Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Виктимология адциктивного поведенияво на жизнь и существование, остальные — нет, т.е. «цель оправдывает любые средства». Впоследствии Лифтон развил свою концепцию, дополнив ее моделью «удвоения личности» (Lifton, 1986). Удвоение заключается в разделении системы собственного Я на две независимо функционирующие целостности. Разделение происходит потому, что в определенный момент член культовой группы сталкивается с тем фактом, что его новое поведение несовместимо с докультовым Я. Поведение, требуемое и вознаграждаемое тоталитарной группой, настолько отличается от старого Я, что обычной психологической защиты (рационализации, вытеснения и т.п.) для жизненного функционирования недостаточно. Все мысли, убеждения, действия, чувства и роли, связанные с пребыванием в деструктивном культе, организуются в независимую систему, частичное Я, которое полностью согласуется с требованиями данной группы, но происходит это не по свободному выбору личности, а как инстинктивная реакция самосохранения в почти (психологически) невыносимых условиях. Ставшая уже классической модель К. Левина хорошо описывает процесс трансформации личности в процессе психологической обработки человека в секте. С точки зрения психического здоровья происходят как бы расщепления психики человека, которые впоследствии складываются в новую личность. К. Левин условно разбил свою модель на три части: размораживание — процесс разрушения личности; изменение — процесс идеологической обработки и формирования новой личности; замораживание — процесс укрепления новой личности. 1. Размораживание (психологическое растормаживание, доведение до состояния психологической аморфности и хаотического состояния сознания): 1) дезориентация; 2) сенсорная депривация и сенсорная перегрузка (существенная недогрузка или перегрузка тех или иных органов чувств); 3) физиологическая манипуляция: лишение сна, приватности (возможности побыть одному), изменение диеты (которое иногда может сопровождаться серьезными физиологическими и психическими изменениями); 4) гипноз (используются визуализации, притчи и метафо- Глава 5 ры', двусмысленности, медитации, монотонное произнесение молитв, пение); 5) новообращенного принуждают поставить под вопрос свою идентичность («потерять себя прежнего»). 2. Изменение: 1) постепенное создание и навязывание новой идентичности (формально — в ходе индоктринальных занятий; неформально — другими адептами, с помощью аудио- и видеозаписей, книг и т.п.); 2) использование техник модификации поведения (награды и наказания, техника остановки мышления, контроль среды); 3) мистическая манипуляция (приписывание тем или иным событиям и ощущениям в жизни «обрабатываемой» личности тех смыслов и значений, которые выгодны лидерам и группе); 4) использование гипноза; 5) использование исповедей и доносов. 3. Замораживание (консервация новых стереотипов): 1) укрепление новой идентичности и отказ от старой (отделение от прошлого, передача собственности, переход к культовой деятельности и сближению с другими адептами); 2) новое имя, новый язык, новая «семья»; 3) сближение с новыми ролевыми моделями: система «приятельства»; 4) продолжение индоктринации (семинары, учеба, усвоение групповых норм). Стив Хассен (Hassan, 1988) пишет о том, что контроль сознания можно понять в свете четырех основных сфер: • поведения; • информации; • мышления; • эмоций. Контроль поведения 1. Регуляция среды: где и с кем живет последователь культа; какую одежду, прически он носит, какие цвета предпочитает, какую пищу ест, сколько спит, финансовая зависимость. 2. Большая часть времени обязательно посвящается индоктринации и групповым ритуалам. Виктимология адциктивного поведения .3. Необходимость спрашивать разрешение для важных решений. 4. Награды и наказания. 5. Отбивается охота к индивидуализму. Превалирует групповая мысль. 6. Жесткие правила и предписания. 7. Необходимость покорности и зависимости. Контроль информации 1. Использование обмана (лжи): умышленное сокрытие информации; искажение информации, ради того чтобы сделать ее приемлемой; открытый обман. 2. Доступ к некультовым источникам информации сводится к минимуму или устраняется приверженность к ним: газеты, журналы, ТВ, радио; устраняется критическая информация, информация от бывших участников группы; неофитов загружают культовой деятельностью настолько, чтобы они не имеют времени думать. 3. Информация варьируется на различных уровнях и подразделениях внутри пирамиды; лидер решает, кто что «должен знать». 4. Поощряется слежка за другими участниками: объединение по парам по системе «приятельства» для наблюдения и контроля; доносительство лидеру об отклоняющихся от культовых доктрин мыслях, чувствах и действиях. 5. Широкое использование созданной в рамках культа пропаганды: бюллетени, журналы, газеты, аудиозаписи, видеозаписи и т.п.; неправильные цитаты, формулировки из некультовых источников, взятые вне контекста. 6. Использование исповеди: информация о «грехах» используется, чтобы уничтожить границы личности; прошлые фехи используются, чтобы манипулировать и контролировать участника культовой фуппы. Контроль мышления 1. Необходимость интернализации (понуждение к восприятию) фупповой доктрины как истины: схема = реальность; черное или белое; добро против зла; Мы против Них (групповое против внешнего мира). 2. Принятие «нафуженного» языка (характеризующегося мыслительными клише). 3. Поощряются только «хорошие» и «правильные» мысли. 4. Техники прекращения мышления: отрицание, рациона-
Глава 5 лизация, оправдание, принятие желаемого за действительность; монотонное говорение; медитация; произнесение молитв; общение на «языках»; пение. 5. Запрет на критические вопросы о лидере, доктрине или политике, признаваемой единственно правильной. 6. Запрет на альтернативные системы убеждений. Контроль эмоций 1. Манипулирование и сужение спектра чувств. 2. Людей заставляют чувствовать себя таким образом, как будто в любых проблемах всегда имеется их вина. 3. Использование вины: вина идентичности: кто ты (не живешь в соответствии со своим потенциалом), откуда ты, твоя семья, прошлое, привязанности, мысли, чувства, поступки; социальная вина; историческая вина. 4. Использование страха: боязнь независимо мыслить; боязнь «внешнего» мира; боязнь врагов; боязнь потерять свое «спасение»; боязнь природных бедствий. 5. Крайности эмоциональных пиков и спадов. 6. Ритуальное, часто публичное, признание в «грехах». 7. Индоктринация фобии (внедрение в сознание страха): нет счастья или полноценности «вовне»; наступят страшные последствия, если вы уйдете; не существует оправданных причин для выхода из культа. Могут индоктринироваться следующие фобии: 1) боязнь мыслить независимо, критически в отношении культа; 2) боязнь внегруппового социума («внешнего мира»); 3) фобия на выход из культа; 4) боязнь врагов; 5) боязнь потерять свое «спасение»; 6) боязнь природных бедствий. После контроля сознания наступает третья фаза — это консолидация выработанного, нового поведения и невозможность возврата к прошлому за счет жестких связей внутри секты, установление жесткого контроля, коллективных исповедей, прекращение не санкционированных сектантами социальных контактов, требование преданности. Деструктивные культы осознают, что даже самые преданные обращенные поддаются сомнениям и могут отступиться, если не подвергаются интенсивной и постоянной обработке. Поэтому много времени и усилий вкладывается в поддержание верности об- Виктимология адциктивного поведения ращенных путем использования тактик, подобных описанным ниже (Волков, 1996). • От обращенного требуют придерживаться сурового стиля жизни, который отражает культовые ценности. Строгое следование культовому стилю жизни служит подчинению и усилению преданности обращенного верованиям культа. • Использование методик, вызывающих транс, таких, как медитация, молитва, монотонное пение, самогипноз и говорение на языках. • Публичное заявление о верности обращенного. Например, новых обращенных призывают вербовать других (некоторые культы предлагают приписывать высокий статус и дают другие награды преуспевающим вербовщикам), делать торжественные заявления на публичных встречах, подписывать заявления о верности. Публичное заявление усиливает преданность культу. • Повторяющиеся угрозы относительно ухода, такие, как: «если ты уйдешь, твоя жизнь развалится на куски»; «твоя душа сгниет»; «ты отправишься в ад»; «пострадают твои родственники»; «твоя жизнь будет в опасности». Обращенные боятся покинуть культ. • Обещание немедленного спасения, например обращенным говорят, что если они «только чуть-чуть сильнее постараются, отдадут немного больше себя», они достигнут любого обещанного культом вознаграждения. Обращенные постоянно стремятся достичь утопических идеалов и обвиняют себя самих за то, что стараются недостаточно усердно. • Ограниченный доступ к внешним источникам инфор-мации или его отсутствие. Отсутствие противоположных точек зрения, чтобы стимулировать критическое мышление о культе. Укрепление представления о том, что сомнения относительно группы отражают недостатки сомневающегося, но не группы. • Отсутствие некультовых связей и эмоциональной поддержки. • Обращенные становятся зависимыми от дружбы, близости и эмоциональной поддержки культовой группы; чувства отчуждения, враждебности и паранойи в отношении некультового мира усиливаются. • Контроль над сексуальной близостью внутри культа; например, лидер может диктовать, стоит ли жениться, когда и на ком, нужно ли иметь сексуальные отношения, детей, проводить стерилизацию, аборты. Глава 5 • Постоянная исповедь. Обращенные испытывают стыд, затем облегчение, затем чувствуют себя в долгу перед культом за спасение от их «дурной натуры». • Чрезмерные финансовые обязательства, часто требующие передачи в пользу культа наследства, банковских счетов, платежных чеков и другого материального имущества (дома, машины, аудио- и видеотехники и т. п.). Факторы, предрасполагающие к вовлечению в культ. Хотя, казалось бы, люди всех положений и психологических типов могут попасть в ловушку культовой группы, есть определенные факторы, которые могут сделать человека более уязвимым к вовлечению в культ. Американские исследователи Джоан Росс и Майкл Лангоуни выделили такие факторы. К ним относятся: период развития человека, ситуация, личная биография и психологическая предрасположенность. Чем младше человек, тем в большей мере он подвержен индоктринации, поскольку воспринимает окружение как обучающую среду. Период раннего полового созревания характеризуется активным поиском адаптации к малой группе, то есть ориентирован на восприятие правил игры в коллективе. Этот возраст более всего уязвим в плане повышенной восприимчивости к предлагаемым паттернам поведения в группе, более того, именно в этом возрасте резко возрастает значение проективных символических родительских фигур, которые разыскиваются вовне. Второй возраст повышенной чувствительности — юношество, 17—19 лет, когда возникает реальная жажда самоутверждения в социуме, однако сил для этого не хватает, а потому нужна поддержка покровителей, которые заведомо сильнее и образованнее. Достаточно продемонстрировать эффективность собственного поведения в кризисных ситуациях, чтобы стать кумиром молодого индивидуума. В юношеском возрасте очень сильна мотивация к формированию Я-образа через отвержение каких-то моделей поведения. Самоопределение и самоутверждение осуществляется посредством контрастного и резкого разграничения собственной идентичности от наблюдаемых примеров и моделей жизни. Именно на этом строится психополитика индоктринации, когда незрелому человеку предлагают ролевые модели, заведомо отличающиеся от общепринятых. Зрелость личности позволяет адекватно воспринимать тот образа жизни, который не созревшему человеку
|