Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Криминальная виктимология





рии движений глаз до нейтрализации негативных переживаний. Если клиент начинает высказывать более адаптивные суждения о пережитом, их следует закрепить в сознании, предложив сосредоточиться на позитивных мыслях во время последующих серий, а затем снова обратиться к первоначальной цели (воспоминание о травме, отрицательное самопредставление, дискомфортные ощущения и эмоции).

В ходе переработки основного травматического материала на фоне очередной серии движений глаз в сознании клиента могут всплывать дополнительные воспоминания, ассоциативно связанные с психической травмой. Такие воспоминания являются фокусом для проведения следующей серии. Если одновременно возникает несколько воспоминаний, клиенту предлагают сосредоточиться на том, что его сильнее всего беспокоит. Ветераны войны, страдающие ПТСР, нередко предъявляют все новые и новые воспоминания, которые последовательно возникают у них во время каждой серии движений глаз. Для того чтобы десенсибилизация происходила успешно, необходимо подвергать переработке весь ассоциативный материал (эпизоды боевых действий; негативные воспоминания, непосредственно не связанные с войной; отдельные звуки или ощущения в теле и т.п.), который может стать доступным осознанию при работе с конкретным травмирующим событием, избранным в качестве цели.

Каждое из вновь приходящих воспоминаний становится фокусом для воздействия во время очередной серии движений глаз. Когда цепь ассоциаций истощается и ничего нового не приходит в голову, клиента просят возвратиться к первона^ чальной цели для выполнения дополнительных серий движений глаз. Если при обращении к травмирующему событию (цели сеанса) в ходе выполнения 2—3 серий движений глаз другие воспоминания, новые переживания и идеи не появляются, а уровень беспокойства клиента не превышает 1 балла (оптимальный вариант — 0 баллов) по ШСБ, можно переходить к следующей стадии — инсталляции.

Следует отметить, что всплывшее в сознании дополнительное воспоминание иногда бывает чрезвычайно беспокоящим и дискомфортным. В таком случае оно может быть избрано целью для следующего сеанса ДПДГ. Однако полномасштабная работа с новой целью должна начинаться лишь после завершения переработки предыдущего воспоминания, связанного с травмой.


Глава 3

5. Инсталляция. Цель этой стадии — связать желаемое положительное самопредставление с избранной в качестве цели информацией, связанной с травмой, что ведет к повышению самооценки клиента.

Сначала следует попросить клиента заново, после проведения десенсибилизации, оценить первоначальное положительное представление о себе с точки зрения его привлекательности: «Остаются ли уместными слова... (приводится положительное самопредставлеиие) — или вы чувствуете, что сейчас адекватнее будет другое положительное высказывание?» На этом этапе клиенты нередко уточняют или полностью изменяют значимое для них представление. Далее клиенту предлагают подумать о первоначальном травмирующем событии и об этих словах, а затем ответить на вопрос: «Насколько истинными вам кажутся сейчас эти слова: от 1 — полностью не соответствуют до 7 — полностью соответствуют правде (истинны)?». После этого клиенту следует направить внимание одновременно на картину события (думать о нем) и на положительное представление. После серии движений глаз психотерапевт спрашивает: «А теперь — насколько истинными, в баллах от 1 до 7, кажутся вам эти слова, если вы думаете о травмирующем событии?» Цель психотерапевта состоит в проведении такого количества движений глаз, которое необходимо для усиления положительного самопредставления до 7 баллов. Когда это удается, серии движений повторяют до тех пор, пока уместность и истинность представления не достигнут максимума, а затем переходят к стадии сканирования тела.

Нередко из-за неполной переработки других воспоминаний и негативных убеждений, ассоциативно связанных с избранным в качестве цели травмирующим событием, уровень соответствия положительного представления н? превышает 4—5 баллов. С учетом временных рамок сеанса работу с дополнительными воспоминаниями переносят на другую сессию, а процедуру ДПДГ ведут к завершению, минуя стадию сканирования.

6. Сканирование тела. Стадия посвящена устранению возможного остаточного напряжения или дискомфортных ощущений в теле.

Когда положительное представление на стадии инсталляции достигает 7 баллов по ШСП (или 6 баллов, если это экологично для конкретного клиента), начинают сканирование.



Криминальная виктимология

Клиенту предлагают закрыть глаза и, удерживая в сознании первоначальное воспоминание и положительное представление, мысленно пройтись по различным частям своего тела, начиная с головы и постепенно опускаясь вниз. Клиент сообщает вслух обо всех местах, в которых он обнаружит какое-либо напряжение, зажатость или другие неприятные ощущения. Если такие ощущения отсутствуют, проводят серию движений глаз. При возникновении комфортных ощущений выполняют дополнительную серию для усиления позитивных чувств. В случае, когда клиент сообщает о неприятных ощущениях или мышечном напряжении, их перерабатывают с помощью очередных серий движений глаз, пока дискомфорт не снизится. Иногда телесное напряжение, вскрытое при сканировании тела, может повлечь за собой новую цепь негативных ассоциаций, для переработки которых потребуется время.

7. Завершение. Стадия направлена на возвращение клиента в состояние эмоционального равновесия в конце каждого сеанса, вне зависимости от того, полностью ли завершена переработка дисфункционального материала. Если в конце^сеанса клиент проявляет признаки беспокойства или продолжает от-реагирование, психотерапевту следует применить гипноз или управляемую визуализацию (техника «Безопасное место» и т.п.), чтобы вернуть его в комфортное состояние.

Если травматический материал переработан не полностью, велика вероятность продолжения переработки после окончания сеанса. При этом клиент может испытывать тревогу, о чем его следует предупредить. Целесообразно предложить клиенту запомнить (записать) беспокоящие его воспоминания, сновидения, мысли и ситуации, которые возникают между сеансами. Впоследствии они могут стать новыми целями воздействия ДПДГ-терапии.

8. Переоценка. Переоценка проводится перед началом каждого нового сеанса ДПДГ. Психотерапевт вновь возвращает клиента к ранее переработанным целям и оценивает реакцию клиента для определения того, сохраняется ли эффект лечения. Новый дисфункциональный материал можно подвергнуть переработке только после того, как произойдет полная интеграция психических травм, подвергшихся лечению ранее.

Стратегии, используемые при заблокированной переработке

Примерно в половине случаев применение стандартной процедуры ДПДГ приводит к завершению процесса переработки и излечению даже наиболее тяжелых психических


Глава 3

I травм. Однако если переработка соответствующего материала

тормозится, ее можно стимулировать с помощью ряда дополнительных приемов: 1. Изменение направления, продолжительности, скорости или амплитуды движений глаз, постепенное смещение их траектории то вверх, то вниз в горизонтальной плоскости. Больший успех дает сочетание этих приемов. 2. Сосредоточение клиента на всех телесных ощущениях сразу или только на наиболее дискомфортных (отбросив образ и представление), в то время как характер движений глаз сис-

I тематически изменяется.

3. Стимуляция открытого выражения подавленных эмоций, невысказанных слов или свободного проявления всех движений, ассоциирующихся у клиента с тем или иным физическим напряжением в теле. При этом выполняются серии движений глаз.

4. С началом очередной серии движений клиенту предлагают надавить пальцем или всей рукой на то место тела, где локализуются дискомфортные ощущения. Увеличение давления может привести к уменьшению негативных ощущений либо к появлению новых образов и мыслей, так или иначе связанных с травмирующим воспоминанием. Появившийся ассоциативный материал затем становится предметом воздействия.


5. Изменение точки фокусировки во время выполнения последующих серий движений. Клиента просят сосредоточиться на другой части образа травмы либо сделать образ более ярким, уменьшить или увеличить его, превратить в черно-белый и т.д. Можно предложить клиенту припомнить звуковой стимул, вызывающий наибольшее беспокойство, и сконцентрироваться на нем.

6. В сложных случаях применяется когнитивное взаимопереплетение. Эта стимулирующая стратегия соединяет адаптивную информацию, исходящую от психотерапевта, с материалом, появляющимся в процессе психотерапии.

Существует несколько вариантов взаимопереплетения: • Психотерапевт сообщает клиенту новую информацию, которая способствует лучшему пониманию драматических событий прошлого и той роли, которую клиент в них играл. Затем клиенту предлагают думать о сказанном и проводят серию движений глаз.


___________________________ Криминальная виктимология

• Переопределение травмирующей ситуации через обращение к значимым для клиента лицам.

• Использование метафор (аналогий) в форме притч, вымышленных историй или примеров из жизни, контекстуально соответствующих проблеме клиента. С помощью аллегорических историй можно провести параллели с реальной ситуацией клиента, дать скрытые подсказки для наиболее адаптивного ее разрешения. Введение метафорической информации может осуществляться как на фоне движений глаз, так и без них. После чего клиенту предлагают поразмышлять обо всем услышанном на фоне следующей серии движений глаз.

• Сократический диалог, в ходе которого психотерапевт задает ряд последовательных вопросов. Отвечая на них, клиент постепенно приходит к определенному логическому умозаключению. После чего ему предлагают подумать об этом и проводят серию движений глаз.

Применение указанных приемов даже в трудных случаях способствует полной переработке и нейтрализации травматического материала и устранению основных клинических проявлений ПТСР.

3.3.3.2. Ослабление травматического инцидента (ОТИ)

Автор методики — Франк Джербод. Техника ослабления травматического инцидента состоит в просмотре, визуализации, повторном переживании происшедшей травмы (без прерываний, интерпретаций и ободрения). Это может быть просмотр одного обособленного события или серии событий, обобщенных одной темой (основное или тематическое ОТИ), которая ведет к сути травмы. При помощи этого метода происходит когнитивная переоценка события (Ромек и др., 2004).

Терапевт тут занимает нейтральную позицию. Клиент в этом методе — обозреватель, терапевт — фасилитатор, а процесс называется словом «просмотр». Необходимыми условиями для работы является достаточно бодрое состояние клиента в начале сеанса, доверие к терапевту и готовность разрешать проблему. Одна из задач психотерапевта — обеспечить клиенту безопасное терапевтическое окружение, а также убедиться в том, что он хочет работать с проблемой. Место для терапии Должно быть изолированным, чтобы ходу работы ничего не



Глава 3

мешало. Процедура может занять много времени, но ни психотерапевт, ни клиент не должны торопиться.

Общение с клиентом схематично, четко определено, не предполагает никаких интерпретаций. Психотерапевт нейтрален, он принимает без комментариев все, что бы клиент ни говорил. Психотерапевт не должен позволять себе оценку ни в каком виде. Возможно, клиент начнет угрожать психотерапевту, но и в этом случае не должно быть никаких обсуждений. Даже если у психотерапевта возникают эмоциональные реакции, их не следует проявлять. У клиента может быть сильная эмоциональная реакция, он может захотеть остановиться — психотерапевт должен его поддержать, чтобы он продолжал работу, помочь ему вновь встретиться с тем, что он пережил во время травматического события. Задача терапевта — довести сессию до успешного завершения.

Техника проведения ОТИ очень простая. Терапевт объясняет основные правила и описывает процедуру: «Вам нужно следовать инструкции и делать то, что я скажу. Мы должны работать, не прерываясь. Ваша задача — вспомнить эпизод, пройти через него многократно. Работаем до результата, остановимся, когда почувствуете себя лучше. Возможно, вам захочется со мной что-либо обсудить, спросить совета, но этого мы не будем делать. Я не буду давать советы, не буду вас оценивать. Что было, то было. Сейчас перед нами стоит задача, чтобы эти воспоминания не мешали жить. Мы не будем подробно обсуждать ваш случай, я объясню, что нужно делать. Вам не следует с кем-либо обсуждать то, что произойдет на сеансе».

ПРОЦЕДУРА ОТИ

Вспомните травматический инцидент. Представьте себе, что вы об этом смотрите фильм на видео. Просмотрите событие и скажите:

1 шаг. Когда это произошло?

2 шаг. Где это произошло?

3 шаг. Как долго это длилось? Если это цепочка событий, вспомните первое.

Когда вы определите, как долго длилось событие, то:

4 шаг. Вернитесь к началу инцидента.

5 шаг. Включите кнопку «видео», начните просмотр. (Если необходимо, закройте глаза.) Что вы представляете, видите, чувствуете? Кратко расскажите об этом.

 


Криминальная виктимология

6 шаг. Просмотрите событие, пройдите через инцидент до конца. Дайте мне знать, когда завершите просмотр.

7 шаг. Скажите, что произошло? Что вы представляете, видите, слышите, чувствуете? Кратко расскажите.

8 шаг. Вам нужно пройти через этот эпизод много раз. Это похоже на повторный просмотр фильма, когда его смотришь несколько раз и замечаешь, все больше деталей и менее эмоционально реагируешь. Скажите вслух «начало», когда вернетесь к началу эпизода, просмотрите эпизод вновь. Можете рассказать то, что захотите, можете рассказать только о новых деталях, которые вы замечаете при повторном просмотре. Когда закончите просмотр, опять возвращайтесь в начало. Пройдите все до конца.

9 шаг. После того, как вы несколько раз просмотрите «видео», я хочу узнать, лучше вам или хуже. Инцидент становится легче или тяжелее?

Если клиент говорит, что легче, необходимо начать сначала; если тяжелее или без изменений, спросите: «Может, инцидент начался раньше?» При положительном ответе следует попросить обратиться к более раннему эпизоду, пройдя шаги 5-8.

Если клиент не может вспомнить более ранние эпизоды, следует его спросить, есть ли в его воспоминаниях что-либо, напоминающее ситуацию травмы? Если ответ положительный, терапевт просит клиента вспомнить это событие, свои чувства, мысли. В этом случае следует повторить шаги 1—8.

Когда у психотерапевта создается впечатление, что клиент достиг «финала», он задает вопросы типа: «Как инцидент представляется вам теперь? Сознаете ли, какие решения вы принимали во время события? Есть ли что-либо, что вы хотели бы спросить или сказать до конца сессии?»

Как узнать, что можно закончить процедуру ОТИ? Обычно можно наблюдать изменение эмоциональных и вегетативных реакций. Кроме этого, клиент при каждом просмотре замечает больше деталей, делает больше комментариев, высказывает больше суждений. Можно задать вопрос, стало ли ему легче? Если стало хуже, то либо событие произошло раньше, либо есть еще травматичные события, которые связаны с прорабатываемым.

Если психотерапевту приходится работать с неопределенным запросом, например: «Я боюсь быть среди людей», необ-


Глава 3

ходимо предложить клиенту просмотреть последний случай, когда он испытывал это чувство, затем возвращаться к первичной травме.

3.3.3.3. Нейролингвистическое программирование (НЛП)

Теория и практика НЛП подробно описаны во многих работах, как новых, так и ставших уже классическими (Альдер, 1998, 2000; Андреас, Андреас, 1999 а, б; Андреас и др. 2000; Бэндлер, 1998; Бэндлер, Гриндер, 1992, 1994; Гриндер, Бэнд-лер, 1996; Дилтс, 1997, 1998; О'Коннор, Сеймор, 1997; Мак-Дермотт, О'Коннор, 1998, и др.). НЛП занимается исследованием структуры субъективного опыта — того, как клиент строит свой уникальный внутренний мир.

НЛП построено на двух фундаментальный принципах.

1. Карта не есть территория. Человек никогда не может постичь всей полноты действительности. То, что мы познаем — лишь наше восприятие действительности. Как правило, сдерживает нас или побуждает идти вперед не сама действительность, а наша «карта» — отражение этой действительности. Таким образом:

a) Люди реагируют на свое собственное восприятие реальности.

b) Каждый человек обладает своей собственной индивидуальной «картой мира». Никакая отдельная карта — отражение мира — не является подлинной или настоящей в большей степени, чем любая другая.

c) Смысл коммуникации заключается в реакции, которую она вызывает, независимо от намерений коммуникатора.

d) Наиболее «мудрые» и «дружественные» карты — те, которые предоставляют наиболее широкий и богатый выбор возможностей, а не те, что являются наиболее «подлинными» или «точными».

e) Люди уже обладают (по крайней мере, потенциально) всеми ресурсами, необходимыми для эффективных действий.

f) Любое поведение представляет собой выбор лучшего варианта из имеющихся на данный момент, исходя из возможностей и способностей человека, определяемых его моделью мира.

g) Изменения происходят при высвобождении или приведении в действие подходящих ресурсов в рамках конкретного


_____________________________ Криминальная виктимология

контекста, благодаря обогащению «карты мира» данного человека.

2. Жизнь и сознание являются системными процессами. Следовательно:

a) Процессы, происходящие в человеке и при взаимодействии человека с окружающей средой, являются системными.

b) Невозможно полностью изолировать какую-либо часть системы от всей остальной системы. Люди не могут не оказывать влияния друг на друга. Взаимодействия между людьми образуют такие цепи обратной связи, что человек на самом себе испытывает результаты воздействия его поступков на других людей.

c) Системы являются самоорганизующимися и стремятся к естественному состоянию равновесия и стабильности. Нет поражений — есть только обратная связь.

d) Никакая реакция, опыт или поступок не имеют смысла вне контекста или помимо отклика, который они за собой влекут. Любое поведение, опыт или реакция могут служить ресурсом или ограничивающим фактором, в зависимости от того, насколько они согласуются с остальной системой.

e) Не все взаимодействия в системе происходят на одном и том же уровне. То, что является позитивным на одном уровне, может оказаться негативным на другом. Весьма полезно отделять свой поступок от собственного Я, то есть положительные намерения, функцию, убеждения и т. п., вызывающие данный поступок, от самого поступка.

f) Любое поведение (на определенных уровнях) имеет «позитивное намерение». Оно воспринимается или воспринималось как положительное и приемлемое в том контексте, где оно зародилось, и с точки зрения человека, совершившего действие. Гораздо легче и продуктивней реагировать на «благое намерение», чем на проблемное поведение.

g) Окружающая обстановка и контексты меняются. Одно и то же действие не всегда приводит к одному и тому же результату. Для успешной адаптации и выживания необходима гибкость. Уровень гибкости пропорционален вариативности остальной части системы. По мере усложнения системы требуется все большая степень гибкости.

h) Если ваши действия не находят ожидаемого отклика, необходимо варьировать свое поведение, пока вы не достигнете желаемого.

Все модели и техники НЛП основываются на сочетании


Глава 3

этих двух принципов. Между миром и представлением об этом мире («картой») существует неустранимое различие. Мудрость, этика и экология не проистекают из обладания единственной правильной или точной «картой мира», ибо ее создание превосходит человеческие возможности. Задачей, скорее, является создание возможно более подробной и точной карты, которая отдавала бы должное системной природе и экологии нас самих и мира, в котором мы обитаем.

Экология в терминологии НЛП — это забота о целостности взаимосвязей между личностью и окружающей средой, динамическое равновесие элементов в системе. В отношении внутренней среды экология — это уравновешенность взаимосвязей между личностью и ее мыслями, поведением, способностями, ценностями и убеждениями.

Применению техник НЛП, как и любому практическому навыку, трудно обучиться по книгам (это касается не только клиентов, но и терапевтов). Ниже излагаются только основные понятия НЛП, имеющие отношение работе с ПТСР. Если вас заинтересует применение НЛП, рекомендуем пройти обучение на соответствующих курсах.

Репрезентативные системы

Мы используем свои органы чувств внешним способом, чтобы воспринимать мир, и внутренним способом, чтобы «репрезентировать» (представлять) переживания самим себе. В НЛП те пути, по которым мы получаем, храним и кодируем информацию в своем мозге: картинки, звуки, ощущения, запахи и вкусы — известны как репрезентативные системы.

Репрезентация определяет, как организован наш опыт и как мы описываем мир: в ощущениях (кинестетика), в зрительных образах (визуальная система), звуках (аудиальная система), как набор знаний (рациональная или дискретная система) или более редко используемых сенсорных ощущениях типа запаха и вкуса. Наше внутреннее описание мира находит свое отражение в тех словах (предикатах), которые мы используем при общении, нашей мимике и жестах. Собеседник будет нас слышать и понимать вне зависимости от нашего набора предикатов (мы можем говорить, что «я вижу, что происходит» или «я чувствую, как идут дела» или «что-то мне подсказывает, что надо»), но эмоционально для собеседника более значима информация, описанная в специфичных для него предикатах. Анализируя нашу лексику, собеседник может ис-


Криминальная виктимология

пользовать более значимые для нас слова, и мы быстрее договоримся.

У каждого есть предпочтение того или иного канала для поступления новой информации: кто-то предпочитает прочитать текст сам, кто-то обсудить со «знающим» человеком, а третий, пока «сам не попробует», никому не поверит.

Предпочтение того или иного канала для поступления новой информации определяет ключевую репрезентативную систему, «канал» доступа, используя который, мы сможем донести всю необходимую информацию. Чаще всего, но не всегда, ключевая система является также системой, используемой в организации внутреннего опыта (ведущая репрезентативная система). Соответственно, в зависимости от ведущей системы людей можно разделить на группы: «кинестетическую», «визуальную», «аудиальную» и «рациональную» («дискретную», основанную не на сенсорном опыте, а на «знании», «понимании» и т. д.).

Визуальная, аудиальная и кинестетическая системы являются первичными репрезентативными системами. Вкусовая и обонятельная системы не являются столь важными и часто включаются в кинестетическую систему. Они часто играют роль мощных и быстро устанавливаемых связей с картинками, звуками и ощущениями.

Легко обнаружить, когда человек думает картинками, звуками или ощущениями. Мы систематически передвигаем свои глаза в различных направлениях' в зависимости от того, как мы думаем (рис. 4.1). Глазные сигналы доступа являются сигналами, которые позволяют нам понять, как люди получают доступ к информации. Существует определенная внутренняя связь между движениями глаз и репрезентативными системами, поскольку одни и те же паттерны распространены во всем мире.

Когда мы визуализируем что-то из прошлого опыта, наш взгляд перемещается вверх и влево. Во время конструирования картинки из слов или в то время, когда мы пытаемся «вообразить» себе нечто такое, чего никогда раньше не видели, глаза поднимаются вверх и вправо. Глаза перемещаются по горизонтали влево, когда мы вспоминаем звуки, и по горизонтали вправо — при конструировании звуков. При получении доступа к ощущениям типично движение глаз вниз и вправо. Когда мы разговариваем сами с собой, глаза чаще всего нахо-


Глава 3

дятся внизу слева. Расфокусированный взгляд прямо перед собой, когда собеседник смотрит на вас, но не видит, тоже говорит о визуализации.

Рис. 4.1. Глазные сигналы доступа

Субмодальные характеристики

Существует три основных способа мышления: с помощью звуков, картинок и ощущений, — но это лишь первый шаг. Если вы хотите описать виденную ранее картинку, то существует масса деталей, которые вы могли бы уточнить. Была ли она цветной или черно-белой? Это фильм или слайд? Далеко она или близко? Такого рода детализация делается независимо от того, что изображено на картинке. Аналогичным образом можно описать звук как высокий или низкий, близкий или далекий, громкий или тихий. Ощущения могут быть сильными или слабыми, тяжелыми или легкими, притуплёнными или острыми. Эти различения в литературе по НЛП называются субмодальностями. Если репрезентативные системы являются модальностями — способами описания мира, то субмодальности — это кирпичики, из которых строятся эти восприятия, то, из чего состоят картинки, звуки и ощущения.

Ниже приводится список наиболее часто встречающихся субмодальностей.

Визуальные: Ассоциированная (вижу своими собственными глазами) или диссоциированная (вижу себя со стороны). Цветная или черно-белая. В рамке или без нее. Глубина (двух-или трехмерная). Местоположение (слева или справа, вверху или внизу). Расстояние от меня до картинки. Яркость. Кон-


Криминальная виктимология

трастность. Резкость (размытая или сфокусированная). Движение (фильм или слайд). Скорость (быстрее или медленнее обычного). Количество (отдельная сцена или множество образов). Размер.

Аудиальные: Стерео или моно. Слова или звуки. Громкость. Тон (мягкий или жесткий). Тембр (наполненность звуков). Местоположение источника звука. Расстояние до источника. Длительность. Непрерывность или дискретность. Скорость (быстрее или медленнее обычного). Чистота (чистый или приглушенный).

Кинестетические: Локализация. Интенсивность. Давление (сильное или слабое). Степень (насколько велико). Текстура (шероховатый или гладкий). Тяжесть (легкий или тяжелый). Температура. Длительность (как долго это длится). Форма.

Это далеко не полный список наиболее общих субмодальных различий, которые делают люди. Субмодальности можно рассматривать как наиболее фундаментальный операционный код человеческого мозга.

Наиболее существенной характеристикой субмодальностей является ассоциированность/диссоциированность восприятия. При ассоциацировании мы воспринимаем себя субъектом, а ситуацию объектом действия, это полный контакт с ощущениями, поступающими по всем сенсорным каналам (репрезентативным системам), полное проживание эмоций в данной ситуации. Диссоциация — восприятие себя в ситуации как объекта наблюдения, видение, слышание себя со стороны (фокусировка внимания на одной или двух репрезентативных системах; отсутствие информации, поступающей по кинестетической системе).

Для выполнения многих техник НЛП клиенту необходимо научиться мысленно представлять себе «живые картины», включающие максимально возможное число субмодальностей.

Якорение

Это важный прием НЛП, используемый во многих техниках. Якорение — это процесс, посредством которого клиент связывает определенное событие, как внутреннее (образ, мысль), так и внешнее (звук, слово, поднятие руки, интонация, прикосновение), с определенной реакцией или состоянием и запускает ее проявление. Якоря могут возникать естественным образом или устанавливаться намеренно.

Положительный якорь — якорь, вызывающий ресурсное состояние (приятное переживание).


Глава 3

Отрицательный якорь — якорь, вызывающий проблемное состояние (неприятное переживание).

При установке якоря следует пользоваться тремя принципами:

1. Якорем может быть прикосновение, движение, звук.

2. Якорь ставится незадолго до пика переживания. В момент пика его нужно постепенно убирать. Это очень важно — только в этом случае мозг свяжет состояние и внешнее событие.

3. Следует воспроизводить якорь чрезвычайно точно: точно такой же звук или слово, произнесенное с точно такой же интонацией, точно такое же движение или прикосновение.

При обучении клиента технике якорения ему нужно помочь — показать образцы поз и движений, подать звуковой сигнал в нужный момент и т. д. В дальнейшем клиент должен устанавливать и воспроизводить якоря (в первую очередь — тактильные) самостоятельно.

Тактильные якоря, которые ставятся прикосновением, — одни из самых надежных и удобных в установке. Аудиальный якорь обычно трудно удерживать, от визуального клиент может отвернуться или закрыть глаза, а прикосновение ощущается всегда. Поэтому отработку установки якорей начинают именно с тактильных. Хорошо поставленный тактильный якорь обычно органично вписывается в ситуацию, является естественным и незаметным. Самое важное при установке — помнить значение якорей. Рекомендуется положительные (ресурсные) якоря ставить одной рукой, отрицательные — другой. Обучая' клиента технике установки якорей, следует помнить, что некоторые люди неприязненно относятся к прикосновениям.

Два других вида якорей используют в тех случаях, когда клиент по каким-либо причинам не способен установить тактильный (кинестетический) якорь.

Визуальные якоря. Визуальным якорем может быть характерное движение, положение в пространстве (например, «поза гипнотизера», мимика). Большинство якорей желательно удерживать продолжительное время, и если поставить якорь на какой-нибудь забавный жест, для того чтобы этот якорь удерживать, его придется часто повторять. Обычно рекомендуется использовать такие позы или положения в пространстве, которые нельзя использовать случайно.


__________________________ Криминальная виктимология

Аудиальные якоря. Для удобства можно разделить все ауди-альные якоря на два типа: голосовые и «звуковые». Голосовые ставятся определенным характерным голосом: интонации, высота, скорость и т. п. Эту высоту или скорость следует применять только для якорения и воспроизведения якоря. Звуковые якоря ставятся с помощью подручных предметов (дудочка, колокольчик и т. д.).

Вызов состояния. Самая важная задача при работе с якорями — не сама установка якоря, а получение состояния, которое потом можно использовать.

При установке якоря можно прямо попросить клиента войти в нужное вам состояние или предложить ему вспомнить ситуацию, в которой он испытывал это состояние. Можно подстроиться и повести клиента в нужное состояние, а потом помочь ему поставить якорь.

Модели изменения в нейролингвистическом программировании

Нейролингвистическое программирование — это, прежде всего, стратегия, нацеленность на результат. Для этого в НЛП используются разнообразные модели.

Модель «НС-ЖС». По своей сути модель «НС-ЖС» проста и эффективна, Стартуя в исцеление, вы находитесь в вашем настоящем состоянии (НС) — болезненном и проблемном. Если вы действительно хотите не просто уйти от проблемного состояния, а прийти к здоровью, ваша цель — желаемое состояние здоровья (ЖС) — тот результат, которого вы хотите добиться. Для того чтобы это продвижение осуществилось, вам нужны:

1) точное знание, куда вы идете — результат должен быть определен и описан;

2) ресурсы — любые средства, которые можно задействовать для достижения результата: физиология, состояния, мысли, чувства, стратегии, переживания, люди, события или вещи;

3) техники — приемы и методы работы с психикой, с помощью которых вы и осуществите продвижение.

Модель SCORE (score — счет) определяет первичные компоненты, необходимые для эффективной организации информации о проблемном пространстве, относящемся к конкретной цели или процессу исцеления. Название модели состоит из первых букв слов Symptoms, Causes, Outcomes, Resources,


Глава 3

Effects (симптомы, причины, результаты, ресурсы, эффекты). Данные элементы представляют собой то минимальное количество информации, которое необходимо собрать для эффективного обращения с проблемой.

1. Симптомы, как правило, являются наиболее заметной и осознанной стороной представляемой проблемы или текущего состояния. Определение признаков влечет за собой выяснение «сдерживающих причин», то есть действующих отношений и ограничивающих условий (либо отсутствия границ) в пределах системы, сохраняющей настоящее или «симптоматическое» состояние.

2. Причины — это основные элементы, отвечающие за создание и поддержание симптомов. Как правило, они менее очевидны, чем порождаемые ими признаки. Определение причин влечет за собой выяснение «предшествующих» или «ускоряющих» причин — прошлых событий, действий или решений, влияющих на нынешнее «симптоматическое» состояние через непрерывную линейную последовательность «действий и противодействий».

3. Результаты — это конкретные цели или желаемые состояния, которые должны прийти на смену симптомам. Определение результатов влечет за собой выяснение «формальных причин», то есть определение того, в каком виде будет получен результат и как именно можно узнать о том, что он достигнут. Выяснение результатов является важной составной частью задания проблемного пространства, поскольку именно разрыв между нынешним и желаемым состоянием определяет границы проблемы.

4. Ресурсы — это основные элементы, ответственные за устранение причин симптомов и за поддержание желаемых результатов. В каком-то смысле определение ресурсов влечет за собой поиск относящихся к достижению желаемых результатов и преобразованию причин симптомов.

5. Эффекты — это более долговременные следствия достижения конкретного результата. Положительные эффекты, как правило, сами по себе являются причиной или мотивацией достижения результата (предполагаемые отрицательные эффекты могут вызывать сопротивление или экологические проблемы). Какие-либо особые результаты обычно являются «мостиками» к достижению более долговременного эффекта. Определение эффектов включает в себя выявление «конечных


__________________________ Криминальная виктимология

причин», то есть будущих целей, задач или намерений, которые дают направление или оказывают влияние на систему, определяя, таким образом, смысл, целенаправленность или уместность текущих действий.

Система «фрейм-результата» (от англ. frame — рамка). Чтобы достичь успеха, необходимо ясно представлять себе результат. Хорошо сформулированная цель должна быть:

• определена в позитивных и вполне конкретных сенсорных категориях;

• практична и достижима;

• необходима — и сама по себе, и в своих последствиях;

• предполагать процедуру проверки и разнообразие средств для ее достижения.

Техника «фрейм-результата» представляет собой пошаговую процедуру уточнения исходного замысла, в ходе которой вы последовательно отвечаете на следующие вопросы:

1. Результат: Чего я хочу добиться?

2. Признаки: Как я узнаю, что достиг цели? Что я увижу, услышу, почувствую, смогу сделать?

3. Условия: Где, когда и с кем мне это необходимо и желательно? Где, когда и с кем — нежелательно?

4. Средства: Чего мне не хватает, чтобы достичь цели? Каких ресурсов?

5. Ограничения: Почему я не достиг цели раньше?

6. Последствия: Что произойдет, если я достигну/ не достигну цели?

7. Ценность: Стоит ли цель моих усилий?

Логические уровни здоровья

Здоровье — это образ жизни в целом, и на него оказывают влияние очень многие факторы: индивидуальные, психологические, социальные, физические, особенности питания. Существуют два важных вопроса, касающиеся любой проблемы здоровья:

• На какие факторы вы можете воздействовать?

• Какой из них вызовет наиболее сильное изменение?

Одни факторы поддаются нашему влиянию в значительной степени, другие — только частично, а третьи вовсе не поддаются. При работе со здоровьем практическую ценность имеет представление о различных уровнях контроля и влияния (их называют «неирологическими уровнями» или просто


Глава 3

«логическими уровнями»). Основными уровнями являются следующие:

1. Окружение — вещи и люди, которые вас окружают: внутреннее окружение, внешнее окружение, социальное окружение;

2. Поведение — то, что мы делаем. Здесь два аспекта касаются здоровья: избегать нездоровых привычек и развивать здоровые;

3. Способности — повторяющиеся последовательные действия, ставшие привычными «стратегии» — способы мышления и реагирования. Существуют стратегии для поддержания стресса, формирования взаимоотношений, гнева, выбора, для определения, когда и что есть и в какое время и какое количество физических упражнений делать. Стратегии — это последовательности мыслительных операций, которые используются постоянно и, следовательно, приводят к привычным действиям;

4. Убеждения — принципы, которые управляют действиями. Они определяют то, как мы относимся к самим себе, как мы реагируем на других людей и какой смысл мы придаем нашим переживаниям;

5. Ценности — то, к чему мы стремимся: здоровье, благополучие, счастье, защищенность, любовь. Убеждения и ценности оказывают огромное влияние на наше здоровье;

6. Идентичность (индивидуальность, система черт личности) — восприятие самого себя, глубинные убеждения и ценности, которые определяют вашу цель с вашей собственной точки зрения;

7. Духовность — связь с другими людьми и с тем, что оказывается выше личности, как бы вы об этом ни думали.

Здоровье воздействует на все нейрологические уровни и, в свою очередь, подвергается влиянию со стороны каждого уровня. Оно имеет много измерений. Здоровье включает в себя человека целиком: его окружение, поведение, мысли, убеждения, идентичность и духовность.

НЛП, выделив эти уровни, предоставляет нам практические методы, позволяющие действовать на всех уровнях:

• на уровне окружения — создавая и поддерживая прочные и хорошие взаимоотношения;

• на уровне поведения и способностей — формируя здоровые привычки и стратегии мышления, предоставляющие


Криминальная виктимология

возможность реагировать более изобретательно. Поэтому мы можем меньше подвергаться воздействию стресса и легче управлять своим состоянием;

• на уровне убеждений и ценностей — осознавая свои убеждения и то, что является важным для нас. НЛП предлагает конкретные приемы для разрешения конфликтующих убеждений и замены старых убеждений новыми, способными более эффективно поддерживать наше здоровье;

• на уровнях идентичности и духовности — регулируя все остальные уровни.

Неврологические уровни представляют собой не столько иерархию, сколько систему взаимосвязей. Каждый оказывает влияние на все остальные, и все они важны для здоровья. Эти уровни имеют определенные аналоги в функционировании различных физиологических систем:

• идентичность — иммунная и эндокринная системы;

• убеждения и ценности — вегетативная нервная система;

• способности — бессознательное (кора и подкорка головного мозга);

• поведение — сознательные действия (ассоциативные и двигательные центры коры);

• окружение — рефлексы (периферическая нервная система).

Процесс и результат психотерапии

НЛП рассматривает человека как живую систему, получающую информацию о мире, ее перерабатывающую, делающую на основе этой переработки определенные выводы (когнитивная и эмоциональная оценка ситуации), в результате чего выбирается тип взаимодействия со средой. Поддержание гомеостатических характеристик, а значит, успешное взаимодействие со средой зависит от точности информации, которую система получает от среды.

Тактикой терапевта является: установление раппортных отношений, сбор информации об актуальном и желаемом состоянии клиента, создание модели обоих этих состояний, выбор и применение терапевтической техники, позволяющей изменить настоящее состояние в сторону желаемого.

Установление раппортных отношений. Раппорт — это особый контакт с клиентом, позволяющий терапевту проводить терапевтическую интервенцию. Описывают две стадии раппортных отношений — подстройка и ведение.


Глава 3

Подстройка на поведенческом уровне — прямое зеркальное повторение элементов невербального поведения клиента (позы, моргания, дыхания, темпа речи и т. д.) или же «перекрестное зеркаление» — повторение элементов невербального поведения клиента с помощью других невербальных элементов (например, терапевт повторяет частоту дыхания клиента, но с помощью покачивания туловищем).

Ведение — изменение элементов невербального поведения, вслед за чем такое же изменение бессознательно осуществляет клиент. Феномены подстройки и ведения обеспечивают возможность своего рода разогрева терапевта, его подготовки для работы именно с этим конкретным клиентом. В каком-то смысле происходит частичная синхронизация скоростей и ритмов участников терапии, и если терапевту это удается, то он как бы допущен к совместной работе с клиентом. Этот допуск дается в большей степени не на сознательном (доверяю — не доверяю), а на бессознательном уровне (в стадии ведения, например, — повторяет клиент изменения позы терапевта или нет). Терапевту нужно быть очень внимательным к сигналам рассогласованности на стадии ведения: это сигнал, говорящий о невозможности начать терапевтическую работу, которая абсолютно бесполезна без внутреннего доверия клиента. Вопрос: «Есть ли у меня раппорт с клиентом?» поможет выйти на эффективный путь, когда терапевд-ическая техника «не идет».

Калибровка — выявление характерных для данного состояния черт невербального и вербального поведения клиента. Каждое внутреннее состояние уникальным образом преломляется во внешнем поведении. Ему свойственны определенная мимика и жестикуляция, тон голоса и темп речи. Терапевту необходимо замечать и запоминать невербальные маркеры разных состояний клиента: актуального, ресурсного, желаемого. Также очень важна соотнесенность, созвучность сообщений, которые клиент посылает невербально, с вербальными сообщениями — информация о конгруэнтности или неконгруэнтности.

Неконгруэнтность выражает себя в несоответствии между различными компонентами поведения. Терапевт ее замечает, когда в общении с клиентом получает разные сообщения по разным каналам восприятия, например, обращая внимание на его речь, интонацию голоса, позу, жесты, мимику.


Криминальная виктимология

Терапевтический процесс в НЛП ориентирован исключительно на результат. Хотя сенсорная наблюдательность и гибкость поведения необходимы для адаптированной и функциональной жизни, они являются лишь средствами для достижения результатов. Таким образом, начальный и самый важный шаг любого терапевтического взаимодействия (и вообще любой человеческой деятельности) есть выяснение и определение результата.

В НЛП считается, что первоначальная цель терапии достигнута, если клиент установил для себя желаемый результат и работает в направлении этого результата, причем результат удовлетворяет следующим критериям.

1. Позитивная, утвердительная формулировка результата: «Чего вы хотите», а не «Чего вы не хотите». Будьте внимательны к словам, указывающим на отрицания: не надо, не должно, прекратить, не будет: «Я не хочу чувствовать себя плохо» — «Прекрасно, а как вы хотите себя чувствовать?».

2. Реализация результата самим клиентом, независимость результата от внешних источников: «Как бы вы хотели измениться?». Сфокусируйте внимание клиента на том, что он может сделать, как он будет отвечать за достижение результата: «Я хочу, чтобы моя жена стала чувствительнее» — «Как бы вы хотели для этого измениться сами?».

3. Описание желаемого состояния по модальным и субмодальным характеристикам, а также получение информации о метапрограммах, убеждениях, ценностях, которые поддерживают желаемое состояние: «Как вы узнаете, что достигли результата? Как вы будете видеть, слышать и чувствовать себя и окружающее, когда это произойдет? Войдите в это состояние и покажите мне, каким бы вы были, если бы его достигли». Следует ориентироваться на то, что важно для клиента в результате и почему для клиента важно его достичь.

4. Размещение результата в должном контексте: «Когда, где, с кем вы хотите быть в желаемом состоянии». Будьте уверены, что клиент выяснил ситуации, для которых желаемое поведение подходит, и ситуации, для которых оно не подходит: «Я хочу быть напористым» — «В каких ситуациях был бы более желателен другой подход?».

5. Проверка экологичное™: «Как достижение желаемого состояния повлияет на вашу жизнь?». Необходимо выяснить, насколько конгруэнтно желание клиента достичь этого со-


Глава 3

стояния. Тщательно проследите, чтобы ни одно из преимуществ (вторичных выгод) актуального состояния не было потеряно: «Я хочу быть независимым» — «Потеряете ли вы что-нибудь ценное, став независимым?».

6. Соответствие масштаба обобщений. Если желаемый результат слишком обобщен или глобален, выделите для начала один его малый компонент. Например: «Я хочу, чтобы жизнь приносила мне удовлетворение» — «В какой важной области вы бы в первую очередь хотели получать удовлетворение?».

7. Зависимость результата от включенности ресурсных состояний: «Какие ресурсы, внутренние резервы вам нужны, для того чтобы добиться вашего результата и его поддерживать?». Например: «Я хочу быть независимым» — «Что вам нужно, чтобы быть независимым?». Опишите ресурсные состояния также по субмодальным характеристикам.

8. Отношение к актуальному состоянию как к препятствию в достижении результата. Описание по субмодальным характеристикам актуального состояния, а также метапрограмм убеждений, ценностей, метамодельных паттернов, калибровка специфической физиологии и невербальных маркеров, характерных для актуального состояния. Особое внимание следует уделить отношению ко времени в описании актуального состояния.

9. Подстройка к будущему: «Посмотрите и постарайтесь увидеть себя со стороны уже изменившимся в будущем. Что вы делаете? Нравится ли вам эта картина?».

Исследуя представления клиента о результате, терапевт уже начал свою работу. В процессе такого выяснения можно получить подробное описание настоящего и желаемого состояний клиента, которое используется для выбора терапевтической стратегии — терапевтической техники или комплекса техник.

ТЕХНИКИ

Здесь и далее приводятся примеры указаний, которые терапевт дает клиенту- при обучении данной технике. В общении с клиентом вполне допустимо применять формулировки и не совпадающие с использованными здесь терминами НЛП, но более понятные клиенту.


Криминальная виктимология

Техники «НС - ЖС»

Техника «Создание образа желаемого будущего»

Запрограммируйте себя на обретение здоровья:

• Представьте самый хороший исход вашей будущей деятельности по исцелению — например, полное выздоровление или результат, которого вы хотите, но пока не имеете.

• Мысленно просмотрите не менее трех «кинофильмов» о своем успехе, в которых вы будете видеть самого себя здоровым, исполняющим будущие роли с блеском и вдохновением.

• «Войдите» в эти фильмы и мысленно проиграйте все эти роли (т. е. если в п. 2 вы смотрели на себя как бы со стороны — были «режиссером», то теперь на происходящее смотрите изнутри — станьте «актером»).

• Пребывая в будущем, в котором вы уже добились успеха, посмотрите на настоящее, из которого вы пришли, и определите, что еще нужно сделать, чтобы достичь этого будущего.

• Вернитесь в настоящее, еще раз посмотрите в будущее (представьте его), проверьте последовательность шагов, которые необходимы вам для достижения этого будущего, и еще раз прокрутите фильм о будущем успехе.

• Вернитесь в настоящее и ощутите приобретенную уверенность в себе и в достижимости собственного здоровья.

Техника «Сенсорные признаки результата»

Используйте фрейм НЛП: «как если бы...», который позволит перейти от надоевшей «карты» болезни к желанной «карте» здоровья. Чтобы использовать технику фрейма «как если бы», нужно просто отвечать на вопросы, мечтать и фантазировать, сняв цензуру сознания. Так, как если бы вы уже обладали всем тем, чего желаете, — абсолютным здоровьем.

• Давайте предположим, что вы уже здоровы. Опишите себя.

• Если бы вы могли мгновенно стать здоровым, то каким бы вы были?

• Сделайте вид, что вы уже здоровы, и расскажите о своих ощущениях.

• Предположим только на минуту, что вы действительно могли бы вылечиться. Опишите, в какой последовательности это происходило бы.

• Если бы вы могли изменить любую часть своего состояния, то что бы вы изменили в первую очередь?

• Каким бы вы были, если бы были абсолютно здоровым?


Глава 3

• Если бы вы были здоровым, то что было бы и что бы вы делали?

• Если бы вы знали основную причину, поддерживающую вашу болезнь, чем бы это могло быть?

• Если бы вы могли владеть нужной информацией по излечению, то какой бы она была?

• Предположим на минуту, что вы знаете, что надо делать в первую очередь. Что бы вы стали делать для своего исцеления?

Предложенные вопросы нужны не столько для того, чтобы развить тему болезни, сколько для того, чтобы перевести ее в план конкретных признаков здоровья, понятных бессознательному.

Техника «Описание модели НСЖС»

Начните с настоящего состояния, то есть с вашей болезни, и ответьте на следующие вопросы:

• Как вы себя ощущаете внутри, когда вы находитесь в этом состоянии?

• Где вы ощущаете свое дыхание, и какова его частота?

• Присутствует ли какой-либо внутренний диалог?

• Насколько хорошо вы слышите то, что происходит вокруг?

• Как для вас звучит ваш собственный голос?

• Можете ли вы ясно видеть, что происходит вокруг?

• Видите ли вы что-нибудь внутри (какие-либо картинки)?

Далее проделайте то же самое для желаемого состояния:

• Как вы будете ощущать себя внутри, когда будете находиться в состоянии здоровья?

• Где вы будете ощущать свое дыхание, и насколько оно будет частым?

• Будет ли присутствовать какой-либо внутренний диалог?

• Насколько хорошо вы будете слышать то, что происходит вокруг?

• Как будет звучать ваш собственный голос?

• Будете ли вы ясно видеть, что происходит вокруг?

• Будете ли вы видеть что-нибудь внутри (какие-либо картинки)?

Любую информацию наш мозг кодирует в виде образов, звуков и слов, ощущений и чувств, а также умственных схем. Все эти представления могут быть внешними (вне пределов


. ______________________ Криминальная виктимология

вашего тела) и внутренними (в его пределах). Сравните настоящее и желаемое состояния, чтобы точно сообщить своему бессознательному, чего вы хотите и к чему стремитесь.

Можно дополнить образ желаемого состояния. Например, опишите позу, характер дыхания, направление взгляда, жесты и характерные слова, в которых оно будет выражаться. А теперь войдите в это состояние, т. е. примите соответствующие позу, характер дыхания и направление взгляда.-Сделайте несколько раз новые, выбранные вами жесты, сопровождая их характерными словами.

Техника «Формирование готовности к достижению цели»

1. Одним предложением запишите цель, которую вы хотите достичь.

2. Оцените, как сильно вы верите в свою цель по отношению к следующим суждениям (1 — самая низкая и 5 — самая высокая степень веры):

• моя цель желанна и стоит того;

• эта цель достижима;

• то, что мне нужно делать, чтобы достичь этой цели, нормальной естественно;

• у меня есть необходимые способности для достижения этой цели;

• я заслуживаю достижения этой цели.

3. Просмотрите свои ответы и выберите то утверждение, которое вы оценили ниже остальных. Повторите это предложение 9 раз, каждый раз добавляя очередное суждение из перечисленных ниже и ту мысль, что спонтанно появится за ним.

... потому что...

...и я ее достигну, до того как...

... и я ее достигну, после того как...

...пока...

...если...

...хотя и...

...так же как...

...в любое время...

...так что...

Постарайтесь быть искренним и обязательно аргументированно переработайте «всплывшие» сомнения и возражения. Когда вы закончите, поработайте опять с самооценкой и заметьте, что изменилось.


Глава 3

Техники якорения

Техника «Постановка ресурсных якорей»

1. Выявите ситуацию, в которой вы нуждаетесь в ресурсах.

2. Определите необходимый ресурс, например, уверенность в себе или чувство здоровья.

3. Убедитесь в том, что ресурс действительно вам подходит — спросите себя: «Если бы у меня был этот ресурс, улучшилось бы мое восприятие этой ситуации и мои действия в ней?» (Если да, продолжайте, если нет, вернитесь к uiaiy 2.)

4. Вспомните несколько случаев из жизни, когда у вас был этот ресурс, и выберите из них один-два, в котором он проявился интенсивнее всего.

5. Определите якоря, которые вы собираетесь использовать.

6. В воображении полностью вернитесь в переживание ресурсного состояния, переживите его снова.

7. Когда переживание достигнет пика интенсивности, выйдите из него.

8. Снова переживите свое ресурсное состояние, и в тот момент, когда оно достигнет пика, присоедините якоря. Повторите это несколько раз.

9. Проверьте качество якорения, убедившись, что вы действительно входите в это состояние, включив якоря. Если вы не удовлетворены, повторите шаг 6.

Техника «Создание цепочки якорей»

1. Определите, как именно вы узнаете, например, что волнуетесь. Что дает вам узнать об этом — мысли, поза, движения, дыхание и т. д.?

2. Решите, к какому первому состоянию вы хотели бы перейти, как только получите этот внутренний сигнал. К какому второму после этого? К какому третьему и т. д.?

3. Например, ваша «цепочка» может выглядеть следующим образом: «волнение» «слокойствие» — «любопытство» — «творчество».

4. Вспомните о времени, когда вы были очень спокойны, и закрепите это состояние тактильным якорем (удобнее всего использовать касание определенным пальцем определенной части тела).

5. Выйдите.из этого состояния спокойствия, вспомните, когда вас обуревало любопытство, и поставьте якорь этого состояния, достаточно отличный от предыдущего.


_____________________________ Криминальная виктимология

6. Проделайте это для состояния творчества (тоже «заякорите» его).

7. Вернитесь к переживанию волнения (например, вспомните то, из-за чего вы серьезно волновались в последний раз).

8. Как только вы почувствуете сигнал волнения, включите якорь спокойствия, когда это состояние достигнет максимума, «запустите» якорь любопытства, а после — творчества.

Техника «Скрещение якорей»

Принцип «смешения» двух противоположных неврологических процессов положен в основу очень мощной техники сталкивания, или скрещения, якорей.

1. Сядьте поудобнее, вспомните случай, когда вы были особенно уверены в себе, полны творческой энергии или просто здоровы (выберите что-то одно).

2. Заякорите это воспоминание на своем правом колене легким нажатием правой руки. Убедитесь, что вы ставите якорь именно в тот момент, когда наиболее интенсивно переживаете данное воспоминание.

3. Теперь вспомните какую-либо ситуацию, в которой вы были неуверенны, вялы или просто больны (также выберите что-то одно). Установите якорь левой рукой на своем левом колене.

4. Двумя руками одновременно нажмите на оба якоря. В результате две модели поведения столкнутся в одном месте и времени, так что неврологически будет необходимо их интегрировать. Ресурсное и нересурсное состояния сольются, заставляя ваш мозг искать новые возможности в ситуации, которая раньше воспринималась как проблемная, или поменять состояние с нездорового на более здоровое.

5. Теперь вообразите себе проблемную ситуацию или ход болезни в будущем. Если ваша работа была успешной, вы обнаружите, что вам куда легче найти ресурсы в данной ситуации (по мере того как вы будете представлять ситуацию, будут появляться признаки ресурсного состояния). И будьте уверены в том, что впоследствии вы сможете действительно испытать ресурсное состояние, попав в соответствующую проблемную ситуацию, или просто выздороветь значительно быстрее.

Техника «Круг совершенства»

Цель техники заключается в том, чтобы восстановить, описать, укрепить и дополнить ресурсные состояния тела и


Глава 3

психики. По своей сути, это скрещение якорей с многократным ресурсированием.

1. Определите совершенное состояние. Выберите из вашего прошлого состояние, в котором все ресурсы были для вас доступны настолько, что это позволяло вам быть в наилучшей форме и действовать в полную меру способностей.

2. Создайте «Круг совершенства». Нарисуйте воображаемый круг на полу. Вообразите, что это — ваш «Круг совершенства». Попытайтесь представить, что в нем появляется цвет — какой?

3. Вспомните состояние совершенства, достигните, опишите его, дополните, если надо, и ассоциируйте его с кругом (просто войдя в него в «совершенном» состоянии):

a) достигните — переживите вновь опыт совершенного состояния, как будто это происходит сейчас;

b) опишите — осознайте свою позу, дыхание, внутренние образы, звуки и особенно — то, как вы видите и слышите все, что происходит;

c) дополните ощущение, если оно не совсем полное, путем систематического повторения упражнения, пока вы не получите сильного и полного переживания. Определите наиболее яркие или «выпуклые» ощущения (чувства, тип дыхания, образ или звук), которые создают «дополненное» состояние совершенства, и определите, как вы выглядите и как звучит ваш голос в этом состоянии.

4. Осуществите разделение состояний. Выйдите из круга и вернитесь в ваше обычное состояние.

5. Теперь вступите в круг и проверьте, получили ли вы спонтанно все физиологические ощущения совершенства. Выйдите из круга. Еще несколько раз повторите эти вход и выход. Если вам не удается полностью достичь чувства совершенства без сознательного усилия, вернитесь к шагу 3 с.

6. Создайте необходимый контекст. Определите будущую ситуацию, которая обычно для вас проблематична, но в которой бы вы хотели в любой момент автоматически иметь чувство совершенства. Найдите триггер этой ситуации (то, что вы видите, слышите и чувствуете, что дает вам знать о начале проблемы).

7. Установите связи. Мысленно поставьте себя в эту ситуацию, вступите в круг и, получив доступ' к совершенству, посмотрите, каким образом это совершенство отражается на


__________________________ Криминальная виктимология

ситуации. Заметьте связь, которую вы можете установить со своим совершенством. Выйдите из круга.

8) Проверьте себя. Опять подумайте о будущей ситуации. Можете даже задать себе несколько вопросов о ней (например: «Что происходит сейчас, когда я думаю о том, что обычно было для меня плохим или трудным?»). Главное здесь — быстро и автоматически достичь состояния совершенства. Вы можете проверить это, замечая, присутствуют ли признаки, определяющие чувство совершенства, из вашего описания (шаг 3).

Техники работы с субмодапьноспыми

Техника «Объединение ожиданий»

1. Создайте карту образа самого себя.

a) Изобразите себя так точно, как можете;

b) Определите качества, которые хотели бы иметь;

c) Найдите в прошлом личный опыт, связанный с каждым качеством.

2) Найдите визуальные ключи, специфичные для каждого качества, например, подходящие паттерны дыхания или изменения позы, специфические жесты, черты и цвет лица. «Добавьте» в свою картинку другого человека, который поддержит и увеличит эти желаемые черты. Теперь «запустите кино», наблюдая, слушая и ощущая свое взаимодействие с этим человеком при демонстрации желаемых качеств.

1) Отрепетируйте и предвосхитите (подстройте к будущему) образ сильного себя в разных сценариях.

2) Прокрутите фильм о сильном себе, приукрашивая и увеличивая все поведенчески специфические ключи.

3) Теперь сместите детали фона в своем кино в позитивную, не вызывающую тревоги ситуацию и понаблюдайте, послушайте, почувствуйте, как образ сильного Я как бы прогрессирует в сцене от начала к концу и ценные качества проявляются все ярче и ярче.

4) Повторите фильм о сильном Я, действующем в нейтральной или рутинной ситуации.

5) Повторите его же, но для прежней тревожной ситуации. Запустите кино, но уже с сильным Я, владеющим ситуацией и взаимодействием.

6) Сделайте карту образа сильного Я автоматической привычной реакцией на тревогу или стресс.


Глава 3

7) Не используя вашу новую карту образа сильного Я, представьте ситуацию тревоги или стресса.

8) Отметьте и определите ваши собственные специфические физиологические сигналы нарастающей тревоги. Это может быть скованность или напряжение в теле, сухость во рту, изменение тона голоса, учащение дыхания, быстрое сердцебиение и т. д.

9) Когда индикатор тревоги отобран, воспроизведите его еще раз, включая кинофильм с тревожной ситуацией. Затем немедленно переключитесь на образ сильного Я, действующего по ранее отрепетированному сценарию. Проделайте это по крайней мере 10 раз до тех пор, пока индикатор стресса автоматически и привычно не будет вызывать в голове образ сильного Я.

10) Подстройте к будущему и отрепетируйте ваши будущие цели, используя образ сильного Я.

a) Начните с изображения образа сильного Я в прежде отрепетированных сценариях.

b) Разверните как картину или фильм новый фон, изображающий идеальные цели несколько месяцев или лет спустя. Представьте: кто там? все ли там выполнено? как точно это выглядит?

c) Шагните в это будущее и, находясь там как бы в настоящем времени, определите и заметьте, что это за ощущение — достигнутой цели. Запомните это чувство успеха и обогатите его другими сенсорными качествами (звуки, запахи, вкусовые ощущения, ритм, температура, яркость, красочность и т. д.).

11) Пребывая все еще в будущем, как если бы это было сейчас, помечтайте наяву, как вы, оглядываясь назад, обозреваете шаги, предпринятые для достижения цели. Это может выглядеть как серия фильмов о вашем сильном образе Я.

12) Наконец, закончите работу, повторяя и оценивая ваши будущие чувства и картину успеха, как если бы она уже состоялась сейчас.

13) Теперь немедленно переориентируйтесь в настоящее, принеся с собой ваш опыт успеха.

Техника «Отделение себя от контекста»

В случае, когда проблемное переживание закодировано мозгом не в виде отдельной статичной картины или серии картин, если оно вспоминается исключительно в виде некоего «фильма ужасов», будет лучше, если вы воспользуетесь этой


_________________________ Криминальная виктимология

техникой или следующей — «Обезумливание субмодальностей». Под контекстом здесь понимается сама по себе ситуация, окружающие вас условия и обстоятельства или, если хотите, «декорации» вашего «фильма ужасов».

1. Подумайте о неприятном воспоминании и прокрутите его как короткий фильм. Оцените, как вы реагируете на это воспоминание.

2. Увидьте на картине себя — перейдите в диссоциированное состояние и четко разделите себя и контекст. Используйт







Date: 2016-07-18; view: 355; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.17 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию