Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виктимология насилия





появилась новая информация о себе, об открытых (известных) и закрытых (скрытых) частях себя, кто-то, возможно, рискнул поделиться секретной информацией со своей группой — и теперь эта информация перешла в открытую область. Подумайте, был ли какой-то смысл делать ее скрытой?

На следующем занятии мы поговорим о том, как вы можете искать дополнительную информацию о себе».

Занятие 3

Цель: помочь ученикам найти дополнительную информацию о себе и определить, насколько они довольны собой.

Предыдущее занятие было посвящено представлениям о себе, элементам Я-концепции. Человек может представлять себя реально или далеко от реальности. Гуманистическая психология утверждает, что мера соответствия Я-реального и Я-идеального может служить показателем психического здоровья. Ученику важно показать, что по очень многим аспектам своего поведения ему нужно узнать мнение других людей, прежде чем у него сложится реалистичная Я-концепция.

Ведущий объясняет, что сейчас они будут использовать «слепую» область, о которой человек не знает, а другие знают. Все разбиваются на подгруппы по 5—6 человек. Каждый участник должен составить список вопросов о себе, на которые он хотел бы получить ответ, что он хотел бы о себе узнать. Затем каждый читает вопросы группе, которая помогает найти источники информации для ответа на интересующие вопросы. Ведущий выполняет роль консультанта для подгрупп в процессе выполнения задания. Он дает участникам примеры того, что они могут узнать о себе.

Когда участник читает свой список вопросов, это всегда расширяет его представления о том, о чем он не задумывался. Список вопросов другого, как правило, «примеряется» на себя. Это может быть предметом групповой дискуссии.

По окончании упражнения участники получают задания воспользоваться указанными источниками информации в течение времени до следующей встречи группы.

Пример.

Вопросы:

— Насколько я способен по математике?

— Идет ли мне то, как я одеваюсь?

— Что думают обо мне родители?

— Смогу ли я стать инженером-конструктором?

— Ленивый ли я?


Глава 4

Источники ответов: учитель математики

— 5—6 одноклассников

— родители

— психолог-консультант

— родители, друзья, учителя

Упражнение «Некролог»

Цель: помочь участникам уточнить, насколько они удовлетворены своей жизнью до сих пор и насколько хотят получать удовлетворение в будущем.

Ведущий рассказывает про некрологи, которые печатают в газетах. Некролог — это краткое описание жизни плюс оценка ее со стороны.

«Представьте, что вы умерли, и ваша жизнь должна быть описана в виде некролога.

1. Опишите свою жизнь до смерти. Представьте определенное количество лет, до которых вы дожили. Описание должно включать то, что уже произошло до сегодняшнего дня и что, как вы думаете, произойдет с вами в предстоящие годы.

2. Ответьте на вопрос: «Является ли это описание тем, чего я хочу от жизни?»

3. Если ответ «да», то просто поразмышляйте над отдельными периодами будущей жизни. Если ответ «нет», то опишите идеальный некролог, который вы хотели бы прочитать о себе».

Важно разъяснить ученикам отличие между реальностью и идеалом. Можно создать два некролога: реалистический и идеальный.

Занятие 4

Цель: поделиться ожиданиями о своей жизни с товарищами и исследовать свои фантазии о будущем.

Все приносят свои некрологи. Участники разбиваются на подгруппы, читают друг другу свои некрологи и отмечают, что можно в них изменить. Важно организовать реакцию группы на услышанное. Ведущий переходит из группы в группу и прослушивает, по крайней мере, один некролог в каждой. Его задача — дать группе образец, как реагировать на услышанное, организовать «обратную связь» от участников.

Затем в большой группе необходимо поделиться мыслями и чувствами по поводу всей работы над некрологом.


Виктимология насилия

Упражнение «Фантастический день»

Цель: используя воображение, отметить те вещи, которые дают наибольшее удовлетворение в жизни.

Ведущий: «Воображение, фантазия не бессмысленны, не вредны для дела, как часто можно услышать, а наоборот, помогают проникнуть в глубь наших потребностей и чаяний. Фантазия, мечта может быть мощным стимулом к действию. Один из печальных фактов человеческого развития — это то, что, взрослея, многие люди перестают играть. Некоторые современные философы утверждают, что следующий вид человека после «человека разумного» будет «человек играющий», и это станет новым витком развития человечества. Фантазия — это вид игры. Более того, когда мы делимся своими фантазиями, мы лучше узнаем друг друга.

Воображение освобождает ту нашу часть, которая была «заперта» в суете жизни. Оно может быть мощным толчком для раскрытия нашего потенциала».

После вступительного слова можно обсудить поставленную проблему, организовав групповую дискуссию, где участники делятся своим опытом.

Далее ведущий дает следующую инструкцию: «Сейчас мы посмотрим, что бы мы делали, если бы могли сделать все, что угодно.

У вас будет 24 часа, которые вы можете провести по своему усмотрению, для этого есть все возможности, материальные условия не ограничены. Вы можете начать ваши 24 часа в любой части света, но если вы путешествуете, то это время должно быть учтено. Вы можете начать в любое время, например, в полночь и завершить свой фантастический день в полночь следующих суток или можете начать в 8 утра, как хотите.

Ваша задача — написать, как вы проведете свои 24 часа».

На задание отводится от 15 минут до получаса.

Затем ведущий просит двух желающих прочесть свои фантазии, после чего спрашивает мнение других участников о том, чем любят заниматься эти люди, и говорит ли это что-либо о них.

После этого группа разбивается на подгруппы и участники читают друг другу свои фантазии и обсуждают их.

Ведущий подводит итог: «Мы сегодня продвинулись в область неизвестного, наши некрологи и фантазии позволили поговорить про кого-то из вас и получить новую информацию


Глава 4

о себе. В этом нам помогли другие люди. Эффективное взаимодействие с другими — один из лучших способов узнать больше о себе».

Занятие 5

Цель: определить, какой тип рабочего дня хотели бы иметь участники.

Ведущий: «Мы опять будем использовать фантазию, воображение. Предметом сегодняшней фантазии будет воображаемый рабочий день. Вам предстоит описать, какую идеальную рабочую жизнь вы хотели бы иметь. Не важно, нужна ли вам какая-либо квалификация. Сформулируйте, в какое время вы хотите начинать работу и когда заканчивать, что вы будете делать, с кем и где».

По окончании работы выполняется та же процедура обсуждения, что и в упражнении «Фантастический день».

Ведущий заключает: «Сегодня мы еще чуть продвинулись в неизвестную область знаний о себе. У каждого была идея о том, как он хотел бы проводить свой день на работе, где и с кем. В реальности немногие найдут идеальную работу, но если мы знаем, каков идеал, мы знаем, что искать, и, конечно, найдем нужные компромиссы».

Важно обсудить, что не всегда мы имеем то, чего желаем, и важно стремиться соединять идеалы и реальность.

Занятие 6

Цель: исследование того, как участники используют свое время в настоящем.

Всем участникам раздается таблица для записи (см. ниже).

Ведущий: «Теперь у нас есть информация о нашей видимой, скрытой и слепой частях. Мы также проникали в нашу неизвестную часть. Мы исследовали идеальные способы того, как мы хотим проводить свою жизнь и рабочее время. Мы могли увидеть, что думаем о своей жизни и будем ли ею удовлетворены. Мы близко подошли к пониманию того, чего мы в действительности хотим от жизни и что надо делать, чтобы достичь того, чего хотим.

Но прежде необходимо выяснить, как мы тратим свое время сейчас. Посмотрите на таблицу, где неделя разбита на 2-часовые периоды. Припомните последнюю неделю своей жизни и заполните каждый квадрат, насколько позволяет память».

Можно также было выдать таблицу в конце предыдущего занятия и попросить заполнять ее в течение недели, каждый


Виктимология насилия

день вечером, тогда на занятии у каждого будет четкая запись того, что сделано за неделю.

«Теперь подсчитайте процент времени, который за неделю вы посвятили каким-то вещам, например: спал, смотрел телевизор, играл в игры, выполнял домашнее задание, делал работу по дому, встречался с друзьями и т. п.»

После выполнения подсчетов ведущий просит ответить на вопрос: «Ты удовлетворен тем, как проводишь свое время? Если нет, что можно сделать по этому поводу?».

Обсуждение можно провести либо в виде групповой дискуссии, либо разбившись на подгруппы.

В конце встречи ведущий подводит итоги: «Возможно, у вас появилось лучшее представление о том, как вы проводите время и что чувствуете по этому поводу. На следующей встрече мы узнаем, что хотим сделать в своей жизни и как использовать время сейчас и в будущем, чтобы быть уверенными, что мы делаем то, что желаем».

Схема записи событий жизни за неделю

N. Часы Дни\ недели N. 0-2 2-4 4-6 6-8 8-10 10-12 12-14 14-16 16-18 18-20 20-22 22-0
Понед.                        
Втор.                        
Среда                        
Четв.                        
Пяти.                        
Субб.                        
Воскр.                      

Занятия 7 и 8

Цель: сформулировать список кратковременных, средних и отдаленных целей и создать план их достижения.

Ведущий: «Ценность планирования — не в содержании самих планов. Кто-то может спланировать не иметь никаких планов, так как чувствует, что не желает жить, зная, что он будет делать год за годом. Он считает лучшим планом неожиданность, спонтанность. Парадокс в том, что он достиг цели, он знает, что это лучший план его жизни, это тот стиль в жиз-


Глава 4

ни, который его устраивает. Это и есть цель нашей тренировки в планировании».

Ведущий чертит на доске таблицу, которую записывают участники.

Что я хочу в возрасте 65 лет

Что я хочу в возрасте 30 лет

Что я хочу в возрасте 20 лет

Что я хочу к этому времени через год

Участникам предлагается очень подробно описать последний пункт — планы на ближайшее будущее. Желательно показать образцы: «Наташа хочет поступить на подготовительные курсы; улучшить отношения с родителями; подружиться с молодым человеком».

Начинать заполнение можно с любой части таблицы по собственному усмотрению. Важно подчеркнуть, что размышлять следует над будущей жизнью в целом, а не над тем, что надо для этого знать. Список должен включать личные и карьерные ожидания, это следует подчеркнуть, давая инструкцию. Не надо настаивать на обязательном заполнении всей таблицы, кто-то может решить подробно описать ближайшие 5 лет. Важно отметить, что человек обязательно меняется в своих качествах, отношениях, развивается и общество, в котором он будет жить. Необходимо напомнить, что информация, которую участники собрали о себе на предыдущих занятиях, может помочь сформулировать их цели и желания. Тут можно обратиться к окну Джогари, предложив заполнить его квадраты той информацией, которая была получена на предшествующих занятиях.

Например:

Открытая Успешен в математике и английском; «плох» в истории; добр, искренен, вспыльчив; люблю животных. «Слепая» Любим многими учителями; товарищи думают, что иногда задаюсь; мама считает грубым.
Скрытая Трудно заводить новых друзей; привлекателен для девочек; не люблю младшего брата. «Неизвестная» Люблю помогать другим; хочу больше свободы при работе; злюсь на начальников.

Виктимология насилия

В течение 15—30 минут участники работают самостоятельно, заполняя таблицу. Затем на отдельном листе выписывают то, чего хотели бы достичь в течение ближайших 12 месяцев. И пытаются составить план действий, которые необходимы для достижения желаемого. Это сложная работа, и не следует ожидать ее конкретного завершения. Важно показать алгоритм ее выполнения и оказать помощь.

Можно обсудить план с группой и перечислить разные идеи и подходы. Здесь ведущий может предложить известные схемы, например мозговой штурм и т. п. Можно ознакомить участников с удачными вариантами действий, созданными в других группах или отдельными участниками.

Ведущий говорит о возможности получить индивидуальную консультацию у педагога-психолога и рассказывает о других доступных службах по профориентации. Затем подводятся общие итоги занятий. Ведущий подчеркивает, что важно знать свои желания и добиваться поставленных целей.

4.6.9. Консультирование в ситуации моббинга \

Консультирование в ситуации моббинга пока практически не разработано.

Консультант может сформулировать основные рекомендации для клиента по выходу из моббинговой ситуации.

• Первый шаг: признать, что все происходящее — реальность, а не плод воображения. И все происходит не потому, что вы какой-то особенный. Аналогичные вещи в более жесткой или мягкой форме происходят со всеми новичками. Первые признаки часто незаметны, и человек не сразу понимает, что стал очередной мишенью моббинга. Хотя даже поняв, в чем дело, люди часто реагируют неадекватно.

• Не теряйте веры в свои силы. Моббинг направлен на то, чтобы вывести вас из равновесия. Постарайтесь не доставить им такого удовольствия. Вспомните, что вам удалось сделать в жизни, каких успехов вы добились, какие сложные ситуации преодолели. Не думайте, что вы остались совершенно одни и все от вас отвернулись. Многие по-прежнему вам доверяют — старые друзья, коллеги из других отделов, семья. Поэтому постарайтесь повысить свою самооценку.

• Не принимайте скоропалительных решений, даже если, как вам кажется, этого требуют обстоятельства. Подумайте, всей ли информацией вы располагаете, кто подталкивает вас


Глава 4

сделать выводы быстро, почему этого решения ждут именно от вас.

• Не старайтесь перестроить всю работу, если руководство не ставит перед вами такой задачи. Даже если вы знаете более совершенные методы, формы отчетов и т. д., постарайтесь сначала установить доверительные отношения с коллегами, а потом вносите свои предложения.

• Выясните, какие традиции приняты в коллективе, — как принято обращаться друг к другу, к руководству, принято ли «прописываться», сдавать отчеты и т. д.

• Понаблюдайте за происходящим — кто с кем общается, ходит обедать или покурить, к кому обращаются за помощью, у кого спрашивают совета, что делают, когда опаздывают на работу, принято ли задерживаться после работы, использовать телефон в личных целях и т. д.

• Надо понимать, что далеко не каждое резкое высказывание в ваш адрес, не каждое указание на сделанные ошибки означают, что против вас ведется война.

• Если вы знаете, кто решил свести с вами счеты, то наверняка сможете выйти победителем. Однако для этого вы должны скрупулезно проанализировать поведение — как свое, так и соперника.

Следующие рекомендации можно было бы дать руководителям, подвергающимся моббингу:

• «Вливаясь» в новый коллектив или продвигаясь по служебной лестнице, не спешите сразу затевать революцию. Для коренных перемен, если они действительно необходимы, предпочтительнее эволюционный, а не революционный путь.

• Не стремитесь «войти в чужой монастырь со своим уставом». Другими словами, не старайтесь сразу же заставить всех работать по новым правилам, несмотря на то, что они кажутся вам более эффективными, чем те, которые приняты в данном коллективе.

• Не теряйте психологического равновесия в ситуации прессинга. Возможно, углубленный анализ покажет вам, что проблемы кем-то сознательно преувеличены, а на самом деле все не так плохо.

1 • Не принимайте скоропалительных решений в случае,

если обстоятельства, как вам кажется, этого требуют. Возможно, кто-то специально подталкивает вас к заранее вырытой «яме».

• Не увольняйте никого «под горячую руку».

1 776


Виктимология насилия

И все же чаще встречаются ситуации, когда «нездоровые» отношения в коллективе, постоянные жалобы и конфликты, мешающие нормальной работе, вынуждают руководителя принимать меры. От того, как он будет действовать в каждом конкретном случае, зависит и его авторитет.

Можно ли оставаться в стороне от выяснения отношений, влияющих на результаты работы, и конфликтов, которые не снимаются самостоятельно, без вмешательства «извне»? Однозначный ответ — все жалобы надо выслушивать, нельзя позволять конфликту разрастаться. Но вмешиваться ли в него самому или нет — это надо решать в каждом конкретном случае.

Количество желающих пожаловаться начальнику на коллег — точный индикатор психологического климата в коллективе. При нормальных отношениях люди открыто высказывают друг другу свои претензии. Но в первую очередь именно от личности руководителя зависит, будут ли к нему обращаться с жалобами. В целом наличие жалоб (в разумных количествах) должно радовать шефа: все-таки подчиненный пришел к нему как к последней инстанции и надеется выйти из кабинета с решенной проблемой. Производственные конфликты всегда должны решаться при непосредственном участии руководителя. Обратная ситуация свидетельствует о том, что начальника просто не замечают. А полное игнорирование конфликтов со стороны руководителя может привести к очень печальным последствиям, вплоть до развала коллектива.

Очень важно в качестве профилактики моббинга разъяснить сотрудникам их должностные обязанности. Лучше всего, когда они получают описание той работы, которую будут выполнять, то есть должностную инструкцию. К сожалению, во многих фирмах об этом правиле либо просто забывают, либо не считают его важным. Также можно создать условия для разрешения взаимных претензий самими участниками конфликта: выслушать обе стороны и принять решение. Дайте высказаться жалобщику, и его эмоциональное напряжение спадет. К тому же открытое обсуждение позволяет начальнику разобраться в причинах конфликта, не ввязываясь в мелкие дрязги. Но к патологическим жалобщикам, склонным к интригам и распространению сплетен, надо относиться жестко: не будет такого человека — не будет и проблем.


ГЛАВА 5

Date: 2016-07-18; view: 234; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию