и молодёжью ДД. Часто бывает так, что дерево односторонне деформировано - в ситуациях, если ребёнок по причинам развода родителей (или каким-то другим) ничего не знает об отце или матери.

У ребенка разрыв с предками – отсутствует ствол и корни.

В семье есть отторгаемые или «потерянные» родственники – символически-это дыры, обломанности. В семье есть «страшные семейные тайны» - это непрочные места или «дупла» на поддержание которых уходит масса энергии. Трагические семейные истории дети изображают в виде ран на дереве. Часто ребёнок начинает прямо во время рисования «лечить» на рисунке такие места. Но самое важное, то, что ребёнок находит на Дереве рода место для всех и видит ресурс в принадлежности в своей семье.

 

 

XI. Работа с родной семьёй как важный критерий качества профессиональной вне-домашней заботы о ребёнке.

Итоговые составляющие такой работы - это то, с чем выпускник выходит из SOS:

þ Знание своей истории (из Конвенции Прав Человека: каждый человек имеет право знать правду о себе и своём происхождении).

þ Своя «Книга жизни».

þ «Банк» адресов и телефонов «важных людей» для выпускника.

þ Генограмма своей семьи.

þ Опыт поддержания контактов различных видов с родственниками.

þ Опыт использования социальных сетей и Интернет-ресурсов при формировании своих социальных связей, умение искать людей и сообщать о себе..

þ Готовность ребёнка «вернуться к самому себе» - в свой дом, к родственникам, продолжить историю рода.

þ Опыт визитов к родственникам, в родной дом, на могилы близких.

þ Подготовка родственников и семейного окружения к выходу ребёнка из системы ДД и его самостоятельному проживанию.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1.

5 основных детских потребностей по Джеральду Ньюмарку - краеугольные камни для воспитания эмоционально здорового человека, способного к саморазвитию.

 

Потребность   Т.е., как ребёнок в данной ситуации  
1. в безопасности   2. в принятии   3. в уважении     4. чувствовать связь с другими людьми   5. в чувстве собственной значимости   = может хорошо себя чувствовать   = быть принятым и нравится   = быть услышанным и понятым, получать внимание   = чувствовать себя нужным, осознавать своё место в семье, группе, классе и границы дозволенного.   = чувствовать себя «хорошим», успешным и компетентным.    

Приложение 2.

Рекомендуемая литература по теме:

1. «Синдром предков» Анн Анселинн Шутценбергер

2. «Порядки любви». Берт Хеллингер

3. «Кризисы любви». Гунтхардт Вебер

4. «Что со мной такое?» Илзе Кучера

5. «И в середине тебе станет легко» Берт Хеллингер

6. «Источнику не надо спрашивать пути» Берт Хеллингер

7. «Порядки помощи» Берт Хеллингер

 

Приложение 3.

 


 

 

Date: 2016-07-18; view: 225; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию